г. Санкт-Петербург |
|
17 января 2020 г. |
Дело N А56-78328/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Глазков Е.Г.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33749/2019) Жилищного комитета
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2019 (резолютивная часть 04.09.2019) по делу N А56-78328/2019 (судья Нетосов С.В.), принятому в порядке упрощенного производства
по иску ГУП "ТЭК СПБ"
к Жилищному комитету
3-е лицо: ООО "Городской центр коммунальное сервиса"
о взыскании
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (190000, Санкт-Петербург г, Морская М. ул, 12, ОГРН 1027810310274, далее - ГУП "ТЭК СПб", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета (191011, г. Санкт-Петербург, пл. Островского, 11, ОГРН: 1047839009129, далее - Комитет) о взыскании 196 345,06 руб. убытков в виде разницы в тарифах, за тепловую энергию, потребленную по договору теплоснабжения в горячей воде от 01.12.2008 N 80582 за период с января по март 2017 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Городской центр коммунальное сервиса" (далее - ООО "ГЦКС").
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 31.10.2019 арбитражный суд первой инстанции взыскал с Жилищного комитета в пользу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" 196 345,06 руб. убытков по разнице в тарифах по договору N 80582 от 01.12.2018 за период с января по март 2017 года, 6 890 руб. расходов по оплате государственной пошлины; возвратил государственному унитарному предприятию "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" из федерального бюджета 3 110 руб. государственной пошлины уплаченной по платежному поручению N 14201 от 14.05.2019.
Решение обжаловано Жилищным комитетом.
Податель жалобы просит отменить решение суда, принять новый судебный акт, об отказе в удовлетворении требований ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" к Жилищному комитету.
В обоснование жалобы Жилищный комитет ссылается на следующее. Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга ежегодно утверждаются тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ГУП "ТЭК СПб"; Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга ежегодно устанавливаются тарифы для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам; разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ГУП "ТЭК СПб" возмещается из бюджета Санкт-Петербурга; в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2018 N 1012 утвержден Порядок предоставления субсидий на 2019 г.; пунктом 3.5 приложения 2 к Порядку предоставления субсидий на 2019 г. установлено, что объемы тепловой энергии, применяемые для расчета размера субсидий в соответствии с пунктом 3.4 настоящего Порядка, определяются на основании актов сверок с потребителями при условии, что указанные акты сверок в соответствии с абзацем третьим пункта 3.6 настоящего Порядка не были представлены получателями субсидий в ГУП ВЦКП "ЖХ" в период с 01.01.2017 по 31.12.2018, либо были возвращены в указанный период ГУП ВЦКП "ЖХ", откорректированы получателями субсидий и потребителями и представлены в ГУП ВЦКП "ЖХ" после 01.01.2019; при отсутствии согласованных актов сверок с потребителями объемы тепловой энергии определяются на основании судебных актов по искам теплоснабжающих организаций к потребителям, которыми подтверждаются объемы поставленной тепловой энергии потребителям Отчеты и акты сверок с потребителями либо судебные акты представляются получателями субсидий в ГУП ВЦКП "ЖХ" для проведения проверки. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав может осуществляться путем возмещения убытков. Податель жалобы указывает, что из расчета количества потребленной тепловой энергии за спорный период истец определил объем тепловой энергии по нормативу, исходя из показаний узлов учета тепловой энергии и расчетным способом; размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. По мнению подателя жалобы, объем тепловой энергии, определенный истцом расчетным методом противоречит действующему жилищному законодательству; истцом не представлены в материалы дела показания узлов учета, приложения к счетам-фактурам и расчеты по нормативу; в отсутствие указанных документов (приложений к счетам - фактурам) Комитет был лишен возможности оспорить заявленные требования ГУП "ТЭК СПб" по размеру.
От ГУП "ТЭК СПб" поступил отзыв на жалобу с возражениями против удовлетворения апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно материалам дела, 01.12.2008 ЗАО "Лентеплоснаб" (правопредшественник ГУП "ТЭК СПб") (энергоснабжающая организация) и ООО "ГЦКС" (абонент) заключен договор теплоснабжения в горячей воде N 80582 (в редакции дополнительных соглашений), по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась передавать абоненту тепловую энергию по адресам, указанным в приложениях к договору, а абонент - принимать и своевременно оплачивать принятый коммунальный ресурс, а также соблюдать предусмотренный настоящим Договором режим его потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п.п.1.1, 1.3).
Расчеты за потребленную энергию производятся денежными средствами по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством, согласно платежным документам, выписываемым Энергоснабжающей организацией. Расчетным периодом для оплаты потребленной энергии является календарный месяц (п.5.1).
В соответствии с п.5.3 договора Энергоснабжающая организация в течение 10 дней после окончания расчетного периода, выставляет на расчетный счет Абонента документы на оплату потребленной Энергии.
Абонент оплачивает потребленную Энергию в безакцептном порядке в срок до 15 числа месяца, следующего за расчетным.
В период с января по март 2017 года ГУП "ТЭК СПб" поставлена тепловая энергия по договору на общую сумму 609 666 руб. 24 коп., из которых по тарифу для населения поставлено тепловой энергии на сумму 413 321 руб. 18 коп., по разнице в тарифах поставлено тепловой энергии на сумму 196 345 руб. 06 коп.
21.02.2017 Комитетом и Предприятием (получатель субсидий) заключен договор о предоставлении субсидий на компенсацию (возмещение) выпадающих доходов N ВВД-01-02, предметом договора является предоставление получателю субсидий из бюджета Санкт-Петербурга.
Ссылаясь на то, что в период с января по март 2017 года по договору от 01.12.2008 N 80582 разница между тарифом для населения и экономически обоснованным тарифом составила 196 345 руб. 06 коп., письмом от 08.05.2018 N 58-12/17028, Предприятие обратилось в Комитет для получения денежных средств в виде субсидии на возмещение выпадающих доходов.
Отсутствие удовлетворения претензии послужило основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539-547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку услуги по теплоснабжению в данном случае оказывались населению многоквартирного жилого дома, к спорным правоотношениям применяются ЖК РФ, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В соответствии с пунктом 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Разница между тарифом для Предприятия и тарифом для населения компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 363-р Предприятию установлены экономически обоснованные тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемую в открытых системах теплоснабжения потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2016 - 2018 годы. Согласно приложению N 6 к распоряжению N 363-р для населения на первое полугодие 2017 года установлен тариф в размере 2392,44 руб. /Гкал.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2016 N 249-р на первое полугодие 2017 года установлен тариф на тепловую энергию в размере 1621,95 руб. /Гкал (с НДС) для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемую гражданам, проживающим в многоквартирных домах, и для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах.
В период с января по март 2017 года ГУП "ТЭК СПб" поставлена тепловая энергия по договору на общую сумму 609 666 руб. 24 коп., из которых по тарифу для населения поставлено тепловой энергии на сумму 413 321 руб. 18 коп., по разнице в тарифах поставлено тепловой энергии на сумму 196 345 руб. 06 коп.
Порядок предоставления субсидий за период с января 2017 г. по декабрь 2017 г. регламентирован Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2016 N 1258 "О Порядке предоставления в 2017 году субсидий теплоснабжающим (ресурсоснабжающим) организациям на компенсацию выпадающих доходов (возмещение выпадающих доходов прошлых лет)", согласно которому, разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских подлежит компенсации из бюджета Санкт-Петербурга путем выделения на безвозвратной и безвозмездной основе целевых субсидий.
Акты сверок объемов тепловой энергии между Предприятием и ООО "ГЦКС" не подписаны последним.
Письмом от 23.11.2018 N 58-13/46854 истцом в адрес Жилищного комитета были направлены акты, в которых зафиксированы объемы поставленной тепловой энергии. Ответчик не представил доказательства того, что имела место поставка тепловой энергии в ином объеме.
Причины и суть разногласий с Предприятием по объемам поставленного ресурса ООО "ГЦКС" не раскрыло. Никаких объяснений и доказательств по данному вопросу третье лицо в ходе рассмотрения настоящего дела не представило.
Согласно статье 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить другой стороне убытки, причиненные этим нарушением.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.
В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При этом применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказанности наличия совокупности нескольких условий (оснований): факта наступления вреда, противоправности поведения (властно-распорядительных действий (бездействия) государственного органа или его должностных лиц), наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшими у истца убытками, а также размера убытков. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий ответственности исключает ее применение. При этом юридическое значение имеет только прямая (непосредственная) причинная связь между противоправным поведением (бездействием) государственных органов (их должностных лиц) и возникшими у истца убытками.
Отсутствие подписанных исполнителем коммунальных услуг (управляющей организацией) актов сверок объемов, не влияют на право Предприятия на возмещение убытков, возникших в результате тарифного регулирования, наличие которых само по себе свидетельствует о нарушенном праве.
Комитет не компенсировал межтарифную разницу.
В связи с отсутствием доказательства перечисления Комитетом спорных денежных средств на расчетный счет ресурсоснабжающей организации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Предприятия.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции.
Несоблюдение истцом порядка получения субсидий и отсутствие у Комитета спорной задолженности перед Предприятием подателем жалобы не доказаны. Обоснованность требований истца, предъявленных к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета, вне зависимости от наличия или отсутствия договорных отношений, подтверждается выводами, изложенными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных "межтарифной разницей", а также разъяснениями Конституционного суда Российской Федерации, данными в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) одним из основополагающих принципов государственного регулирования тарифов на тепловую энергию является обеспечение экономической обоснованности расходов и затрат регулируемых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии, а также обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и Потребителей тепловой энергии.
Статья 10 Закона N 190-ФЗ предусматривает возможность установления льготных тарифов для отдельных категорий потребителей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию. При этом субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, то есть, по общему правилу, субъект Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных "межтарифной разницей" (далее - Постановление N 87) и в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П ни отсутствие договора между сторонами, ни отсутствие досудебного обращения истца к Администрации за возмещением межтарифной разницы (выпадающих доходов), не влияют на право истца, на возмещение убытков, возникших в результате тарифного регулирования, наличие которых (этих убытков) само по себе свидетельствует о нарушенном праве.
Из вышеизложенного следует, что межтарифная разница представляет собой реальные расходы ресурсоснабжающей организации, возникающие вследствие применения в расчетах за отпускаемый ресурс тарифов на уровне ниже экономически обоснованных.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".
Принимая во внимание изложенное, является несостоятельной ссылка Комитета на отсутствие виновности и бездействия со стороны Санкт-Петербурга.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил доказательства наличия препятствий для получения от истца и третьего лица показаний узлов учета, приложений к счетам-фактурам и соответствующих расчетов. Ходатайства об истребовании каких-либо доказательств ответчиком не заявлено.
С учетом изложенного апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства, предусмотренные частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом не установлены.
Руководствуясь статьями 269-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2019 по делу N А56-78328/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-78328/2019
Истец: ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
Ответчик: ЖИЛИЩНЫЙ КОМИТЕТ
Третье лицо: ООО "ГЦКС"