г. Самара |
|
16 января 2020 г. |
А55-10361/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 января 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Сергеевой Н.В., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
при участии:
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе городского округа Самара (межрайонное) - представитель Голованова Ольга Николаевна (доверенность от 12.12.2018)
от федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 63 Федеральной службы исполнения наказаний" - представитель Миронова Ольга Викторовна (доверенность от 21.02.2017)
от третьего лица - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе городского округа Самара (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 октября 2019 года по делу N А55-10361/2019 (судья Матюхина Т.М.),
по исковому заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе городского округа Самара (межрайонное), г. Самара,
к федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 63 Федеральной службы исполнения наказаний" (ИНН 7841015329, ОГРН 1057808236694), г. Самара,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Нарышкина Нина Дмитриевна,
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе городского округа Самара (межрайонное) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о взыскании с федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 63 Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России, учреждение) ущерба в сумме 6 059 руб. 94 коп., причиненного в результате непредставления индивидуальных сведений, повлекшего переплату пенсии Нарышкиной Нине Дмитриевне.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечена Нарышкина Нина Дмитриевна (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15 октября 2019 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 15 октября 2019 года по делу N А55-10361/2019 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы материального права, не подлежащие применению, не исследованы надлежащим образом представленные доказательства. Управлением ПФР были вынесены правомерные решения в соответствии с действующим законодательством, поскольку имело место не выявленная ошибка Пенсионного фонда, а обстоятельства, влекущие уменьшение суммы страховой пенсии в связи с несвоевременным представлением страхователем сведений по форме СЗВ-М.
В материалы дела поступил отзыв ответчика на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о дне и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие третьего лица, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, Нарышкиной Н.Д. 11.08.1992 была назначена трудовая (с 01.01.2015 именуемая "страховая") пенсия по старости.
За отчетный период май 2017 года по сведениям персонифицированного учета Нарышкина Н.Д. являлась работающей в ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России.
За отчетный период май 2017 года сведения персонифицированного учета в управление ответчиком не предоставлены в установленный срок.
Полагая, что несвоевременное представление учреждением сведений индивидуального (персонифицированного) учета за май 2017 года повлекло за собой выплату Нарышкиной Н.Д. страховой пенсии по старости в завышенном размере, Управление направило ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России уведомление, в котором предложило учреждению в добровольном порядке перечислить в пенсионный фонд денежные средства в сумме 6059 руб. 94 коп. (л.д. 22).
Поскольку ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России указанную сумму в пенсионный фонд не перечислило, УПФР в г.Сызрани обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
В соответствии со ст.26.1 Закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным ч. 2, 5-8 ст.18 Закона N 400-ФЗ, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с данным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч. 6 и 7 ст.16 данного закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с ч. 10 ст.18 данного закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений ч.1-3 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 4 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Согласно п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, обязан представлять сведения (по форме СЗВ-М) о своих работниках, в том числе о гражданах, принятых на работу либо уволенных с нее в отчетном месяце.
Данные сведения по форме СЗВ-М являются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, на основании которых орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ежемесячно уточняет факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы в целях реализации положений ч. 1-3 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ.
Нормы о ежемесячном уточнении факта работы вступили в силу с 01.05.2016 (ч.3 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ).
Таким образом, начиная с 01.05.2016, согласно ч. 4 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, производится без заявления пенсионера, прекратившего работать, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу ст. 15 и 17 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные Законом N 27-ФЗ.
В соответствии с ч. 3 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ, ст. 7 Закона N 385-ФЗ пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с Законом N 400-ФЗ, с учетом индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В силу ч. 6 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном ч.1-3 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ.
Согласно ч. 7 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном ч. 1-3 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное ч.6 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 26 Закона N 400-ФЗ, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 28 Закона N 400-ФЗ).
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 28 Закона N 400-ФЗ).
Указанными правовыми нормами не исключается обязанность работодателя по возмещению пенсионному фонду причиненного ущерба, если к возникновению названного ущерба привели виновные действия работодателя.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Для применения гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков истцом должны быть доказаны: факт причинения убытков и их размер, противоправность действий (бездействия) ответчика, его вина, наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением ответчика и наступившим ущербом. Недоказанность одного из названных обстоятельств исключает удовлетворение иска.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
Согласно п. 3 ст. 1109 ГК РФ суммы пенсии, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения.
Действующее законодательство не допускает возложение на гражданина обязанности по возмещению возникшего в результате необоснованного назначения пенсии перерасхода средств на выплату пенсии Пенсионному фонду Российской Федерации при отсутствии недобросовестности со стороны получателя пенсии и счетной ошибки.
Таким образом, одним из существенных обстоятельств, имеющим значение для правильного разрешения возникшего спора, является установление виновного лица, чьи действия повлекли за собой перерасход средств на выплату пенсии в силу приведенных положений ст. 28 Закона N 400-ФЗ, наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением ответчика и наступившим ущербом.
Как следует из пояснений УПФР в г.Сызрани, в рассматриваемом случае ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России причинен ущерб пенсионному фонду в результате выплаты Нарышкиной Н.Д. страховой пенсии в завышенном размере за период с 01.08.2017 по 31.10.2017 в связи с несвоевременным представлением учреждением сведений по форме СЗВ-М за май 2017 года.
Управлением представлены решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) N 190000036328/В от 31.07.2017 и N 1900000022057/В от 31.10.2017 предусмотренное ч.6 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ.
Оценивая обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе городского округа Самара (межрайонное) не доказало совокупность обстоятельств, влекущих применение ответственности в виде возмещения ущерба, в частности, наличие причинно-следственной связи между действиями ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России по несвоевременному представлению сведений по форме СЗВ-М в отношении Нарышкиной Н.Д. за май 2017 года и возникновением у пенсионного фонда убытков за период с 01.08.2017 по 31.10.2017 в сумме 6059 руб. 94 коп.
Представитель истца в судебном заседании пояснила, что вышеуказанные Решения распечатываются на бумажном носителе по мере необходимости, что противоречит пункту 2 приложения N 3 (к Приложению N 2 утвержденного приказом ОПФР по Самарской области от 22.09.2015 N 508) к временному порядку работы в условиях пилотного проекта по реализации новых технологических решений хранения документов, образующихся в ходе пенсионного процесса, в котором указано, что ".... Бумажное выплатное дело распечатками документов с электронного дела не дополняется".
Истцом не представлены доказательства о того, что Решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) вынесено в надлежащем виде и установленный законом срок, а следовательно выплата произведена Пенсионным фондом безосновательно.
Кроме того, ч.4 ст.28 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Сведения о работниках ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России (в том числе Нарышкина Н.Д.) по форме СЗВ-М за июнь 2017 года представлены в пенсионный фонд 07.07.2017, за июль 2017 года-04.08.2017, за август 2017 года-08.09.2017; дополняющая форма СЗВ-М за май 2017 года-28.09.2017. Решение о прекращение выплаты предоставленные пенсионным фондом датированы 31.10.2017 (также данное решение не отвечает требованиям п. 23 приказа Минтруда от 08.09.2015 N 616н "Об утверждении правил ведения пенсионной документации"
07.07.2017 ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России своевременно предоставила налоговую декларацию (расчет страховых взносов, на основании которых производятся пенсионные выплаты).
Таким образом, УПФР в Железнодорожном районе г.о. Самара знало (не могло не знать) о том, что Нарышкина Н.Д. не прекращала работать в ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России (то есть является работающим пенсионером), и соответственно в силу ч. 4. ст. 28 Закона N 400-ФЗ не должно было производить индексацию размера страховой пенсии и выплачивать Нарышкиной Н.Д. страховую пенсию в повышенном размере в период с 01.08.2017 по 30.09.2017, а в октябре и вовсе проводить выплату, так как дополнительная форма СЗВ-М за май месяц была предоставлена 28.09.2017.
На дату принятия Фондом решений N 190000036328/В от 31.07.2017 и N 1900000022057/В от 31.10.2017, у него уже имелись сведения о том, что указанное лицо является работающим пенсионером.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции было правомерно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Основания для взыскания с ответчика убытков в спорной сумме, материалами дела не подтверждены.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм права и согласуются с позицией, изложенной в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2019 по делу А55-10364/2019.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 октября 2019 года по делу N А55-10361/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-10361/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе городского округа Самара межрайонное
Ответчик: Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-Санитарная часть N 63 Федеральной службы исполнения наказаний"
Третье лицо: Нарышкина Нина Дмитриевна