г. Санкт-Петербург |
|
17 января 2020 г. |
Дело N А56-69567/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2020 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Глазков Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Куляевым С.Д.
при участии:
от истца: представитель Гузова М.Н. по доверенности от 11.07.2019
от ответчика: представитель не явился, уведомлен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30775/2019) местной администрации муниципального образования Кипенское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области на решение (резолютивная часть) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.09.2019 по делу N А56-69567/2019 (судья Дашковская С.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по исковому заявлению некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области"
к местной администрации муниципального образования Кипенское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области
о взыскании денежных средств
установил:
некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" (188653, нп. Военный городок Агалатово, Ленинградская обл. Всеволожский р-н, 161; Россия 194044, Санкт-Петербург, пр-кт Большой Сампсониевский 60А, ОГРН: 1134700002007, далее - Фонд) обратилась в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к местной администрации муниципального образования Кипенское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области (188515, д Кипень, Ленинградская обл. Ломоносовский р-н, ш. Ропшинское 5, ОГРН: 1024702184275, далее - Администрация) о взыскании денежных средств.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением (резолютивная часть) от 13.09.2019 арбитражный суд первой инстанции взыскал с местной администрации муниципального образования Кипенское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области в пользу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" 92 625 руб. 92 коп. задолженности по соглашению от 22.08.2017 N 9-3/2017, 3 705 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Решение обжаловано Администрацией.
Податель жалобы просит отменить решение суда и отказать НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что в период действия Соглашения Фондом какие-либо работы выполнены не были; в бюджете местной администрации на 2017 год не были учтены необходимые денежные средства, в связи с чем условия данного Соглашения местной администрацией не были реализованы; каких-либо обязательств в период действия Соглашения, по мнению администрации, между Фондом и местной администрацией не возникло; денежные средства могли быть перечислены по соглашению для выполнения истцом определенного вида работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, однако в 2017 году (в период действия соглашения) какие-либо работы истцом не выполнялись; таким образом, по мнению подателя жалобы, каких-либо обязательств в период действия соглашения между истцом и местной администрацией не возникло; у местной администрации перед истцом отсутствует какая-либо задолженность; денежные средства, при возникновении определенных обязательств, могут быть перечислены по вновь заключенному соглашению.
От Фонда поступил отзыв на жалобу с возражениями против удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Ответчик представителя в судебное заседание не направил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие Администрации, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя истца, обсудив доводы жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно материалам дела, 22.08.2017 Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" (Региональный оператор) и Администрация муниципального образования Кипенское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области" заключено Соглашение N 9-3/2017 о долевом финансировании Краткосрочного плана реализации в 2017 году Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области, на 2014-2043 годы.
Соглашение регулирует порядок взаимодействия Фонда и Администрации при реализации постановления Правительства Ленинградской области от 28.12.2016 N 523 "Об утверждении Краткосрочного плана реализации в 2017 году Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области, на 2014-2043 годы" (в редакции от 04.08.2017 N 315) и постановления администрации муниципального образования Кипенского сельского поселения Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 21.06.2017 N 121 "Об утверждении муниципального плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования Кипенское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области на 2017 год, с учетом мер государственной поддержки" в части предоставления субсидий за счёт средств бюджета муниципального образования Кипенское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования Кипенское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, согласно Приложению N 1 к Соглашению.
В соответствии с п. 3.1.1 Соглашения Администрация обязана направить средства муниципального бюджета на отдельный банковский счет Регионального оператора в размере 92 625 руб. 92 коп. в срок до 01.10.2017.
Предусмотренные Соглашением средства муниципального бюджета Администрацией не перечислены.
16.04.2019 Фонд направил в адрес Администрации претензию о необходимости погашения задолженности в размере 92 625, 92 руб., отсутствие удовлетворения которой послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно частям 1 и 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии со статей 169 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса.
Положением части 3 статьи 169 Жилищного кодекса определено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
В силу пункта 1 части 2 статьи 181 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 Жилищного кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) также установлено, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
В силу пункта 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе взнос на капитальный ремонт.
Действующее правовое регулирование отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах имеет целью их поддержание в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, и тем самым - предотвращение причинения вреда как жизни, здоровью и имуществу собственников помещений и других граждан, проживающих в этих домах, так и жизни, здоровью и имуществу иных лиц (вследствие возможного разрушения или повреждения многоквартирных домов, их отдельных конструктивных элементов либо наступления иных обстоятельств, препятствующих их безопасной эксплуатации), то есть направлено на защиту конституционно значимых ценностей.
Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, будучи обязательной платой за организацию и проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, не обладают признаком индивидуальной безвозмездности и предназначены для оплаты расходов на выполнение конкретных работ и оказание услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества (включая отдельные элементы строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома), в том числе по их восстановлению или замене в целях улучшения их эксплуатационных характеристик, и тем самым - для поддержания многоквартирного дома в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, что отвечает прежде всего интересам собственников помещений в таком доме.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П.
Из положений части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Во исполнение требований Жилищного кодекса Российской Федерации на территории Ленинградской области постановлением Правительства Ленинградской области от 26.12.2013 N 508 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области, на 2014-2043 годы, утверждена
В соответствии с пунктом 8919 перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Ленинградской области, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту, утвержденного Постановлением N 508 (редакция от 01.02.2019), определены сроки и виды работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, дер. Кипень, Ропшинское ш., д. 21, а также принято постановление Правительства Ленинградской области от 28.12.2016 N 523 "Об утверждении Краткосрочного плана реализации в 2017 году Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области, на 2014-2043 годы" (в редакции от 04.08.2017 N 315).
Постановлением администрации муниципального образования Кипенского сельского поселения Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 21.06.2017 N 121 утвержден муниципальный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования Кипенское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области на 2017 год.
В целях регулирования порядка взаимодействия Фонда и Администрации при реализации вышеуказанных постановлений, Фондом и Администрацией заключено Соглашение N 9-3/2017 от 22.08.2017 о долевом финансировании Краткосрочного плана реализации в 2017 году Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области, на 2014-2043 годы в части предоставления субсидий за счёт средств бюджета муниципального образования Кипенское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования Кипенское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, согласно Приложению N 1 к Соглашению.
Согласно статье 9 Областного закона N 82-оз, краткосрочным планом реализации региональной программы капитального ремонта является план мероприятий по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, предусматривающий конкретизацию сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, определяющий виды и объем государственной поддержки капитального ремонта, в соответствии с указанной нормой закона Правительство Ленинградской области и органы местного самоуправления Ленинградской области обязаны утверждать Краткосрочные планы реализации программы.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 11.12.2018 N 475 "О Краткосрочном плане реализации в 2017, 2018 и 2019 годах Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области, на 2014-2043 годы и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области" утверждены Краткосрочные планы реализации региональной программы на 2017, 2018, 2019 годы.
Согласно пункта 92 (раздела 4) реестра многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту в 2017 году с учетом мер государственной поддержки, утвержденного Постановлением N 475, в 2017 году запланированы проектные работы многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, дер. Кипень, Ропшинское ш" д. 2L
Согласно пункту 92 (раздела 3) перечня многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту в 2017 году с учетом мер государственной поддержки, утвержденного Постановлением N 475, общая стоимость проектных работ многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, дер. Кипень, Ропшинское ш., д. 21, составляет 463 129,60 руб., из них 277 877,76 руб. это средства областного бюджета, 92 625,92 руб. средства собственников и 92 625,92 руб. средства бюджета муниципального образования "Кипенское сельское поселение".
В соответствии с утвержденной Региональной программой капитального ремонта, срок выполнения работ установлен до 30 декабря 2019 года.
Проектные работы, согласно договора N 2017-94 от 23.04.2018, выполнены ООО "Производственная компания "Феникс" в полном объеме, приняты и оплачены Фондом, что подтверждает Акт о приемке выполненных работ.
Вопреки доводам жалобы, из анализа условий Соглашения N 9-3/2017 от 22.08.2017 следует, что Администрация была обязана направить средства муниципального бюджета на отдельный банковский счет Регионального оператора в размере 92 625 руб. в срок до 01.10.2017.
Указанная обязанность Администрацией не исполнена безосновательно, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования Фонда о взыскании 92 625,92 руб.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции.
С учетом изложенного апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства, предусмотренные частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом не установлены.
Руководствуясь статьями 269-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.09.2019 по делу N А56-69567/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-69567/2019
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИПЕНСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛОМОНОСОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-30775/19