г. Саратов |
|
17 января 2020 г. |
Дело N А12-19959/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козинской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Транснефть-Приволга"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 октября 2019 года по делу N А12-19959/2019 (судья Пильник С.Г.)
по заявлению Акционерного общества "Транснефть-Приволга" (ИНН 6317024749, ОГРН 1026301416371, 443020, г. Самара, ул. Ленинская, 100)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (ИНН 3443077223, ОГРН 1043400306223, 400094, г. Волгоград, ул. 51 Гвардейская, д. 38)
о признании недействительными ненормативных правовых актов налогового органа,
при участии в судебном заседании представителей:
Акционерного общества "Транснефть-Приволга" - Родина Д.А., действующего на основании доверенности от 23.04.2019 N 05-05/161, Ишаниной О.В., действующей на основании доверенности от 29.08.19 N 05-05/294, представлен диплом о высшем юридическом образовании;
Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда - Беликова В.В., действующего на основании доверенности от 09.01.2020, Ванюкова Р.В., действующего на основании доверенности от 09.01.2020, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Акционерное общество "Транснефть-Приволга" (далее - АО "Транснефть-Приволга", Общество, налогоплательщик) с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (далее - ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения от 17.01.20109 N 399 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и решения от 17.01.2019 N 5932.
Решением от 14 октября 2019 года Арбитражный суд Волгоградской области заявленные требования акционерного общества "Транснефть-Приволга" оставил без удовлетворения.
АО "Транснефть-Приволга" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда представлен отзыв на апелляционную жалобу, в которых Инспекция просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
АО "Транснефть-Приволга" заявлено ходатайство о проведении по делу судебной экспертизы по вопросам о том, являются ли спорные объекты, указанные в ходатайстве, сооружениями капитального характера, имеющими прочную связь с землей, и нанесет ли перемещение данных объектов несоразмерный ущерб их назначению.
В силу части 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, а также может назначить экспертизу по своей инициативе, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства или проведения дополнительной либо повторной экспертизы.
Согласно части 2 статьи 64 АПК РФ заключения экспертов относятся к доказательствам, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
По смыслу приведенной нормы процессуального права вопрос о назначении экспертизы отнесен на усмотрение суда, разрешается в зависимости от необходимости разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, и является правом, а не обязанностью суда. При этом экспертное заключение оценивается арбитражным судом наряду с другими доказательствами, имеющимися в материалах дела, и не имеет заранее установленной силы.
Суд апелляционной инстанции счел, что имеющихся в деле доказательств достаточно для установления значимых для дела обстоятельств и необходимых для рассмотрения заявленных требований, с учетом предмета спора суду в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы отказано.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участников процесса, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по Дзержинскому району г.Волгограда проведены камеральные налоговые проверки представленных 30.05.2018 и 31.05.2018 уточненных налоговых деклараций по налогу на имущество организаций за 2016 и 2017 годы, представленных АО "Транснефть-Приволга".
Результаты проверок отражены в актах налоговых проверок от 13.09.2018 N 5892, от 14.09.2018 N 5893.
17 января 2019 года Инспекцией принято решение N 5932 о привлечении АО "Транснефть-Приволга" к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) за неуплату (неполную) уплату налогов в размере 491 282,80 руб.
Этим же решением налогоплательщику доначислены и предложены к уплате налог на имущество за 2017 год в размере 20 544 318 руб., и пени в размере 336 405,90 руб.
17 января 2019 года Инспекцией так же принято решение N 399 об отказе в привлечении АО "Транснефть-Приволга" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Данным решением АО "Транснефть-Приволга" доначислен и предложен к уплате налог на имущество организации по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения в размере 14 570 124 руб.
Не согласившись с решениями налогового органа, налогоплательщик обжаловал его в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области от 15.03.2019 N 367 решения Инспекции оставлены без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с решениями ИФНС России по Дзержинскому району г.Волгограда, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу, что Общество при подаче уточненных налоговых деклараций неправомерно квалифицировало спорное оборудование в качестве самостоятельных объектов движимого имущества, освобожденных от налогообложения подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 и пунктом 25 статьи 381 Кодекса, поэтому необоснованно занизило налогооблагаемую базу по налогу на имущество, что повлекло за собой неполную уплату налога за спорные периоды.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Из представленных материалов налоговых проверок следует, что основанием для доначисления налога на имущество за 2016, 2017 года послужило неправомерное, по мнению инспекции, применение обществом налоговой льгот, установленной пунктом 25 статьи 381 НК РФ в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.
В состав указанной налоговой льготы включена стоимость таких объектов основных средств как: площадки обслуживания, площадки производственные, задвижки шиберные, электроприводы (ЭПЦ-15000, ЭПЦ-400), комплектные трансформаторные подстанции, устройства катодной защиты, системы компенсации нагрузок, затворы обратные, задвижки клиновые, фильтры-грязеуловители, системы линейной телемеханики, и пр., которые непосредственно предназначены и используются для эксплуатации магистрального нефтепровода.
Как следует из материалов дела, АО "Транснефть-Приволга", исходя из требований статьи 373 НК РФ является плательщиком налога на имущество.
Основным видом деятельности общества является транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов и для этих целей общество использует магистральные трубопроводы (нефтепровод, нефтепродуктопровод) и соответствующее оборудование, которые числятся у него на балансе. В бухгалтерском учете магистральные трубопроводы обществом отражаются в качестве недвижимого имущества.
Заявителю на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: Магистральный нефтепровод "Куйбышев-Тихорецк", участок Зензеватка-Караичево 753-766,4 км. "Реконструкция Волгоградское РНУ". Кадастровый номер объекта - 34:00:000000:70940; "Магистральный нефтепровод Куйбышев-Лисичанск, р. Медведица, 559 км., резервная, DN 1000". Кадастровый номер объекта - 34:00:000000:70934; Комплекс "Производственно-технический комплекс "Наливная станция "Медведица". Кадастровый номер объекта -34:07:120001:324; Линейно-производственная диспетчерская станция "Жирновск". Кадастровый номер объекта - 34:07:000000:3816; ЛПДС "Кузьмичи". Кадастровый номер объекта - 34:03:110001:1154; Магистральный нефтепровод "Жирновск-Волгоград" 0-27 км. Кадастровый номер объекта - 34:07:000000:5445; Магистральный нефтепровод "Жирновск-Волгоград" 27-37 км. Кадастровый номер объекта -34:07:000000:5446; Магистральный нефтепровод "Жирновск-Волгоград" 37-84 км. Кадастровый номер объекта - 34:00:000000:70593; Магистральный нефтепровод "Жирновск-Волгоград" 84-314 км. Кадастровый номер объекта - 34:00:000000:70592.
Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (пункт 1 статьи 374 НК РФ (в редакции, действующей в спорные периоды)).
Налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (подпункт 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ).
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать их в меньшем размере (пункт 1 статьи 56 НК РФ).
Пунктом 11 статьи 381 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), было предусмотрено, что освобождаются от обложения налогом на имущество организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2013 года льгота по налогу на имущество организаций не распространяется на железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы и линии энергопередачи, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Ранее, до 01.01.2013 Общество использовало налоговую льготу, предусмотренную пунктом 11 статьи 381 НК РФ, в отношении принадлежащих ему магистральных трубопроводов и соответствующего имущества, являющегося неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
На основании совещания комиссии по принятию к учету и списанию основных средств от 25.12.2017, проведенного Обществом, спорные объекты переведено из состава недвижимого имущества в движимое имущество.
Общество в отношении спорного имущества в 2016 и 2017 году применило льготу, установленную пунктом 25 статьи 381 НК РФ в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.
Согласно пункту 25 статьи 381 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорном периоде) освобождаются от налогообложения организации - в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате: реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также в результате передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимыми.
Однако Обществом неправомерно не учтено следующее.
Согласно пункту 3 статьи 380 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", действующей с 01.01.2013, налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4%, в 2014 году - 0,7%, в 2015 году - 1%, в 2016 году - 1,3%, в 2017 году - 1,6%, в 2018 году - 1,9%. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций (далее - Перечень N 504).
В 2013 году в Постановление N 504 внесены изменения Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 292, с учетом которых Постановление N 504 устанавливает Перечень не только имущества, льготируемого по пункту 11 статьи 381 НК РФ, но и имущества, в отношении которого применяются пониженные ставки, предусмотренные пунктом 3 статьи 380 НК РФ.
Право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 11 статьи 381 НК РФ, пункте 3 статьи 380 НК РФ; имущество поименовано в Перечне N 504; имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
По протоколу совещания комиссии Общества по принятию к учету и списанию основных средств от 25.12.2017 перечень объектов переведенных из категории недвижимого имущества облагаемого по пониженной ставке в категорию движимого, включает в себя: площадки обслуживания, площадки производственные, задвижки шиберные, электроприводы (ЭПЦ-15000, ЭПЦ-400), комплектные трансформаторные подстанции, устройства катодной защиты, системы компенсации нагрузок, затворы обратные, задвижки клиновые, фильтры-грязеуловители, системы линейной телемеханики, прочее имущество.
Вышеуказанными кодами ОКОФ оборудование, учитывая Постановление N 504, отнесено к имуществу, относящемуся к магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам, а также сооружениям, являющихся их неотъемлемой технологической частью.
В перечень сооружений нефтепровода включены задвижки, заслонки, клапана, насосы, скважины, резервуары, фильтры, линейная часть трубопровода, электросети, тепловые сети, подстанции, дороги, узлы учета нефти, станции, отводы, переходники, площадки, здания, ограждения, и прочее имущество, необходимое для функционирования магистрального трубопровода.
По данному перечню в имущество, относящееся к магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью, включены следующие категории.
В площадки производственные включено следующее имущество: производственные площадки нефтеперекачивающих станций, магистральных и подпорных насосных станций с основным и вспомогательным оборудованием и системами, площадки узлов запорной арматуры, узлов подключения насосных станций, узлов пуска (приема) средств очистки и диагностики, узлов автоматического перекрытия магистральных трубопроводов, систем сглаживания волн давления, площадки станций электрохимической защиты от коррозии, контрольно- измерительных колонок, необслуживаемых и обслуживаемых усилительных и регенерационных пунктов, пунктов контроля и управления на линейной части магистральных трубопроводов; площадки обезвоживания осадка; иловые площадки; амбары аварийного сброса нефти; площадки фильтров-грязеуловителей; камеры (площадки) регуляторов давления.
В эстакады и галереи: сливоналивные эстакады нефтеналивных пунктов и перевалочных нефтебаз магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, включая регуляторы давления, емкости для сбора утечек и дренажа технологических трубопроводов, узлы технологических задвижек, комплектные трансформаторные подстанции, щиты системы управления, канализационные насосные, помещения с электроприводными задвижками, сливную железнодорожную эстакаду, сливные насосные станции для нефти, нефтепродуктов и вакуумного газойля, пункт обогрева, компрессорную, пост электроцентрали, совмещенный со служебно-техническими помещениями. Галереи прокладки технологических трубопроводов, сетей электроснабжения, систем связи и управления магистральных трубопроводов (в части галерей нефтеперекачивающих станций).
В сооружения магистрального трубопроводного транспорта: узлы подключения насосных перекачивающих станций, камеры приема (пуска) средств очистки и диагностики, устройства для ввода метанола, пункты подогрева нефти, блок-боксы (площадки) регуляторов давления, фильтры-грязеуловители, клапаны предохранительные, компенсаторы, фильтры-решетки, регулирующие устройства, приемно-раздаточные патрубки резервуаров, узлы технологических задвижек, узлы учета нефти, резервные системы коммерческого учета нефти, блок-боксы энергообеспечения, блок-боксы контроля качества нефти, магистральные и подпорные насосные с основным и вспомогательным оборудованием и системами, сооружения систем автоматики и телемеханики нефтеперекачивающих станций и перевалочных нефтебаз; установки электрохимической защиты магистральных трубопроводов от коррозии, включая станции катодной защиты, анодные заземлители, дренажные установки и протекторы.
В водопровод: системы оборотного водоснабжения технологических объектов систем охлаждения электродвигателей магистральных насосных агрегатов и других технологических систем производственных объектов магистральных трубопроводов.
В арматуру для магистральных трубопроводов: линейные и технологические задвижки, заслонки и регуляторы с электроприводами и системами автоматизированного контроля и управления, отводы, тройники, узлы подключения, вантузы с ограждением, предохранительные клапаны, компенсаторы, фильтры-решетки, регулирующие устройства, приемно- раздаточные патрубки резервуаров и иная трубопроводная арматура, являющаяся неотъемлемой частью объектов и сооружений магистральных трубопроводов.
В насосы и оборудование компрессорное: магистральные насосные агрегаты, насосы и компрессорное оборудование для магистрального трубопроводного транспорта; нефтяные, водяные, масляные и иные насосы, компрессорные установки и компрессорное оборудование магистральных трубопроводов.
В электродвигатели, генераторы и трансформаторы силовые: электродвигатели, генераторы и трансформаторы силовые, входящие в состав устройств, механизмов, оборудования, агрегатов и сооружений производственно-технологических объектов и магистральных трубопроводов.
Налогоплательщик не оспаривает тот факт, что спорные объекты являются неотъемлемой технологической частью принадлежащих ему магистральных трубопроводов. Однако полагает, что поскольку данные объекты являются движимым имуществом, а не сооружениями, им правомерно применена льгота, предусмотренная пунктом 25 статьи 381 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорном периоде).
Судебная коллегия отклоняет данный довод Общества в силу следующего.
В случае, если имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 3 статьи 380 НК РФ, поименовано в качестве сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью магистрального трубопровода в Перечне N 504, учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, налогообложение указанных объектов подпадает под действие пункта 3 статьи 380 НК РФ, где установлено предельное значение налоговой ставки, которое является пониженной по сравнению со ставками на иное имущество.
В соответствии со СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы", утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 30 марта 1985 г. N 30, в состав магистральных трубопроводов входят: трубопровод (от места выхода с промысла подготовленной к дальнему транспорту товарной продукции) с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения НПС, КС, УЗРГ, ПРГ, узлами пуска и приема очистных устройств, конденсатосборниками и устройствами для ввода метанола; установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии, линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики трубопроводов; линии электропередачи, предназначенные для обслуживания трубопроводов и устройства электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и устройствами электрохимической защиты трубопроводов; противопожарные средства, противоэрозионные и защитные сооружения трубопроводов; емкости для хранения и разгазирования конденсата, земляные амбары для аварийного выпуска нефти, нефтепродуктов, конденсата и сжиженных углеводородов; здания и сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов; постоянные дороги и вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения трубопроводов; головные и промежуточные перекачивающие и наливные насосные станции, резервуарные парки, КС, ГРС; пункты подогрева нефти и нефтепродуктов; указатели и предупредительные знаки.
Следовательно, к магистральным трубопроводам относятся трубопроводы от места выхода с промысла подготовленной к дальнему транспорту товарной продукции с поименованным оборудованием, а также отводы от магистральных трубопроводов.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, магистральный трубопровод представляет собой единый имущественный производственный транспортный комплекс, состоящий из подземных, подводных, наземных и надземных трубопроводов, иных технологических объектов и предназначенный для транспортировки продукции от пунктов ее приема до пункта сдачи, технологического хранения или перевалки на другой вид транспорта.
Магистральным нефтепроводом исходя из Правил подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти (утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2011 г. N 90), является совокупность технологически взаимосвязанных объектов, обеспечивающих транспортировку нефти, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации, от мест ее приема до мест сдачи или перевалки на другие виды транспорта.
Понятия движимого и недвижимого имущества определены статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе: здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и иное имущество. Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом.
Согласно статье 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс. Сам комплекс представляет собой совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей. К данному комплексу применяются правила о неделимых вещах. Когда несколько объектов могут быть объединены в единый комплекс: эти объекты должны либо быть неразрывно связаны физически или технологически, либо располагаться на одном земельном участке.
Из содержания письма от 20.08.2018 за N 01-14/17475, полученного инспекцией от Средне-Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору следует, что наличие в составе магистрального нефтепровода задвижек шиберных, задвижек стальных клиновых, электроприводов ЭПМЦ (ЭПЦ), затворов обратного ДУ 300, кранов шаровых запорных, систем компенсации нагрузок СКНР-700, фильтров-грязеуловителей горизонтальных, приемо-раздаточных устройств ПРУ- Д 700, щитов станции управления, площадок обслуживания, площадок производственных, устройств для размыва донных отложений диоген -700, щитов станции управления, устройств катодной защиты, систем обнаружения утечек и прочего имущества регламентировано требованиями СП 36.13330.2012 "Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85", требованиями РД 153-39.4-113-01 "Нормы технологического проектирования магистральных нефтепроводов" и проектной документацией разработанной в установленном порядке.
Эксплуатация магистрального нефтепровода без указанных устройств и сооружений не возможна, так как вышеуказанные устройства и сооружения предназначены для стабильной и безопасной эксплуатации магистрального нефтепровода. Обязательный перечень сооружений и устройств магистрального нефтепровода указан в РД 153-39.4-113-01 "Нормы технологического проектирования магистральных нефтепроводов".
Наряду с этим, пунктами 3.18, 3.19 ГОСТ Р 55435-2013 "Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Эксплуатация и техническое обслуживание. Основные положения" определено, что линейная часть магистрального нефтепровода (нефтепродуктопровода) - составная часть магистрального нефтепровода (нефтепродуктопровода), состоящая из трубопроводов (включая запорную и иную арматуру, переходы через естественные и искусственные препятствия), установок электрохимической защиты от коррозии, вдольтрассовых линий электропередач, сооружений технологической связи и иных устройств и сооружений, предназначенная для транспортировки нефти (нефтепродуктов).
Магистральный нефтепровод (нефтепродуктопровод) - единый производственнотехнологический комплекс, состоящий из трубопроводов и связанных с ними перекачивающих станций, других технологических объектов, соответствующих требованиям действующего законодательства Российской Федерации в области технического регулирования, обеспечивающий транспортировку, приемку, сдачу нефти (нефтепродуктов), соответствующих требованиям нормативных документов, от пунктов приема до пунктов сдачи потребителям или перевалку на другой вид транспорта.
Согласно пункту 3.3 ГОСТ Р 57385-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Строительство магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. Тепловая изоляция труб и соединительных деталей трубопроводов" линейная часть магистрального трубопровода - это комплекс объектов магистрального трубопровода, включающий в себя трубопроводы, в том числе переходы через естественные и искусственные препятствия, запорную и иную арматуру, установки электрохимической защиты от коррозии, вдоль трассовые линии электропередач, сооружения технологической связи, иные устройства и сооружения, обеспечивающие его безопасную и надежную эксплуатацию, и предназначенный для перекачки нефти/нефтепродуктов между площадочными объектами магистрального трубопровода.
Из положений ГОСТа Р 52720-2007 "Арматура трубопроводная. Термины и определения", ГОСТа 9698-86 "Задвижки. Основные параметры" следует, что запорная арматура - это вид трубопроводной арматуры, предназначенной для перекрытия потока среды. К запорной арматуре относятся задвижки, в том числе шиберные и клиновые.
Пунктом 1.2 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9, предусмотрено, что в состав трубопроводов входят, в том числе: - трубопровод (от места выхода подготовленной к транспорту товарной продукции до мест переработки и отгрузки нефти, потребления нефтепродуктов или перевалки их на другой вид транспорта и реализации газа, в том числе сжиженного, потребителям) с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения насосных и компрессорных станций, узлами пуска и приема очистных и диагностических устройств, узлами измерения количества продукции, конденсатосборниками, устройствами для ввода ингибиторов гидратообразования, узлами спуска продукции или продувки газопровода; - противопожарные средства, противоэрозионные и защитные сооружения трубопроводов; - линии электропередачи, предназначенные для обслуживания трубопроводов, устройства электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и установками электрохимической защиты трубопроводов; - сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов; -вдольтрассовые проезды и переезды через трубопроводы, постоянные дороги, вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения трубопроводов, сигнальные знаки при пересечении трубопроводами внутренних судоходных путей; - головные и промежуточные перекачивающие, наливные насосные и напоропонижающие станции, резервуарные парки, очистные сооружения; - компрессорные и газораспределительные станции и т.д.
Согласно пункту 2 Правил подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2009 N 1039, магистральный трубопровод - это совокупность технологически взаимосвязанных объектов, обеспечивающих транспортировку нефти или нефтепродуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, от мест приема до мест сдачи или перевалки на другие виды транспорта.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно согласился с доводами инспекции о том, что магистральный трубопровод представляет собой единый сложный производственно-технологический комплекс, включающий в себя собственно трубопровод, линейные части, а также сооружения и оборудование, необходимые для его эксплуатации и являющиеся его неотъемлемой технологической частью.
Доводы общества о том, что спорные объекты были куплены как самостоятельное движимое имущество и возможна при необходимости замена некоторых составных частей другими составными частями, отклоняется судебной коллегией, так как это само по себе не влечет изменение существенных свойств рассматриваемой вещи в виде магистрального трубопровода и не приводит к появлению иной вещи.
Ссылка Общества на правовую позицию, изложенную в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2019 N 307-ЭС19-5241, была предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно судом отклонена.
Как верно указал суд, обстоятельства, рассматриваемые в рамках настоящего дела отличны от обстоятельств дела, по которому вынесено Определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2019 N 307-ЭС19-5241.
В рамках дела, рассмотренного Верховным Судом Российской Федерации указанным определением, рассмотрен спор, не связанный с налогообложением имущества магистральных трубопроводов.
Отклоняет судебная коллегия и довод налогоплательщика о неправомерном привлечении его решением от 17 января 2019 года N 5932 к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную) уплату налога в размере 491 282,80 руб., поскольку у Общества имеется за 2017 гол переплата по налогу на имущество в бюджеты иных субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 14 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций относится к региональным налогам, он устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с данным Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Однако, принимая во внимание порядок распределения платежей между бюджетами субъектов Российской Федерации и провозглашение государством финансовой самостоятельности и обособленности субъектов Российской Федерации и их бюджетов (статьи 10, 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации), переплата обществом налога на имущество в бюджеты иных субъектов Российской Федерации при фактической обязанности по уплате этого налога в бюджет Волгоградской области не может служить обстоятельством, освобождающим Общество от налоговой ответственности.
На основании вышеизложенного, оспариваемое решение налоговой инспекции является законным, соответствующим нормам налогового законодательства.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" по смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
Согласно пункту 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается физическими лицами в размере 300 руб., организациями - 3 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ размеров и составляет 150 рублей для физических лиц и 1500 рублей для юридических лиц.
При таких обстоятельствах при подаче апелляционной жалобы АО "Транснефть-Приволга" подлежала уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб.
Платежным поручением от 25.10.2019 N 22917 АО "Транснефть-Приволга" за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб.
Следовательно, АО "Транснефть-Приволга" следует возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 руб.
В связи с отказом в удовлетворении ходатайства АО "Транснефть-Приволга" о назначении судебной экспертизы по настоящему делу денежные средства в сумме 190 000 руб., перечисленные платежным поручением от 16.12.2019 N 26828, подлежат возвращению заявителю ходатайства.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 октября 2019 года по делу N А12-19959/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Акционерному обществу "Транснефть-Приволга" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную платежным поручением от 25.10.2019 N 22917. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Финансово-экономическому отделу Двенадцатого арбитражного апелляционного суда вернуть с депозитного счета суда на счет Акционерного общества "Транснефть-Приволга" (ИНН 6317024749, ОГРН 1026301416371) денежные средства в размере 190 000 рублей за проведение судебной экспертизы по делу N А12-19959/2019, поступившие по платежному поручению от 16.12.2019 N 26828.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-19959/2019
Истец: АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ДЗЕРЖИНСКОМУ РАЙОНУ Г. ВОЛГОГРАДА
Хронология рассмотрения дела:
13.05.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2308/2021
08.07.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-60789/20
17.01.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-15314/19
14.10.2019 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-19959/19
18.09.2019 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11178/19