г. Пермь |
|
20 января 2020 г. |
Дело N А71-9577/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Зелениной Т.Л., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Балдиной А.С.
при участии:
от истца: Куракина И.Ф., паспорт, доверенность от 09.01.2020, диплом, Саитова Е.С., паспорт, доверенность от 09.01.2020, диплом;
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Сервисный центр "Контакт": Старцев А.П., паспорт, протокол N 20 общего собрания участников ООО "СК "Контакт" от 06.12.2013, Аблязова И.Н., паспорт, доверенность от 19.02.2019, диплом;
от третьего лица - Прокуратуры Удмуртской Республики: Костицына Е.С., служебное удостоверение, поручение от 19.12.2019;
от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Телесеть+": Брызгалов В.В., паспорт, доверенность от 20.09.2017, диплом;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Сервисный центр "Контакт",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16 октября 2019 года по делу N А71-9577/2019
по иску Администрации муниципального образования "Город Можга"
к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства (ОГРН 1021801126445, ИНН 1830003056), обществу с ограниченной ответственностью "Сервисный центр "Контакт" (ОГРН 1055900233278, ИНН 5902825390)
третьи лица: Прокуратура Удмуртской Республики, общество с ограниченной ответственностью "Телесеть+" (ОГРН 1111839000184, ИНН 1839003879)
о признании недействительным договора купли-продажи муниципального имущества, возложении обязанности передать электросетевое имущество, возложении обязанности возвратить денежные средства,
установил:
администрация муниципального образования "Город Можга" (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства (далее - первый ответчик, МУП ЖКХ), обществу с ограниченной ответственностью "Сервисный центр "Контакт" (далее второй ответчик, ООО "Сервисный центр "Контакт") о признании недействительным договора купли-продажи муниципального имущества от 19.12.2016, применении последствий недействительности сделки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Телесеть+" (далее третье лицо - ООО ""Телесеть+").
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.10.2019 исковые требования удовлетворены. Признан недействительной (ничтожной) сделкой договор купли-продажи муниципального имущества от 19.12.2016, заключенный между Муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства и обществом с ограниченной ответственностью "Сервисный центр "Контакт". Применены последствия недействительности ничтожной сделки, суд обязал ООО "Сервисный центр "Контакт" возвратить МУП ЖКХ электросетевое имущество, на МУП ЖКХ возложена обязанность возвратить обществу денежные средства в сумме 67 214 599 рублей, перечисленных во исполнение договора купли-продажи муниципального имущества от 19.12.2016.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик ООО "Сервисный центр "Контакт" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на отсутствие оснований для квалификации договора недействительным на основании статей 10 и 168 ГК РФ, указывая, что наличие сговора между сторонами сделки не доказано, нарушение директором МУП ЖКХ Бузановым А.В. обязанности действовать в интересах муниципального предприятия разумно и добросовестно, выразившееся в совершении сделки на предположительно невыгодных условиях само по себе не является основание для признания спорного договора ничтожной сделкой, Администрация муниципального образования "Город Можга", обладала всей информацией о составе электросетевого имущества, о его техническом состоянии, характеристиках и работоспособности, не могла не знать о реальной рыночной стоимости этого имущества, дала согласие на реализацию, в рассматриваемом случае ответчик является добросовестными приобретателем. Полагает, что судом неверно применены положения ст. 30 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", приватизация объектов электросетевого хозяйства допускается при условии их обременения обязательствами предусмотренными данным законом, что в настоящем случае сторонами сделки было соблюдено. Считает, что не доказано спорной сделкой нарушение публичных интересов. Отмечает, что приговор Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 02.04.2019 по уголовному делу N 1-131 был вынесен с соблюдением упрощенной процедуры в порядке ч.5 ст. 316 УК РФ, не предусматривающей исследования обстоятельств по делу, в связи с чем не имеет преюдициального значения. Также считает, что истек годичный срок исковой давности на основании п. 2 ст. 181 ГК РФ на момент подачи иска, полагая, материалами дела подтверждается, что истец знал о цене, по которой имущество выставлено на торги и о цене заключенного договора в конце 2016. В дополнении к жалобе указывает, что в основу решения положены заключения экспертов, которые являются недопустимыми доказательствам, поскольку получены вне рамок судебного разбирательства, эксперты не предупреждены об уголовной ответственности, подготовлены без уведомления ответчика, кроме того договор оспаривался по мотиву несогласия с начальной ценой продажи имущества, которая была определена самим истцом, доказательств необоснованного ограничения в допуске к участию в публичных торгах истцом не представлено.
До начала судебного разбирательства от Администрации муниципального образования "Город Можга" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому последний полагает судебный акт законным и обоснованным; просит отказать в удовлетворении жалобы.
Также от прокуратуры Удмуртской Республики и ООО "Телесеть+" поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, согласно которым последние полагают судебный акт законным и обоснованным; просят отказать в удовлетворении жалобы.
Иные лица отзыва на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании представители ответчика ООО "Сервисный центр "Контакт" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представители истца, прокуратуры, и третьего лица ООО "Телесеть +" против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по мотивам, изложенным в отзыве, просили решение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом. В силу ст.ст. 156, 266 АПК РФ неявка лиц не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Уставом МУП ЖКХ (первый ответчик) Администрация г. Можги (истец) является учредителем МУП ЖКХ (т.д.1 л.д.48-53).
Согласно договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за Муниципальным унитарным предприятием от 6 января 2006 года в редакции соглашений о внесении изменений в данный договор от 11.04.2011, от 19.11.2014, от 29.05.2017, дополнительным соглашением, дополнительными соглашениями N 4 от 17.10.2016, N 5 от 17.10.2016, электросетевые имущество, расположенное на территории города закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП ЖКХ (т.д.1 л.д.34-81). Указанное имущество является муниципальной собственностью муниципального образования "Город Можга".
Права собственника имущества, закрепленного за МУП ЖКХ на праве хозяйственного ведения от имени муниципального образования "Город Можга" в соответствии с п. 1.6. Решения городской Думы г. Можги от 03.10.2007 N 172 "Об утверждении Положения "О порядке принятия решений о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений на территории муниципального образования "Город Можга" и Решением городской Думы г. Можги от 21.12.2006 N 118 "Об утверждении Положения "О полномочиях органов местного самоуправления муниципального образования "Город Можга" по владению, пользованию, распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности" осуществляет Администрация муниципального образования "Город Можга".
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Можга" от 19.09.2016 N 1351 (т.д.2 л.д.49-50) по итогам рассмотрения обращения МУП ЖКХ от 16.09.2016 N 1295 дано согласие МУП ЖКХ (далее - Предприятие) на проведение открытого аукциона на право заключения договора купли-продажи электросетевого имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, указанного в приложении к настоящему постановлению:
- реконструкция сетей электроснабжения г. Можга УР, назначение: иные сооружения производственного назначения, протяженность 105877-м, адрес(местонахождение)объекта: Российская Федерация. Удмуртская Республика, г. Можга рыночной стоимостью 30 003 000 руб. с НДС;
- реконструкция сетей электроснабжения г.Можга УР, назначение: иные сооружения производственного назначения, протяженность 79896-м, адрес (местонахождение)объекта: Российская Федерация, Удмуртская Республика, г.Можга, рыночной стоимостью 35 418 000 руб. с НДС;
- реконструкция сетей электроснабжения г.Можга УР, назначение: иные сооружения производственного назначения, протяженность 57306-м, адрес (местонахождение)объекта: Российская Федерация. Удмуртская Республика, г.Можга рыночной стоимостью 14 546 000 руб. с НДС.
Обществом с ограниченной ответственностью "ИндЭКО" по заданию МУП ЖКХ произведена оценка рыночной стоимости объектов хозяйства электрических сетей расположенных по адресу: Удмуртская Республика, г. Можга, о чем составлен Отчет N 6466/ПА от 24.10.2016 (т.д.4 л.д.10-150, т.д.5 л.д.1-70). Согласно указанному отчету рыночная стоимость недвижимого имущества на дату 03.10.2016 составила 67 214 599 руб.
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Можга" от 02.11.2016 N 1510 (т.д.2 л.д.51-52) по итогам рассмотрения обращения МУП ЖКХ от 02.11.2016 N 1536 внесены изменения в Постановление Администрации муниципального образования "Город Можга" от 02.11.2016 N 1510 "О даче согласия МУП ЖКХ на проведение открытого аукциона на право заключения договора купли-продажи электросетевого имущества муниципального образования "Город Можга", закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения" изложив приложение к нему в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению:
- реконструкция сетей электроснабжения с установкой трансформаторных подстанций г. Можга УР, назначение: иные сооружения производственного назначения, протяженность 105877-м, адрес(местонахождение)объекта: Российская Федерация. Удмуртская Республика, г. Можга рыночной стоимостью 24 426 614 руб. с НДС;
- реконструкция сетей электроснабжения с установкой трансформаторных подстанций г.Можга УР, назначение: иные сооружения производственного назначения, протяженность 79896-м, адрес (местонахождение)объекта: Российская Федерация, Удмуртская Республика, г.Можга, рыночной стоимостью 17 682 213 руб. с НДС;
- реконструкция сетей электроснабжения с установкой трансформаторных подстанций г.Можга УР, назначение: иные сооружения производственного назначения, протяженность 57306-м, адрес (местонахождение)объекта: Российская Федерация. Удмуртская Республика, г.Можга рыночной стоимостью 10 711 031 руб. с НДС;
- реконструкция сетей электроснабжения с установкой трансформаторных подстанций в Можгинском районе УР, назначение: 1.1 сооружения электроэнергетики, протяженность 16607-м, адрес (местонахождение)объекта: Российская Федерация, Удмуртская Республика, Можгинский район рыночной стоимостью 2 031 023 руб. с НДС;
- электросетевой комплекс подстанций и линий 6 кВ от п/ст "Машдеталь" до ТП-112 Ф.14, назначение: -, адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Удмуртская Республика, г. Можга рыночной стоимостью 4 761 010 руб. с НДС;
- электросетевой комплекс подстанций и линий 6 кВ от п/ст "Свет" до ТП-62 (Ф.20), назначение:-, адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Удмуртская Республика, г. Можга рыночной стоимостью 2 835 872 руб. с НДС;
- электросетевой комплекс подстанций и линий 6 кВ от п/ст "Можга" до РП-1, назначение:-, адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация Удмуртская Республика, г. Можга рыночной стоимостью 4 871 958 руб. с НДС.
02.11.2016 на сайте http://torgi.gov.ru МУП ЖКХ размещено извещение о проведении 02.12.2016 торгов N 021116/16616643/01 (т.д.2 л.д. 53-56) лот N 1: форма собственности - муниципальная; тип имущества - недвижимое имущество, иное; целевое назначение- оказание услуг по передаче электрической энергии в комплексе организационно технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, в соответствии с требованиями технических регламентов потребителям в границах муниципального образования "Город Ижевск". Срок приема заявок на участие в открытом аукционе на право заключения договора купли-продажи электросетевого имущества муниципального образования "Город Можга" с 03.11.2016 00:00 до 29.11.2016 14.00. Дата и время проведения аукциона 02.12.2016 10.00. Начальная (минимальная) цена лота - 67 214 599, шаг аукциона - 3 360 730, размер задатка - 3 360 730.
Приказом МУП ЖКХ N 123 от 21.11.2016 (т.д.2 л.д.57-58) продлен срок приема заявок на участие в открытом аукционе на право заключения договора купли-продажи электросетевого имущества муниципального образования "Город Можга" до 16.12.2016 14.00. Срок проведения аукциона перенесен на 21.12.2016 10.00.
09.12.2016 ООО "Сервисный центр "Контакт" по платежному поручению N 992 перечислило МУП ЖКХ задаток за участие в открытом аукционе на право заключения договора купли-продажи электросетевого имущества муниципального образования "Город Можга" в сумме 3 360 730 руб. (т.д.2 л.д.59).
16.12.2016 МУП ЖКХ по результатам рассмотрения заявок на участие в аукционе составило протокол (т.д.2 л.д.60-62) о том, что на участие в открытом аукционе до окончания срока подачи заявка (16.12.2016 14.00) 15.12.2016 14.12 поступила одна заявка от ООО "Сервисный центр "Контакт", в связи с чем, ООО "Сервисный центр "Контакт" признано единственным участником аукциона. В соответствии с п. 129, 151 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67, признать аукцион несостоявшимся, заключить договора купли-продажи с единственным участником.
Соответствующая информация размещена МУП ЖКХ на сайте http://torgi.gov.ru, о чем свидетельствует извещение о проведении торгов N 021116/16616643/01 (т.д. 2 л.д.63-66).
19.12.2016 между МУП ЖКХ в лице директора Бузанова А.В. и ООО "Сервисный центр "Контакт" заключен договор купли-продажи муниципального имущества (далее - договор, т.д. 1 л.д.15-16), в соответствии с условиями которого, продавец на основании протокола об итогах аукциона, открытого по составу участников и по форме подачи предложений по цене имущества 67 214 599 руб. обязался передать в собственность, а покупатель оплатить и принять в собственность электросетевое имущество, расположенное по адресу: УР г. Можга, которое является муниципальной собственностью, зарегистрировано за продавцом на праве хозяйственного ведения о чем в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации: N 18-18/009-18/009/002/2016-3399/1 от 28.07.2016, N 18-18/009-18/009/002/2016-3478/1 от 28.07.2016, N 18-18/009-18/009/002/2016-3478/1 от 16.08.2016, N 18-18/009-18/009/003/2016-3051/1 от 27.10.2016, N 18-18/009-18/009/002/2016-4717/1 от 14.10.2016, N 18-18/009-18/009002/2016-4719/1 от 1410.2016, N 18-18/009-18/009/002/2016-4718/1 от 14.10.2016.
Согласно Отчету N 6466/ПА от 01.10.2016 об определении рыночной стоимости объекта, подготовленного ООО "ИндЭКО", рыночная стоимость объекта составляет 67 214 599 руб. (п. 2.1 договора).
В соответствии с дополнительным соглашением от 22 декабря 2016 года (т.д.1 оборотная сторона л.д.16) к договору купли-продажи муниципального имущества от 19.12.2016 п. 1.1 указанного договора изложен в следующей редакции:
Продавец на основании протокола об итогах аукциона, открытого по составу участников и по форме подачи предложений по цене имущества 67 214 599 руб. обязался передать в собственность, а покупатель оплатить и принять в собственность электросетевое имущество, расположенное по адресу: УР г. Можга, которое является муниципальной собственностью, зарегистрировано за продавцом на праве хозяйственного ведения:
· реконструкция сетей электроснабжения с установкой трансформаторных подстанций в г. Можга УР, назначение: иные сооружения производственного назначения, протяженность 105877-м, адрес(местонахождение)объекта: Российская Федерация, Удмуртская Республика, г. Можга. Кадастровый номер 18:29:000000:801
· реконструкция сетей электроснабжения с установкой трансформаторных подстанций в г.Можга УР, назначение: иные сооружения производственного назначения, протяженность 79896-м, адрес (местонахождение)объекта: Российская Федерация, Удмуртская Республика, г.Можга. Кадастровый номер 18:00:000000:113
· реконструкция сетей электроснабжения с установкой трансформаторных подстанций в г.Можга УР, назначение: иные сооружения производственного назначения, протяженность 57306-м, адрес (местонахождение)объекта: Российская Федерация, Удмуртская Республика, г.Можга. Кадастровый номер 18:00:000000:117
· электросетевой комплекс подстанций и линий 6 кВ от п/ст "Можга" до РП-1, назначение адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Удмуртская Республика, г. Можга. Кадастровый номер 18:29:004237:68
· электросетевой комплекс подстанций и линий 6 кВ от п/ст "Свет" до ТП-62 (Ф.20), назначение:-, адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Удмуртская Республика, г. Можга. Кадастровый номер 18:29:001081:108
· электросетевой комплекс подстанций и линий 6 кВ от п/ст "Машдеталь" до ТП-112 Ф.14, назначение: -, адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Удмуртская Республика, г. Можга. Кадастровый номер 18:29:003231:42
· реконструкция сетей электроснабжения с установкой трансформатор подстанций в Можгинском районе УР, назначение: 1.1. Сооружения электроэнергетики протяженность 16607 м., адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Удмуртская Республика, Можгинский район. Кадастровый номер 18:17:000000:1481.
23.12.2016 ООО "Сервисный центр "Контакт" по платежному поручению N 1215 произвело оплату по договору купли-продажи электросетевого комплекса от 19.12.2016, перечислив МУП ЖКХ денежные средства в сумме 3 360 730 руб. (т.д.2 л.д.67).
23.01.2017 между ООО "Сервисный центр "Контакт" и МУП ЖКХ подписаны акт N б/н приема-передачи имущества к договору купли-продажи недвижимого имущества от 19.12.2016 (т.д.2 л.д.78-98), акты о приеме-передаче здания (сооружения) N 00БП-000007 от 23.01.2017 (т.д. 1 л.д. 82-86), N 00БП-000002 от 23.01.2017 (т.д.1 л.д. 87-91), N 00БП-000005 от 23.01.2017 (т.д.1 л.д. 92-96), N 00БП-000006 от 23.01.2017 (т.д.1 л.д. 97-101), N N 00БП-000007 от 23.01.2017 (т.д.1 л.д. 102-104), N 00БП-000003 от 23.01.2017 (т.д.1 л.д. 120-124), N 00БП-000004 от 23.01.2017 (т.д.1 л.д. 128-130).
Переход права собственности на имущество, являющегося предметом договора купли-продажи муниципального имущества от 19.12.2016 (в редакции дополнительного соглашения от 22.12.2016) зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Удмуртской Республике, о чем 03.02.2017 в ЕГРП внесены соответствующие записи (т.д.1 л.д. 17).
Кроме того, МУП ЖКХ передало ООО "Сервисный центр "Контакт" документацию согласно актам (т.д.2 л.д.99-100, 101), а также в электронном виде ведомости с показаниями по физическим и юридическим лицам по состоянию на 01.02.2017 (т.д.2 л.д.102).
14.02.2017 Министерством энергетики и ЖКХ УР проведено совещание по вопросу обеспечения надежного и безопасного электроснабжения потребителей города Можги в связи с продажей электросетевого комплекса МУП ЖКХ города Можги, о чем составлен протокол N 14-03/107 (т.д.2 л.д. 104-106).
ООО "Сервисный центр "Контакт" и МУП ЖКХ подписаны акты разграничения границ балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности между ООО "Сервисный центр "Контакт" и МУП ЖКХ N 01/МКД/1-Б/Ю-УР от 01.04.2017 (т.д.2 л.д.114-115), N 01/МКД/2-Б/Ю-УР от 11.04.2017 (т.д.2 л.д.116-117).
24.04.2017 ООО "Сервисный центр "Контакт" и Администрацией муниципального образования "Город Можга" подписан акт N 96-Б/Ю-УР разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности между ООО "Сервисный центр "Контакт" и Администрацией муниципального образования "Город Можга" (т.д.2 л.д.68-70).
06.10.2017 ООО "Сервисный центр "Контакт" осуществило технологическое присоединение объектов электроэнергии (энергопринимающих устройств) МУП ЖКХ, о чем пописан акт N 01/40-Б/Ю-УР (т.д.2 л.д.118-119).
28.02.2019 следственным отделом УФСБ России по Удмуртской Республике возбуждено уголовное дело N 11807940001001491 в отношении директора МУП ЖКХ Бузанова А.В. по п. "в" ч. 3 ст. 286 УК РФ.
Постановлением УФСБ России по Удмуртской Республике от 25.01.2019 признано потерпевшим по уголовному делу муниципальное образование "Город Можга" (т.д.1 л.д.163).
Приговором Можгинского районного суда от 02.04.2019 по делу N 1-131 (т.д.1 л.д.18-25, т.2, л.д.129-136) директор МУП ЖКХ Бузанов А.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. "в" ч. 3 ст. 286 УК РФ с назначением ему наказания с применением ст. 64, 73 УПК РФ в виде трех лет лишения свободы условно с испытательным сроком один год. За гражданским истцом - Муниципальным образованием "Город Можга" признано право на удовлетворение исковых требований в передачей вопроса о размере возмещения для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 28.05.2019 (дело N 22-906) приговор Можгинского районного суда от 02.04.2019 в отношении Бузанова А.В. оставлено без изменения, апелляционное представление Можгинского межрайонного прокурора - без удовлетворения (т.д.2 л.д.126-128).
Считая, что оспариваемая сделка повлекла неблагоприятные последствия, противоречит закону и нарушает имущественные права истец на основании ст. 10, 168 ГК РФ обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из наличия материально-правовых оснований для признания сделки недействительной (ничтожной) и применения последствий недействительности сделки, в виде обязания сторон возвратить все полученное по сделке.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии со ст.153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2 ст. 168 ГК РФ).
Как разъяснено в п. 74 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. Например, ничтожно условие договора доверительного управления имуществом, устанавливающее, что по истечении срока договора переданное имущество переходит в собственность доверительного управляющего.
При этом в силу разъяснений п. 75 указанного Постановления Пленума применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Материалами дела подтверждается совершение ответчиками сделки купли-продажи муниципального имущества, заключенной по результатам торгов в форме открытого аукциона по продаже муниципального недвижимого имущества, предназначенного для оказания услуг по передаче электрической энергии. Поскольку аукцион был признан несостоявшимся, договор купли-продажи муниципального имущества заключен с единственным участником торгов - ООО "Сервисный центр "КОНТАКТ" по цене, указанной в извещении о проведении торгов, т.е. по цене 67 214 599,00 руб.
23.01.2017 между ООО "Сервисный центр "Контакт" и МУП ЖКХ подписаны акт недвижимого имущества от 19.12.2016 (т.д.2 л.д.78-98), акты о приеме-передаче здания (сооружения) N 00БП-000007 от 23.01.2017 (т.д. 1 л.д. 82-86), N 00БП-000002 от 23.01.2017 (т.д.1 л.д. 87-91), N 00БП-000005 от 23.01.2017 (т.д.1 л.д. 92-96), N 00БП-000006 от 23.01.2017 (т.д.1 л.д. 97-101), N N 00БП-000007 от 23.01.2017 (т.д.1 л.д. 102-104), N 00БП-000003 от 23.01.2017 (т.д.1 л.д. 120-124), N 00БП-000004 от 23.01.2017 (т.д.1 л.д. 128-130).
Переход права собственности на имущество, являющегося предметом договора купли-продажи муниципального имущества от 19.12.2016 (в редакции дополнительного соглашения от 22.12.2016) зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Удмуртской Республике, о чем 03.02.2017 в ЕГРП внесены соответствующие записи (т.д.1 л.д. 17).
Кроме того, МУП ЖКХ передало ООО "Сервисный центр "Контакт" документацию согласно актам (т.д.2 л.д.99-100, 101), а также в электронном виде ведомости с показаниями по физическим и юридическим лицам по состоянию на 01.02.2017 (т.д.2 л.д.102).
В силу статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации отношения, связанные с передачей имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц, регулируются законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (ст. 1 названного Закона).
Как указано в ст. 13 Закона о приватизации способы приватизации государственного и муниципального имущества устанавливаются законом, приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом, в частности допускается продажа государственного или муниципального имущества на аукционе.
При этом начальная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, при условии, что со дня составления отчета об оценке объекта оценки до дня размещения на официальном сайте в сети "Интернет" информационного сообщения о продаже государственного или муниципального имущества прошло не более чем шесть месяцев (ст. 12 Закона о приватизации).
В силу ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду.
Таким образом, наличие оценочного отчета о стоимости предмета сделки, выставляемого на торги в порядке приватизации муниципального имущества, представляется необходимым условием вовлечения предмета сделки в оборот. При этом в силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, что разъяснено в п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком".
Оценка рыночной стоимости объектов хозяйства электрических сетей расположенных по адресу: Удмуртская Республика, г. Можга, произведена обществом с ограниченной ответственностью "ИндЭКО" по заданию МУП ЖКХ, составлен отчет N 6466/ПА от 24.10.2016 (т.д.4 л.д.10-150, т.д.5 л.д.1-70). Согласно указанному отчету рыночная стоимость недвижимого имущества на дату 03.10.2016 составила 67 214 599 руб.
Приговором Можгинского районного суда от 02.04.2019 по делу N 1- 131, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 28.05.2019, директор МУП ЖКХ Бузанов А.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. "в" ч. 3 ст. 286 УК РФ с назначением ему наказания с применением ст. 64, 73 УПК РФ в виде трех лет лишения свободы условно с испытательным сроком один год (т.д.1 л.д.18-25, т.2, л.д.129-136).
При рассмотрении уловного дела установлено, что 19.12.2016 Бузанов А.В., являясь должностным лицом - директором МУП ЖКХ, действуя умышленно, используя свое служебное положение в нарушение трудового договора и ст. 25 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" незаконно заключил договор купли-продажи муниципального имущества между МУП ЖКХ и ООО "Сервисный центр "Контакт" по заведомо заниженной стоимости в размере 67 214 599 руб. Подсудимый Бузанов А.В. вину свою признал полностью, с предъявленным обвинением согласился.
В частности установлено, что Бузанов А.В., действуя умышленно, обратился к директору ООО "ИндЭКО" с просьбой произвести оценку имущества по заведомо заниженной цене с применением некорректных коэффициентов и методов расчета, а также не оценивать находящееся внутри трансформаторных подстанций оборудование и иное отчуждаемое имущество, после чего представить соответствующий отчет об оценке на сумму не более 70 000 000 руб.
Указанные обстоятельства признаны судом преюдициальными в соответствии с ч. 4 ст. 69 АПК РФ.
Учитывая приведенные выше обстоятельства, свидетельствующие о выбытии объектов электроэнергетики, относящихся к объектам электроснабжения города и предназначенных для обслуживания жителей г.Можги, из муниципальной собственности в нарушение требований законодательства о приватизации, что в свою очередь повлекло нарушение публичных интересов, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о наличии оснований для признания сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки в виде двусторонней реституции на основании ст. 167 ГК РФ.
Изложенные в обоснование апелляционной жалобы доводы ответчика об отсутствии оснований для квалификации договора недействительным, так как наличие сговора между сторонами сделки не доказано, Администрация муниципального образования "Город Можга" обладала всей информацией о составе электросетевого имущества, о его техническом состоянии, характеристиках и работоспособности, не могла не знать о реальной рыночной стоимости этого имущества, дала согласие на реализацию, в рассматриваемом случае ответчик является добросовестными приобретателем, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Как указано выше, при совершении сделки сторонам надлежало руководствоваться нормами Закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", которым в качестве обязательного условия вовлечения имущества в оборот предусмотрена оценка имущества. Поскольку при выставлении имущества на торги и заключении договора купли-продажи муниципального имущества был представлен подготовленный ООО "ИндЭКО" отчет об оценке, выполненный с нарушением требований об оценочной деятельности, по заведомо заниженной стоимости, что установлено при вынесении приговора в отношении директора МУП ЖКХ Бузанов А.В., суд первой инстанции правомерно квалифицировал оспариваемый договор ничтожной сделкой, заключенной с нарушением требования закона и посягающей на публичные интересы.
Что касается преюдициальной силы приговора Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 02.04.2019 по уголовному делу N 1-131, суд первой инстанции обоснованно применил ч. 4 ст. 69 АПК РФ, согласно которой вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу обязательны для арбитражного суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они определенным лицом.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 N 273-О-О, согласно части 4 статьи 69 АПК Российской Федерации одним из оснований, освобождающих от доказывания, является вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу, который обязателен для арбитражного суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия, и совершены ли они определенным лицом. Другие доказательства, полученные в уголовно-процессуальном порядке, могут быть использованы в арбитражном процессе для установления наличия или отсутствия обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле при условии, если арбитражный суд признает их относимыми и допустимыми (часть 1 статьи 64, статьи 67 и 68 АПК Российской Федерации). При этом разрешение вопросов об относимости и допустимости представленных сторонами доказательств, а также их оценка являются прерогативой арбитражного суда.
Поскольку обстоятельства преступных действий директора МУП ЖКХ Бузанов А.В. при определении цены реализации муниципального имущества установлены вступившим в законную силу приговором суда по уголовному делу, указанные обстоятельства правомерно признаны преюдициальными и не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении настоящего дела. Аналогичный правовой подход поддержан в постановлении Президиума ВАС РФ от 24.06.2014 N 3159/14.
Довод заявителя апелляционных жалоб о пропуске срока давности для предъявления иска отклоняется, поскольку в силу ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. Настоящий иск предъявлен в суд 05.06.2019, то есть в течение трехгодичного срока исковой давности.
Иные доводы апеллянта о том, что в основу судебного акта судом положены заключения экспертов, которые являются недопустимыми доказательствам, поскольку получены вне рамок судебного разбирательства, эксперты не предупреждены об уголовной ответственности, подготовлены без уведомления ответчика, отклоняются, так как, во-первых, о проведении экспертизы по вопросу установления рыночной стоимости муниципального имущества при рассмотрении дела судом первой инстанции общество не заявляло, во-вторых, установлен факт умышленного занижения цены имущества в результате преступных действий стороны сделки и заведомое несоответствие оценочного отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности. Установление указанных обстоятельств признается судом апелляционной инстанции достаточным для признания оспариваемого договора ничтожным на основании ст. 168 АПК РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы отклоняются как не влекущие отмены судебного акта.
При названных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16 октября 2019 года по делу N А71-9577/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-9577/2019
Истец: Администрация муниципального образования "Город Можга"
Ответчик: МУП жилищно-коммунального хозяйства, ООО "Сервисный центр "КОНТАКТ"
Третье лицо: ООО "ТелеСеть+", ПРОКУРАТУРА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-18176/19
26.08.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1541/20
07.08.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1541/20
28.05.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-18176/19
20.01.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-18176/19
16.10.2019 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-9577/19