город Ростов-на-Дону |
|
21 января 2020 г. |
дело N А32-3711/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от заявителя: директор Шкурыдин Д.В. паспорт; представитель Тарзян М.М. по доверенности от 12.12.2019, паспорт;
от заинтересованного лица: представитель Попурей Н.А. по доверенности от 07.02.2009, копия диплома от 05.07.2003, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15.10.2019 по делу N А32-3711/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агролайн"
(ИНН 2308112039, ОГРН 1052303703374)
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
(ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399)
при участии третьих лиц: Администрации муниципального образования Абинский район, Кубанского бассейнового водного управления
о признании незаконным отказа; об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агролайн" (далее - заявитель, ООО "Агролайн", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) от 30.10.2018 N 52- 48432/18-32-12 "Об отказе в предоставлении в аренду земельного участка", принятое в отношении ООО "Агролайн", а также об обязании Департамента имущественных отношений Краснодарского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Агролайн" путем подготовки, подписания и направления в адрес ООО "Агролайн" проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:01:0806000:1102, площадь 20 000 кв.м., расположенного: Краснодарский край, Абинский район в границах земель колхоза "Кавказ" восточнее поселка Ахтырского (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования Абинский район, Кубанское бассейновое водное управление.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.2019 признано незаконным решение Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 30.10.2018 N 52-48432/18-32-12 "Об отказе в предоставлении в аренду земельного участка", принятое в отношении общества с ограниченной ответственностью "Агролайн". Суд обязал Департамент имущественных отношений Краснодарского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Агролайн" путем подготовки, подписания и направления в адрес ООО "Агролайн" проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:01:0806000:1102, площадь 20 000 кв.м., расположенного: Краснодарский край, Абинский район в границах земель колхоза "Кавказ" восточнее поселка Ахтырского. С Департамента имущественных отношений Краснодарского края в пользу ООО "Агролайн" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества в полном объеме. Жалоба мотивирована тем, Суд первой инстанции проигнорировал довод департамента о том, что договор аренды имеет признаки ничтожной сделки; не рассмотрел довод департамента о том, что договор аренды не мог быть заключен с юридическим лицом. Суд первой инстанции проигнорировал довод департамента о том, что в соответствии с генеральным планом испрашиваемый земельный участок расположен в границах водного объекта.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением председателя четвертого судебного состава от 09.01.2020 в составе суда произведена замена судьи Ильиной М.В. на судью Филимонову С.С., в связи с чем, рассмотрение дела производится с самого начала.
В судебном заседании представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Представители ООО "Агролайн" возражали на доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей Администрации муниципального образования Абинский район, Кубанского бассейнового водного управления, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Агролайн" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:01:0806000:44, расположенного: Краснодарский край Абинский район в границах земель колхоза "Кавказ" восточнее поселка Ахтырского, на основании Соглашения о переходе прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 17.08.2012 года. Переход прав зарегистрирован в установленном порядке.
В октябре 2017 года ООО "Агролайн" обратилось в Департамент в целях раздела земельного участка с кадастровым номером 23:01:0806000:44.
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 16.11.2017 г. N 2632 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:01:0806000:44" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 20 000 кв.м., образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:01:0806000:44 площадью 294 600 кв.м., расположенного: Краснодарский край Абинский район в границах земель колхоза "Кавказ" восточнее поселка Ахтырского.
Пунктом 2 названного Приказа Департамента обществу с ограниченной ответственностью "Агролайн" рекомендовано обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка.
В установленном порядке вновь образуемый земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 23:01:0806000:1102.
ООО "Агролайн" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:01:0806000:1102, расположенного: Краснодарский край Абинский район в границах земель колхоза "Кавказ" восточнее поселка Ахтырского.
Решением департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - Департамент) от 30.10.2018 N 52-48432/18-32-12 "Об отказе в предоставлении в аренду земельного участка" обществу с ограниченной ответственностью "Агролайн" отказано в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 23:01:0806000:1102, находящегося в государственной собственности Краснодарского края.
Заявитель полагает, что данным решением нарушены права ООО "Агролайн" владеть и пользоваться земельным участком с кадастровым номером 23:01:0806000:1102, расположенного: Краснодарский край Абинский район в границах земель колхоза "Кавказ" восточнее поселка Ахтырского, что послужило основанием обращения в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Согласно пунктам 3 и 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По смыслу приведенных норм для признания арбитражным судом соответствующего ненормативного правового акта, решения либо действий незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие ненормативного акта, решения либо действий закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законность обжалованного в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ ненормативного правового акта проверяется судом по состоянию на дату принятия данного акта, в том числе на основании документов, которыми располагал принявший данный акт орган на дату принятия данного ненормативного правового акта. Позднее созданные документы, обоснования не могут явиться основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, так как принявший его орган объективно не мог учесть их при принятии им решения. Новые документы, дополнения могут явиться основанием для повторного обращения к органу за принятием решения.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 11.03.2002 N 253 "О делегировании полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности" полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности от имени администрации Краснодарского края делегированы департаменту имущественных отношений Краснодарского края.
На основании Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345, департамент имущественных отношений Краснодарского края является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101 -КЗ органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований наделяются следующими государственными полномочиями по распоряжению земельными участками:
1) организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков в порядке, установленном законодательством;
2) принятие сведений о предоставлении земельных участков в аренду в порядке, установленном:
а) ст.12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
б) ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
3) заключение договоров аренды земельных участков и осуществление контроля за их исполнением;
4) заключение соглашений об изменении размера ежегодной арендной платы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края, а также об изменении размера пени за нарушение сроков внесения арендной платы, установленных договором аренды земельного участка;
5) ведение лицевых счетов договоров аренды земельных участков;
6) осуществление юридических действий по защите имущественных прав да законных интересов Краснодарского края в случае их нарушения арендаторами земельных участков и иными лицами.
Судом первой инстанции установлено, что департамент имущественных отношений Краснодарского края является надлежащим заинтересованным лицом, представляя интересы собственника земельных участков сельскохозяйственного назначения
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Из сферы действия названного (специального) закона изъяты земельные участки, указанные в пункте 7 статьи 27 Земельного кодекса (земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями). Таким образом, оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения, на которых расположены сооружения, регулируется положениями Земельного кодекса.
Земельный кодекс определяет порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предусматривая общий принцип недопустимости отказа в выкупе, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. В отношении ограниченных в обороте земельных участков действует правило о недопустимости отказа в случае, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц (пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса).
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно с пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка (подпункт 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Статьей 39.17 (пункты 1 и 2) Земельного кодекса установлено, что для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса. Уполномоченный орган, в частности, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, когда с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса), на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 данного Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства (пункт 4 статьи 39.16 Земельного кодекса); на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства (пункт 5 статьи 39.16 Земельного кодекса); указанный в заявлении о предоставлении земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6 статьи 39.16 Земельного кодекса).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
Договор аренды N 0100006211 (8801000010) от 17.08.2006 года заключен сроком на 49 лет и действует до 03.08.2055 года. Заявление о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:01:0806000:1102, образованного из земельного участка с кадастровым номером 23:01:0806000:44 подано в 2017 году, - до истечения срока действующего договора аренды земельного участка.
Исключительным правом на приобретение земельного участка с кадастровым номером 23:01:0806000:1102 в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иные лица не обладают. Согласно сведениям государственного реестра недвижимости право аренды на спорный земельный участок зарегистрировано за ООО "Агролайн".
Действующий договор аренды земельного участка от 17.08.2006 года N 0100006211 (8801000010) не был расторгнут по основаниям, предусмотренными пунктами 1 и 2 статьи 46 Земельного кодекса РФ.
Суд первой инстанции указал, что в наличии имеются все условия пункта 4 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ для заключения с ООО "Агролайн" договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:01:0806000:1102 на новый срок (до 03.08.2055 года) без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Водного кодекса РФ под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2007 года N 253 утверждено Положение о ведении государственного водного реестра (далее - Положение N 253). В государственный водный реестр включены данные государственного водного кадастра РФ по состоянию на 01 января 2007 года, ведение которого осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 года N 1403, пунктом 3 которого установлено, что данные государственного водного кадастра являются официальными и служат для разрешения споров, возникающих по поводу пользования водными объектами.
В соответствии с пунктом 2 Положения N 253 государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей, об использовании водных объектов, о речных бассейнах и бассейновых округах.
Под документированными сведениями в Положении N 253 понимаются зафиксированные на материальном носителе сведения, документирование которых осуществлено в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Согласно статье 31 Водного кодекса РФ, пункту 4 Положения о ведении государственного водного реестра, утвержденного постановлением Правительства от 28 апреля 2007 года N 253, в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны формируется государственный водный реестр.
Таким образом, государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.
Ведение государственного водного реестра осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 31 Водного кодекса РФ).
Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 года N 282 "Об утверждении положения о Федеральном агентстве водных ресурсов" на Федеральное агентство водных ресурсов возложены полномочия по ведению государственного водного реестра (пункт 5.5.1. Положения).
Также к полномочиям Федерального агентства водных ресурсов отнесены: разработка автоматизированных систем сбора, обработки, анализа, хранения и выдачи информации о состоянии водных объектов, водных ресурсах, режиме, качестве и использовании вод по Российской Федерации в целом, отдельным ее регионам, речным бассейнам в порядке, установленном законодательством РФ (пункт 5.6.8.); предоставление в установленном порядке заинтересованному лицу сведений из государственного водного реестра.
Кроме того, пунктом 4 постановления Правительства РФ от 28 апреля 2007 года N 253 установлено, что в целях формирования государственного водного реестра федеральные органы исполнительной власти обязаны передать на безвозмездной основе Федеральному агентству водных ресурсов сведений по состоянию на 1 января 2007 года сведения, в том числе: Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости - сведения о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах, в том числе о кадастровых номерах земельных участков, в границах которых расположены водные объекты, а также земельных участков, занятых указанными сооружениями.
Таким образом, единственным допустимым доказательством факта существования водного объекта является выписка из государственного водного реестра.
Согласно письму Кубанского бассейнового водного управления от 23.04.2019 N 06-10/86414 сведений в государственном водном реестре о наличии водного объекта на земельном участке кадастровый номер 23:01:0806000:1102, расположенного: Краснодарский край Абинский район в границах земель колхоза "Кавказ" восточнее поселка Ахтырского, не имеется.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, что подтверждается выписками, находящимися в материалах дела, земельный участок кадастровый номер 23:01:0806000:1102, расположенный: Краснодарский край Абинский район в границах земель колхоза "Кавказ" восточнее поселка Ахтырского, не имеет каких либо ограничений по использованию. Указаний на нахождение в границах названного земельного участка водного объекта выписки из Единого государственного реестра недвижимости не содержат.
Кроме того, в результате натурного обследования и анализа справочной литературы, проведенным Краснодарским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и охране окружающей среды", судом первой инстанции было установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером 23:01:0806000:1102 водные объекты отсутствуют, условия для установления водного режима на указанном земельном участке также отсутствуют.
Каких-либо доказательств отнесения вышеназванного земельного участка к землям водного фонда или о нахождении в его границах водного объекта Департаментом имущественных отношений Краснодарского края в материалы дела не представлено.
Таким образом, довод жалобы Департамента о том, что на земельном участке находится водный объект, что в свою очередь является препятствием для предоставления земельного участка в аренду, не основано на законе, так как Земельный кодекс РФ не содержит такого основания отказа в предоставлении земельного участка в аренду
Также подлежат отклонению доводы департамента о том, что договор аренды является ничтожной сделкой по основаниям отсутствия публикации при предоставлении земельного участка и отсутствия возможности вообще заключения договора с юридическим лицом.
В материалы дела представлена публикация о публичном извещении неопределенного круга лиц о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду.
Не принимаются доводы апелляционной жалобы о том, что не было учтено судом первой инстанции, что с даты опубликования извещения (11.07.2006) прошло менее месяца на момент принятия постановления о предоставлении в аренду спорного земельного участка (04.08.2006). Указание Департамента на предоставление обществу приоритета не подтверждено документально. Департамент не представил доказательств того, что имелись заявления иных претендентов на земельный участок.
На основании изложенного судом первой инстанции сделан вывод о том, что решение департамента является незаконным.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Признавая незаконным бездействие органа государственной власти или органа местного самоуправления, суд вправе обязать этот орган совершить какое - либо из предусмотренных законом действий, не ограничивая при этом право органа, чье бездействие оспаривается, на совершение того или иного действия.
В связи с этим при рассмотрении данного спора с учетом состоявшихся обращений и решений (ответов) суд первой инстанции посчитал, что восстановление нарушенного права не должно формально ограничиваться подтверждением факта неправомерного отказа в заключении договора аренды, а в совокупности дать оценку действиям уполномоченного органа.
Иное бы умоляло предусмотренное ст. 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту и не соответствовало требованиям реального обеспечения прав и свобод граждан правосудием.
На основании изложенного суд первой инстанции обязазал департамент имущественных отношений Краснодарского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Агролайн" путем подготовки, подписания и направления в адрес ООО "Агролайн" проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:01:0806000:1102, площадь 20 000 кв.м., расположенного: Краснодарский край, Абинский район в границах земель колхоза "Кавказ" восточнее поселка Ахтырского.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.2019 по делу N А32-3711/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-3711/2019
Истец: ООО "Агролайн"
Ответчик: Департамент имущественных отношений КК, ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Администрация муниципального образования Абинский район, Администрация муниципального образования Абинский р-он, Кубанское бассейновое водное управление, Кубанскон БВУ
Хронология рассмотрения дела:
03.03.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1435/2021
23.12.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19065/20
30.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3536/20
21.01.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22202/19
15.10.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-3711/19