г. Красноярск |
|
23 января 2020 г. |
Дело N А33-29760/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" января 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Белан Н.Н.,
судей: Бутиной И.Н., Парфентьевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лизан Т.Е.,
при участии представителей:
истца - Федорченко М.С. на основании служебного удостоверения,
ответчика (агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края) - Калиновского В.И. по доверенности от 15.01.2020,
ответчика (главы крестьянского (фермерского) хозяйства Маслакова Николая Григорьевича) - Леоновича А.П. по доверенности от 18.10.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Маслакова Николая Григорьевича
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "13" ноября 2019 года по делу N А33-29760/2019,
установил:
Прокуратура Красноярского края (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края (ИНН 2466133722, ОГРН 1052466191580), главе крестьянского (фермерского) хозяйства Маслакову Николаю Григорьевичу (ИНН 240500687103, ОГРНИП 318246800018182, далее - ответчики) о признании недействительным в силу ничтожности договора от 28.12.2018 N 08-БП-1935, применении последствий недействительности сделки в виде обязания главы крестьянского (фермерского) хозяйства Маслакова Николая Григорьевича возвратить агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером 24:05:0309002:208.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13.11.2019 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчики обратились в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края ссылается на следующие доводы:
- при заключении оспариваемого договора подлежали применению положения статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, так как положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации не распространяются на случаи предоставления земельных участков в безвозмездное пользование;
- сведения о возможности и условиях приобретения земельных участков, находящихся в государственной собственности Красноярского края, без проведения торгов были размещены на официальном сайте Агентства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://proks.krskstate.ru/rent/nottorgi) задолго до обращения главы крестьянского (фермерского) хозяйства Маслакова Н.Г. в агентство.
В апелляционной жалобе глава КФХ Маслаков Н.Г. ссылается на следующие доводы:
- условия и порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентируются положениями статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, указанная норма не предусматривает при предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование опубликование извещения о предоставлении земельного участка;
- выводы суда о необходимости применения положений статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации являются необоснованными.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей истца и ответчиков, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
06.12.2018 в агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края поступило заявление (вх. N 92-13323) от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Маслакову Н.Г. о предоставлении в безвозмездное пользование сроком для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности на 6 лет земельного участка с кадастровым номером 24:05:0309002:208.
До истечения 30 дневного срока с момента подачи заявления главой КФХ, а именно 28.12.2018 администрацией и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Маслаковым Н.Г. заключен договор безвозмездного пользования находящегося в государственной собственности Красноярского края земельного участка N 08-БП-1935, согласно пункту 1.1 которого ссудодатель предоставляет в безвозмездное пользование ссудополучателю земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 24:05:0309002:208, площадью 4319866 +/- 18186 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, Бирилюсский район, СПК "Орловский".
По результатам проверки установлено, что договор от 28.12.2018 заключен ответчиками в отсутствие опубликованного извещения о предоставлении земельных участков в печатных изданиях, на официальном сайте - www.torgi.gov.ru, а также на официальном сайте Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края. Указывая, что данное обстоятельство свидетельствует о нарушении органом местного самоуправления предусмотренного Земельным кодексом Российской Федерации порядка предоставления земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, и данное нарушение влечет ничтожность договора от 28.12.2018 N 08-БП-1935, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Суд апелляционной инстанции считает обжалуемый судебный акт суда первой инстанции правомерным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Предъявляя иск о признании недействительной сделки или применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной лицами, названными в абзацах втором и третьем части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор обращается в арбитражный суд в интересах публично-правового образования (пункт 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе").
Настоящий иск предъявлен прокурором в интересах субъекта Российской Федерации - Красноярского края в лице Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края.
Правильно применив нормы материального права - статьи 153, 166, 168, 209, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 39.10, 39.14-39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", приняв во внимание разъяснения, изложенные в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе: заявление от 06.12.2018 вх.N 92-13323, договор безвозмездного пользования земельными участками, находящегося в государственной собственности Красноярского края земельного участка от 28.12.2018 N 08-БП-1935, суд первой инстанции пришел к правомерным и обоснованным выводам о наличии правовых оснований для удовлетворения иска прокурора.
С учетом надлежащей оценки представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции обоснованно указал, что Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, не разместив извещение о предоставлении в безвозмездное пользование спорного земельного участка на официальном сайте органа местного самоуправления и на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru, и, заключив впоследствии договор аренды с главой КФХ Маслаковым Н.Г., нарушило предусмотренный статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, и данное нарушение закона причинило вред охраняемым законом интересам неопределенного круга лиц.
Поскольку оспариваемая сделка совершена с нарушением императивных требований закона о порядке предоставления земельного участка, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, имеющих право претендовать на получение земельного участка в случае соблюдения установленных законом процедур, на основании пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации заключенный ответчиками договор аренды земельного участка от 28.12.2018 N 08-БП-1935 является недействительным.
Доводы апелляционных жалоб рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены как основанные на неверном толковании заявителями норм материального права.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет.
Пункт 8 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление земельных участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса, согласно пункту 1 которой в случае поступления подобного заявления уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в установленном порядке и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; либо принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Требования к содержанию извещения указаны в пункте 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Таким образом, уполномоченный орган после поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, или принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка.
Поскольку в данном случае агентством не принималось решение об отказе в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, уполномоченный орган обязан был обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей.
Только в случае если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из действий, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из положений статей 39.10, 39.14, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи следует, что земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, может быть предоставлен гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления его деятельности в безвозмездное пользование без проведения торгов на основании предоставленного им заявления при условии, что этот гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок.
При наличии иных граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в приобретении прав на указанный земельный участок и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, уполномоченный орган обязан приступить к процедуре проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.
Вместе с тем наличие либо отсутствие иных претендентов на испрашиваемый земельный участок может быть определено в течение тридцати дней со дня опубликования извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей.
В данном случае публикация извещения в связи с обращением главы крестьянского (фермерского) хозяйства Маслакова Н.Г. о предоставлении земельных участков в безвозмездное пользование ни на официальном сайте агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, ни в печатных изданиях, ни на сайте www.torgi.gov.ru не производилась, что подтверждено исследованными судом доказательствами.
Публичное информирование о предстоящем предоставлении земельного участка направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии заинтересованными лицами может быть подано заявление о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и законных интересов граждан, закрепленному в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Довод агентства о том, что сведения о возможности и условиях приобретения земельных участков, находящихся в государственной собственности Красноярского края, без проведения торгов были размещены на официальном сайте Агентства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://proks.krskstate.ru/rent/nottorgi) задолго до обращения главы крестьянского (фермерского) хозяйства Маслакова Н.Г. в агентство, не имеет правового значения.
В силу императивного требования пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, обязан опубликовать извещение о предоставлении земельного участка для указанных целей в установленном порядке и разместить извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, именно после поступления заявления агентство обязано было опубликовать извещение в связи с обращением главы крестьянского (фермерского) хозяйства Маслакова Н.Г. о предоставлении земельных участков в безвозмездное пользование.
В апелляционных жалобах заявителями не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от "13" ноября 2019 года по делу N А33-29760/2019 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "13" ноября 2019 года по делу N А33-29760/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.Н. Белан |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-29760/2019
Истец: Прокуратура Красноярского края
Ответчик: АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ, Маслаков Николай Григорьевич