г. Санкт-Петербург |
|
27 января 2020 г. |
Дело N А21-8874/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Коршачек Е.О.
при участии:
от истца: не явился (извещен)
от ответчика: не явился (извещен)
от 3-х лиц: не явились (извещены)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-36435/2019) Министерства социальной политики Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.11.2019 по делу N А21-8874/2019, принятое
по иску Калининградского регионального благотворительного общественного фонда реабилитации и социальной адаптации наркозависимых "Орехово"
к Калининградской области в лице Министерства социальной политики
Калининградской области
3-и лица: 1) Областное государственное казенное учреждение Калининградской области "Центр социальной поддержки населения"
2) Министерство финансов Калининградской области
о взыскании субсидии
установил:
Калининградский региональный благотворительный общественный Фонд реабилитации и социальной адаптации наркозависимых "Орехово" (ОГРН 1023900001718, ИНН 3916008691, место нахождения: Калининградская область, Гвардейский район, пос. Орехово) (далее - Фонд, истец) обратился в Арбитражный суд с иском к Калининградской области в лице Министерства социальной политики Калининградской области (ОГРН 1023901019922, ИНН 3906011007, место нахождения: г. Калининград, ул. Клиническая, д. 63) (далее - Министерство, ответчик) о взыскании субсидии на возмещение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг получателям, в сумме 289 459,90 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Областное государственное казенное учреждение Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" (далее - Центр социальной поддержки населения) и Министерство финансов Калининградской области (далее - Минфин КО).
Решением суда от 05.11.2019 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда, ответчик обжаловал его в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не является процессуальным препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 21.06.2017 Управлением социальной поддержки населения комитета по социальной политике администрации городского округа "Город Калининград" Калининградской области составлена индивидуальная программа предоставления социальных услуг N 1997-01/07 для гражданина Митина С.А. (далее - Индивидуальная программа).
На основании указанной программы между Фондом (поставщик) и Митиным С.А. (получатель) заключен договор N 28 от 21.06.2017 на предоставление социальных услуг по социальному обслуживанию в стационарной форме (далее - Договор).
Согласно пункту 3 Договора Поставщик предоставляет Получателю услуги на условиях частичной оплаты в размере 2 250 руб. в месяц, что составляет 75% от ежемесячного среднедушевого дохода Получателя. В соответствии с пунктом 11 Индивидуальной программы среднедушевой доход на 21.06.2017 г. составил 3 000 руб. в месяц.
20.06.2018 г. сторонами Договора составлен акт о предоставлении социальных услуг на общую сумму 316 459,90 руб. При этом, расходы Поставщика были частично оплачены Получателем в размере 27 000 руб.
22.05.2019 Фондом в адрес Центра социальной поддержки населения представлено заявление о предоставлении субсидии на возмещение поставщику затрат, связанных с предоставлением социальных услуг, в сумме 289 459,90 руб. с приложением соответствующих документов.
Письмом от 24.05.2019 N 6089 Центр отказал в предоставлении субсидии и возвратил документы в адрес Фонда, ссылаясь на положения Порядка в редакции постановлений Правительства Калининградской области от 03.11.2017 N 588 и от 19.11.2017 N 690, в частности, на необходимость заключения соглашения о предоставлении субсидии путем обращения в Министерство.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Фонда в суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, признал иск обоснованным как по праву, так и по размеру и удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В части 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ) определено, что финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.
В соответствии с частью 8 статьи 30 названного Закона если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Статьями 4 и 5 Закона Калининградской области от 11.11.2014 N 358 "О регулировании социального обслуживания граждан в Калининградской области" определены полномочия Правительства Калининградской области в сфере социального обслуживания и полномочия уполномоченного органа государственной власти Калининградской области в сфере социальной защиты населения, которым является Министерство.
В целях реализации федерального и регионального законодательства Правительством Калининградской области принято постановление от 02.12.2014 N 807, которым утвержден Порядок выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Калининградской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа) (далее - Порядок).
Указанный Порядок устанавливает правила выплаты за счет средств областного бюджета компенсации в форме субсидии юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям - поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Калининградской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), то есть не являются государственными или муниципальными учреждениями социального обслуживания, и определяет общие положения о предоставлении субсидии, условия и порядок предоставления субсидии, требования к отчетности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Фонд включен в реестр поставщиков социальных услуг, следовательно, имеет право на получение субсидии.
В соответствии с пунктом 10 Порядка (в редакции до 03.11.2017) для получения субсидии поставщик представляет в отделение Центра социальной поддержки населения следующие документы:
- заявление о предоставлении субсидии на возмещение поставщику затрат, связанных с предоставлением социальных услуг получателям, по установленной форме;
- список получателей социальных услуг по установленной форме с приложением копий индивидуальных программ, договоров с получателями о предоставлении им социальных услуг, актов о предоставлении социальных услуг, подтверждающих фактический объем услуг, документов, подтверждающих оплату стоимости социальных услуг получателем социальных услуг;
- справку-расчет размера субсидии на возмещение затрат поставщика, связанных с предоставлением социальных услуг, по установленной форме.
Пунктом 15 Порядка предусмотрены следующие основания для отказа в предоставлении субсидии:
1) невыполнение поставщиком социальных услуг условий договора с получателями о предоставлении им социальных услуг;
2) представление неполного пакета документов, указанных в пункте 10 настоящего порядка, и (или) недостоверных сведений;
3) несоответствие документов, представленных заявителем, требованиям, предусмотренным пунктом 10 настоящего порядка.
Как видно из материалов дела, все указанные в пункте 10 Порядка документы представлены Фондом в Центр социальной поддержки населения.
Таким образом, у Центра не было оснований для отказа в предоставлении субсидии.
Доводы Министерства о необходимости в рассматриваемом случае применять положения Порядка в редакции постановлений Правительства Калининградской области от 03.11.2017 N 588 и от 19.11.2017 N 690, т.е. в редакции, действующей на дату обращения Фонда с заявлением о выдаче субсидии, правомерно отклонен судом первой инстанции в силу следующего.
Как следует из материалов дела, социальные услуги оказывались Фондом на основании утвержденной Индивидуальной программы от 21.06.2017 и Договора, заключенного с получателем услуг от 21.06.2017, т.е. в соответствии с Порядком, утвержденным в редакции постановления Правительства Калининградской области от 02.12.2014 N 807.
Новая редакция Порядка от 03.11.2017 предусматривает конкурсный отбор поставщиков социальных услуг и заключение соглашения с Министерством после прохождения такого конкурсного отбора.
Таким образом, в связи с существенным изменением Порядка предоставления субсидии после 03.11.2017 не представляется возможным Фонду выполнить условия измененного Порядка по договорам, заключенным и исполнявшимся в соответствии с прежней редакцией Порядка.
Кроме того, в соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Постановление Правительства Калининградской области от 03.11.2017 N 588 не содержит указания о применении его положений к правоотношениям, возникшим до его принятия.
Следовательно, в данном случае подлежат применению положения Порядка в редакции до 03.11.2017.
Материалами дела подтверждено и ответчиком не опровергнуто, что социальные услуги в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг оказаны, о чем свидетельствует подписанный сторонами акт о предоставлении услуг от 20.06.2018 г.
В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона N 442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 11 Индивидуальной программы среднедушевой доход получателя Митина С.А. составил 3 000 руб. в месяц.
Таким образом, получатель социальных услуг относится к той категории граждан, которым социальные услуги в стационарной форме предоставляются на условиях частичной оплаты.
Общий размер расходов, понесенных поставщиком при оказании услуг, составил 316 459 руб. 90 коп. При этом, расходы Поставщика были частично оплачены Получателем в размере 27 000 руб.
Таким образом, размер субсидии на возмещение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг, составляет 289 459,90 руб.
Учитывая позицию Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенную в пункте 16 постановления Пленума от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 23), суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что взыскиваемая истцом сумма 289 459,90 руб. предъявлена в качестве убытков (статьи 15, 16, 1069 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 16-19 Постановления N 23, в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категории потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
По смыслу части 1 Порядка субсидия (компенсация) выплачивается поставщикам социальных услуг за счет средств областного бюджета.
Согласно пункту 12.1 части 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 4 Порядка обязанность по предоставлению субсидий возложена на Министерство, которое в данном случае является распорядителем бюджетных средств, выделенных на предоставление субсидий поставщикам социальных услуг.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ответственность за причиненные истцу убытки в виде расходов, понесенных в связи с предоставлением социальных услуг гражданину, возлагается на Калининградскую область в лице Министерства социальной политики Калининградской области.
Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.11.2019 по делу N А21-8874/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8874/2019
Истец: Калининградский региональный благотворительный реабилитации и социальной адаптации наркозависимых "Орехово"
Ответчик: Калининградская область в лице Министерства социальной политики Калининградской области
Третье лицо: Министерство финансов Калининградской области, ОГКУ Калининградской области "Центр социальной поддержки населения"