г. Москва |
|
27 января 2020 г. |
Дело N А40-196984/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУП "Московский метрополитен" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.11.2019 по делу N А40-196984/2019, принятое судьей Ласкиной С.О. (33-1703)
по заявлению: ГУП "Московский метрополитен"
к Комитету государственного строительного надзора города Москвы
о признании незаконным предписания,
в присутствии:
от заявителя: |
Молочников Д.А. по дов. от 26.09.2018; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 27.11.2019, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований ГУП "Московский метрополитен" (Предприятие) о признании незаконным Предписания Комитета государственного строительного надзора города Москвы (Мосгосстройнадзор) от 17.06.2019 N 31/19-п.
Не согласившись с принятым судом решением, предприятие обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права. В судебном заседании представитель поддержал доводы жалобы в полном объеме.
В судебное заседание не явился представитель Мосгосстройнадзора, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя заявителя, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 17.06.2019 должностным лицом Мосгосстройнадзора в отношении Предприятия было вынесено предписание об устранении выявленных правонарушений N 31/19-П.
Полагая, что вышеуказанное предписание вынесено незаконно и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200, 201 АПК РФ, а также с учетом совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, правомерно исходил из нижеследующего.
Комитетом на основании Положения о Комитете государственного строительного надзора города Москвы, утвержденного постановления Правительства Москвы от 16 июня 2011 года N 272-ПП, Соглашения между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Правительством Москвы о передаче Правительству Москвы осуществления части своих полномочий в области государственного строительного надзора и иных видов государственного контроля (надзора) при проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации, выводе из эксплуатации и ликвидации объектов Московского метрополитена, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2193-р, осуществляется федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности при строительстве, реконструкции, эксплуатации, выводе из эксплуатации и ликвидации на объектах Московского метрополитена.
Судом установлено, что 17.06.2019 на основании распоряжения Мосгосстрйнадзора от 04.06.2019 N РПМ-31/19-(0)-0 в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности по результатам рассмотрения поступившего обращения о фактах нарушений технических регламентов, нормативных правовых актов, создающих угрозу причинения вреда, сотрудником Мосгосстройнадзора на опасном производственном объекте (далее - ОПО), расположенном по адресу: г. Москва, ул. Краснопрудная, д. 9А, Электродепо "Северное" была проведена проверка в отношении ГУП "Московский метрополитен".
В ходе проверки, были установлены нарушения ч. 1, ч. 2 статьи 9 Федерального закона "О Промышленной безопасности опасных производственных объектов" N 116-ФЗ от 21.07.1997 г.; пунктов 23(з), 23(и), 26(a), 128, 149, 150(6), 255(a) Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" (далее - ФНП); пунктов 8.2.16, 8.2.17, 8.2.18, 5.13 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве" (далее - СНиП 12-03-2001).
Данные нарушения зафиксированы актом проверки от 17.06.2019 N 31/19-А и фотоматериалами.
В соответствии с п. 4.7 статьи 2 указанного Соглашения в пределах, передаваемых настоящим Соглашением полномочий, Комитету переданы полномочия в том числе, по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях по объектам Московского метрополитена.
Протокол об административном правонарушении составлен 21.06.2019 в присутствии представителя ГУП "Московский метрополитен" Молочникова Д.А., полномочия которого подтверждены доверенностью от 03.04.2018 N 19.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах.
Действия Общества посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, содержит риск возникновения аварий на опасных производственных объектах. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Согласно Свидетельству о регистрации в Государственном реестре опасных производственных объектов Государственное унитарное предприятие "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина" зарегистрировано в качестве эксплуатирующей организации в соответствии с Федеральным законом от 21.06.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
В соответствии с ч.1 ст. 11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Полномочия государственного органа на выдачу предписания следуют из норм ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Предписание от 17.06.2019 N 31/19-П выдано по факту выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований действующего законодательства.
Поскольку оспариваемое предписание от 17.06.2019 N 31/19-П исполнено заявителем, следовательно, в данном случае, отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции. Нарушений норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.11.2019 по делу N А40-196984/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-196984/2019
Истец: ГУП "Московский метрополитен"
Ответчик: Мосгосстройнадзор
Хронология рассмотрения дела:
25.06.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7772/20
27.01.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-78210/19
27.11.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-196984/19
20.09.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-196984/19