город Москва |
|
25 июня 2020 г. |
Дело N А40-196984/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Молочников Д.А., доверенность от 26.09.2018;
от заинтересованного лица: Казанцева Е.В., доверенность от 09.01.2020;
рассмотрев 18 июня 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ГУП "Московский метрополитен"
на решение от 27 ноября 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 27 января 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-196984/19
по заявлению ГУП "Московский метрополитен"
об оспаривании предписания
к Мосгосстройнадзору,
УСТАНОВИЛ:
ГУП "Московский метрополитен" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным предписания Мосгосстройнадзора от 17.06.2019 N 31/19-П.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 ноября 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ГУП "Московский метрополитен" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 17.06.2019 должностным лицом Мосгосстройнадзора в отношении предприятия вынесено предписание об устранении выявленных правонарушений N 31/19-П.
Полагая, что вышеуказанное предписание вынесено незаконно и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, с учетом положений статей 4, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", правомерно исходили из нижеследующего.
Мосгосстройнадзором на основании Положения о Комитете государственного строительного надзора города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 16.06.2011 N 272-ПП, Соглашения между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и правительством Москвы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2193-р (далее - Соглашение N 2193-р), осуществляется федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности при строительстве, реконструкции, эксплуатации, выводе из эксплуатации и ликвидации на объектах Московского метрополитена.
Судами установлено, что 17.06.2019 на основании распоряжения Мосгосстройнадзора от 04.06.2019 N РПМ-31/19-(0)-0 в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности по результатам рассмотрения поступившего обращения о фактах нарушений технических регламентов, нормативных правовых актов, создающих угрозу причинения вреда, сотрудником Мосгосстройнадзора на опасном производственном объекте (далее - ОПО), расположенном по адресу: г. Москва, ул. Краснопрудная, д. 9А, Электродепо "Северное" проведена проверка в отношении ГУП "Московский метрополитен".
В ходе проверки установлены нарушения пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ); пунктов 23 (з), 23 (и), 26 (а), 128, 149, 150 (б), 255 (а) Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533 (далее - ФНП); пунктов 8.2.16, 8.2.17, 8.2.18, 5.13 постановления Госстроя Российской Федерации от 23.07.2001 N 80 "О принятии строительных норм и правил Российской Федерации "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. СНиП 12-03-2001" (далее - СНиП 12-03-2001).
Данные нарушения зафиксированы актом проверки от 17.06.2019 N 31/19-А и фотоматериалами.
В соответствии с пунктом 4.7 статьи 2 Соглашения N 2193-р, в пределах, передаваемых настоящим Соглашением полномочий, Комитету переданы полномочия в том числе, по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях по объектам Московского метрополитена.
Протокол об административном правонарушении составлен 21.06.2019 в присутствии представителя ГУП "Московский метрополитен" Молочникова Д.А., полномочия которого подтверждены доверенностью от 03.04.2018 N 19.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах.
Действия общества посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, содержит риск возникновения аварий на опасных производственных объектах. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении предприятия к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Согласно Свидетельству о регистрации в Государственном реестре опасных производственных объектов Государственное унитарное предприятие "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина" зарегистрировано в качестве эксплуатирующей организации в соответствии с Федеральным законом N 116-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Полномочия государственного органа на выдачу предписания следуют из норм статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Предписание от 17.06.2019 N 31/19-П выдано по факту выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований действующего законодательства.
Поскольку оспариваемое предписание от 17.06.2019 N 31/19-П исполнено заявителем, следовательно, в данном случае, отсутствуют правовые основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что при таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 ноября 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2020 года по делу N А40-196984/19 оставить без изменения, кассационную жалобу ГУП "Московский метрополитен" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
...
Согласно Свидетельству о регистрации в Государственном реестре опасных производственных объектов Государственное унитарное предприятие "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина" зарегистрировано в качестве эксплуатирующей организации в соответствии с Федеральным законом N 116-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Полномочия государственного органа на выдачу предписания следуют из норм статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 июня 2020 г. N Ф05-7772/20 по делу N А40-196984/2019
Хронология рассмотрения дела:
25.06.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7772/20
27.01.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-78210/19
27.11.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-196984/19
20.09.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-196984/19