город Омск |
|
29 января 2020 г. |
Дело N А81-1744/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тетериной Н.В.,
судей Веревкина А.В., Рожкова Д.Г.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Набиевым М.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы акционерного общества "Интер РАО-Электрогенерация" (регистрационный номер 08АП-12808/2019) и Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (регистрационный номер 08АП-12809/2019) на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.08.2019 по делу N А81-1744/2019 (судья Курекова О.В.) по иску акционерного общества "Интер РАО-Электрогенерация" (ИНН 7704784450, ОГРН 1117746460358) к акционерному обществу "Уренгойгорводоканал" (ИНН 8904046652, ОГРН 1058900649620), при участии в деле в качестве в качестве третьего лица Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯмалоНенецкого автономного округа (ИНН 8901017727, ОГРН 1068901005854), о понуждении к заключению публичного договора,
при участии в судебном заседании представителей
от акционерного общества "Интер РАО - Электрогенерация" - Разживина А.Г. по доверенности N 16/6 от 30.08.2019;
от Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа - Карасева С.В. по доверенности N 1 от 10.01.2020, Мурашко Б.А. по доверенности N 11 от 14.03.2017;
установил:
акционерное общество "Интер РАО-Электрогенерация" (далее - АО "Интер РАО-Электрогенерация", истец, апеллянт, податель жалобы) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к акционерному обществу "Уренгойгорводоканал" (далее - АО "Уренгойгорводоканал", ответчик) о понуждении к заключению договора холодного водоснабжения и водоотведения на условиях, предложенных истцом, а именно: с указанием в пункте 8 договора тарифа "для населения".
Определением суда первой инстанции от 12.04.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамент, третье лицо, апеллянт, податель жалобы).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.08.2019 по делу N А81-1744/2019 исковые требования удовлетворены полностью, распределены судебные издержки.
Не соглашаясь с указанным судебным актом, истец обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.08.2019 по делу N А81-1744/2019, исключив из мотивированной части следующие выводы: "Проверка обоснованности применения тарифа как элемента законности, действующего нормативного правового акта может быть осуществлена только в рамках дела об оспаривании нормативного правового акта (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2017 N 37-П). Законность нормативного акта в установленном порядке (прямой нормоконтроль) под сомнение не ставилась, положения нормативных актов, содержащих тарифные решения, в установленном порядке не проверялись".
Кроме того, апелляционная жалоба подана Департаментом, в которой третье лицо просит оспариваемое решением отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции Департамент указывает на следующие доводы: полномочиями по установлению категории потребителей, в отношении которых устанавливаются льготные тарифы, обладают исключительно субъекты Российской Федерации в лице представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации; исходя из порядка установления тарифа для АО "Интер РАО - Электрогенерация", юридическое лицо не вправе претендовать на льготу, поскольку таковая является адресной и применяет только к категории граждан, имеющих право на льготы; применение к спорным правоотношениям, какого либо иного тарифа, кроме как тарифа "прочие потребители" повлечет за собой причинение имущественного ущерба ответчику в размере недополученной прибыли; подлежащий применению тариф зависит не от объекта, а от субъекта, вносящего плату за коммунальные услуги; тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются органами регулирования с учетом особенностей регионального законодательства; тот факт, что спорные помещения являются жилыми, сам по себе не свидетельствует об обязанности субъектов Российской Федерации устанавливать льготные тарифы в отношении категории помещений, а не категории потребителей; на территории Ямало-Ненецкого автономного округа действует Закон автономного округа от 01.12.2014 N 107-ЗАО "Об установлении отдельных категорий потребителей коммунальных ресурсов, имеющих право на льготы, компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям и прекращении осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе отдельных государственных полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа по предоставлению субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям коммунального комплекса" (далее - Закон N 107-ЗАО), анализ норм данного закона позволяет прийти к выводу о том, что единого тарифа, установленного для всей группы потребителей "население" в отношении истца не установлено; наниматели жилых помещений фонда коммерческого использования не являются потребителями и плательщиками за коммунальные услуги; установление факта предназначения помещения для постоянного проживания граждан в целях удовлетворения их личных бытовых нужд не является основанием для применения тарифа для группы "население".
В дополнениях к апелляционной жалобе (от 29.10.2019 N 4001-12-06/240, от 25.12.2019 N 4001-12-06/348) третьим лицом более подробно и мотивированно изложены возражения относительно вынесенного в рамках настоящего дела решения.
От истца в материалы апелляционного производства поступил отзыв на апелляционную жалобу третьего лица, в котором последний выразил несогласие с позицией, изложенной Департаментом в жалобе.
В ходе рассмотрения апелляционных жалоб от Департамента, АО "Интер РАО - Электрогенерация", Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (далее - ФАС России), поступали письменные пояснения по вопросам, означенным Восьмым арбитражным апелляционным судом, а также возражения на позиции друг друга, которые приобщены к материалам дела в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Департамента поддержали требования, изложенные в апелляционной жалобе, просили отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель акционерного общества "Интер РАО - Электрогенерация" просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебном заседании, открытом 15.01.2020, в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 21.01.2020, затем до 22.01.2020. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда и в общероссийской картотеке арбитражных дел в сети Интернет.
После перерыва рассмотрение жалобы завершено в отсутствие представителей ответчика и третьего лица в порядке статьи 156 АПК РФ.
От АО "Интер РАО-Электрогенерация" поступил отказ от апелляционной жалобы (регистрационный номер 08АП-12808/2019).
По правилам части 1 статьи 265 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе, если от лица, ее подавшего, после принятия апелляционной жалобы к производству арбитражного суда поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы и отказ был принят арбитражным судом в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если он противоречит закону или нарушает права других лиц (часть 5 статьи 49 АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев отказ АО "Интер РАО-Электрогенерация" от апелляционной жалобы (регистрационный номер 08АП-12808/2019) на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.08.2019 по делу N А81-1744/2019, установил, что данный отказ не противоречит закону, не нарушает права других лиц и заявлен уполномоченным лицом, в связи с чем принимается судом.
При таких обстоятельствах производство по настоящему делу по апелляционной жалобе АО "Интер РАО-Электрогенерация" (регистрационный номер 08АП-12808/2019) следует прекратить.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу Департамента, отзыв, письменные пояснения лиц, участвующих в деле, УФАС России, Восьмой арбитражный апелляционный суд установил, что АО "УГВК" является организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Истец письмом N УГ/1/1471 от 16.11.2018 обратился к ответчику с заявкой на заключение договора холодного водоснабжения и водоотведения на подачу питьевой (холодной) воды через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения: холодную (питьевую) воду, а также на прием сточных вод в жилых домах по адресу: город Новый Уренгой, жилой район Лимбяяха, микрорайон Приозёрный, дом 18, дом 18/1, дом 18/2, принадлежащих истцу на праве собственности.
11.12.2018 АО "УГВК" направило в адрес истца проект договора холодного водоснабжения и водоотведения N 214.
Истец письмом от 20.12.2018 N УГ/1/1695 направил предложения о внесении изменений в пункт 8 договора, проектом которого предусматривалось, что в расчётах будут применены тарифы, установленные приказами Департамента N N 340-т, 341-т от 18.12.2017, N 167-т от 05.12.2017, N 273-т от 11.12.2017 для категории "иные потребители" (в проекте договора - "бюджет и прочие (без НДС)".
По предложению истца, в расчетах необходимо применять тариф "население".
В связи с недостижением соглашения по условиям договора, заключение которого для ответчика обязательно (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), часть 3 статьи 13, часть 3 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"), истец в порядке статьи 445 ГК РФ обратился в суд за урегулированием преддоговорного спора.
05.08.2019 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа вынесено решение, обжалованное в апелляционном порядке АО "Интер РАО-Электрогенерация" и Департаментом.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его отмены.
В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно положениям статьи 426 ГК РФ договор водоснабжения и водоотведения является публичным договором.
Пунктом 4 статьи 445 ГК РФ предусмотрено, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Исходя из пункта 1 статьи 424 ГК РФ, в предусмотренных законом случаях исполнение договора оплачивается по ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с положениями статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение и водоотведение относятся к регулируемым видам деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Кодекса, в частности, за холодную воду, услуги водоотведения рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Таким образом, стоимость холодной воды, как и услуг по водоотведению должна определяться цена спорного договора должна определяться по соответствующему тарифу.
Суть спора сводится к разногласиям сторон по варианту тарифа, подлежащего применению при расчете стоимости водоснабжения и водоотведения для объектов АО "Интер РАОЭлектрогенерация" (квартиры, предоставленные для проживания граждан): для группы "население" или для группы "иные потребители".
Удовлетворяя иск, суд первой инстанций руководствовался положениями статей 424, пункта 2 статьи 426, статей 539, 548, пункта 2 статьи 671 ГК РФ, статьи 17, части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Закона N 107-ЗАО, пункта 42 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406. Установив факт потребления ресурса в спорных жилых помещениях на коммунально-бытовые нужды, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности при расчете стоимости поставленного ресурса применения тарифа, установленного для категории "население", в связи согласовал спорный пункта договора в редакции истца.
Действительно в силу пункта 2 статьи 426 ГК РФ в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
На 2019 год (период, на который заключается рассматриваемый договор) приказами Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.12.2018 N 255-т и N 256-т тарифы на водоснабжение и водоотведение на 2019 год дифференцированы по следующим группам потребителей: "население", "потребители, имеющие право на льготы" и "иные потребители".
Обозначенными приказами установлены следующие тарифы:
1. для категории "иные потребители" района Лимбяяха на 2019 год:
- тариф на питьевую воду (Приказ от 17.12.2018 N 255-т): с 01.01.2019 по 30.06.2019 в размере - 229,74 руб. (без НДС);
с 01.07.2019 г. по 31.12.2019 в размере - 67,64 руб. (без НДС);
- тариф на водоотведение (Приказ от 17.12.2018 г. N 256-т):
с 01.01.2019 по 30.06.2019 в размере - 188,39 руб. (без НДС);
с 01.07.2019 по 31.12.2019 в размере - 79,40 руб. (без НДС);
2. для категории "население" района Лимбяяха на 2019 год:
- тариф на питьевую воду (Приказ от 17.12.2018 N 255-т):
с 01.01.2019 по 30.06.2019 в размере - 36,44 руб. (включая НДС);
с 01.07.2019 по 31.12.2019 в размере - 35,58 руб. (включая НДС);
- тариф на водоотведение (Приказ от 17.12.2018 г. N 256-т):
с 01.01.2019 по 30.06.2019 в размере - 40,53 руб. (включая НДС);
с 01.07.2019 по 31.12.2019 в размере - 41,12 руб. (включая НДС).
При этом в примечаниях к упомянутым приказам указано, что под "населением" понимаются потребители, имеющие право на льготные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 3 Закона N 107-ЗАО.
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и принятыми в целях его реализации нормативными актами Правительства Российской Федерации и актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с частью 6.1 статьи 13, частью 6.1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ установленные тарифы в сфере холодного, горячего водоснабжения, водоотведения, используемые для расчета размера платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению для населения и приравненных к нему категорий потребителей, применяются для расчетов за холодную воду, горячую воду, поставляемую организациям, предоставляющим внаем жилые помещения в наемных домах в соответствии с жилищным законодательством, а также за услугу водоотведения, предоставляемую организациям, предоставляющим внаем жилые помещения в наемных домах в соответствии с жилищным законодательством.
Между тем норма, прямо устанавливающая порядок отнесения потребителей (абонентов) к населению и приравненным к нему категориям потребителей, в законодательстве Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения отсутствует.
Согласно ответам ФАС России от 23.12.2019 N СП/112548/19, от 27.12.2019 N СП/114805/19, поступившим в материалы дела по запросу апелляционного суда, при отсутствии норм законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, прямо устанавливающих порядок отнесения абонентов (потребителей) к населению и приравненных к нему категорий потребителей применимо законодательство в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
В соответствии с пунктом 5(3) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы N 1075), к категориям потребителей, приравненных к населению, реализация тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя которым осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения, относятся:
товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации, признаваемые таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению;
наймодатели (или уполномоченные ими лица), признаваемые таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, а также жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения населения;
наймодатель жилых помещений в наемном доме, управомоченный осуществлять функции наймодателя собственником помещений в наемном доме или являющегося наемным домом жилого дома и осуществляющий управление наемным домом, признаваемый таковым в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, приобретающий тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения населения.
Таким образом, юридические лица, не указанные в пункте 5(3) Основ, к категориям потребителей, приравненных к населению, не относятся.
Следовательно, истец, как не соответствующий приведенным выше критериям, не может быть отнесен к категории потребителей, приравненных к населению.
Более того, определенные в пункте 5(3) настоящего документа категории потребителей, приравненных к населению, реализация тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя которым осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения, не относятся к категориям (группам) потребителей льготных регулируемых тарифов на тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, за исключением случаев, когда льготные регулируемые тарифы установлены для указанных категорий потребителей законом субъекта Российской Федерации (пункт 5(4) Основ N 1075).
В данном случае на территории Ямало-Ненецкого автономного округа действует Закон N 107-ЗАО, которым установлены отдельные категории потребителей коммунальных ресурсов, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот, порядок компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям в Ямало-Ненецком автономном округе.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 107-ЗАО к отдельным категориям потребителей коммунальных ресурсов, имеющим в соответствии с настоящим Законом право на льготы, относятся:
управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные и жилищно-строительные, иные специализированные потребительские кооперативы, приобретающие коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, а также используемые для предоставления коммунальных услуг гражданам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирном доме либо пользующимся на ином законном основании жилыми помещениями в многоквартирном доме, находящимися в муниципальной или государственной собственности;
граждане, являющиеся собственниками жилых домов (части жилых домов), домовладений, жилых помещений в многоквартирном доме либо пользующиеся на ином законном основании жилыми домами (частями жилых домов), домовладениями, жилыми помещениями в многоквартирном доме, находящимися в муниципальной или государственной собственности, и приобретающие коммунальные ресурсы, используемые для предоставления коммунальных услуг, а также потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома.
При этом с 01.01.2019 указанная статья действует в новой редакции, согласно которой установлены лица, не относящиеся к отдельным категориям потребителей, имеющим в соответствии с настоящим Законом право на льготы, а именно, таковыми являются:
управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные и жилищно-строительные, иные специализированные потребительские кооперативы, приобретающие коммунальные ресурсы, используемые для предоставления коммунальных услуг гражданам, пользующимся жилыми помещениями в многоквартирном доме, находящимися в собственности юридических лиц, частного жилищного фонда;
управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные и жилищно-строительные, иные специализированные потребительские кооперативы, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключившие с региональным оператором договоры в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами гражданам, пользующимся жилыми помещениями в многоквартирном доме, находящимися в собственности юридических лиц, частного жилищного фонда;
организации (в том числе некоммерческие объединения), заключившие от своего имени и в интересах граждан с региональным оператором договоры в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами гражданам, пользующимся жилыми домами (частью жилых домов), домовладениями, находящимися в собственности юридических лиц, частного жилищного фонда;
граждане, пользующиеся жилыми помещениями частного жилищного фонда, находящимися в собственности юридических лиц;
категории потребителей, указанные в частях 1 и 1-1 настоящей статьи, в случае использования жилых домов (части жилых домов), домовладений, жилых помещений в многоквартирном доме для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности;
юридические лица, приобретающие коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, а также используемые для предоставления коммунальной услуги гражданам, пользующимся жилыми помещениями, находящимися в собственности юридических лиц, частного жилищного фонда;
органы местного самоуправления, органы государственной власти автономного округа, а также созданные ими учреждения в целях осуществления управления, распоряжения, организации учета жилищного фонда, находящегося в их собственности, приобретающие коммунальные ресурсы в целях содержания незаселенного жилищного фонда ((часть 1-2 статьи 3 Закона N 107-ЗАО).
Таким образом, в связи с внесенными в Закон N 107-ЗАО с 01.01.2019 изменениями перечень потребителей коммунальных ресурсов, имеющих право на льготы (статья 3 Закона N 107-ЗАО), изложен в новой редакции, которая явно указывает как лиц, имеющих право на льготы (части 1, 1-1 статьи 3), так и лиц, не относящихся к соответствующим категориям потребителей (часть 1-2 статьи 3).
Юридические лица из перечня лиц, имеющих право на льготы, Законом N 107-ЗАО исключены.
Основная цель Закона N 107-ЗАО заключается в социальном льготировании слабозащищенных категорий потребителей коммунальных ресурсов и регламентации порядка субсидирования РСО, несущих убытки в связи с получением оплаты ресурса от этих категорий потребителей по экономически необоснованным (социальным) тарифам.
В соответствии с положениями Закона N 107-ЗАО принадлежность жилых помещений публичным или слабозащищенным субъектам (государству, муниципальным образованиям, гражданам) создает презумпцию необходимости льготирования стоимости коммунальных ресурсов, поставляемых в такие жилые помещения.
Исходя из принципа телеологического толкования нормы права, следствием внесенных изменений является исключение из перечня субъектов, попадающих под действие Закона N 107-ЗАО, собственников жилых помещений, использующих принадлежащее им имущество в целях, не направленных на обеспечение конституционного права на жилище.
Направленность льгот именно на обеспечение указанного права подтверждается также исключением из числа субъектов, имеющих право на льготы, органов государственной власти и местного самоуправления, а также созданных ими учреждений, если они приобретают коммунальные ресурсы в целях содержания незаселенного жилищного фонда (абзац восьмой части 1-2 статьи 3 Закона N 107-ЗАО).
Жилые помещения могут принадлежать на праве собственности юридическим лицам, используемым их в целях получения прибыли в процессе предпринимательской деятельности. Целью деятельности коммерческой организации является извлечение прибыли (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 50 ГК РФ).
Поэтому принадлежность жилого помещения юридическому лицу по общему правилу создает обратную презумпцию, заключающуюся в том, что жилое помещение используется не в целях постоянного удовлетворения личных бытовых нужд граждан, а в целях коммерческого употребления этого помещения в своей деятельности самим юридическим лицом (например, использование собственного жилого фонда в качестве конкурентного преимущества на рынке работодателей для целей привлечения наиболее квалифицированного персонала из других регионов).
Следовательно, сам по себе жилой характер принадлежащего юридическому лицу помещения, а также факт проживания в нем граждан, установленные при рассмотрении настоящего спора, недостаточны для вывода о возможности применения в такой ситуации тарифа для группы "население", а не "прочие потребители", поскольку иное не отвечало бы целям Закона N 107-ЗАО в редакции, действовавшей с 01.01.2019.
Следует отметить, что приведенная презумпция может быть опровергнута.
В частности, если будет доказано предназначение принадлежащих юридическому лицу жилых помещений исключительно для постоянного проживания граждан в целях удовлетворения их личных бытовых нужд в смысле, придаваемом статьей 40 Конституции Российской Федерации, когда юридическое лицо не имеет возможности расторжения по своему усмотрению заключенного с гражданином договора о предоставлении жилого помещения и выселения гражданина без предоставления другого жилого помещения, в том числе в связи с расторжением трудового договора с ним, а гражданин приобретает право постоянного (пожизненного) пользования жилым помещением.
Кроме того, Жилищный кодекс Российской Федерации допускает ситуации, при которых наймодателем по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования является юридическое лицо, предъявляя к нему дополнительные требования.
Оценив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что обозначенная выше презумпция истцом не опровергнута, поскольку из содержания представленных в материалы дела договоров найма следует, что предоставление жилых помещений физическим лицам (большая часть работники истца) носит срочный характер, так как договоры заключены, например, на период действия трудового договора, соответственно на основании таковых гражданин не приобретает право постоянного (пожизненного) пользования жилым помещением.
Не имеет истец и статуса наймодателя по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, учитывая положения статьи 91.2 ЖК РФ, так как не соответствуем требованиям к организациям, являющимся наймодателями по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в отношении жилых помещений частного жилищного фонда субъектам, установленных постановлением Правительства РФ от 05.12.2014 N 1318 (например, деятельность по предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, не является основным видом деятельности лица). К тому же не представлено истцом доказательств отнесения жилых помещений, принадлежащие последнему, к жилищному фонду социального использования (статьи 91.16-91.18 ЖК РФ).
Необходимо также учитывать, что согласно пункту 52 Основ N 1075 при установлении для отдельных категорий (групп) потребителей льготных регулируемых тарифов повышение регулируемых тарифов для других потребителей не допускается, что исключает возможность перекрестного субсидирования расходов теплоснабжающих организаций, возникающих в связи с применением льготного тарифа.
Закон N 416-ФЗ содержит прямой запрет на перекрестное субсидирование при установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение (часть 25 статьи 32).
Соответственно возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на водоснабжение и водоотведение, субъектом, обязанным возместить организации, осуществляющей водоснабжение и водоотведение, расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение, то есть, по общему правилу, субъект Российской Федерации (постановление Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 N 2-П).
Поэтому расширительное толкование перечня субъектов, прямо не поименованных в качестве получателей льготы, возлагает на публично-правовое образование не запланированную в бюджете обязанность по возмещению организациям, осуществляющим водоснабжение и водоотведение, расходов, понесенных в связи с реализацией энергетических ресурсов соответствующим потребителям.
При таких обстоятельствах, расходование средств бюджета субъекта Российской Федерации в виде субсидирования выпадающих доходов таких организаций, при осуществлении водоснабжения и водоотведения жилых помещений, принадлежащих юридическим лицам, будет необоснованным.
На основании изложенного выше в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в настоящем случае применению подлежит тариф для группы "иные потребители", а потому пункт 8 договора N 214 холодного водоснабжения и водоотведения следует принятию в редакции ответчика, оснований для удовлетворения исковых требований нет.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления по правилам части 1 статьи 110 АПК РФ относятся на истца.
Исходя из требований подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) государственная пошлина, уплаченная истцом при подаче апелляционной жалобы (регистрационный номер 08АП-12808/2019) подлежит возврату АО "Интер РАО-Электрогенерация" из федерального бюджета.
В соответствии подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по апелляционной жалобе последнего распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ акционерного общества "Интер РАО-Электрогенерация" от апелляционной жалобы (регистрационный номер 08АП-12808/2019) на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.08.2019 по делу N А81-1744/2019.
Производство по апелляционной жалобе акционерного общества "Интер РАО-Электрогенерация" прекратить.
Возвратить акционерному обществу "Интер РАО-Электрогенерация" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб., уплаченную по платежному поручению от 09.09.2019 N 8359.
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.08.2019 по делу N А81-1744/2019 отменить, принять новый судебный акт.
Урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора холодного водоснабжения и водоотведения N 214.
Пункт 8 договора N 214 холодного водоснабжения и водоотведения изложить в следующей редакции:
"Оплата по настоящему договору осуществляется абонентом по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (либо) водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При установлении организации водопроводноканализационного хозяйства двухставочных тарифов указывается размер подключенной нагрузки, в отношении которой применяется ставка тарифа за содержание централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения. Изменение тарифов в период действия договора не требует внесения изменений в договор. Новый тариф применяется с даты, указанной в соответствующем правовом акте.
Абонент вносит плату с учетом НДС - 20% по следующим утвержденным тарифам для категории "иные потребители" района Лимбяяха на 2019 год (тарифы установлены Приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.12.2018 N 255-т "Об установлении акционерному обществу "Уренгойгорводоканал" тарифов на питьевую воду для расчетов с потребителями муниципального образования город Новый Уренгой и долгосрочных параметров регулирования тарифов, на 2019-2023 годы", Приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯмалоНенецкого автономного округа от 17.12.2018 N 256-т "Об установлении акционерному обществу "Уренгойгорводоканал" тарифов на водоотведение для расчетов с потребителями муниципального образования город Новый Уренгой и долгосрочных параметров регулирования тарифов, на 2019-2023 годы"):
тариф на питьевую воду:
с 01.01.2019 по 30.06.2019 в размере 229,74 руб. (без НДС);
с 01.07.2019 по 31.12.2019 в размере 67,64 руб. (без НДС);
тариф на водоотведение:
с 01.01.2019 по 30.06.2019 в размере 188,39 руб. (без НДС);
с 01.07.2019 по 31.12.2019 в размере 79,40 руб. (без НДС)."
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.В. Тетерина |
Судьи |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-1744/2019
Истец: АО "Интер РАО-Электрогенерация"
Ответчик: АО "Уренгойгорводоканал"
Третье лицо: Департамент тарифной политики, энергетики и ЖКК Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамент тарифной политики, энергетики и ЖКК ЯНАО, Федеральная антимонопольная служба, АО "Интер РАО-Электрогенерация", Управлене Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу