г. Челябинск |
|
30 января 2020 г. |
Дело N А76-5925/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Карпачевой М.И., Аникина И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Микушиной А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.11.2019 по делу N А76-5925/2019.
Публичное акционерное общество "Газпром" (далее - ПАО "Газпром", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий по исключению из единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о зонах минимальных расстояний до магистральных трубопроводов, внесенных в ЕГРН как зоны с особыми условиями использования территорий, указанных в уведомлениях Управления Росреестра по Челябинской области N 7400/601/18-27891 от 01.11.2018, N 7400/601/18-27870 от 02.11.2018, N 7400/601/18-27873 от 02.11.2018, N 7400/601/18-27888 от 02.11.2018, N 7400/601/18-27890 от 02.11.2018, N 7400/601/18-27899 от 02.11.2018, N 7400/601/18-27892 от 02.11.2018, N 7400/601/18-27913 от 02.11.2018, N 7400/601/18-27855 от 06.11.2018, N7400/601/18-27859 от 06.11.2018, N 7400/601/18-27885 от 06.11.2018, N 7400/601/18-27898 от 06.11.2018, N 7400/601/18-27928 от 06.11.2018, N 7400/601/18-27945 от 06.11.2018, N7400/601/18-27951 от 06.11.2018, N 7400/601/18-27987 от 06.11.2018, N 28620 от 07.11.2018, N 28833 от 08.11.2018 и обязании устранить нарушения путем восстановления в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний газопроводов и частях земельных участков, сформированных в ЕГРН для размещения вышеперечисленных зон, согласно перечню (с учетом уточнения требований, т. 5 л.д. 71).
Применительно к статье 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Екатеринбург", общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Уфа", Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", кадастровая палата; далее также - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.11.2019 (резолютивная часть от 29.10.2019) заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
С указанным решением не согласилось Управление Росреестра (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии" не были переданы специальные полномочия федерального органа регистрации прав по исключению из ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, в связи с чем отмечает, что Управление Росреестра оспариваемых действий не осуществляло, в силу чего является ненадлежащим ответчиком, а к участию в деле в качестве надлежащего ответчика подлежит привлечению ФГБУ "ФКП Росреестра".
Считает необоснованным выводы суда первой инстанции о том, что сведения о зонах минимальных расстояний до магистральных трубопроводов были внесены в ЕГРН в соответствии с требованиями действовавшего на момент внесения сведений законодательства и сохраняются в реестре в соответствии с нормой статьи 71.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости), а предусмотренные законом основания для исключения данных зон в настоящее время отсутствуют. В обоснование данного довода апеллянт указывает, что действующее на момент внесения спорных сведений в публичный реестр законодательство не предусматривало отнесение зон минимальных расстояний объектов трубопроводного транспорта к зонам с особыми условиями использования, решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении такой зоны при внесении в кадастр соответствующих сведений отсутствовало в связи с тем, что законодательством не был определен компетентный государственный орган, в связи с чем указанные сведения не подлежали внесению в ЕГРН. Фактически сложилась ситуация, при которой правообладатели магистральных трубопроводов произвольно установили границы зон минимальных расстояний и указанные сведения были ошибочно внесены в ЕГРН как зоны с особыми условиями использования, тогда как произвольное установление таких зон недопустимо, поскольку сопряжено с ограничением прав собственников объектов недвижимости, расположенных в таких зонах. На сегодняшний день порядок установления границ зон минимальных расстояний магистральных трубопроводов законодательно определен и в силу статьи 71.1 Закона о регистрации недвижимости на правообладателей трубопроводов возлагается обязанность по установлению таких границ в установленном порядке и именно этим обусловлено решение об исключении ранее произвольно установленных границ.
Апеллянт считает необоснованной критическую оценку судом первой инстанции правовой позиции Управления Росреестра о соответствии оспариваемых действий пункту 9 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Козака Д.Н. N ДК-П9-182 от 08.10.2018 и необходимости исключения спорных зон в соответствии с пунктом 18 статьи 34 Закона о регистрации недвижимости. Судом не учтено, что указанным протоколом дано поручение исключить из ЕГРН сведения о границах зон минимальных расстояний до магистральных трубопроводов в случае их необоснованного внесения в качестве зон с особыми условиями использования территорий и с учетом изложенного выше правового обоснования действия Управления Росреестра являются законными.
Публичное акционерное общество "Газпром", общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Екатеринбург", общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Уфа" в отзывах на апелляционную жалобу просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований заявителя - отказать.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители Федерального государственного бюджетного учреждениго "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" не явились.
В отсутствие возражений сторон и в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившегося лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, в адрес ООО "Газпром трансгаз Екатеринбург" и ООО "Газпром трансгаз Уфа" поступили уведомления Управления Росреестра N 7400/601/18-27891 от 01.11.2018, N 7400/601/18-27870 от 02.11.2018, N 7400/601/18-27873 от 02.11.2018, N 7400/601/18-27888 от 02.11.2018, N 7400/601/18-27890 от 02.11.2018, N 7400/601/18-27899 от 02.11.2018, N 7400/601/18-27892 от 02.11.2018, N 7400/601/18-27913 от 02.11.2018, N 7400/601/18-27855 от 06.11.2018, N7400/601/18-27859 от 06.11.2018, N 7400/601/18-27885 от 06.11.2018, N 7400/601/18-27898 от 06.11.2018, N 7400/601/18-27928 от 06.11.2018, N 7400/601/18-27945 от 06.11.2018, N7400/601/18-27951 от 06.11.2018, N 7400/601/18-27987 от 06.11.2018, N 28620 от 07.11.2018, N 28833 от 08.11.2018 об исключении из ЕГРН сведений об охранных зонах инженерных коммуникаций - зонах минимальных расстояний до магистральных (промышленных) трубопроводов, сведений о границах минимальных расстояний от объектов магистральных газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов до зданий, строений и сооружений, не относящихся к объектам магистральных газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.
Ссылаясь на незаконность указанных действий, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требований, суд первой инстанции исходил из того, что сведения о границах зон минимальных расстояний до принадлежащих заявителю объектов газоснабжения внесены в ЕГРН обоснованно, а предусмотренные в пункте 18 статьи 34 закона о регистрации недвижимости основания для исключения соответствующих сведений из ЕГРН отсутствуют. Суд также пришел к выводу о совершении действий по исключению из ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до магистральных трубопроводов, неуполномоченным лицом, поскольку Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии" были переданы полномочия по внесению указанных сведений в ЕГРН, а специальные полномочия федерального органа регистрации прав по исключению указанных сведений из реестра кадастровой палате не передавались. Судом также отклонены доводы Управления Росреестра о законности его действий, обусловленных исполнением пункта 9 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Козака Д.Н. N ДК-П9-182 от 08.10.2018 (т. 5 л.д. 17), с учетом содержащегося в пункте 7 того же протокола решения о необходимости внесения изменений в СП 36.13330.2012 СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы", а также решения о допустимости исключения из ЕГРН сведений только о зонах, необоснованно внесенных в ЕГРН и необходимости проведения таких мероприятий
Выводы суда первой инстанции соответствуют нормам материального и процессуального права, в силу чего оснований для отмены решения суда апелляционной коллегией не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что обжалуемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действующей в спорный период) зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю, в том числе особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Исходя из пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", приложения 1 к данному Закону опасными производственными объектами являются газопровод и другие объекты, на которых получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ.
В соответствии со статьями 28, 32 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", частью 6 статьи 90 ЗК РФ на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф. Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Пунктом 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 29.04.1992 и постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22.04.1992 N 9, для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) предусмотрено установление охранной зоны вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны; вокруг технологических установок подготовки продукции к транспорту, головных и промежуточных перекачивающих и наливных насосных станций, резервуарных парков, компрессорных и газораспределительных станций, узлов измерения продукции, наливных и сливных эстакад, станций подземного хранения газа, пунктов подогрева нефти, нефтепродуктов - в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий указанных объектов на 100 метров во все стороны.
Кроме того, сводом правил "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", утвержденным приказом Госстроя России от 25.12.2012 N 108/ГС (пункты 7.15, 7.16, 16.2, таблицы 4, 5, 20), определены минимальные расстояния от трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений и иных объектов в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности.
Подобное регулирование правового режима земельных участков, на которых расположены объекты системы газоснабжения, необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также контроля за их выполнением. В частности, в статье 42 ЗК РФ в качестве одной из обязанностей собственников земельных участков закреплено соблюдение при их использовании требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2015 N 2318-О).
При этом, согласно выводу Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в указанном определении от 06.10.2015 N 2318-О, СНиП 2.05.06-85* составляют дополнительную часть подлежащей обязательному исполнению нормативной базы, определяющей технические параметры обеспечения нормальных условий строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения, включающие требования о соблюдении минимально допустимых расстояний от оси подземных и наземных (в насыпи) газопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений.
Таким образом, законодательством, действовавшим в период внесения сведений о зонах минимальных расстояний до магистральных трубопроводов, было предусмотрено определение на земельных участках охранных зон объектов системы газоснабжения и минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, вне зависимости от внесения в ЕГРН сведений о данных ограничениях.
Учитывая, что указанные зоны являются фактически установленными в силу расположения трубопроводов на земельных участках и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон, сведения о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения необходимы для правильного определения режима использования земельных участков, обеспечения благоприятных условий проживания, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф, следует признать, что наличие в ЕГРН таких сведений с учетом их открытости и доступности, соответствует целям защиты прав и законных интересов граждан и организаций, обеспечивает информированность о границах минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, а также в связи с этим безопасную эксплуатацию данных объектов их собственниками и законными владельцами.
На момент исключения соответствующих сведений Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ЗК РФ дополнен главой XIX, согласно которой (пункты 6, 25 статьи 105 ЗК РФ) к зонам с особыми условиями использования территорий могут быть отнесены охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) и зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
То обстоятельство, что названные положения не действовали на момент внесения спорных сведений в государственный кадастр недвижимости, не указывает на неправомерность наличия таких сведений либо их недостоверность, на чем настаивает апеллянт в апелляционной жалобе.
Так, согласно статьям 1 и 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, в том числе сведений о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных названным Законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом и сведения в него вносятся органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов.
Пунктом 18 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878, предусмотрено проведение кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, их государственному кадастровому учету с присвоением учетных кадастровых номеров в Едином государственном реестре земель и государственной регистрации обременения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Частью 2 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 01.01.2022.
Таким образом, учитывая, что зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов относятся к зонам с особыми условиями использования территорий, обязанность по внесению соответствующих зон в ЕГРН была предусмотрена и до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ.
По тем же мотивам отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что для установления зон минимальных расстояний до трубопроводов как зоны с особыми условиями использования территорий требуется решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении такой зоны, а также доводы о том, что установление таких зон в настоящее время следует производить в соответствии со статьей 71.1 Закона о регистрации недвижимости.
Не подтвержден объективными доказательствами довод апеллянта о недостоверности внесённых в ЕГРН сведений о границах зон минимальных расстояний до спорных трубопроводов, и тем самым - признается необоснованным мнение апеллянта о том, что фактически правообладатели магистральных трубопроводов произвольно установили границы зон минимальных расстояний и указанные сведения были ошибочно внесены в ЕГРН как зоны с особыми условиями использования. Апелляционный суд отмечает, что при отсутствии доказательств недостоверности определения границ минимальных расстояний до трубопроводов и с учетом отнесения зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов к зонам с особыми условиями использования территорий и до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ, такие зоны не могут считаться установленными ошибочными.
По изложенным мотивам, суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылки Управления Росреестра соответствие его действий пункту 9 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Козака Д.Н. N ДК-П9-182 от 08.10.2018.
Суд первой инстанции также пришел к обоснованному выводу об отсутствии у кадастровой палаты полномочий по исключению из ЕГРН спорных сведений, поскольку такие сведения были исключены из реестра в порядке исправления реестровой ошибки, что не может быть признано правомерным.
В части 3 статьи 3 Закона о регистрации недвижимости определена компетенция органа регистрации прав, к которой в частности относится государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав (пункт 4).
Предусмотренные частью 3 данной статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2 - 4 части 3 указанной статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение (часть 4 статьи 3 Закона о регистрации недвижимости).
Согласно части 1 статьи 61 Закона о регистрации недвижимости техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3 статьи 61 Закона о регистрации недвижимости).
С учетом приведенных правовых норм следует, что ФГБУ "ФКП Росреестра" не наделено полномочиями по исключению спорных сведений из ЕГРН, в том числе в порядке исправления технической или реестровой ошибки. Таким полномочиями обладает только государственный регистратор прав. Соответствующие доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права.
Наряду с этим не могут быть признаны обоснованными доводы апеллянта о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является ФГБУ "ФКП Росреестра", поскольку Управление Росреестра не совершало оспариваемых действий.
Согласно части 7 статьи 1 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (часть 1 статьи 3 этого же Закона).
Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457 утверждено Положение о которой.
В силу положений статьи 4 Закона о регистрации недвижимости орган регистрации прав является участником отношений при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
С учетом изложенных норм, оснований полагать, что Управление Росреестра является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, не имеется.
По изложенным мотивам, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.11.2019 по делу N А76-5925/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
М.И.Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-5925/2019
Истец: ПАО "Газпром"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ ЕКАТЕРИНБУРГ", ООО "Газпром трансгаз Уфа", ФГБУ Федеральная кадастровая палата Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Челябинской области
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3161/2022
21.03.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1574/2022
29.12.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13936/20
30.01.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-19385/19
06.11.2019 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-5925/19
20.08.2019 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-5925/19