г. Вологда |
|
29 января 2020 г. |
Дело N А05-7127/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 29 января 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
при участии от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области Недорезовой И.Б. по доверенности от 03.04.2019, от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области "Няндомская центральная районная больница" Вантрусовой О.М. по доверенности от 29.07.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Архангельской области апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 августа 2019 года по делу N А05-7127/2019,
установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Архангельской области (ОГРН 1022900520422, ИНН 2901010086; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, проспект Чумбарова-Лучинского, дом 39, корпус 1; далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области "Няндомская центральная районная больница" (ОГРН 1022901415569, ИНН 2918002647; адрес: 164200, Архангельская область, Няндомский район, город Няндома, улица Фадеева, дом 2; далее - учреждение) о взыскании 7 389 278 руб. 81 коп., в том числе 6 686 121 руб. 68 коп. нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования, 668 612 руб. 17 коп. штрафа, 34 544 руб. 96 коп. пеней, начисленных за период с 08.05.2019 по 27.05.2019, а также пеней с 28.05.2019 по день фактической оплаты долга.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 11 августа 2019 года с учреждения в бюджет фонда взыскано 536 009 руб. 25 коп. нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования, 5 360 руб. 09 коп. штрафа, 2 590 руб. 71 коп. пеней, начисленных за период с 08.05.2019 по 27.05.2019, всего 543 960 руб. 05 коп., а также пени, начисленные на сумму долга - 536 009 руб. 25 коп. исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкции, за период с 28.05.2019 по день фактической оплаты долга, в удовлетворении остальной части требований отказано, с учреждения в доход федерального бюджета взыскано 4 413 руб. государственной пошлины.
Фонд с таким решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований о взыскании с учреждения нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в сумме 6 150 112 руб. 43 коп., а также 615 011 руб. 24 коп. штрафа, 29 725 руб. 54 коп. пеней на названную сумму долга, начисленных по 27.05.2019, а также пеней на данную сумму долга, начисленных по день фактической оплаты. Фонд просит принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований. В обоснование жалобы ссылается на необоснованность вывода суда о том, что денежные средства ОМС в размере 6 150 112 руб. 43 коп. использованы учреждением по целевому назначению, поскольку учреждением нарушены лицензионные требования. Полагает, что наличие лицензии поставлено законодателем в прямую зависимость с правом осуществлять медицинскую деятельность, соответственно расходование бюджетных средств в процессе осуществления деятельности без соответствующего на то разрешения (лицензии), то есть в отсутствие законного права на их использование, является основанием признания такого расходования нецелевым.
Представитель фонда в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения суда и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой фондом части.
Заслушав объяснения представителей фонда и учреждения, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 25.03.2019 N 167-О фондом проведена проверка использования учреждением средств территориальной программы ОМС за период с 01.01.2017 по 31.12.2018, по результатам которой составлен акт от 18.04.2019 N 12/22.
В акте проверки фондом сделан вывод о нецелевом использовании учреждением средств ОМС в том числе на следующие расходы:
оказание медицинской помощи по профилю "терапия" в условиях круглосуточного стационара в Шалакушской участковой больнице, которая осуществлялась при отсутствии лицензии по стационарной медицинской помощи, в том числе: при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по терапии в сумме 4 948 759 руб. 39 коп.;
медицинскую деятельность врача клинической лабораторной диагностики отделения анестезиологии-реанимации при отсутствии лицензии по лабораторной диагностике в сумме 356 361 руб. 23 коп.;
медицинскую деятельность медицинской сестры отделения организации медицинской помощи детям в образовательном учреждении детский сад N 3 "Теремок" при отсутствии лицензии по сестринскому делу в сумме 323 971 руб. 84 коп.;
медицинскую деятельность фельдшера Мошинской врачебной амбулатории при отсутствии лицензии по лечебному делу в сумме 521 019 руб. 97 коп.
В акте учреждению предложено в течение 10 рабочих дней со дня предъявления акта перечислить на лицевой счет фонда использованные не по целевому назначению средства Территориальной программы ОМС в размере 6 686 121 руб. 68 коп., штраф в размере 668 612 руб. 17 коп., в случае неисполнения требования в течение 10 рабочих дней со дня предъявления уплатить в бюджет фонда пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Требованием от 18.04.2019 N 12/22 фонд предложил учреждению перечислить сумму средств ОМС, использованных не по целевому назначению, сумму штрафа и пеней.
Поскольку средства ОМС, пени и штраф учреждением уплачены не были, фонд обратился в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в части.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в обжалуемой части в силу следующего.
Согласно статье 15 Федерального закона N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
В силу части 2 статьи 39 указанного Закона по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы ОМС, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой ОМС.
В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд ОМС осуществляет контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Статьей 4 того же Закона определено, что одним из основных принципов осуществления ОМС является обеспечение за счет средств ОМС гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной и базовой программ ОМС.
В силу пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
Согласно части 6 статьи 14, части 2 статьи 28, части 1 статьи 38 данного Закона средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 утверждено Положение о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования (далее - Положение).
В силу пункта 23.3 Положения при наличии фактов нецелевого использования средств ОМС, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств ОМС, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
По смыслу приведенных норм возврату в бюджет фонда подлежат фактически полученные денежные средства, использование которых признано нецелевым.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Пунктом 8 той же статьи Закона определено, что место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
На основании подпункта 46 пункта 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит, в том числе медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (далее - Положение N 291).
Пунктом 3 данного Положения определено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании медицинской помощи в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии приведенной нормой Министерством здравоохранения Российской Федерации приказом от 11.03.2013 N 121н утверждены Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (далее - Требования N 121н).
Основанием требования заявителя о возврате средств ОМС в размере 6 150 112 руб. послужил вывод фонда о нецелевом использовании средств ОМС, полученных учреждением за медицинскую помощь, а также на выплату заработной платы врача, фельдшера и медицинских сестер при отсутствии у учреждения лицензии на осуществление определенного вида медицинской деятельности по адресу его фактического осуществления.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований фонда в данной части, правомерно исходил из следующего.
Из содержания статьи 9 Закона N 99-ФЗ, пунктов 3, 8 Положения N 291 следует, что лицо, получившее лицензию на осуществление медицинской деятельности вправе оказывать тот перечень медицинских услуг, который отражен в приложении к выданной лицензии, а лицензируемый вид деятельности подлежит осуществлению по адресам, указанным в полученной лицензии.
В проверяемом периоде учреждением осуществлялась медицинская деятельность на основании лицензий от 29.05.2015 N ЛО-29-01-001796, 20.01.2017 N ЛО-29-01-002207, от 07.03.2018 N ЛО-29-01-002422, выданных министерством здравоохранения Архангельской области бессрочно.
В ходе проверки установлено и учреждением не оспаривается, что медицинская помощь по профилю "терапия" в условиях круглосуточного стационара в Шалакушской участковой больнице (адрес: Няндомский район, поселок Шалакуша, улица Комсомольская, дом 6) осуществлялась при отсутствии лицензии на оказание медицинской помощи в стационарных условиях по терапии.
Сумма средств ОМС, рассчитанная из суммы принятых к оплате счетов страховыми медицинскими организациями, за медицинскую помощь, оказанную в 2018 году в условиях круглосуточного стационара в Шалакушской участковой больнице, составила 4 948 759 руб. 39 коп.
Кроме того, учреждением осуществлялась медицинская деятельность врача клинической лабораторной диагностики отделения анестезиологии-реанимации по адресу: город Няндома, улица Фадеева, дом 2, корпус 6, при отсутствии лицензии по лабораторной диагностике. В период с 01.01.2018 по 31.12.2018 врачу клинической лабораторной диагностики отделения анестезиологии-реанимации за счет средств ОМС по подстатье 211 "заработная плата" выплачено 273 702 руб. 94 коп., по подстатье 213 "начисления на выплаты по оплате труда" - 82 658 руб. 29 коп.
Медицинская деятельность медицинской сестры отделения организации медицинской помощи детям в образовательном учреждении (детский сад N 3 "Теремок", адрес: 164200, город Няндома, переулок Клубный, дом 4) осуществлялась при отсутствии лицензии по сестринскому делу.
В период с 01.01.2018 по 31.12.2018 соответствующей медицинской сестре за счет средств ОМС по подстатье 211 "заработная плата" выплачено 248 826 руб. 30 коп., по подстатье 213 "начисления на выплаты по оплате труда" - 75 145 руб. 54 коп.
Медицинская деятельность фельдшера Мошинской врачебной амбулатории (Няндомский район, деревня Макаровская, улица Городская, дом 8, помещения 1, 2) осуществлялась при отсутствии лицензии по лечебному делу.
В период с 01.01.2018 по 31.12.2018 данному фельдшеру за счет средств ОМС по подстатье 211 "заработная плата" выплачено 400 168 руб. 95 коп., по подстатье 213 "начисления на выплаты по оплате труда" - 120 851 руб. 02 коп.
Вместе с тем согласно подпункту 2 пункта 3 Требований N 121н при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях организуются и выполняются работы (услуги) в том числе по терапии.
В соответствии с пунктом 2 Требований N 121н при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются работы (услуги), в том числе, по лабораторной диагностике; клинической лабораторной диагностике; при оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи организуются и выполняются работы (услуги) в том числе по лабораторной диагностике; клинической лабораторной диагностике.
Согласно подпункту 1 пункта 2 Требований N 121н при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях организуются и выполняются работы (услуги), в том числе, по сестринскому делу, по лечебному делу.
Право на оказание медицинских услуг по терапии, лабораторной диагностике, сестринскому делу, лечебному делу условиями выданных учреждению лицензий предусмотрено, но отсутствовало в перечне медицинских услуг, указанных в отношении установленных фондом и указанных выше адресов осуществления учреждением деятельности.
Таким образом, фактически вменяемое нарушение выразилось в том, что учреждение осуществляло соответствующие виды деятельности не по адресу, указанному в лицензиях, то есть нарушило лицензионные требования.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.
Фондом не опровергнут факт наличия у учреждения в рассматриваемый период квалифицированного персонала в целях оказания медицинской помощи и обязанности оказывать соответствующую медицинскую помощь гражданам, обратившимся за такой помощью.
Факт оказания населению в спорный период медицинских услуг подателем жалобы не оспорен.
Как верно отметил суд, само по себе нарушение лицензионных требований и условий, без установления нарушения условий расходования бюджетных средств, не является основанием для признания расходования бюджетных средств нецелевым.
Доказательств того, что спорные расходы не связаны с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), а также их чрезмерности, фондом не представлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что денежные средства ОМС в размере 6 150 112 руб. 43 коп. использованы учреждением по целевому назначению. Иного фондом не доказано.
Также судом принято во внимание то обстоятельство, что учреждение ведет работу по получению лицензий (поданы заявления на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы зданий по адресам: Няндомский район, поселок Шалакуша, улица Комсомольская, дом 6 (Шалакушская участковая больница) и город Няндома, переулок Клубный, дом 4. В отношении помещений Мошинской врачебной амбулатории учреждением получено отрицательное заключение территориального органа Роспотребнадзора, в связи с несоответствием помещений амбулатории требованиям СанПин, что исключает дальнейшее проведение процедуры лицензирования медицинской деятельности по данному адресу. В учреждении сокращена должность врача клинической лабораторной диагностики в отделении анестезиологии-реанимации.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований фонда о взыскании с учреждения 6 150 112 руб. 43 коп. средств ОМС, соответствующих сумм пеней и штрафа.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм законодательства, подлежащего применению в деле, различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств судом первой инстанции и фондом не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 августа 2019 года по делу N А05-7127/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7127/2019
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Архангельской области
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "НЯНДОМСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"
Хронология рассмотрения дела:
18.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5557/20
29.01.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9146/19
24.10.2019 Определение Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9146/19
11.08.2019 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-7127/19