29 января 2020 г. |
Дело N А83-7740/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.01.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.01.2020.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Градовой О.Г., Яковлева А.С., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,
при участии представителей от общества с ограниченной ответственностью "Эрайз-96" - Домашевский А.В. по доверенности от 19.03.2019 N 1, Храмцов А.В., директор, приказ от 24.11.2014 N 1,
в отсутствии Администрации города Алушты Республики Крым, надлежащим образом извещенной о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Алушты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 07 октября 2019 года по делу N А83-7740/2019 (судья Кузнякова С.Ю.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эрайз-96" об оспаривании решения Администрации города Алушты Республики Крым,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Эрайз-96" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным решения Администрации города Алушты Республики Крым (далее по тексту - Администрация), изложенное в письме от 06.04.2019 N 667/02-31-1108 об отказе во внесении в схему размещения нестационарных торговых объектов летней площадки (веранды) общей площадью 50 кв.м по адресу: пгт. Партенит, ул. Набережная, 1А, примыкающей к принадлежащему предприятию объекту недвижимости - кафе "Котлетная". В качестве способа восстановления нарушенного права просит обязать Администрацию внести в схему размещения нестационарных торговых объектов летнюю площадку (веранду) общей площадью 50 кв.м по адресу: пгт. Партенит, ул. Набережная, 1А.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 07 октября 2019 года заявление общества удовлетворено в полном объеме. Суд признал незаконным решение Администрации, изложенное в письме от 06.04.2019 N 667/02-31-1108 об отказе ООО "Эрайз 96" во внесении в схему размещения нестационарных торговых объектов летней площадки (веранды) общей площадью 50 кв.м по адресу: пгт. Партенит, ул. Набережная, 1А, примыкающей к принадлежащему предприятию объекту недвижимости - кафе "Котлетная"; обязал Администрацию внести в схему размещения нестационарных торговых объектов летнюю площадку (веранду) общей площадью 50 кв.м по адресу: пгт. Партенит, ул. Набережная, 1А; взыскал с Администрации в пользу общества судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 15.01.2020 объявлялся перерыв до 16.50 ч. 22.01.2020.
До начала судебного разбирательства от общества поступили отзыв на апелляционную жалобу и пояснения к нему, в судебном заседании его представители возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 24.11.1998 между предприятием "Эрайз" (покупатель, идентификационный код юридического лица Украины - 24693338; 24.11.2014 запись о юридическом лице внесена в Единый государственный реестр юридических лиц и ему присвоены ОГРН - 1149102091071, ИНН - 9102045367) и Представительством Фонда имущества Автономной Республики Крым в г. Алуште (продавец) заключен договор купли-продажи государственного имущества N 38-В, здания кафе "Котлетная", расположенного по адресу: г. Алушта, пгт. Партенит, ул. Набережная.
05.03.1999 предприятие получило свидетельство о праве собственности на имущество объекта приватизации - здание кафе "Котлетная" в пгт. Партенит по ул. Набережной, а 04.03.2016 свидетельство о государственной регистрации права собственности на имущество - здание кафе "Котлетная", расположенное в пгт. Партенит по ул. Набережной, кадастровый N 90:15:020101:521.
04.03.2019 ООО "Эрайз 96" обратилось в Администрацию с заявлением о внесении в схему размещения НТО летней площадки (веранды) общей площадью 50 кв.м, расположенной по адресу: Республика Крым, г. Алушта, пгт. Партенит, ул. Набережная, 1а.
Письмом N 667/02-31-1108 от 06.04.2019 Администрация отказала ООО "Эрайз 96" в удовлетворении заявления о внесении в схему размещения НТО летней площадки (веранды). Отказ мотивирован тем, что обществом не представлены копии документов, подтверждающих право собственности, либо право пользования земельным участком, на котором предполагается размещение объекта, предоставление которых предусмотрено п. 1.5.5 Порядка размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Алушта, утвержденного Постановлением Администрации города Алушты Республики Крым от 13.04.2018 N 593 (далее - Порядок).
Полагая, что указанный отказ Администрации является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление в аренду земельных участков в целях эксплуатации на них временных торговых павильонов и других НТО, поскольку установлена иная процедура размещения таких объектов на территории муниципального образования в связи с чем оспариваемый отказ является незаконным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей общества, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 1 статьи 39.36. Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N 772 (далее - Правила N 772), включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов относятся элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики).
Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности производится на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов.
В силу пункта 19 Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов относятся нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ нестационарные торговые объекты определены как торговые объекты, представляющие собой временные сооружения или временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу пункта 6 части 1 статьи 39.33 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов осуществляется без предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.
Из указанного следует, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление в аренду земельных участков в целях эксплуатации на них временных торговых павильонов и других НТО, поскольку установлена иная процедура размещения таких объектов на территории муниципального образования.
Оспариваемый отказ мотивирован не представлением документов, предусмотренных п. 1.5.5 Порядка.
Однако, требования изложенные в п.1.5.5 Порядка распространяются на случаи, установленные пунктами 1.5.2 - 1.5.4 Порядка, т.е. на случаи размещения НТО на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности и переданных в аренду, на земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Крым и на земельных участках, находящихся в частной собственности.
Вышеуказанные требования не распространяются на случаи предусмотренные п. 1.5.1 указанного Порядка - размещение НТО на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности.
Кроме того, согласно п. 8.11. Положения об организации и проведении открытого конкурса на право заключения договоров на право размещения нестационарных торговых объектов, в случае если размещение НТО осуществляется на территории, прилегающей к стационарному объекту торговли, принадлежащему претенденту (выносная торговля, летняя веранда объекта общественного питания и т.д.) Конкурс не проводится.
Учитывая, что нестационарный торговый объект расположен на территории, прилегающей к стационарному объекту недвижимости - кафе "Котлетная", принимая во внимание пункт 6 части 1 статьи 39.33 ЗК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое решение Администрации является незаконным.
Как способ восстановления нарушенного права, суд первой инстанции, установив в ходе судебного разбирательства отсутствие у Администрации правовых оснований для отказа во внесении в схему размещения нестационарных торговых объектов, пришел к правомерному выводу, что нарушенные права и интересы заявителя могут быть восстановлены путем возложения на Администрацию обязанности по внесению в схему размещения нестационарных торговых объектов летней площадки (веранды) по адресу: пгт. Партенит, ул. Набережная, 1А.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 07 октября 2019 года по делу N А83-7740/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Алушты Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-7740/2019
Истец: ООО "ЭРАЙЗ 96"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА АЛУШТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА АЛУШТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Хронология рассмотрения дела:
25.10.2022 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3973/19
18.08.2021 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-7740/19
03.08.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1774/20
29.01.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3973/19
07.10.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-7740/19