г. Пермь |
|
03 февраля 2020 г. |
Дело N А71-9233/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 февраля 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Борзенковой И.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя, акционерного общества "Белкамнефть" им. А.А. Волкова: Андреевских Е.Н., паспорт, доверенность N 52/18 от 01.02.2018;
от заинтересованного лица, Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики: Вахитова Л.А., удостоверение, доверенность N 11/09-23 от 09.01.2020;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонного)
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 19 ноября 2019 года по делу N А71-9233/2019,
принятое судьей Бушуевой Е.А.
по заявлению акционерного общества "Белкамнефть" имени А.А. Волкова (ИНН 0264015786, ОГРН 1021801582780)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонного) (ИНН 1831078833, ОГРН 1021801153010)
о признании незаконным решения,
установил:
Акционерное общество "Белкамнефть" имени А.А. Волкова (далее -заявитель, АО "Белкамнефть", общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики (далее - заинтересованное лицо, Управление Пенсионного фонда) от 06.03.2019 N 019V2190000034 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.11.2019 (резолютивная часть объявлена 12.11.2019) требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение от 06.03.2019 N 019V12190000034 в части доначисления страховых взносов, соответствующих пеней и штрафа на сумму непринятых к зачету расходов по обязательному социальному страхованию в размере 531042,64 руб., а также в части доначисления страховых взносов по дополнительному тарифу в сумме 47010,5 руб. Решением суда на заинтересованное лицо возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Управление Пенсионного фонда в апелляционном порядке обжаловало решение суда о признании незаконным решения от 06.03.2019 N 019V12190000034 в части начисления страховых взносов на суммы расходов по обязательному социальному страхованию в размере 531042,64 руб., не принятых Филиалом N1 ГУ - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике, соответствующих пени и штрафа. В указанной части просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
В апелляционной жалобе ее податель настаивает на доводах о том, что суммы начисленных работникам выплат, не принятых к зачету Фондом социального страхования, подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" на общих основаниях, поскольку являются доходом, полученным в рамках трудовых правоотношений; спорные выплаты квалифицируются как материально-стимулирующие доходы в рамках трудовых отношений.
Общество представило отзыв с возражениями на жалобу, решение суда в обжалуемой части просит оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Оспаривая доводы апеллянта о наличии оснований для начисления страховых взносов на сумму расходов, не принятых к зачету по обязательному социальному страхованию, общество указывает, что спорная сумма представляет собой сумму расходов страхователя на выплату работникам пособия по временной нетрудоспособности, пособия при рождении ребенка и пособия по уходу за ребенком, при этом факты наступления страховых случаев подтверждены документально и не оспариваются заинтересованным лицом. Спорные выплаты имеют социальную направленность, не являются оплатой труда работника.
Участвующие в судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Представителем Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики Пенсионного фонда заявлено ходатайство об изменении наименования на Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное).
Данное ходатайство рассмотрено в порядке статьи 159 АПК РФ и удовлетворено судом на основании статьи 124 АПК РФ. В материалы дела приобщена выписка из ЕГРЮЛ на заинтересованное лицо.
Законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, АО "Белкамнефть" имени А.А. Волкова в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в редакции, действовавшей в проверяемый период) (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) является плательщиком страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Управлением Пенсионного фонда в отношении общества проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование за 2015-2016 годы, по результатам которой составлен акт проверки от 27.12.2018 N 019V10180000450 (т. 2 л.д.143-162).
По результатам рассмотрения материалов проверки Управлением Пенсионного фонда в отношении АО "Белкамнефть" принято решение от 06.03.2019 N 019V2190000034, которым общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 970,29 руб., ему начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 824,66 руб., а также обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 462316,09 руб. (т. 1 л.д. 15-38)
Основанием для указанных доначислений послужили выводы проверяющих Управления Пенсионного фонда о том, что обществом допущено занижение базы для начисления страховых взносов на суммы не принятых к зачету расходов, произведенных с нарушением законодательства об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также занижение базы для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу на суммы выплат за периоды учебного отпуска работникам, занятым на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.
Не согласившись с указанным решением, АО "Белкамнефть" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о том, что выплаченная заявителем в связи с наступлением страховых случаем сумма (531 042,64 руб.) не может квалифицироваться как объект обложения соответствующими страховыми взносами, и признал оспариваемое решение незаконным в части доначисления страховых взносов, соответствующих пеней и штрафа на сумму непринятых к зачету расходов по обязательному социальному страхованию.
На рассмотрение суда апелляционной инстанции сторонами по настоящему делу поставлен вопрос о правомерности доначисления обществу страховых взносов, соответствующих пени и штрафа на суммы не принятых решением Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (филиал 1) от 05.02.2019 N 7р к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные АО "Белкамнефть" с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Изучив материалы дела, обсудив изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу доводы, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ АО "Белкамнефть" в проверяемый период (2015, 2016 годы) являлось плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Согласно статье 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) АО "Белкамнефть" являлся страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством как лицо, производящее выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Решением Управления Пенсионного фонда обществу доначислены страховые взносы на суммы не принятых к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные АО "Белкамнефть" работникам Чабыкиной Л.В. (единовременное пособие при рождении ребенка), Латыпову А.В. (пособие по временной нетрудоспособности), Латыпову Э.И., Афанасьевой З.К., Душехватову А.В., Гавриловой О.В. (пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет).
Для правильного рассмотрения настоящего спора необходимо рассмотреть вопрос, являются ли произведенные указанным работникам выплаты оплатой труда, либо данные выплаты носят социальный характер и не являются оплатой труда в смысле, придаваемом данному понятию трудовым законодательствам.
Указанные лица в проверяемом периоде состояли в трудовых отношениях с обществом.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании статьи 191 ТК РФ за добросовестное исполнение трудовых обязанностей работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности - объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии. Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
В соответствии со статьей 164 ТК РФ гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, наличие трудовых отношений между организацией и физическим лицом не означает, что все выплаты, которые начисляются работнику, следует квалифицировать как оплату труда. Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников.
В рассматриваемом деле спорную сумму (531 042, 64 руб.) общество выплатило работникам в связи с наступлением страховых случаев, что не оспаривается заинтересованным лицом.
Произведенные работникам выплаты имеют социальную направленность, не зависят от выполняемых работниками трудовых функций, соответственно, данные выплаты не могут быть квалифицированы как вознаграждение за выполнение работником трудовых функций.
Непринятие фондом социального страхования к зачету расходов по выплате пособий не изменяет статус выплат как страховых, обусловленных наступлением страхового случая.
Указанный правовой подход сформулирован в пункте 34 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом ВС РФ 27.12.2017.
Учитывая изложенное, апелляционный суд полагает обоснованным и поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что поскольку выплаченные заявителем работникам в связи с наступлением страхового случая суммы не могут быть квалифицированы как объект обложения страховыми взносами, оспариваемое решение является незаконным в части в части доначисления страховых взносов, соответствующих пеней и штрафа на сумму непринятых к зачету расходов по обязательному социальному страхованию в размере 531042,64 руб.
Выводы суда в остальной части заинтересованным лицом не оспариваются, решение суда не обжалуется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции в обжалуемой части следует оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Взыскание госпошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения заинтересованного лица от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19 ноября 2019 года по делу N А71-9233/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-9233/2019
Истец: АО "Белкамнефть" имени А.А. Волкова
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске межрайонное Удмуртской Республики