г. Москва |
|
03 февраля 2020 г. |
Дело N А41-82226/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Панкратьевой Н.А., Хомякова Э.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Искендеровой Я.Г.,
при участии в заседании:
от истца Комитета по образованию Администрации городского округа Серпухов - Кордюкова С.В. представитель по доверенности от 10 января 2020 года,
от ответчика Контрольно-счетной палаты городского округа Серпухов Московской области - Филатова М.В. представитель по доверенности от 27 января 2020 года,
от третьих лиц Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида N 41 "Кораблик", Общества с ограниченной ответственностью "ГригСтройГрупп", Муниципального бюджетного учреждения "Центр содействия строительству, капитальному ремонту учреждений городского округа Серпухов" - представители не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по образованию Администрации городского округа Серпухов Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 19 ноября 2019 года по делу N А41-82226/19 по заявлению Комитета по образованию Администрации городского округа Серпухов к Контрольно-счетной палате городского округа Серпухов Московской области об оспаривании предписания, третьи лица - Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N 41 "Кораблик", Общество с ограниченной ответственностью "ГригСтройГрупп", Муниципальное бюджетное учреждение "Центр содействия строительству, капитальному ремонту учреждений городского округа Серпухов",
УСТАНОВИЛ:
Комитет по образованию Администрации городского округа Серпухов (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Контрольно-счетной палате городского округа Серпухов Московской области (далее - контрольно-счетной палате) о признании незаконным и отмене предписания N 275-исх. от 30 июля 2019 года.
К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N 41 "Кораблик", Общество с ограниченной ответственностью "ГригСтройГрупп", Муниципальное бюджетное учреждение "Центр содействия строительству, капитальному ремонту учреждений городского округа Серпухов".
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 ноября 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 45-47 т. 3).
Не согласившись с данным судебным актом, комитет обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель комитета поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель контрольно-счетной палаты возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, МДОУ - детский сад N 41 "Кораблик" и ООО "ГригСтройГрупп" заключили муниципальный контракт от 23 апреля 2018 года N 157, предметом которого являлось выполнение работ по ремонту асфальтового покрытия по адресу: Московская область. г. Серпухов, ул. Народного Ополчения, д. 1А.
В соответствии с пунктом 2.6 Плана работы Контрольно-счетной палаты городского округа Серпухов на 2019 год проведена проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств городского округа Серпухов Московской области, направленных в 2018 году на асфальтирование территорий муниципальных дошкольных образовательных учреждений и установку ограждения.
В ходе проверки соответствия объемов, видов и качества выполненных работ в рамках муниципального контракта от 23 апреля 2018 года N 157 с привлечением экспертной организации произведены вырезки кернов в проездах и установлено, что толщина слоя щебня в КС-2 раздел 1 пункты 10 и 15 определена 100 мм, а фактически составила 83 мм, толщина слоя песка в КС-2 раздел 1 пункты 10 и 15 определена 150 мм, а фактически составила 45 мм.
С учетом расхождения объемов планируемых и фактических и стоимости единицы объема на основании КС-2 переплата составила 28 463 руб. 61 коп. по щебню (керн 1) и 58 834 руб. 65 коп. по песку (керн 2), итого с учетом тендерного снижения и НДС: 37 856 руб. 94 коп.
В связи с выявлением в ходе проверки нарушений в адрес заявителя выдано предписание от 30 июля 2019 года N 275-исх, которым указано на необходимость в срок до 31 августа 2019 года возместить причиненный ущерб бюджету городского округа Серпухов в размере 37 856 руб. 94 коп. и привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц, ответственных за допущенное нарушение.
Комитет, считая, что данное предписание нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с упомянутыми требованиями.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Статьей 13 ГК РФ установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетные полномочия Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, осуществляются с соблюдением положений, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41- ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Решением Совета депутатов города Серпухова Московской области от 06 декабря 2016 года N 146/16 утверждено Положение о Контрольно-счетной палате городского округа Серпухов Московской области, согласно пункту 7.1 которого КСП осуществляет контроль за исполнением местного бюджета, за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за исполнением муниципальных контрактов и договоров.
В случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, воспрепятствования проведению должностными лицами Контрольно- счетной палаты контрольных мероприятий, а также в случаях несоблюдения сроков рассмотрения представлений Контрольно-счетная палата направляет в органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые организации и их должностным лицам предписание (пункт 16.4 Положения).
В ходе проверки исполнения муниципального контракта N 157 от 23 апреля 2018 года сотрудниками контрольно-счетной палаты выявлено несоответствие отраженных в КС-2 объемов материалов фактическим объемам использованных щебня и песка, что зафиксировано в Акте по результатам контрольного мероприятия от 16 июля 2019 года.
Вопреки доводам заявителя, данные обстоятельства были установлены с привлечением экспертной организации - ООО "Банк независимых экспертных и оценочных решений "Априори" - путем устройства шурфов в проездах, что отражено в Заключении эксперта от 05 июля 2019 года N 190606-4, в связи с чем, оснований сомневаться в достоверности полученных результатов у суда не имеется.
При этом, привлечение для осуществления строительного контроля, в том числе, скрытых работ, специализированной организации и подписание уполномоченными лицами актов освидетельствования скрытых работ, актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 сами по себе не опровергают установленных экспертной организацией обстоятельств, поскольку эксперт устанавливает фактические объемы использованных материалов, а документы отражают плановые значения по песку и щебню.
В своих разногласиях по акту по результатам контрольного мероприятия, оформленных письмом от 23 июля 2019 года N 01-09/1549, комитет указывает, что Федеральным законом N 44-ФЗ предусмотрена возможность увеличения (уменьшения) предусмотренного контрактом объема работ, однако в данном случае, речь не идет об уменьшении объема выполненных работ, а об уменьшении "объема" использованных для выполнения работ материалов, при отражении в сопроводительной документации некорректных данных.
Какие-либо иные доводы по результатам проверки заявителем в адрес КСП г.о. Серпухов направлены не были.
Кроме того, что предполагаемое комитетом размывание используемого материала в период с даты завершения работ до даты проведения контрольного замера не могло повлиять, поскольку щебень не подвержен данному влиянию за счет своей фракции, а расхождение объема песка (150/45 мм) является значительным, в связи с чем, не могло явиться лишь результатом его вымывания.
Статья 34 БК РФ провозглашает принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
В настоящем случае, КСП г.о. Серпухов установлено и документально подтверждено, что асфальтирование проездов, с учетом отсутствия претензий заказчика к качеству выполненных работ, могло быть произведено подрядчиком согласно фактическим объемам щебня и песка, однако на сумму меньшую, нежели затрачено по контракту.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель комитета заявил ходатайство о назначении судебной экспертизы для определения вопроса о соответствии объема и качества выполненных работ по ремонту асфальтобетонных покрытий проездов и тротуаров на территории детского сада "Колокольчик".
В силу части 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснений, возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, а также может назначить экспертизу по своей инициативе, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства или проведения дополнительной либо повторной экспертизы.
Правовое значение заключения экспертизы определено законом в качестве доказательства, которое не имеет заранее установленной силы, не носит обязательного характера и в силу статьи 71 АПК РФ, подлежит оценке судом наравне с другими представленными доказательствами.
Вопрос о необходимости проведения экспертизы согласно статье 82 АПК РФ относится к компетенции суда, разрешающего дело по существу, удовлетворение ходатайства о проведении экспертизы является правом, а не обязанностью суда, которое он может реализовать в случае, если с учетом всех обстоятельств дела придет к выводу о необходимости осуществления такого процессуального действия для правильного разрешения спора.
Принимая во внимание заявленные требования, обстоятельства дела, исходя из предмета и оснований рассматриваемых требований, а также учитывая избрание истцом ненадлежащего способа защиты права, апелляционный суд отказывает в удовлетворении ходатайства о назначении землеустроительной экспертизы, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных частью 1 статьи 82 АПК РФ.
Более того, с учетом специфики рассматриваемого спора проведение судебной экспертизы, при наличии экспертизы, полученной КСП г.о. Серпухов в ходе контрольного мероприятия за счет бюджетных средств г.о. Серпухов, является нецелесообразным, так как в любом случае, вне зависимости от исхода дела, повлечет дополнительные (повторные) затраты бюджета г.о. Серпухов, поскольку и заявитель и заинтересованное лицо финансируются за счет бюджетных средств муниципального образования.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления и признания незаконным предписания.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 ноября 2019 года по делу N А41-82226/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Н.А. Панкратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-82226/2019
Истец: КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЕРПУХОВ
Ответчик: КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЕРПУХОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МДОУ детский сад комбинированного вида N41 "Кораблик", МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СТРОИТЕЛЬСТВУ,КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ И ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЕРПУХОВ", ООО "ГригСтройГрупп", КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЕРПУХОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ