г. Санкт-Петербург |
|
04 февраля 2020 г. |
Дело N А26-6983/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Баженовой Ю.С., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Самсоновой Е.В.
при участии:
от истца: не явился, извещено.
от ответчика: Карлов Ю.М. (доверенность от 16.01.2020)
от 3-го лица: не явился, извещено.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34035/2019) ОАО "Кондопога" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.10.2019 по делу N А26-6983/2019 (судья Богданова О.В.), принятое по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к 1)АО "Северный лес", 2) ОАО "Кондопога" о признании отсутствующими зарегистрированных обременений, третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия,
установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к акционерному обществу "Северный лес", открытому акционерному обществу "Кондопога" (ответчики) о признании отсутствующими зарегистрированных обременений и о восстановлении в ЕГРП записей об аренде лесных участков с кадастровыми номерами 10:03:0072602:482, 10:03:072601:627 в пользу ОАО "Кондопога".
Решением от 03.10.2019 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением, ОАО "Кондопога" обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, указав, что согласие арендодателя на совершении уступки не требовалось в силу п. 9 ст. 22 ЗК РФ, действует уведомительный порядок.
В судебном заседании представитель ответчика доводы жалобы поддержал, остальные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей не обеспечили. Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, между Министерством и ОАО "Кондопога" заключены договоры аренды лесных участков N 36 от 10.04.2014 (кадастровый номер 10:03:072601:627), N 82 от 14.11.2008 (кадастровый номер 10:03:0072602:482).
Договоры заключены без проведения торгов на основании статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации в целях использование лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.
Основанием для заключения договоров послужил тот факт, что ОАО "Кондопога" является держателем лицензий ПТЗ N 01090 ТЭ и N01089 ТР.
Вместе с тем ОАО "Кондопога" осуществило в 2018 году уступку прав по указанным договорам аренды в пользу АО "Северный лес", в связи с чем Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия зарегистрированы следующие обременения:
-06.11.2018 зарегистрировано обременение в пользу АО "Северный лес" в виде аренды лесного участка с кадастровым номером 10:03:0072602:482;
-02.11.2018 зарегистрировано обременение в пользу АО "Северный лес" в виде аренды лесного участка с кадастровым номером 10:03:072601:627.
Ссылаясь на то, что внесением изменений в Единый государственный реестр недвижимости от 02.11.2018 и 06.11.2018 в части арендатора спорных земельных участков нарушены права и законные интересы арендодателя, Министерство обратилось в арбитражный суд с иском о признании указанных зарегистрированных обременений в пользу АО "Северный лес" отсутствующими и о восстановлении записей об аренде лесных участков в пользу ОАО "Кондопога".
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Особенности сдачи в аренду земельных участков установлены Земельным кодексом Российской Федерации, а лесных участков, относящихся к иным природным объектам, - Лесным кодексом Российской Федерации, не содержащим исключений из правил, предусмотренных пунктом 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Правовая природа земельных и лесных участков не тождественна. Лесные участки являются самостоятельными природными объектами, имеющими специальный правовой режим, определяемый лесным законодательством, ввиду жизненно важной многофункциональной роли лесов и их значимости для общества в целом. Лесное законодательство базируется на других основных принципах, чем земельное законодательство (статья 1 Лесного кодекса Российской Федерации, статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 73.1 ЛК РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются, в том числе, в случае, предусмотренном статьей 43 ЗК РФ.
Таким образом, заключение договора аренды лесного участкам в соответствии со статьями 43 и 73.1 ЛК РФ возможно при наличии у организации соответствующей лицензии.
Вместе с тем ОАО "Кондопога" в настоящее время является держателем лицензий ПТЗ N 01090 ТЭ и N01089 ТР, которые в установленном порядке не переоформлены на иное лицо.
Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия как органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в области лесных отношений, в целях реализации положений федерального законодательства приказом от 28.05.2012 N 795 утвержден Порядок выдачи арендатору лесного участка согласия на передачу арендованного лесного участка в субаренду или на иное распоряжение арендными правами (далее - Порядок).
Названным Порядком предусмотрено, что для получения согласия на передачу арендованного лесного участка в субаренду или на иное распоряжение арендными правами: передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем); передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка в случае реорганизации арендатора - юридического лица в форме выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц; передачу арендных прав в залог; внесение арендных прав в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив арендатор лесного участка подает письменное заявление в Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, к которому должны быть приложены документы, указанные в пункте 2 Порядка.
Таким образом, системный анализ федерального и регионального законодательства, регулирующего имущественные отношения в области оборота участков лесного фонда, свидетельствует о том, что при осуществлении прав по передаче арендованного имущества необходимо получение арендатором лесного участка согласия арендодателя.
В тоже время ОАО "Кондопога" в нарушение положений действующего Порядка в Министерство с заявлением на получение согласия на передачу прав и обязанностей по спорным договорам аренды лесных участков не обращалось.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.
Такой способ защиты, как признание права отсутствующим, допустим в случаях, когда право не может быть защищено иным способом.
Исходя из вышеизложенных разъяснений суд первой инстанции пришел к выводу о правильности избранного истцом способа защиты нарушенных прав, учитывая, что настоящий спор по своей природе не может быть разрешен предъявлением иска о признании права или об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Совершенная уступка прав по договорам противоречит п. 2 ст. 615 ГК РФ и не влечет правовых последствий.
Необходимость получения согласия арендодателя подтверждена ВС РФ в определении от 26.11.2014 N 75-АПГ14-5.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 53 Постановления от 29.04.2010 N 10/22, ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны.
Вопреки доводам жалобы, учитывая в данном случае приоритет норм лесного законодательства, пункт 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям неприменим.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.10.2019 по делу N А26-6983/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-6983/2019
Истец: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Ответчик: АО "Северный лес", ОАО "Кондопога"
Третье лицо: К/у Шутилову А.В, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ