г. Чита |
|
04 февраля 2020 г. |
дело N А78-2760/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 ноября 2019 года по делу N А78-2760/2019 по заявлению Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (ОГРН 1087536008801, ИНН 7536095984; 672000, Забайкальский край, город Чита, Амурская улица, 68) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю (ОГРН 1047550034509, ИНН 7536057403; 672000, Забайкальский край, город Чита, улица Анохина, 63) о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права собственности Забайкальского края на земельный участок с кадастровым номером 75:08:000000:1566, оформленное уведомлением от 17.12.2018 N КУВД-001/2018-7672148/1, и решения об отказе в проведении государственной регистрации права собственности Забайкальского края на земельный участок с кадастровым номером 75:08:000000:1566, оформленное уведомлением от 20.03.2019 N КУВД-001/2018-7672148/2; об обязании осуществить государственную регистрацию права государственной собственности Забайкальского края на земельный участок с кадастровым номером 75:08:000000:1566,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: государственное казенное учреждение "Служба единого заказчика" Забайкальского края (ОГРН 1027501178154, ИНН 7536050020; 672010, Забайкальский край, город Чита, улица Забайкальского Рабочего, дом 68), Межрегиональное территориальное управление Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальском крае (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087; 664025, Иркутская область, город Иркутск, Российская улица, 17),
при участии в судебном заседании:
от Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края - Новожиловой О.В. - представителя по доверенности N 236 от 10.09.2019,
установил:
Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее также - заявитель, Департамент или ДГИЗО ЗК) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю (далее также - Управление Росреестра по Забайкальскому краю или Управление) о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права собственности Забайкальского края на земельный участок с кадастровым номером 75:08:000000:1566, оформленного уведомлением от 17.12.2018 N КУВД-001/2018-7672148/1, и незаконным решение об отказе в проведении государственной регистрации права собственности Забайкальского края на земельный участок с кадастровым номером 75:08:000000:1566, оформленного уведомлением от 20.03.2019 N КУВД-001/2018- 7672148/2; обязании осуществить государственную регистрацию права государственной собственности Забайкальского края на земельный участок с кадастровым номером 75:08:000000:1566.
Определением суда от 11.03.2019 привлечено в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное казенное учреждение "Служба единого заказчика" Забайкальского края.
Определением суда от 17.09.2019 привлечено в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрегиональное территориальное управление Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальском крае.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 13 ноября 2019 года заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными решение Управления о приостановлении государственной регистрации права собственности Забайкальского края на земельный участок с кадастровым номером 75:08:000000:1566, оформленное уведомлением от 17.12.2018 N КУВД-001/2018-7672148/1, и решение об отказе в проведении государственной регистрации права собственности Забайкальского края на земельный участок с кадастровым номером 75:08:000000:1566, оформленное уведомлением от 20.03.2019 N КУВД-001/2018-7672148/2.
На Управление возложена обязанность осуществить государственную регистрацию права государственной собственности Забайкальского края на земельный участок с кадастровым номером 75:08:000000:1566.
Не согласившись с указанным решением, Управление обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного, принятого при неправильном применении норм материального права по мотивам, изложенным в жалобе.
Департамент отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В судебном заседании представитель Департамента просила обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Департамента, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 22.11.2018 N 4813/р государственному казенному учреждению "Служба единого заказчика" Забайкальского края предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером: 75:08:000000:1566, Забайкальский край, Карымский район, для содержания и эксплуатации автомобильной дороги общего пользования "Дарасун-Солнцево" (л.д. 30-33, т. 1).
Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края 11.12.2018 обратился с заявлением в Управление Росреестра по Забайкальскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок, с приложение дополнительных документов (л.д. 55-66, т. 1).
17.12.2018 Управление Росреестра по Забайкальскому краю уведомлением N КУВД-001/2018-7672148/1 сообщило Департаменту о приостановлении на срок до 17.03.2019 государственной регистрации права без одновременного государственного кадастрового учета на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), в связи с тем, что к заявлению приложено заключенное после 01.07.2006 (дата введения статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ) распоряжение N 4813/р от 22.11.2018, которое не подтверждает разграничение государственной собственности на земельный участок (л.д. 29, т. 1).
В дальнейшем на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ в связи с истечением срока, указанного в уведомлении от 17.12.2018, государственным регистратором отказано в регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером 75:08:000000:1566, находящийся по адресу: Забайкальский край, Карымский район. Данный отказ оформлен уведомлением от 20.03.2019 N КУВД-001/2018-7672148/2 (л.д. 62, т. 1).
Управление Росреестра по Забайкальскому краю указало, что заявитель не представил надлежащих документов, являющихся основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, в частности указав, что согласно пункту 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: - земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Земельный участок, который на момент введения в действие статьи 3.1 данного закона (01.07.2006) не был передан соответствующим организациям или не был занят объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относятся к земельным участкам, право государственной собственности на которые не разграничено, передача земельного участка государственному казенному учреждению "Служба единого заказчика" пользование в 2018 году не влечет разграничение государственной собственности на участок по правилам статьи 3.1 указанного закона и приобретение соответствующего права Забайкальским краем. Документ, подтверждающий право собственности Забайкальского края на указанный земельный участок, не представлен.
Заявитель считая, что указанными решениями Управления Росреестра по Забайкальскому краю от 17.12.2018 и 20.03.2019 нарушаются его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, а также проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно пункту 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом, законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулирует Закон N 218-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5 статьи 1).
В силу части 6 статьи 1 Закона N 218 государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие, в том числе прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (пункт 1 части 2).
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
По правилам статьи 27 названного Закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в уведомлении от 17.12.2018 о приостановлении государственной регистрации права государственный регистратор указал, что заявителем не подтверждено разграничение государственной собственности, не запрашивая дополнительных документов, более подробно раскрывая данное основание только в уведомлении об отказе в государственной регистрации права от 20.03.2019.
Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации, собственность муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Согласно статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.
Правила разграничения государственной собственности на землю установлены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), согласно части 2 которой в целях разграничения государственной собственности на земельный участок к собственности субъекта Российской Федерации относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Статьей 55 Закона N 218-ФЗ предусмотрены особенности осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Согласно частей 1 и 2 названной статьи в заявлении о государственной регистрации права собственности на земельный участок указывается основание возникновения права собственности субъекта Российской Федерации на земельный участок, муниципального образования на земельный участок; перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации, а именно Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2016 N 307.
В силу положений указанного Постановления Правительства предоставляются следующие документы:
1. Правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным федеральным органом государственной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, нахождение земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук, предоставление земельного участка в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги") - в случае, если основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным федеральным органом государственной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, нахождение земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук, предоставление земельного участка в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги". Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
2. Правоустанавливающие документы на здания, строения, сооружения, расположенные на соответствующем земельном участке, - в случае, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является расположение на данном земельном участке зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
3. Иные документы - в случаях, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что Департаментом в Управление Росреестра по Забайкальскому краю представлено заявление о регистрации права собственности Забайкальского края в порядке разграничения права на землю (л.д. 55-56, т. 1) и копия распоряжения Департамента от 22.11.2018 N 4813/р "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края" (л.д. 30-33, т. 1).
Как правильно указал суд первой инстанции, указанное Распоряжение является документом, который подтверждает право на разграничение государственной собственности на земельный участок в соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, издано в соответствии с законом и в пределах полномочий Департамента, является правоустанавливающим документом на земельный участок и свидетельствует о передаче земельного участка с кадастровым номером 75:08:000000:1566 государственному учреждению Забайкальского края (ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края) в постоянное (бессрочное) пользование для содержания и эксплуатации автомобильной дороги регионального значения.
На спорном земельном участке расположена автомобильная дорога общего пользования регионального значения "Дарасун-Солнцево".
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно статье 6 Закона N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
В силу части 5 статьи 6 Закона N 257-ФЗ к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации (передаются в собственность субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации) (часть 6).
Согласно выписке из реестра государственного имущества Забайкальского края (л.д. 25, т. 2) в данный реестр внесена автомобильная дорога Дарасун-Солнцево, как объект недвижимости на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Читинской области от 13.03.2007 N 425, от 11.04.2007 N 645, акта приема-передачи от 11.04.2007.
Межрегиональным территориальным управлением Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальском крае в материалы дела представлены документы, свидетельствующие, что данная автомобильная дорога была передана в собственность Читинской области из федеральной собственности на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Читинской области от 13.03.2007 N 425, акта приема передачи от 11.04.2007, утвержденного распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Читинской области N 645 (л.д. 29-38, т. 2).
Автомобильная дорога общего пользования регионального значения "Дарасун-Солнцево" передана в собственность Забайкальского края в порядке разграничения государственного имущества по правилам части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на основании Распоряжения от 13.03.2017 N 425.
Согласно данной норме право собственности на имущество, передаваемого в порядке разграничения, возникает в силу закона с момента утверждения акта приема-передачи.
Автомобильная дорога "Дарасун-Солнцево" является дорогой регионального значения общего пользования, что подтверждается постановлением Губернатора Забайкальского края от 04.05.2008 N 67 (л.д. 39, т. 1), в соответствии с которым установлены критерии отнесения автомобильных дорог к дорогам регионального значения, а также постановлением Губернатора Забайкальского края от 26.06.2008 N 135, согласно которому данная автомобильная дорога "Дарасун-Солнцево" включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения (порядковый номер 16) (л.д. 40-44, т. 1).
Поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, Департамент, реализовав свое полномочие, определенное статьей 3.3 Закона N 137-ФЗ, предоставил спорный земельный участок с видом разрешенного использования земельного участка "для содержания и эксплуатации автомобильной дороги" ГКУ "Служба единого заказчика", то в силу пункта 2 статьи 3.1 указанного Закона этот земельный участок относится к собственности субъекта. Границы спорного земельного участка с кадастровым номером 75:08:000000:1566 находятся в пределах протяженности названной автомобильной дороги.
Одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы объекта и земельного участка, указанный в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, из чего следует, что Департамент, выполняя функции собственника указанного объекта недвижимости, правомерно осуществляет действия по формированию земельного участка, необходимого для его эксплуатации.
Довод Управления об отсутствии документа, подтверждающего разграничение государственной собственности до 01.07.2006, судом первой инстанции правомерно отклонен, поскольку, как правильно указал суд, Закон N 137-ФЗ не содержит положений, позволяющих заключить, что правила пункта 2 статьи 3.1 применяются только в случаях, когда предоставление земельных участков органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти, имело место до вступления в силу данной нормы Закона N 137-ФЗ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, что Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, осуществляющий полномочия по распоряжению земельными участками в Забайкальском крае, право государственной собственности на которые не разграничено, передал спорный земельный участок государственному специализированному учреждению для содержания и эксплуатации автодороги, данный участок относятся к собственности Забайкальского края, поэтому у Управления Росреестра по Забайкальского края не было предусмотренных статьей 27 Закона N 218-ФЗ оснований для отказа в государственной регистрации.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемые уведомления Управления Росреестра от 17.12.2018 и 20.03.2019 не соответствует положениям Закона N 218-ФЗ, а также нарушают права и законные интересы Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.
Согласно части 2 статьи 201 АРК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 ноября 2019 года по делу N А78-2760/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-2760/2019
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЛУЖБА ЕДИНОГО ЗАКАЗЧИКА" ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ, Межрегиональное территориальное управление Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае