г. Вологда |
|
05 февраля 2020 г. |
Дело N А13-9646/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 05 февраля 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зориной Ю.В. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шуиной Е.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "МАЛС" директора Смирнова Д.В., от Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области Козловой Г.Ю. по доверенности от 26.12.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 ноября 2019 года по делу N А13-9646/2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "МАЛС" (адрес: 162562, Вологодская Область, Шекснинский район, рабочий поселок Шексна, улица Шлюзовая, дом 16; ОГРН 1113536000335, ИНН 3524013901; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области (адрес: 160012, город Вологда, улица Левичева, дом 1;
ОГРН 1023500870975, ИНН 3525092864; далее - Управление) о взыскании 42 192 руб. неосновательного обогащения, внесенных в качестве обеспечения заявки N 0330100003119000050.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: акционерное общество "Единая электронная торговая площадка", Управление Федерального казначейства по Вологодской области.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 2826.11.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Управление с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акут об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает на то, что спорные денежные средства перечислены в доход федерального бюджета, факт неосновательно приобретенного или сбереженного имущества (неосновательное обогащение), со стороны Управления отсутствует. Также указывает на несогласие с выводом суда о возложении на ответчика обязанности по возмещению государственной пошлины.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель истца в судебном заседании возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы.
Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствии представителей третьего лица в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы
Как следует из материалов дела, 26.02.2019 на электронной площадке htpp:www.roseltorg.ru Управлением размещено три извещения об осуществлении закупок:
- N 0330100003119000049 (поставка муки ржаной хлебопекарной обдирной);
- N 0330100003119000050 (поставка муки пшеничной хлебопекарной первого сорта);
- N 0330100003119000051 (поставка муки пшеничной хлебопекарной второго сорта).
Общество приняло участие в указанных аукционах путем подачи соответствующих заявок, произведя перечисление денежных средств в качестве обеспечения на счет оператора электронной площадки в размере 187 000 руб. по платежному поручению от 12.03.2019 N 74 (т. 1, л. 99).
Протоколами подведения итогов электронных аукционов от 20.03.2019 вторые части заявок истца в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) признаны не соответствующими требованиям, установленным аукционной документацией, поскольку в них отсутствовало указание (декларирование) наименования страны происхождения товара (т. 1, л. 79-90).
Данные обстоятельства послужили основанием для блокирования оператором электронной площадки денежных средств в сумме 42 192 руб., внесенных истцом в качестве обеспечения.
Платежным поручением от 03.09.2019 N 656003 денежные средства в размере 42 192 руб. перечислены в пользу Управления Федерального казначейства по Вологодской области (т. 2, л. 19).
Рассмотрев обращение истца на действия оператора электронной площадки, Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа решением от 03.04.2019 признала действия оператора электронной площадки соответствующими требованиям Закона N 44-ФЗ (т. 1, л. 104-106).
Считая полученные ответчиком денежные средства в сумме 42 192 руб. неосновательным обогащением, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
Правоотношения сторон по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Законом N 44-ФЗ.
Согласно частям 1, 2 статьи 44 указанного Закона при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. Обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
В соответствии с частью 6 названной статьи денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), возвращаются на счет участника закупки при проведении конкурса и закрытого аукциона в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении электронного аукциона прекращается блокирование таких денежных средств в соответствии с частью 18 настоящей статьи в течение не более, чем одного рабочего дня с даты отклонения заявки участника закупки.
В силу части 27 статьи 44 Закона N 44-ФЗ в случае, если в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей трех заявок на участие в электронном аукционе, поданных одним участником такого аукциона, аукционной комиссией приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией о таком аукционе, по основаниям, установленным пунктом 1 части 6 статьи 69 этого Закона (за исключением случаев, если этот участник обжаловал данные решения в соответствии с Законом N 44-ФЗ и по результатам обжалования принято решение о необоснованности данных решений), оператор электронной площадки по истечении тридцати дней с даты принятия последнего из данных решений перечисляет заказчику денежные средства, внесенные этим участником в качестве обеспечения последней заявки, на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
По смыслу названной нормы применение соответствующей финансовой санкции является установленной законом мерой гражданско-правовой ответственности участника размещения заказа за систематическое (три раза в течение квартала на одной электронной площадке) предоставление во второй части заявок на участие в аукционе сведений, не соответствующих требованиям аукционной документации.
Согласно протоколам подведения итогов электронных аукционов N 0330100003119000049, N 0330100003119000050 и N 0330100003119000051 решения об отклонении трех заявок истца по электронным аукционам состоялись 20.03.2019.
В пункте 31 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что одним из необходимых условий для перечисления оператором электронной площадки заказчику денежных средств, внесенных участником в качестве обеспечения последней заявки в соответствии с частью 27 статьи 44 Закона N 44-ФЗ, является систематичность допущенных им нарушений при подаче трех заявок на участие в электронном аукционе.
Приняв во внимание, что истец подал все три заявки одновременно (13.03.2019), а аукционная комиссия также одновременно (20.03.2019) отклонила их по аналогичным основаниям, учтя отсутствие у Общества возможности восполнить недостатки уже поданных заявок ввиду их одновременного признания не соответствующими требованиям аукционной документации, суд первой инстанции правомерно не согласился с оценкой поведения истца как систематически небрежного применительно к оформлению документации, в связи с чем не усмотрел оснований для применения к рассматриваемым отношениям положений пункта 27 статьи 44 Закона N 44-ФЗ.
При указанных обстоятельствах, исковые требования в части взыскания 42 192 руб. неосновательного обогащения правомерно удовлетворены судом.
Довод Управления о неправомерном взыскании с него государственной пошлины также подлежит отклонению.
В рассматриваемом случае судебным актом взыскана не государственная пошлина, а распределены судебные расходы.
Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Данная позиция соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" (абзац третий пункта 21).
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 ноября 2019 года по делу N А13-9646/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-9646/2019
Истец: ООО "МАЛС"
Ответчик: Управление федеральной службы исполнения наказаний
Третье лицо: АО "ЕЭТП", Управление Федерального казанчейства по Вологодской области, АО Санкт-Петербургский РФ "Россельхозбанк" г. Санкт-Петербург