г. Москва |
|
06 февраля 2020 г. |
Дело N А41-32258/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Миришова Э.С., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания: Князевым Н.В.,
при участии в заседании:
от ООО "Домовой" - представитель Демонов Р.Б. по доверенности от 05.02.2020,
от ООО "Тепловые сети Балашихи" - представитель Клочков М.А. по доверенности от 09.08.2019 N 100,
от ООО "МосОблЕИРЦ" - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от администрации городского округа Балашиха- представители не явились, извещены надлежащим образом,
от Государственной жилищной инспекции Московской области- представители не явились, извещены надлежащим образом,
от Комитета по ценам и тарифам Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от АО "ГУ ЖКХ" - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Домовой" на решение Арбитражного суда Московской области от 05 декабря 2019 года по делу N А41-32258/19, по иску ООО "Домовой" к ООО "Тепловые сети Балашихи" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тепловые сети Балашихи" (далее - ООО "Тепловые сети Балашихи", ответчик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Домовой" (далее - ООО "Домовой", ответчик) о взыскании 343 443 рублей 77 копеек задолженности за поставленную тепловую энергию за сентябрь, октябрь, ноябрь 2017 года, 127 814 рублей 44 копеек пени за период с 15.07.2017 по 12.04.2018.
Определением Арбитражного суда Московской области от 19.09.2018 по делу N А41-29736/18 принято к производству для совместного рассмотрения с первоначальным встречное исковое заявление ООО "Домовой" о взыскании 56 834 рублей 76 копеек неосновательного обогащения, 1 445 рублей 01 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами (том 2, л.д. 147-148).
Истец по встречному иску уточнил требования, просил взыскать 1 176 627 рублей 40 копеек неосновательного обогащения за период с 07.12.2017 по 30.04.2018.
Определением Арбитражного суда Московской области от 05.04.2019 суд выделил встречное исковое заявление о взыскании 1 176 627 рублей 40 копеек неосновательного обогащения за период с 07.12.2017 по 30.04.2018 в отдельное производство по делу N А41-32258/19 (том 4, л.д. 79).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - ООО "МосОблЕИРЦ", Администрация городского округа Балашиха, Государственная жилищная инспекция Московской области, Комитет по ценам и тарифам Московской области, АО "ГУ ЖКХ".
До принятия судебного акта ООО "Домовой" в порядке статьи 49 АПК РФ заявлено об уточнении исковых требований, просил взыскать 419 240 рублей 74 копеек неосновательного обогащения по договору теплоснабжения N 4/881 от 11.12.2017 за период с 01.06.2017 по 31.12.2017 (том 5, л.д. 1-4).
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 декабря 2019 года по делу N А41-32258/19 с ООО "ТСБ" в пользу ООО "Домовой" взыскано 222 706 рублей 83 копеек неосновательного обогащения и 616 рублей 63 копеек расходов по оплате госпошлины. ООО "Домовой" из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная госпошлина в размере 4 766 рублей. В удовлетворении остальной части отказано (том 5, л.д. 149-152).
Не согласившись с принятым решением, ООО "Домовой" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило обжалуемое решение отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Дело рассматривается в соответствии с нормами ст. 153 АПК РФ или ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ООО "МосОблЕИРЦ", администрации городского округа Балашиха, Государственной жилищной инспекции Московской области, Комитета по ценам и тарифам Московской области, АО "ГУ ЖКХ", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеки арбитражных дел www.kad.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель ООО "Домовой" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ООО "Тепловые сети Балашихи" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив доводы апелляционной жалобы, повторно исследовав материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения обжалуемого акта.
Как усматривается из материалов дела, 11.12.2017 между ООО "Тепловые сети Балашихи" (теплоснабжающая организация) и ООО "Домовой" (исполнитель) заключен договор теплоснабжения N 4/881, по условиям которого теплоснабжающая организация приняла на себя обязательства отпускать ответчику тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения (ГВС) объекта - многоквартирного дома по адресу: г.Балашиха, мкр.Гагарина, д.6, а исполнитель обязался оплачивать принятую тепловую энергию, а также соблюдать режим ее потребления (том 1, л.д. 84-88).
В соответствии с пунктом 7.1 договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует по 31.12.2017.
Условиям договора распространяются на отношения сторон, возникшие с 01.04.2017 (дата начала поставки тепловой энергии), на основании пункта 2 статьи 425 ГК РФ, в связи с фактическим получением тепловой энергии.
Согласно пункту 4.2 договора расчеты за тепловую энергию производятся по платежным требованиям и счет - фактурам, которые выписываются истцом и выставляются ответчику.
Ссылаясь на то, что требование ответчика об оплате тепловой энергии не по приборам учета, а расчетным методом, нарушает права и законные интересы истца, последний обратился в суд с требованием о взыскании неосновательного обогащения.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается (статья 310 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
В соответствии с положениями статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-29736/18 от 05.04.2019, установлено, что примененная истцом в одностороннем порядке методика определения объема поставленного коммунального ресурса судом не может признаваться обоснованной, поскольку истец производит расчет объема принятого коммунального ресурса на основании установленных расходомеров (ВСТ-40, ВСТ-32, ВСТ-15, ВСГН-65, ВСГ-65), однако, данные приборы являются тахометрическими счетчиками (счетчиками воды) и не отвечают требованиям, предъявляемым к узлам учета тепловой энергии, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", размер платы за поставленную тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения и отопления в жилой дом по адресу: Московская область, г.Балашиха, мкр.Гагарина, д.6 за спорный период определен ответчиком в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 28.12.2018).
Пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 года N 129 (вступило в силу 28 февраля 2015 года) внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306.
Пунктом 38 Правил N 354 предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к Правилам N 354, исходя из показаний приборов учета горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, а при отсутствии такого прибора учета - исходя из норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме (далее - МКД), эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правилами N 354 предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В связи с этим соответствующими изменениями, внесенными в Правила N 306 предусматривается, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется путем установления норматива потребления горячей воды в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
При наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.
Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами N 354 не предусмотрено.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области распоряжением от 09.12.2014 N 162 - РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления" определило, что до введения в действие указанных нормативов, применяются нормативы, действующие в муниципальных образованиях. При расчете платы граждан за коммунальную услугу по горячему водоснабжению необходимо использовать норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, утвержденный органом местного самоуправления.
В соответствии с положениями пункта 42(1) постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В соответствии с пунктом 42(2) Правил N 354, способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 определено, что до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами N 354, с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего Постановления.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 г. N 603 вступило в силу 30.06.2016. На 30.06.2016 г. на территории субъекта Российской Федерации, - Московской области, в соответствии с распоряжением Министерства строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 13.09.2012 N 33, действовал порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в течение календарного года.
Следовательно, на территории Московской области действует порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, то есть по 1/12, установленный Распоряжением Минстройжилкомхоза МО от 13.09.2012 N 33 "О применении порядка расчета размера платы за коммунальные услуги на территории МО".
График отпуска тепловой энергии (приложение N 1) рассчитан в соответствии с постановлением администрации г. Балашиха от 30 ноября 2009 г. N 952 /1-ПА и подписан сторонами договора без разногласий. Начисления по отоплению производились в соответствии с графиком отпуска.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Из материалов дела следует, что услуги теплоснабжения потребителям мкр. Гагарина г. Балашиха до октября 2016 года оказывало АО "ГУ ЖКХ" в эксплуатации которого находилась котельная N 104, вырабатывающая тепловую энергию для потребителей мкр. Гагарина по тарифам, утвержденным для АО "ГУ ЖКХ" распоряжением Комитета от 31.03.2016 N 37-Р на 2016 год.
Постановлением администрации городского округа Балашиха от 30.03.2017 N 326/10-Г1А котельная N 104 передана в аренду ООО "ТСБ".
Письмом от 16.03.2018 N 101Исх-968 администрация городского округа Балашиха проинформировала Комитет об определении ООО "ТСБ" организацией, эксплуатирующей бесхозяйные тепловые сети на территории мкр. Гагарина городского округа Балашиха.
Как следует из материалов дела, в период с 01.10.2016 по 31.12.2017 ООО "ТСБ" для установления тарифа на тепловую энергию на территории мкр. Гагарина г.о. Балашиха в Комитет не обращалось.
ООО "ТСБ" впервые обратилось в Комитет с заявлением об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей на территории мкр. Гагарина г.о. Балашиха только 06.03.2018.
Распоряжением Комитета от 30.03.2018 N 49-Р "О внесении изменений в некоторые распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области установлены тарифы на тепловую энергию для ООО "ТСБ" мкр. Гагарина г.о. Балашиха с календарной разбивкой (с учетом НДС): для населения:
по 30.06.2018 в размере 1570,11 руб./Гкал;
с 01.07.2018 в размере 1646,69 руб./Гкал.
Вместе с тем, применение при расчете за поставленную тепловую энергию для ответчика тарифов, утвержденных для ООО "ТСБ" на 2017 год распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.12.2015 N 166-Р "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2016-2018 годы" (далее - распоряжение N 166-Р) является необоснованным, поскольку ООО "ТСБ" при корректировке тарифов на тепловую энергию на 2017 год не представило в Комитет сведения о принятой котельной N 104, вырабатывающей тепловую энергию для потребителей мкр. Гагарина. При корректировке тарифа на тепловую энергию на 2017 г., утвержденного распоряжением N 166-Р для ООО "ТСБ" указанный объект теплоснабжения Комитетом не учитывался.
В постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2019 по делу N А41-29736/18 указано, что в связи с отсутствием утвержденного истцу тарифа в спорный период и наличием спорных правоотношений в связи со сменой теплоснабжающей организации истец согласился с доводами ответчика о применении в спорный период тарифа АО "ГУ ЖКХ", утвержденного распоряжением от 20.12.2016 N 210-р для теплоисточника - котельная N104. В связи с чем на момент принятия решения между сторонами фактически отсутствовал спор о применяемых при расчете задолженности тарифах (том 5, л.д. 37-49).
Ответчиком в материалы дела представлен контррасчет тепловой энергии для нужд отопления ГВС с июня по декабрь 2017 года согласно которому разница по тарифу АО "ГУ ЖКХ" и тарифу ООО "ТСБ" составила 222 706 руб. 83 коп.
Проверив указанный расчет, суд первой инстанции признал его правильным и математически верным.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в части взыскания 222 706 руб. 83 коп. неосновательного обогащения.
Довод заявителя апелляционной жалобы о нарушении требований пункта 42(1), 42(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 отклоняется судебной коллегией.
В материалы дела представлены вступившие в законную силу судебные акты по делу N А41-29736/18, в котором суды пришли к выводу о правомерности применения ответчиком способа оплаты по отоплению равномерно в течение всего календарного года (том 5, л.д. 37-49).
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на решения, принятые в рамках рассмотрения дел N А40-125739/12 и N А40-83040/16, не принимается судебной коллегией, поскольку на основании статьи 69 АПК РФ преюдициальными для данного спора не являются, на стороне ответчика выступали иные лица.
Администрация Городского округа Балашиха в письме N 1-вх-37137/9 от 15.11.2019 указала, что поскольку на территории Московской области соответствующий акт о способе оплаты не был принят, то на территории г.о. Балашиха сохраняется способ оплаты, действовавший по состоянию на 30.06.2016, т.е. равномерно в течение календарного года.
Данная позиция также подтверждена Министерством Жилищно-коммунального хозяйства Московской области, что изложено в письме N ИИсх-5786 от 09.06.2017.
Постановлением администрации Городского округа Балашиха N 952/1-ПА от 30.11.2009 орган местного самоуправления в письме указывает, что нормативы утверждены из расчета 1/12 годового потребления тепловой энергии по отоплению.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, сделаны при неправильном и неверном применении и толковании норм материального и процессуального права, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего дела по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05 декабря 2019 года по делу N А41-32258/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
Э.С. Миришов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-32258/2019
Истец: ООО "ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ БАЛАШИХИ"
Ответчик: ООО "ДОМОВОЙ"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА, АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА", ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ", Комитет по ценам и тарифам Москоской области, ООО "МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЕДИНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО- РАСЧЕТНЫЙ ЦЕНТР"