г. Челябинск |
|
07 февраля 2020 г. |
Дело N А76-8651/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.11.2019 по делу N А76-8651/2019.
В судебном заседании принял участие представитель Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Елисеева С.Г. (доверенность от 09.01.2020).
Товарищество собственников недвижимости "Новороссийская 86" (далее - заявитель, ТСН "Новороссийская 86") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - ответчик, далее - ГУ "ГЖИ Челябинской области", жилищная инспекция) о признании незаконным предписания N 197 от 05.02.2019 в части возложения на ТСН "Новороссийская 86" обязанности осуществить перерасчет платы за отопление за период с февраля 2016 года по декабрь 2018 года, исходя из показаний ОПУ тепловой энергии, в соответствии с ведомостями учета тепловой энергии (формула 3 приложения N 2 к Правилам N 2 к Правилам N 354) с учетом площади нежилых помещений N 11-17, расположенных в жилом доме по адресу: г.Челябинск, ул. Новороссийская, 86 (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 07.11.2019 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ГУ "ГЖИ Челябинской области" (далее также - апеллянт, податель жалобы) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что начисление платы за отопление без учета площадей авто парковочных мест и гаражей производится ТСН "Новороссийская 86" в нарушение требований действующего жилищного законодательства. В связи с чем, податель апелляционной жалобы полагает, что оспариваемое предписание является законным, обоснованным и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Также податель жалобы считает, что судом первой инстанции неверно сделан вывод, о том, что в общую площадь всех жилых и нежилых помещений должны включаться только отапливаемые помещения, поскольку применяемая формула не содержит таких указаний.
В судебном заседании представитель жилищной инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы. С решением арбитражного суда первой инстанции не согласен. Просит решение арбитражного суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Отзыв в материалы дела не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет; в судебное заседание представители заявителя не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заявителя.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Товарищество собственников недвижимости "Новороссийская 86" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1157449003810.
В соответствии с протоколом от 07.07.2015 общего собрания собственников помещений в многоквартирного доме по адресу: г.Челябинск, ул. Новороссийская, 86 для управления многоквартирным домом выбрано ТСН "Новороссийская 86". В указанном доме установлен общедомовый прибор учета (ОПУ) тепловой энергии (акт допуска узла учета тепловой энергии с разрешенным периодом эксплуатации с 08.10.2015 г. по 10.08.2019).
Согласно техническому паспорту многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Челябинск, ул. Новороссийская, 86, площадь жилых помещений в вышеуказанном многоквартирном доме составляет 3481,6 кв. м, нежилых помещений - 2371,9 кв. м (л.д.62-74 т.2).
Главным управлением "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" на основании распоряжения от 16.01.2019 N 197 в отношении ТСН "Новороссийская 86" проведена внеплановая документарная проверка.
По результатам проверки ТСН ""Новороссийская 86" составлен акт проверки от 05.02.2019 N 197 и выдано предписание от 05.02.2019 N 197, в соответствии с которым ТСН ""Новороссийская 86" предписано в том числе:
- произвести по жилым и нежилым помещениям перерасчет платы за отопление за период с февраля 2016 г года по декабрь 2016 года исходя из показаний ОПУ тепловой энергии, в соответствии с ведомостями учета тепловой энергии (формула 3 приложения N 2 к Правилам N 354);
- произвести по жилым и нежилым помещениям перерасчет платы за отопление за период с января 2017 года по декабрь 2018 года исходя из показаний ОПУ тепловой энергии, отраженных в ведомостях учета тепловой энергии с учетом площади жилых, нежилых помещений в соответствии с техническим паспортом дома (формула 3 приложения N 2 к Правилам N 354).
Срок устранения выявленного нарушения - до 18.03.2019. Полагая, что предписание от 05.02.2019 N 197 в части возложения обязанности ТСН ""Новороссийская 86" произвести перерасчет платы за отопление не соответствуют требованиям законодательства и нарушают его права и законные интересы, ТСН ""Новороссийская 86" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно подпунктам 2, 2-2 пункта 8 Положения о Главном управлении "Государственная жилищная инспекция Челябинской области", утвержденного Указом Губернатора Челябинской области о 15.05.2014 N 364, жилищная инспекция является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, а также лицензионный контроль в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано жилищной инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Пунктом 42(1) Правил N 354 установлены правила определения платы коммунальной услуги по отоплению, в частности в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формуле 3 Приложения N2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно данной формуле при осуществлении оплаты в течение отопительного периода расчет производится из объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, общей площади жилого и нежилого помещения, общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, тарифа на тепловую энергию.
По смыслу указанного пункта, с учетом того, что рассматриваемая формула предназначена для использования при расчете объема тепла, потраченного на отопление жилых (нежилых) помещений в многоквартирном доме, в общую площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома должны включаться только отапливаемые помещения.
Иное толкование, приведет к тому, что на собственника неотапливаемого помещения будет возложена обязанность по оплате фактически не оказанной коммунальной услуги по отоплению такого помещения.
Суд кассационной инстанции при этом также принимает во внимание правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 25.04.2019 N 309-ЭС19-5318 по делу N А50-43867/2017.
С учетом положений пункта 1, 2 статьи 539, пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.08.2016 N 71-КГ16-12, при отсутствии в нежилом помещении многоквартирного дома теплопринимающих устройств и приборов учета сам по себе факт прохождения через данное помещение трубопроводов системы отопления дома и отопления помещения за счет теплоотдачи от них не является основанием для взыскания с собственника данного помещения платы за отопление, поскольку данный объем тепловой энергии является технологическим расходом (потерями) тепловой энергии во внутридомовых сетях жилого дома (теплоотдача трубопроводов системы отопления дома), который относится на общедомовые нужды собственников помещения дома.
С учетом вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что предписание жилищной инспекции не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта. При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, заинтересованным лицом не представлено. Доводы апелляционной жалобы не
свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению. Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.11.2019 по делу N А76-8651/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-8651/2019
Истец: ТСН "Новороссийская 86"
Ответчик: Главное управление "Государственная жилищная инспекция Челябинской области"
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-15984/20
07.02.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-19322/19
07.11.2019 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-8651/19
18.03.2019 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-8651/19