г. Чита |
|
11 февраля 2020 г. |
Дело N А58-8823/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.В. Басаева, Н.В. Ломако, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Новосел -2003" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 октября 2019 года по делу N А58-8823/2019 по заявлению Товарищества собственников жилья "Новосел-2003" (ИНН 1435141707, ОГРН 1031402068246) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435067108, ОГРН 1021401065916) о признании незаконным и отмене предписания от 31.07.2019 N08-02-261-19,
при участии в судебном заседании:
от заявителя (до перерыва в судебном заседании): Тетерин М.В., председатель, после перерыва, не было;
от заинтересованного лица: не было;
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
Публичного акционерного общества "Якутскэнерго" (ОГРН 1021401047260, ИНН 1435028701): не было
установил:
Заявитель, товарищество собственников жилья "Новосел-2003", обратился в Арбитражный суд республики Саха (Якутия) с требованием к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) о признании недействительными предписания от 31.07.2019 N 08-02-261-19.
Решением суда первой инстанции от 30.10.2019 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Товарищество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Из апелляционной жалобы и дополнений к ней следует, что в материалах проверки отсутствует обращение собственника нежилого помещения N 2, на основании которого проводилась данная проверка и вынесено оспариваемое предписание, отсутствует акт осмотра от 09.07.2019 в котором зафиксировано нарушение и на основании которого составлен акт проверки и выдано предписание об устранении нарушений. По мнению Товарищества, заключение экспертизы проведено в одностороннем порядке, без снятия замеров ТП-143 невозможно прийти к выводам, сделанных экспертом.
Представитель товарищества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель надзорного органа в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель Публичного акционерного общества "Якутскэнерго" в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 20.12.2019.
Информация о перерыве, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 04.02.2020.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы представителя заявителя, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела Управление 31.07.2019, на основании акта проверки N 08-01-799-19-Ж от 31.07.2019, вынесло в адрес товарищества предписание N 08-02-261-19 об устранении нарушений (т. 1, л.д. 10).
Как следует из оспариваемого предписания, Товариществом 30.04.2019 отключено электроснабжение в нежилом помещении N 2 без уведомления и что на дату осмотра 09.07.2019 в нежилом помещении N 2 коммунальная услуга- электроснабжение не представлялась, Товарищество превысило продолжительность перерыва электроснабжения в указанное нежилое помещение.
Оспариваемым предписанием заявителю в срок до 07.08.2019 необходимо возобновить предоставление коммунальной услуги - электрическая энергия в нежилое помещение N 2 в многоквартирным доме, расположенным по адресу: гор. Якутск, ул. П.Алексеева, д. 83/19.
Товарищество посчитав, что указанное предписание нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Как следует из материалов дела и не оспаривается в апелляционной жалобе, помещение N 2, принадлежащее Кузьмичу А.В. является составной частью и находится в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Якутск, ул. Петра Алексеева д. 83/19.
Статьей 135 Жилищного кодекса РФ установлено, что товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов (ч.1).
Как следует из материалов дела и не оспаривается в апелляционной жалобе, собственники помещений указанного многоквартирного дома, на основании п. 2 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ определили в установленном порядке, способ управления многоквартирным домом- товариществом собственников жилья.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что Товарищество собственников жилья "Новосел-2003" осуществляет правление многоквартирным домом.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом, в данном случае с товариществом в силу ст. 161 ЖК РФ и ст. 445 ГК РФ. По смыслу данной нормы Гражданского кодекса РФ обязанность заключить договор возникает у лиц, являющихся собственниками как жилых, так и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Статьей 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (ч.1).
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (ч.1.1).
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.2).
Из указанного следует, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья, товарищество несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, за обеспечение готовности инженерных систем.
Статьей 36 ЖК РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Пунктом 2 Правил также установлено, что в состав общего имущества включается д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Таким образом, из указанного следует, что товарищество собственников жилья обязано надлежащим образом содержать, в том числе электрическое оборудование многоквартирного дома, относящегося к общему имуществу за счет средств собственников помещений многоквартирного дома.
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции считает правомерным требование оспариваемого предписания о приведении товариществом внутридомовой системы энергоснабжения в соответствии с техническими требованиями и подключением нежилого помещения к энергоснабжению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не исследовал вопрос о том, что энергосистема многоквартирного дома не соответствует техническим требованиям, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку данное обстоятельство не имеет значения, поскольку именно в компетенцию товарищества входит обязанность приведения энергосистемы многоквартирного дома в соответствии с нормативами.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что отключение нежилого помещения N 2 в указанном многоквартирном доме произведено в связи с тем, что электрическое оборудование многоквартирного дома не рассчитано на энергоснабжение указанного помещения в виду недостаточности технических параметров электропроводов, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку именно товарищество обязано привести электрическое оборудование многоквартирного дома в соответствии с надлежащими параметрами с целью надлежащего обеспечения собственников помещений многоквартирного дома нормативным обеспечением энергоснабжения.
Доказательств того, что электрооборудование нежилого помещения N 2 не соответствует техническим требованиям электрооборудования, товарищество в материалы дела не представило.
Не представлено в материалы дела и доказательств того, что товариществом в отношении нежилого помещения вводились ограничения предоставления коммунальных услуг в порядке, установленным разделом XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В частности, материалами дела не подтверждается, что собственник нежилого помещения осуществил несанкционированное подключение внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения либо использовал бытовые машины (приборы, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей (п. 116 Правил) или имеет задолженность по оплате коммунальной услуги (п. 117 Правил).
Доводы апелляционной жалобы о том, что многоквартирный дом проектировался без нежилых помещений, в связи с чем проектной документацией не предусматривалось электроснабжение данных помещений, суд апелляционной инстанции не принимает во внимание, поскольку данный многоквартирный дом введен в эксплуатацию и представляет собой единый объект, включающий в себя как жилые, так и не жилые помещения, а также общее имущество, в связи с чем товарищество, представляющее собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме (ст. 135 ЖК РФ) несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, к которому относится система энергоснабжения данного дома.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отключение нежилого помещения от энергоснабжения производилось в связи с аварийной ситуацией, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку указанное не подтверждается надлежащими доказательствами.
Кроме того, наличие аварийной ситуации носит разовый характер и не может носить длительного характера, поскольку именно в компетенцию товарищества входит обязанность устранения такой ситуации (чрезвычайной, аварийной) путем приведения электроснабжения многоквартирного дома, в части надлежащего содержания общего имущества в соответствии с нормативами. Как следует из смысла оспариваемого предписания, товарищество обязано обеспечить указанное нежилое помещение возможностью подключения к энергосистеме многоквартирного дома с целью постоянного надлежащего энергообеспечения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в действиях товарищества отсутствует вина, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку данное обстоятельство имеет правовое значение только при привлечении товарищества к какой-либо ответственности, при оспаривании же предписания, достаточного лишь того факта, что обязанность по надлежащему содержанию общего имущества лежит исключительно на товариществе.
Не принимаются судом апелляционной инстанции и доводы жалобы о нарушении административным органом процедуры проверки.
В силу части 2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В части 4.2 статьи 20 ЖК РФ определено, что основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, являются, среди прочего, поступление в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения требований, в том числе к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме. При этом внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Таким образом, названная норма Жилищного кодекса РФ устанавливает возможность проведения проверки по предусмотренным основаниям без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки, но не освобождает контролирующий орган от обязанностей, предусмотренных нормами части 1 статьи 14 части 1 статьи 13, пункта 6 статьи 15 Закона N 294-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3.2 Положения " Об Управлении государственного строительного и жилищного надзора", утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 20.08.2012 N 1599 (в редакции от 22.05.2019) Управление в области жилищного надзора организует и проводит проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в области жилищного законодательства и законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктом 3.2.2.13 данного Положения установлено, что к полномочиям указанного органа отнесены жилищный контроль за соблюдением обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пунктом 3.7.8. Положения " Об Управлении государственного строительного и жилищного надзора" установлено, что Управление, осуществляя государственный жилищный надзор составляет по результатам проверок акты, вносит записи о проверках в общий и (или) специальный журналы, журналы учета проверок, выдает предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Как следует из материалов дела, из акта проверки от 31.07.2019 (т. 1 л.д. 43-48), в рассматриваемом случае проверка проведена на основании приказа от 04.07.2019 (т. 1 л.д. 38), правовые основания проведения проверки - ст. 20 ЖК РФ, ст. 9 - 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Фактов проведения названной проверки с грубым нарушением требований Федерального закона N 294-ФЗ установленных ст. 20 данного закона судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, административный орган при назначении проверки действовал в пределах предоставленных положениями пункта 4.2 статьи 20 ЖК РФ полномочий и с соблюдением установленных законодательством требований.
Доводы жалобы о том, что собственник нежилого помещения N 2 ИП Кузьмич А.В. не является добросовестным плательщиком за поставляемые коммунальные услуги, в данном случае не имеет правового значения, поскольку оспариваемым предписанием Товариществу вменяется нарушение нормативно установленной процедуры ограничения (приостановления) предоставления коммунальной услуги электроснабжения с нарушением продолжительности перерыва.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание от 31.07.2019 N 08-02-261-19 не нарушает прав и законных интересов заявителя и в полной мере соответствуют нормам действующего законодательства.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "30" октября 2019 года по делу N А58-8823/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Товариществу собственников жилья "Новосел-2003" (ИНН 1435141707, ОГРН 1031402068246) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 500 руб. уплаченную по платежному поручению N 263 от 26.11.2019.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-8823/2019
Истец: ТСЖ "Новосел-2003"
Ответчик: Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)
Третье лицо: ПАО "Якутскэнерго"