г. Санкт-Петербург |
|
11 февраля 2020 г. |
Дело N А42-10239/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Царегородцевым Е.А. (до перерыва), секретарем с/з Климцовой Н.А. (после перерыва)
при участии:
от истца: Радочина О.В. по доверенности от 09.01.2020;
от ответчика: Барсукова Д.Г. по доверенности от 17.01.2020;
от 3-го лица: не явился (извещен);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-37627/2019) ПАО "МУРМАНСКОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.11.2019 по делу N А42-10239/2019 (судья Лесной И.В.), принятое
по иску ПАО "МУРМАНСКОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО"
к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области
3-е лицо: Министерство финансов Мурманской области
о взыскании
установил:
Публичное акционерное общество "Мурманское морское пароходство" (далее - истец, Пароходство) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области (далее - ответчик, Министерство) о взыскании задолженности в размере 25 786 100 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Мурманской области (далее - третье лицо, МинФин МО).
Решением суда от 11.11.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит судебный акт отменить. Податель жалобы полагает, что исчерпание выделенных лимитов бюджетных обязательств не может служить законным основанием для отказа в предоставлении субсидий истцу.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оспариваются доводы истца.
Третье лицо также направило отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддерживает позицию ответчика.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы, считает решение суда незаконным и необоснованным. Представитель ответчика против удовлетворения требований жалобы возражал, просил судебный акт оставить без изменения по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Министерством и Пароходством заключен договор от 27.12.2018 N 725 о транспортном обслуживании населения на социально значимом межмуниципальном маршруте регулярных морских перевозок (далее - Договор N725), в соответствии с условиями которого, предусмотрена обязанность Министерства обеспечить возмещение недополученных доходов в связи с организацией перевозок пассажиров, грузов и багажа по регулируемым тарифам по установленному социально значимому межмуниципальному маршруту регулярных морских перевозок и расписанию движения на маршруте в соответствии с порядком, предусмотренным договором на предоставление субсидий.
Кроме того, между Министерством (главный распорядитель) и Пароходством (перевозчик) во исполнение Договора N 725 заключен договор от 18.01.2019 N 01-ММП (далее - Договор N01-ММП), предметом которого является предоставление из областного бюджета в 2019 году субсидии в целях возмещения перевозчику недополученных доходов в связи с организацией перевозок пассажиров, грузов, багажа на социально значимых межмуниципальных маршрутах регулярных морских перевозок по регулируемым тарифам, не обеспечивающим возмещение понесенных затрат.
Согласно пункту 1.2 Договора N 01-ММП, в редакции дополнительного соглашения, субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными главному распорядителю средств областного бюджета на цели, указанные в предмете договора в размере 110 000 000 руб.
В соответствии с пунктом 7.1 Договора N 01-ММП его действие распространяется на отношения сторон, возникшие с 01.01.2019, и действует до 30.06.2019, но не менее чем до полного исполнения сторонами обязательств по договору.
На основании дополнительного соглашения от 24.06.2019 N 1 срок действия Договора N01-ММП продлен по 02.07.2019 включительно.
На основании расчета истца субсидия подлежащая выплате за июнь 2019 года составила 23 998 700 руб., за июль 2019 года - 6 989 700 руб.
Во исполнение обязательств перед истцом, ответчику платежным поручением от 25.07.2019 N 618987 перечислил на счет истца субсидию за июнь 2019 года в размере 5 202 300 руб.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по Договору N 01-ММП и наличие задолженности по выплате субсидий в заявленный период, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что обязательства сторон по Договору N 01-ММП выполнены в полном объеме, а предметом иска является задолженность по Договору N 01-ММП на предоставление субсидий, а не требование о взыскании убытков в связи с предоставлением соответствующих льгот по Договору N 725.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
На территории Мурманской области отношения в указанной сфере, а также регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа в целях создания условий по обеспечению качественных, безопасных, доступных и регулярных перевозок пассажиров и багажа осуществляется в соответствии с Законом Мурманской области от 13.07.2009 N 1133-01-ЗМО "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Мурманской области. (далее - Закон N 1133-01-ЗМО).
Частями 1, 2 и 8 статьи 14 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 15 Закона N 220-ФЗ).
Статья 6.2 Закона N 1133-01-ЗМО наделяет органы местного самоуправления муниципального образования город Мурманск отдельными государственными полномочиями Мурманской области по установлению регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования.
Пунктом 1 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
Согласно пункту 2 статьи 789 ГК РФ договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426).
В соответствии с пунктом 1 статьи 790 ГК РФ за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (пункт 2 статьи 790 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 5 ст. 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" организации, предоставившие потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законами льгот, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (убытки).
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.2. Порядка, предоставление субсидий осуществляется в целях возмещения Перевозчику недополученных доходов в связи с организацией перевозок пассажиров, грузов и багажа на социально значимых межмуниципальных маршрутах регулярных морских перевозок на территории Мурманской области по регулируемым тарифам.
Главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых на предоставление субсидий Перевозчику, является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области (пункт 1.3. Порядка).
В соответствии со статьей 6 БК РФ бюджетные ассигнования представляют собой предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств; бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (пункт 1 статьи 219 БК РФ).
При этом получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (пункт 3 статьи 219 БК РФ).
Спорные субсидии имеют компенсационный характер, направленный на возмещение затрат перевозчика на осуществление перевозки пассажиров по утвержденным Постановлением Правительства маршрутам.
В силу пункта 4.2.1. Договора N 01-ММП главный распорядитель средств областного бюджета вправе принимать решение об изменении условий настоящего Договора, включая уменьшение размера субсидии, а также увеличение размера субсидии при наличии неиспользованных лимитов бюджетных обязательств, указанных в пункте 2.1 настоящего Договора.
Согласно пункту 2.1.4. Договора N 725 организатор обязан обеспечить возмещение недополученных доходов в связи с организацией перевозок пассажиров, грузов и багажа по регулируемым тарифам по установленному социально значимому межмуниципальному маршруту регулярных морских перевозок и расписанию движения на маршруте в соответствии с порядком, предусмотренным договором между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области и ПАО "Мурманское морское пароходство" о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с осуществлением перевозок пассажиров, грузов и багажа на социально значимых межмуниципальных маршрутах по регулируемым тарифам, не обеспечивающим возмещение понесенных затрат в 2019 году.
Из существа правоотношений сторон следует, что использование юридической конструкции субсидий, приведенной выше, позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач.
Однако в отличие от субсидий стимулирующего характера, в случаях, когда обязательность компенсации затрат (неполученных доходов) отдельным категориям хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий установлена законодательством и обусловлена ограничением свободы предпринимательской деятельности таких субъектов, решение вопроса о предоставлении субсидии не является предметом усмотрения публично-правового образования, и право на получение субсидии в случае его нарушения подлежит судебной защите.
Более того, правила предоставления субсидий не предусматривают такого основания для отказа в удовлетворении заявления лица, обратившегося за получением субсидии, как исчерпание выделенных на эти цели бюджетных ассигнований. Исчерпание выделенных лимитов бюджетных обязательств не может служить законным основанием для отказа в предоставлении субсидии, поскольку возможность такого отказа, с учетом природы рассматриваемой субсидии, не вытекает из положений статей 69 и 78 БК РФ и не предусмотрена Правилами предоставления субсидий.
Доказательства нарушения истцом порядка предоставления субсидии в материалы дела ответчиком не представлены.
Также апелляционный суд обращает внимание на то, что письмом от 21.05.2019 N 22-02/2078-ДС Министерство сообщило о том, что размер необходимой субсидии будет пересматриваться поэтапно по мере оказания услуг и поступления отчетов на получение субсидий о фактически выполненных объемах перевозок.
В материалы дела представлены отчеты оказания услуг, принятые ответчиком без возражений по объему и качеству услуг.
Расчет исковых требований проверен апелляционным судом и признан обоснованным и арифметически правильным. Контррасчет ответчиком не представлен.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о необходимости отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.11.2019 по делу N А42-10239/2019 отменить.
Взыскать с Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области в пользу ПАО "Мурманское морское пароходство" задолженность в сумме 25 786 100 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-10239/2019
Истец: ПАО "МУРМАНСКОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ