г. Вологда |
|
14 февраля 2020 г. |
Дело N А05-9029/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 14 февраля 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Моисеевой И.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Лидер" Тикуш М.Е. по доверенности от 07.08.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управления лесничествами в лице Вельского обособленного подразделения и общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "УЛК" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 ноября 2019 года по делу N А05-9029/2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лидер" (ОГРН 1132907000885, ИНН 2907015563; адрес: 165111, Архангельская область, Вельский район, поселок Аргуновский, улица Заозерская, дом 64; далее - ООО "Лидер", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области к Территориальному органу министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управлению лесничествами в лице Вельского обособленного подразделения (ОГРН 1162901060376, ИНН 2902083136; адреса: 164501, Архангельская область, город Северодвинск, улица Бойчука, дом 3, офис 10; далее - управление лесничествами) о признании незаконным извещения от 11.07.2019 N 914 об отказе в приемке лесной декларации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 112901001356, ИНН 2901200111; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - министерство) общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "УЛК" (ОГРН 1112907000898, ИНН 2922008546; адрес: 165210, Архангельская область, Устьянский район, рабочий поселок Октябрьский, улица Заводская, дом 17, офис 1; далее - ООО "Группа компаний "УЛК").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 13 ноября 2019 заявленные требования удовлетворены.
На управление возложена обязанность, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Лидер" и принять лесную декларацию от 09.07.2019 N 3-19/88, представленную обществом с ограниченной ответственностью "Лидер". Кроме того, с управления в пользу ООО "Лидер" взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины; ООО "Лидер" из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 3 000 руб. как излишне уплаченная.
Управление лесничествами и ООО "Группа компаний "УЛК" с решением суда не согласились и обратились с апелляционными жалобами, в которых просят вынести новое решение, отказав в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Полагают, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
ООО "Лидер" в своих отзывах на жалобы указанных лиц считает решение суда законным и обоснованным.
Министерство, управление лесничествами и ООО "Группа компаний "УЛК" надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает, что не имеется оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Как следует из материалов дела, департаментом лесного комплекса Архангельской области (далее - Департамент) и закрытым акционерным обществом "Норд-лес" (далее - ЗАО "Норд-лес") заключен договор аренды лесного участка от 12.09.2008 N 446.
Министерство (правопреемник Департамента) и общество с ограниченной ответственностью "Вельский ДОК" (далее - ООО "Вельский ДОК") заключили соглашение от 17.12.2012 о внесении изменений и дополнений N 3 в договор аренды лесного участка от 12.09.2008 N 446, которым произведена замена арендатора с ЗАО "Норд-лес" на ООО "Вельский ДОК".
ООО "Вельский ДОК" (арендатор) и ООО "Лидер" (субарендатор) заключили договор субаренды лесного участка от 20.09.2014 N ВД-446, по условиям которого арендатор обязался предоставить с согласия арендодателя (распоряжение от 09.09.2014 N 770), а субарендатор - принять в субаренду лесные участки, находящиеся на землях лесного фонда. Участки переданы субарендатору для заготовки древесины.
При этом стороны указанного договора субаренды пунктом 3.4.4 предусмотрели обязанность субарендатора ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию в соответствии с Проектом освоения лесов.
ООО "Вельский ДОК", переименованное 29.02.2016 в общество с ограниченной ответственностью "ЛПК Север", прекратило свою деятельность 28.12.2018 путем реорганизации в форме присоединения к ООО "Группа компаний "УЛК".
Общество представило в Вельское обособленное подразделение управления лесную декларацию от 09.07.2019 N 3-19/88, в которой заявило, что с 20.07.2019 по 19.07.2020 использует леса для заготовки древесины в соответствии с проектом освоения лесов.
По результатам рассмотрения этой лесной декларации управление лесничествами направило обществу извещение от 11.07.2019 N 914 об отказе в приемке лесной декларации, мотивированное несоответствием лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию. Отметив при этом, что лесная декларация должна подаваться арендаторами. Поскольку в данном случае декларация предъявлена субарендатором, то имеет место нарушение пункта 2 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, требований к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17 (далее - Порядок).
Не согласившись с указанным извещением, общество оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что у управления лесничествами не имелось оснований для отказа обществу в приемке лесной декларации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующие орган, который его принял.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).
К одному из видов использования лесов пунктом 1 части 1 статьи 25 ЛК РФ отнесена заготовка древесины.
В соответствии с частью 1 статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Как предусмотрено частью 2 статьи 26 ЛК РФ, ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьёй 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута.
Согласно части 3 статьи 26 ЛК РФ форма лесной декларации, порядок её заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Указанным ранее приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17 утверждены Порядок заполнения и подачи лесной декларации), требования к формату лесной декларации в электронной форме, форма лесной декларации.
В пункте 2 Порядка указано, что лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды (далее - лицо, подавшее лесную декларацию), в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Согласно пункту 6 Порядка уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
Статьей 615 Гражданского кодекса Российской Федерации определено право арендатора сдавать с согласия арендодателя арендованное имущество в субаренду.
В пункте 1.1 договора субаренды лесного участка от 20.09.2014 N ВД-446 указано, что арендатор передал ООО "Лидер" в субаренду лесные участки с согласия арендодателя, которое зафиксировано в распоряжении министерства от 09.09.2014 N 770р "О выдаче согласия Арендодателя на совершение сделки по передаче в субаренду сроком на пять лет по договору аренды лесного участка".
Лесная декларация подана обществом во исполнение пункта 3.4.4 указанного договора.
То обстоятельство, что ответственным по договору перед арендодателем является арендатор, не является основанием для отказа в приеме лесной декларации от субарендатора. Подача декларации носит заявительный, а не разрешительный характер. Кроме того, именно общество, как пользователь спорных лесных участков, располагает информацией, необходимой для заполнения декларации в соответствии с требованиями, установленными указанным выше Порядком.
Предъявленные министерством с отзывом на апелляционную жалобу копия соглашения от 30.12.2019 о расторжении с ООО Группа компаний "УЛК" договора аренды лесного участка от 12.09.2008 N 446 и копия акта приема-передачи лесного участка от 30.12.2019 не опровергают выводы суда первой инстанции, которым оценивалась правомерность извещения от 11.07.2019 N 914, то есть принятого до заключения такого соглашения.
Выводы суда, изложенные в решении от 13.11.2019, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателями апелляционных жалоб не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
При подаче апелляционной жалобы ООО "Группа компаний "УЛК" внесло государственную пошлину в сумме 3 000 руб. за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда уплачивается государственная пошлина, сумма которой составляет 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в сумме 3 000 руб.
Следовательно, размер государственной пошлины, подлежащий уплате по данной категории дел, составляет 1 500 руб.
Согласно статье 104 АПК РФ, подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 ноября 2019 года по делу N А05-9029/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управления лесничествами в лице Вельского обособленного подразделения и общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "УЛК" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Группа компаний "УЛК" (ОГРН 1112907000898, ИНН 2922008546; адрес: 165210, Архангельская область, Устьянский район, рабочий поселок Октябрьский, улица Заводская, дом 17, офис 1) из федерального бюджета 1 500 руб. излишне уплаченной по платежному поручению от 02.12.2019 N 53876 государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-9029/2019
Истец: ООО "ЛИДЕР"
Ответчик: территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничествами
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, ООО "Группа компаний "УЛК"
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6709/20
22.09.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5912/20
11.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6577/20
14.02.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-12733/19
13.11.2019 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-9029/19