г. Пермь |
|
14 февраля 2020 г. |
Дело N А71-14642/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Голубцова В.Г., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя: Абрамов С.И. паспорт, по доверенности от 12.04.2018 N 767, диплом;
от заинтересованного лица: Байкова Л.Ю. паспорт, приказ от 13.09.2019 N 158-л;
от третьего лица - Гарапова И.Р. паспорт, по доверенности от 25.09.2019 N 1, диплом;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего Негосударственным пенсионным фондом "Время" - Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 26 ноября 2019 года
по делу N А71-14642/2019,
принятое судьей Калининым Е.В.,
по заявлению конкурсного управляющего Негосударственным пенсионным фондом "Время" (ИНН 1833012041, ОГРН 1021801512963) - Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (ИНН 7708514824, ОГРН 1047796046198)
к Государственному казенному учреждению "Государственный архив социально-правовых документов Удмуртской Республики" (ИНН 1835057464, ОГРН 1031801964050)
третье лицо: Комитет по делам архивов при Правительстве Удмуртской Республики (ИНН 1831032250, ОГРН 1021801177441)
о признании незаконным бездействия и обязании безвозмездно принять на хранение документы,
установил:
Конкурсный управляющий Негосударственным пенсионным фондом "Время" - государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Конкурсный управляющий НПФ "Время", фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным бездействие Государственного казенного учреждения "Государственный архив социально-правовых документов Удмуртской Республики (далее - ГКУ "ГАСПД УР", заинтересованное лицо), выразившееся в непринятии на хранение от конкурсного управляющего НПФ "Время" на безвозмездной основе документов по личному составу, образовавшихся в процессе деятельности НПФ "Время"; обязании ГКУ "ГАСПД УР" безвозмездно принять на хранение от Конкурсного управляющего НПФ "Время" документы по личному составу, образовавшиеся в процессе деятельности НПФ "Время".
Решением Арбитражного суд Удмуртской Республики от 26 ноября 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что документы по личному составу ликвидированных негосударственных организаций в целях предотвращения их утраты, а также в целях охраны прав и законных интересов государства, юридических лиц и граждан по исполнению социально-правовых гарантий вне зависимости от иных обстоятельств подлежат передаче в соответствующий государственный либо муниципальный архив, при этом, оказание услуг по хранению в рассматриваемом случае должно осуществляться на безвозмездной основе, так как обратное противоречит нормам Закона об архивном деле, который не предусматривает выплату учреждениям архива вознаграждения за хранение документов по личному составу, так как, принимая документы на хранение, и обеспечивая их сохранность Архив выполняет обязанность, возложенную на него Законом об архивном деле.
Бездействие Архива нарушает права и законные интересы граждан (работников Фонда), т.к. потребность обеспечения сохранения документов по личному составу обусловлена их юридической значимостью для исполнения архивными учреждениями социально-правовых запросов в целях обеспечения прав граждан и организаций, что в п. 2 ст. 201 АПК РФ является основанием для признания такого бездействия незаконным.
Свою позицию заявитель подтверждает ссылками на нормы права, а так же на судебно-арбитражную практику.
Заинтересованным лицом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым ГКУ "ГАСПД УР" находит решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы - несостоятельными.
Третье лицо, Комитет по делам архивов при Правительстве Удмуртской Республики в представленном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Документы, приложенные к отзывам на апелляционную жалобу, имеются в материалах дела, в связи с чем, подлежат возвращению заинтересованному лицу и третьему лицу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон доводы жалобы, возражений на нее поддержали.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что 01.10.2018 Конкурсный управляющий НПФ "Время" обратился в Комитет по делам архивов при Правительстве Удмуртской Республики с заявлением N 6/32303 о принятии на хранение документов.
В ответ на заявление от 01.10.2018 N 6/32303 было дано Комитетом разъяснение от 26.10.2018 N 1065 о порядке и о возмездном характере оказания услуг по передаче на хранение в государственный архив архивных документов, являющихся собственностью организации, не отнесенных к собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальной.
01.07.2019 Конкурсный управляющий НПФ "Время" обратился в ГКУ "ГАСПД УР" с заявлением N 56К/79060 о принятии на архивное хранение документов по личному составу, образовавшихся в деятельности НПФ "Время".
ГКУ "ГАСПД УР" в письме от 02.07.2019 N 01-41/425 указало, что прием документов НПФ "Время" возможен на основании договора, заключенного между Конкурсным управляющим НПФ "Время" и ГКУ "ГАСПД УР" на возмездной основе.
Считая бездействие ответчика, выразившееся в непринятии на хранение от конкурсного управляющего НПФ "Время" на безвозмездной основе документов по личному составу незаконным, Конкурсный управляющий НПФ "Время" обратился в арбитражный суд с заявлением.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Пунктом 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее Закон N 127-ФЗ) установлена обязанность конкурсного управляющего передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулирует Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации".
Согласно статье 3 Закона N 125-ФЗ архивное дело в Российской Федерации - это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, реализуемая через деятельность архива.
Из положений статей 7, 8 и 9 Закона N 125-ФЗ следует, что архивные документы классифицируются на архивные документы, относящиеся к государственной, муниципальной и частной собственности.
К собственности субъекта Российской Федерации относятся архивные документы государственных органов и организаций субъекта Российской Федерации. К частной собственности относятся архивные документы организаций, действующих на территории Российской Федерации, и не являющихся государственными или муниципальными (часть 2 статьи 7, пункт 1 статьи 9 Закона N 125-ФЗ).
В соответствии с пунктом 10 статьи 23 Закона N 125-ФЗ при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.
В соответствии с пунктом 6.2 Приказа от 31.03.2015 N 526 документы Архивного фонда Российской Федерации, образовавшиеся в деятельности государственных и негосударственных организаций, не являющихся источниками комплектования государственных (муниципальных) архивов, могут передаваться в государственные (муниципальные) архивы на основании договоров с собственниками или владельцами документов.
Досрочная передача документов на постоянное хранение может быть осуществлена при отсутствии необходимых условий для обеспечения сохранности документов Архивного фонда Российской Федерации, при угрозе утраты (уничтожения) документов, а также по просьбе организации на основании договора с государственным (муниципальным) архивом (п. 6.5).
При реорганизации или ликвидации организации передача и дальнейшее использование документов реорганизуемой или ликвидируемой организации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Передача документов ликвидируемой организации входит в обязанность комиссии, образованной для передачи дел и имущества.
При ликвидации организаций - источников комплектования государственных (муниципальных) архивов в состав ликвидационной комиссии включается представитель государственного (муниципального) архива (п. 7.1)
На территории Удмуртской Республики соответствующим муниципальным архивом для передачи документов НПФ "Время" является ГКУ "Государственный архив социально-правовых документов Удмуртской Республики".
Из пункта 2.3.2 устава ГКУ "ГАСПД УР" основным видом деятельности Учреждения является комплектование в установленном порядке социально-правовыми документами (в том числе документами по личному составу) от органов государственной власти Удмуртской Республики, иных государственных органов Удмуртской Республики, а также государственных унитарных предприятий Удмуртской Республики, в том числе казенных предприятий Удмуртской Республики, и государственных учреждений Удмуртской Республики, являющихся источниками комплектования иных государственных архивов Удмуртской Республики, в связи с ликвидацией указанных органов, предприятий, учреждений.
В соответствии с пунктом 2.4.1 Устава ГКУ "ГАСПД УР" Учреждение осуществляет иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности Учреждения, в том числе приём и хранение документов учреждений, организаций, предприятий различных форм собственности.
В соответствии с пунктом 3.3 Устава ГКУ "ГАСПД УР" доходы от использования или продажи имущества Учреждения и платных услуг, оказываемых Учреждением, средства безвозмездных поступлений и от иной приносящей доход деятельности Учреждения поступают в бюджет Удмуртской Республики.
НПФ "Время" является коммерческой организацией, таким образом, архивные документы, принадлежащие фонду, относятся к частной собственности (статья 9 Закона N 125-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2.2 Положения о предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности государственных архивов Удмуртской Республики (утвержденного приказом Комитета по делам архивов при Правительстве Удмуртской Республики от 27 декабря 2006 г. N 116-п), разработанным в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 07.03.1995 N239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и уставами государственных архивных учреждений, подведомственных Комитету по делам архивов при Правительстве Удмуртской Республики в целях упорядочения и совершенствования деятельности государственных архивов Удмуртской Республики по привлечению средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности государственных архивов Удмуртской Республики, государственные архивы выполняют платные работы и оказывают платные услуги на основании соответствующих договоров, заключаемых с физическими и юридическими лицами.
В силу пункта 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Из положения пунктов 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ следует, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 3 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что ГКУ "ГАСПД УР" направило в адрес конкурсного управляющего НПФ "Время" письмо от 02.07.2019 N 01-41/425, которым разъяснено, что в силу части 10 статьи 23 Закона N 125-ФЗ конкурсный управляющий обязан передать в архив на хранение документы по личному составу ликвидируемой негосударственной организации на основании договора возмездного оказания услуг.
В соответствии с Прейскурантом цен на работы и услуги, выполняемые (оказываемые) государственными казенными учреждениями, подведомственными Комитету по делам архивов при Правительстве Удмуртской Республики, на платной основе, стоимость хранения документов по личному составу НПФ "Время" в количестве 50 единиц хранения составит 32 610,17 руб.
Как ранее указано, в силу прямого указания части 10 статьи 23 Закона N 125-ФЗ конкурсный управляющий обязан передать в архив на хранение документы по личному составу ликвидируемой негосударственной организации на основании договора. При этом ни данной нормой, ни положениями гражданского законодательства, Закона N 127-ФЗ и иных нормативных правовых актов не предусмотрен безвозмездный характер такого договора.
Судом первой инстанции установлено и заявителем не опровергнуто, что документы по личному составу фонда не относятся к архивным документам государственной или муниципальной собственности.
При этом не имеет правового значения финансовое состояние фонда и факт его нахождения в процедуре банкротства.
Довод заявителя жалобы о том, что в силу требований Закона о несостоятельности и банкротстве и Закона об архивном деле в Российской Федерации, прямого предусмотрена обязанность конкурсного управляющего по передаче в архив на хранение документов по личному составу ликвидируемой негосударственной организации, является обоснованным. Между тем, как указывалось ранее, документы должны быть переданы конкурсным управляющим, а архивом приняты, на основании договора. При этом действующим законодательством не предусмотрен безвозмездный характер такого договора.
Довод заявителя жалобы о том, что в связи с непринятием документов по личному составу могут быть нарушены права бывших работников Фонда, является верным. Между тем, материалами дела не подтверждается, что документы не приняты в архив по вине Фонда, поскольку из имеющейся в деле переписки сторон видно, что Фонд не отказывал конкурсному управляющему в заключении договора, и ему был разъяснен порядок передачи таких документов на основании возмездного договора.
Ссылка заявителя жалобы на пункт 3.9 постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.07.2003 г. N 03-33/пс "Об утверждении Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ", отклоняется, поскольку данное положение регулирует порядок передачи документов акционерных обществ, к которым заявитель не относится.
Ссылка заявителя жалобы на судебные акты по иным аналогичным делам отклоняется, поскольку по настоящему делу установлены иные обстоятельства дела.
При таких обстоятельствах, Арбитражный суд Удмуртской Республики правомерно посчитал, что у ГКУ "ГАСПД УР" отсутствовала обязанность по приему документов фонда по личному составу на хранение на безвозмездной основе, и отказал заявителю в удовлетворении заявленного требования.
Оценив доводы жалобы применительно к изложенным выше обстоятельствам, апелляционный суд с учетом перечисленных положений норм права, содержания оспариваемого акта и других доказательств, представленных в материалы настоящего дела, также приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов апелляционной жалобы обоснованными, поскольку они основаны на неверном толковании норм права.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований не согласиться с установленными обстоятельствами и выводами Арбитражного суда Удмуртской Республики у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2020 заявителю предоставлена отсрочка оплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы, государственная пошлина в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежит взысканию с заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 ноября 2019 года по делу N А71-14642/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с конкурсного управляющего Негосударственным пенсионным фондом "Время" (ИНН 1833012041, ОГРН 1021801512963) - Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (ИНН 7708514824, ОГРН 1047796046198) в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-14642/2019
Истец: Негосударственный пенсионный фонд "Время"
Ответчик: ГКУ "Государственный архив социально-правовых документов УР"
Третье лицо: Комитет по делам архивов при Правительстве Удмуртской Республики, ГК "АГЕНТСТВО ПО СТРАХОВАНИЮ ВКЛАДОВ"