г. Москва |
|
29 января 2024 г. |
Дело N А40-123504/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
помощником судьи Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 3 по г. Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.10.2023 по делу N А40-123504/23,
по заявлению ОАО "Трансстройкомплектация" (ОГРН: 1027739051097, ИНН: 7709030946)
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по г.Москве (ОГРН: 1047703058435, ИНН: 7703037470)
о признании незаконными решения,
при участии:
от заявителя: |
Каминский С.А. по доверенности от 30.03.2021; |
от заинтересованного лица: |
Гомбоева И.В. по доверенности от 29.12.2023, Давыдов Р.Х. по доверенности от 19.01.2024; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 18.10.2023, принятым по настоящему делу, удовлетворены требования открытого акционерного общества "Трансстройкомплектация" (заявитель, общество, ОАО "ТСК") о признании незаконными решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по городу Москве (налоговый орган, инспекция, ИФНС России N 3 по Москве) от 14.03.2023 NN 2611, 2612.
Не согласившись с принятым судом решением, Инспекция обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2024 года по основаниям, предусмотренным пунктом 2 частью 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (болезнь судьи), произведена замена председательствующего-судьи Яковлевой Л.Г. на судью Мухина С.М.
В заседании апелляционной инстанции представители Инспекции поддержали доводы апелляционной жалобы, указали, что представленные налоговым органом доказательства подтверждают принадлежность недвижимого имущества к объектам налогообложения, налоговая база которых исчисляется как их кадастровая стоимость.
Представитель ООО "ТСК" против ее удовлетворения возражал, указав на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, Инспекцией проведены камеральные налоговые проверки на основании уточненных налоговых деклараций по налогу на имущество организаций за 2019 и 2020 годы, представленных заявителем 27.09.2022 и 02.08.2022 соответственно, по результатам которых налоговым органом составлен акт от 29.12.2022 N 17968 и вынесено решение от 14.03.2023 N 2612 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Налогоплательщику доначислен налог на имущество организаций в размере 618 145 руб., Общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 30 907 руб. (2019 год); а также составлен акт от 18.01.2023 N 260 и вынесено решение от 14.03.2023 N 2611 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Налогоплательщику доначислен налог на имущество организаций в размере 656 779 руб., Общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 32 497 руб. (2020 год).
Решениями УФНС России по г. Москве от 05.05.2023 N 21-10/051179@ (2019 год) и N 21-10/051178@ (2020 год) оспариваемые налогоплательщиком решения оставлены без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Полагая, что решения налогового органа противоречат нормам налогового законодательства и нарушают его права, ООО "ТСК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Общества обязанности по уплате налога на имущество в указанном налоговым органом размере.
Судом учтено, что основанием для принятия оспариваемых решений послужили выводы Инспекции о о необходимости исчисления налога в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0004019:6014 ("архивный" кадастровый номер здания 77:01:0004019:1061), расположенного по адресу: г. Москва, Звенигородское шоссе, д. 28, стр. 40, принадлежащего Заявителю на праве собственности, исходя из кадастровой стоимости, ввиду включения здания в перечень объектов недвижимого имущества, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП (в редакции Постановлений Правительства Москвы от 27.11.2018 N 1425-ПП, от 26.11.2019 N 1574-ПП) (далее - Перечень), в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как их кадастровая стоимость.
Согласно статьи 372 НК РФ, налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 372.1 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 375 НК РФ (в соответствующей редакции) установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как следует из положений пункта 2 и пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база в отношении перечисленных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ объектов недвижимости определяется как кадастровая стоимость в случае принятия законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 378.2 Кодекса объект недвижимого имущества подлежит налогообложению у собственника такого объекта или у организации, владеющей таким объектом на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
Кроме того, особенности исчисления и уплаты налога на имущество организаций в отношении определенных видов объектов недвижимого имущества, налогооблагаемая база по которым исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, установлены Законом г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций".
Судом установлено, что на основании оспариваемых решений Обществу была начислена недоимка по налогу на имущество организаций за 2019 и 2020 г.г., которая рассчитана в соответствии с положениями Постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28.11.2014 г. "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
При этом налоговый орган в оспариваемых решениях подтверждает, что до 2021 г. объект с кадастровым номером 77:01:0004019:6014 не включался в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется в размере кадастровой стоимости.
В указанный перечень объект был включен на 2021 и 2022 гг.
Между тем, суд установил, что заявитель обратился в Московский городской суд с заявлением к Правительству Москвы о признании частично недействующим Постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28.11.2014 г. "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 09.08.2022 по делу N 3а-2415/2022 административный иск ОАО "ТСК" об исключении объектов из перечня на 2021 и 2022 тт. удовлетворен, с 01.01.2022 пункты 950 и 4837 приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы N 700-ПП от 28.11.2014 г. "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" признаны недействующими.
В то же время, оспариваемые решения Инспекции о взыскании недоимки и штрафа за 2019 и 2020 гг. мотивируется следующим.
На объект недвижимости по адресу: г. Москва, Звенигородское шоссе, 28, стр. 40 в ЕГРН было зарегистрировано два кадастровых номера - 77:01:0004019:6014 и 77:01:0004019:1061.
Объект с кадастровым номером 77:01:0004019:6014 по данным ЕГРН принадлежит ОАО "ТСК".
Сведения о правообладателе объекта с кадастровым номером 77:01:0004019:1061 в ЕГРН отсутствуют.
Объект с кадастровым номером 77:01:0004019:1061 включен в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется в размере кадастровой стоимости, на 2019 г. (Постановление Правительства Москвы от 27.11.2018 г. N 1425- ПП) и на 2020 г. (Постановление Правительства Москвы от 26.11.2019 г. N 1574-ПП).
Налоговый орган при вынесении оспариваемых решений основывается на том, что объекты с кадастровыми номерами 77:01:0004019:6014 и 77:01:0004019:1061 имеют аналогичные характеристики и являются для целей налогообложения одним и тем же объектом недвижимости.
Между тем, вышеуказанные выводы налогового органа правомерно признаны судом как неподтвержденными и ошибочными, поскольку при включении в Перечень объекты идентифицируются двумя показателями - кадастровым номером и адресом. Произвольное применение или распространение одного кадастрового номера, содержащегося в Перечне, на другой кадастровый номер, в Перечне отсутствующий, неправомерно, не предусмотрено нормативным актом и ему противоречит.
Между тем, вывод налогового органа о том, что записи в ЕГРН со ставшим впоследствии "архивным" кадастровым номером 77:01:0004019:1061 и актуальным кадастровым номером 77:01:0004019:6014 относятся к одному и тому же объекту недвижимости, так как имеют аналогичные характеристики и являются для целей налогообложения одним и тем же объектом недвижимости противоречит материалам дела.
Так, объект с КН 77:01:0004019:6014 принадлежит на праве собственности ОАО "ТСК", что подтверждается представленными заявителем сведениями из ЕГРН.
Однако сведения о правах на объект с КН 77:01:0004019:1061 в ЕГРН отсутствуют.
Также судом установлено, что объект с КН 77:01:0004019:1061 снят с кадастрового учета 26.05.2020.
Кроме того, сам факт включения в Перечень на 2020 год объекта с КН 77:01:0004019:1061 и невключения в этот перечень объекта с КН 77:01:0004019:6014 указывает на несовпадение этих объектов и наличие у них несовпадающих характеристик.
Согласно подпункту 2 пункт 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения признается недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375.
В то же время, как следует из материалов дела и указано выше, объект с КН 77:01:0004019:1061 не принадлежит ОАО "ТСК" ни на праве собственности, ни на праве хозяйственного ведения, что подтверждается сведениями, содержащимися в ЕГРН.
Принадлежащий ОАО "ТСК" на праве собственности объект с КН 77:01:0004019:6014 был включен в Перечень на 2021 и 2022 г.г. (Постановления Правительства Москвы N 2044-ПП от 24.11.2020 г. и N 1833-ПП от 23.11.2021 г.) и вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 09.08.2022 по делу N 3а-2415/2022 указанный акт Правительства Москвы в отношении объекта с КН 77:01:0004019:6014 признан недействующим, как несоответствующий закону.
Таким образом, исходя из изложенных выше обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу о том, что решения ИФНС России N 3 по г. Москве NN 2612 и 2611 от 14.03.2023 не соответствуют закону и нарушают права заявителя, поскольку незаконно возлагают на него обязанности по уплате недоимки и штрафов.
Взыскание налога по аналогии, не допустимо.
Кроме этого ответчиком не сообщено и судом не установлено норм действующего законодательства позволяющих начислить налог на объект право собственности на который не зарегистрировано и который не включен в Постановление Правительства г. Москвы.
Установив указанные обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции, однако они не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебного акта, поскольку повторяют позицию ИФНС России N 3 по Москве по рассматриваемому спору.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы, который освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.10.2023 по делу N А40-123504/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-123504/2023
Истец: ОАО "ТРАНССТРОЙКОМПЛЕКТАЦИЯ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ N 3 ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ОКРУГУ Г. МОСКВЫ