Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2020 г. N 09АП-30153/19
20 февраля 2020 г. |
дело N А40-60364/2018 |
Резолютивная часть объявлена 03.02.2020 г.
В полном объеме изготовлено 10.02.2020 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.,
судей Бодровой Е.В., Порывкина П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Азаренок Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.04.2019 г. (резолютивная часть от 01.04.2019 г.)
по делу N А40-60364/2018
по спору с участием:
истец по первоначальному иску ЖСК "Работники Академии Наук СССР" (ОГРН 1027739244829)
ответчик по первоначальному иску Правительство Москвы (ОГРН 1027739813507)
третьи лица 1- Департамент городского имущества г. Москва, 2- Департамент экономической политики и развития г. Москвы, 3- Департамент жилищно-коммунального хозяйства г. Москва, 4- Префектура ЮЗАО г. Москвы, 5- гр. Кузнецова Анастасия Владимировна,
по первоначальному иску об обязании подписать акт реализации инвестиционного проекта по инвестиционному контракту,
по встречному иску об обязании подписать акт реализации инвестиционного проекта по инвестиционному контракту,
при участии в судебном заседании:
от истца по первоначальному иску: Василенко Х.В. по дов. от 18.06.2019 г., Старикова Е.М. по дов. от 12.02.2019 г.,
от ответчика по первоначальному иску и 1-го третьего лица: Моисеев А.И. по дов. от 04.07.2019 г., 28.11.2019 г.,
от остальных: неявка,
УСТАНОВИЛ:
ЖСК "Работники Академии Наук СССР" предъявил Правительству Москвы иск об обязании подписать Акт о результатах реализации инвестиционного проекта согласно Инвестиционному контракту от 29.06.2005 г. N 13-032085-5601-0026-00001-05 в редакции, предложенной ЖСК "РАН СССР".
Правительство Москвы предъявило ЖСК "Работники Академии Наук СССР" встречный иск (т. 3 л.д. 2-9) об обязании подписать Акт о результатах реализации инвестиционного проекта согласно Инвестиционному контракту от 29.06.2005 г. N 13-032085-5601-0026-00001-05 в редакции, предложенной Правительством Москвы.
Решением Арбитражного суда г. Москвы, объявленным в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ 01.04.2019 г., изготовленным в полном объеме 05.04.2019 г. (т. 7 л.д. 139-144), первоначальный иск удовлетворен, суд обязал подписать акт реализации инвестиционного проекта в редакции, предложенной ЖСК "РАН СССР"; в удовлетворении встречного иска отказано.
На решение Правительством Москвы подана апелляционная жалоба (т. 8 л.д. 3-12).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москва требования и доводы жалобы поддержал, ЖСК "РАН СССР" по ним возражал; остальные неявившиеся участвующие в деле лица уведомлены о времени и месте рассмотрения дела посредством размещения соответствующих требований на официальном сайте суда в сети Интернет (т. 8 л.д. 135-136).
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим отмене с принятием судебного акта об отказе в удовлетворении первоначального иска и удовлетворении встречного иска по следующим основаниям.
Установлено, что между Правительством Москвы и ЖСК "Работники Академии Наук СССР" (инвестор) заключен Инвестиционный контракт от 29.06.2005 г. реестровый N 13-032085-5601-0026-00001-05, предусматривающий реализацию инвестиционного проекта по строительству многофункционального жилого комплекса по адресу: г. Москва, квартал 15 "Б" Юго-Запада, ул. Архитектора Власова, напротив вл. 13-21, на условиях передаче в собственность сторон по итогам реализации инвестиционного проекта конкретных помещений, определяемых сторонами посредством подписания Акта о реализации инвестиционного проекта, являющегося основанием для регистрации в ЕГРП возникновения у сторон права собственности на соответствующие помещения.
В рамках Инвестиционного контракта построены строения N 1, 2, 3, 4:
- многоквартирный многоэтажный жилой дом (8-9-ти этажный 6-ти секционный (секции А, Б, В, Г, Д, Е) (строение N 2) общей площадью 17100,1кв.м., площадью застройки 2 865кв.м., которому присвоен адрес: г. Москва, ул. Архитектора Власова, д. 10; в отношении секций А, Б, В, Г, Д разрешение на ввод в эксплуатацию выдано 12.08.2008 г., в отношении секций Е разрешение на ввод в эксплуатацию выдано 31.03.2009 г.;
- многоквартирный многоэтажный жилой дом (28-ти этажный 2-х секционный жилой дом с подземной автостоянкой (строения N N 1, 4)) общей площадью 54 056,8кв.м., площадью застройки 1 608кв.м., которому присвоен адрес: г. Москва, ул. Архитектора Власова, д. 8; разрешение на ввод в эксплуатацию выдано 31.03.2009 г.;
- нежилое здание КБО с библиотекой (строение N 3) общей площадью 2 697кв.м., площадью застройки 1 024кв.м., которому присвоен адрес: г. Москва, ул. Архитектора Власова, д. 8, корп. 1; разрешение на ввод в эксплуатацию выдано 17.10.2014 г.
В отношении строений N 1, 2, 4 сторонами подписаны Акты о результатах частичной реализации инвестиционного проекта.
В отношении строения N 3 Акт о результатах реализации инвестиционного проекта не подписан, поскольку стороны не пришли к согласию относительно состава помещений, подлежащих распределению каждой из сторон.
В Акте о результатах реализации инвестиционного проекта в редакции инвестора, принятой судом первой инстанции, предлагается распределить Правительству Москвы в собственность комнаты N N 3, 4, 5, 6, 14, 15, Б общей площадью 420,8кв.м. помещения XI этажа 4.
В Акте о результатах реализации инвестиционного проекта в редакции Правительства Москвы предлагается распределить Правительству Москвы в долевую собственность (в размере 4208/5664 доли) комнату N 1 общей площадью 566,4кв.м. помещения II этажа 1.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в распределении Правительству Москвы в долевую собственность комнаты N 1 помещения II этажа 1, и распределении в собственность Правительства Москвы комнат NN 3, 4, 5, 6, 14, 15, Б помещения XI этажа 4.
Суд апелляционной инстанции с данным выводом не соглашается.
Одним из мотивов, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в распределении Правительству Москвы в долевую собственность комнаты N 1 помещения II этажа 1, послужило то обстоятельство, что на данное помещение зарегистрировано право собственности третьего лица гр. Кузнецовой Анастасии Владимировны, не являющейся стороной Инвестиционного контракта.
Между тем вступившим в законную силу решением Гагаринского районного суда г. Москвы от 27.08.2019 г. по делу N 02-2732/2019 по иску Правительства Москвы право собственности гр. Кузнецовой Анастасии Владимировны на помещение II общей площадью 777,4кв.м. этажа 1 признано отсутствующим.
Таким образом, в настоящее время отсутствуют какие-либо правовые препятствия для распределения комнаты N 1 помещения II этажа 1 между всеми сторонами Инвестиционного контракта.
Другим мотивом, по которому суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в распределении Правительству Москвы в долевую собственность комнаты N 1 помещения II этажа 1, послужило то обстоятельство, что, как посчитал суд первой инстанции, по условиям Инвестиционного контракта помещения подлежат разделу в натуре, что исключает их распределение в общую долевую собственность сторон.
Суд апелляционной инстанции с данным выводом не соглашается.
П. 5.2.10. Инвестиционного контракта предусмотрено, что при разработке проектно-сметной документации на стадии оформления задания на разработку проекта строительства инвестиционного объекта инвестор обязуется предусматривать проектные решения, обеспечивающие наличие доли города в виде нежилых помещений, которые могут управляться и эксплуатироваться как единый объект недвижимости, то есть отдельным функциональным блоком (блоками) с изолированным входом.
Как будет обосновано ниже, инвестор не обеспечил наличие в построенном объекте нежилых помещений, которые могли бы управляться и эксплуатироваться как единый объект недвижимости, отдельным функциональным блоком с изолированным входом, и которые по площади соответствовали бы той, что причитается Правительству Москвы по условиям Инвестиционного контракта, и которые могут быть выделены Правительству Москвы в натуре.
Следовательно, такой неисправный инвестор в силу ст. 10 ГК РФ не вправе ссылаться п. 3.1., 3.2. Инвестиционного контракта, предусматривающие, что по завершении строительства производится раздел помещений в натуре, с тем, чтобы тем самым еще более ущемить права и законные интересы города Москвы и обосновать распределение Правительству Москвы нежилых помещений, которые не могут управляться и эксплуатироваться как единый объект недвижимости и не образуют отдельный функциональный блок с изолированным входом.
Таким образом, при отсутствии по вине инвестора возможности предоставить Правительству Москвы помещения площадью, соответствующей определенной Инвестиционным контрактом доли Правительства Москвы, и при этом образующие отдельный функциональный блок с изолированным входом, - то в таком случае имеющиеся помещения большей площадью, если они образуют отдельный функциональный блок с изолированным входом, подлежат предоставлению Правительству Москвы в долевую собственность, с определением размера доли исходя из причитающейся Правительству Москвы площади.
Другим мотивом, по которому суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в распределении Правительству Москвы в долевую собственность комнаты N 1 помещения II этажа 1, послужило то обстоятельство, что, как посчитал суд первой инстанции, первоначально Департамент городского имущества г. Москвы 05.03.2018 г. по электронной почте с адреса: KiitovAS@mos.ru, направил в адрес ЖСК "РАН СССР" проект Акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта в редакции, предложенной в иске ЖСК "РАН СССР", т.е. на условиях распределения Правительству Москвы комнат NN 3, 4, 5, 6, 14, 15, Б помещения XI этажа 4.
Между тем по условиям Инвестиционного контракта лицом, уполномоченным на подписание Акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта, является не Департамент городского имущества г. Москвы, а Правительство Москвы.
Кроме того, вышеуказанный проект, направленный 05.03.2018 г. по электронной почте, не был ни подписан уполномоченным действовать от имени Департамента городского имущества г. Москвы должностным лицом, ни сопровожден письмом, подписанным уполномоченным действовать от имени Департамента городского имущества г. Москвы должностным лицом.
Адрес электронной почты, с которого был направлен данный проект, не закреплен за должностным лицом, уполномоченным действовать от имени Департамента городского имущества г. Москвы без доверенности.
Вышеуказанный проект, направленный 05.03.2018 г. по электронной почте, вообще никем не был подписан (т. 2 л.д. 88-99).
Поэтому такое предварительное обсуждение способа и порядка раздела помещений не привело к достижению сторонами Инвестиционного контракта соглашения по данному вопросу.
Кроме того, вышеуказанный проект, направленный 05.03.2018 г. по электронной почте, после того, как ЖСК "РАН СССР" его подписало и направило для подписания в ДИгМ письмом от 06.03.2018 г., был отклонен официальным письмом Департамента городского имущества г. Москвы от 09.04.2018 г., в котором было заявлено об отказе от подписания Акта в предложенной редакции.
В связи с чем факт направления данного проекта не имеет правового значения.
Другим мотивом, по которому суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в распределении Правительству Москвы в долевую собственность комнаты N 1 помещения II этажа 1, послужило то обстоятельство, что, как посчитал суд первой инстанции, по условиям Инвестиционного контракта Правительству Москвы подлежат распределению помещения, представляющие собой отдельный функциональный блок с изолированным входом, и данному условию отвечает проект в редакции, предложенной в иске ЖСК "РАН СССР", т.е. на условиях распределения Правительству Москвы комнат NN 3, 4, 5, 6, 14, 15, Б общей площадью 420,8кв.м. помещения XI этажа 4, и не отвечает проект в редакции, предложенной в иске Правительства Москвы, т.е. на условиях распределения Правительству Москвы в долевую собственность (в размере 4208/5664 доли) комнаты N 1 общей площадью 566,4кв.м. помещения II общей площадью 777,4кв.м. этажа 1.
Между тем данные выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела.
Судом апелляционной инстанции установлено, что комнаты N N 3, 4, 5, 6, 14, 15, Б помещения XI этажа 4, которые ЖСК "РАН СССР" предлагает распределить Правительству Москвы, не образуют отдельный функциональный блок, не имеют изолированного входа, являются проходными, и, кроме того, в часть помещений проход возможен только через помещения, которые ЖСК "РАН СССР" предлагает распределить ЖСК "РАН СССР", при этом часть помещений не являются "полезными площадями", а подлежит отнесению к общему имуществу.
Как следует из поэтажных планов и экспликаций этажа 3 (т. 8 л.д. 72, 64-66), этажа 4 (т. 8 л.д. 73, 67), этажа антресоль (т. 8 л.д. 74, 68) здания по адресу: г. Москва, ул. Архитектора Власова, д. 8, корп. 1, проход в помещения, которые ЖСК "РАН СССР" предлагает распределить Правительству Москвы, осуществляется следующим образом: этаж 3 со стороны лестничной клетки Б находится на уровне земли; с улицы через комнату Б этажа 3 осуществляется проход в комнату Б (лестничная клетка площадью 16,1кв.м.) этажа 4; далее на этаже 4 из комнаты Б (лестничная клетка площадью 16,1кв.м.) осуществляется проход в комнату N 15 (холл площадью 20,4кв.м.); далее из комнаты N 15 (холл площадью 20,4кв.м.) осуществляется проход в комнату N 4 (зал читальный площадью 294,5кв.м.); из комнаты N 4 осуществляется проход в комнату N 3 (коридор площадью 2,8кв.м.); также из комнаты N 4 осуществляется проход в комнату N 6 (лестница площадью 10кв.м.).
Далее не из одной из вышеуказанных комнат проход в комнату N 5 (книгохранилище площадью 74,2кв.м.) и в комнату N 14 (уборная площадью 2,8кв.м.) помещения XI этажа 4 невозможен.
А проход из комнаты N 6 (лестница площадью 10кв.м.) помещения XI этажа 4 ведет только в комнату N 1 (зал читальный площадью 185,2кв.м.) помещения XII этажа антресоль, которую ЖСК "РАН СССР" предлагает распределить ЖСК "РАН СССР".
В связи с чем комната N 6 (лестница площадью 10кв.м.) помещения XI этажа 4 не подлежит распределению Правительству Москвы, поскольку она не может быть использована в качестве "полезной площади", т.е. для размещения в ней людей или имущества, и не может быть использована исключительно для прохода в иные комнаты, подлежащие распределению Правительству Москвы, а может быть использована исключительно для прохода в комнату N 1 (зал читальный площадью 185,2кв.м.) помещения XII этажа антресоль, которую ЖСК "РАН СССР" предлагает распределить ЖСК "РАН СССР".
Проход в комнату N 5 (книгохранилище площадью 74,2кв.м.) и в комнату N 14 (уборная площадью 2,8кв.м.) помещения XI этажа 4, которые ЖСК "РАН СССР" предлагает распределить Правительству Москвы, для Правительства Москвы вообще невозможен; проход в них ведет только из комнаты N 13 (лестница площадью 16,1кв.м.) помещения XI этажа 4 (т. 8 л.д. 67, 73), которую ЖСК "РАН СССР" предлагает распределить ЖСК "РАН СССР" (т. 1 л.д. 16), а не Правительству Москвы и не в общую собственность всех собственников помещений в здании.
Непосредственно из любой из комнат N N 3, 4, 6, 15, Б помещения XI этажа 4 проход в комнату N 5 (книгохранилище площадью 74,2кв.м.) и в комнату N 14 (уборная площадью 2,8кв.м.) помещения XI этажа 4 невозможен.
При этом на этаже 4 нет иного помещения уборной, т.е. предполагается, что собственники остальных помещений этажа 4, у которых имеется доступ в комнату N 14 (уборная площадью 2,8кв.м.) через комнату N 13 (лестница площадью 16,1кв.м.), также должны пользоваться данной уборной, которая, таким образом, или не подлежит отнесению к общему имуществу.
При этом ни одну из комнат, которые ЖСК "РАН СССР" предлагает распределить Правительству Москвы, невозможно использовать изолированно, чтобы ограничить доступ в них из комнат, которые ЖСК "РАН СССР" предлагает распределить ЖСК "РАН СССР".
Так, проход в комнаты N N 3, 4, 5, 6, 14 помещения XI этажа 4, которые ЖСК "РАН СССР" предлагает распределить Правительству Москвы, возможен только через комнату Б, далее через комнату 15 помещения XI этажа 4.
Между тем из комнаты Б (лестничная клетка площадью 16,1кв.м.) помещения XI этажа 4 проход ведет не только в комнату N 15 (холл площадью 20,4кв.м.) помещения XI этажа 4, но и в комнату 1 помещения XIII этажа антресоль, которую ЖСК "РАН СССР" предлагает распределить ЖСК "РАН СССР".
А часть площади комнаты N 15 (холл площадью 20,4кв.м.) помещения XI этажа 4 составляет лестница, ведущая в комнату N 3 (лестница площадью 6,6кв.м.) помещения XII этажа антресоль, из которой далее осуществляется проход в комнату N 1 (зал читальный площадью 185,2кв.м.) помещения XII этажа антресоль (т. 8 л.д. 74, 68), которую ЖСК "РАН СССР" предлагает распределить ЖСК "РАН СССР".
В связи с чем комнаты Б (лестничная клетка) помещения XI и комната N 15 (холл площадью 20,4кв.м.) помещения XI этажа 4 не подлежат распределению в собственность Правительства Москвы, поскольку они не могут быть использованы ни в качестве "полезной площади", т.е. для размещения в них людей или имущества, и не могут быть использованы исключительно для прохода в иные комнаты, подлежащие распределению в собственность Правительства Москвы, поскольку они предназначены в т.ч. для прохода в комнаты, подлежащие распределению в собственность ЖСК "РАН СССР".
Также комната N 15 (холл площадью 20,4кв.м.) помещения XI этажа 4 является проходной и для собственников комнат NN 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 этажа 4, которые ЖСК "РАН СССР" предлагает распределить ЖСК "РАН СССР".
Так, на этаже 4 из комнаты N 15 (холл площадью 20,4кв.м.) ведет проход в комнату N 4 (зал читальный площадью 294,5кв.м.), из которой ведет проход в т.ч. в комнату N 13, из комнаты N 13 - в комнату N 12, из комнаты N 12 - в комнату N 11, из комнаты N 11 - в комнаты NN 10, 9, 8, 7, которые ЖСК "РАН СССР" предлагает распределить ЖСК "РАН СССР"; а из комнат N 7 и N 11, которые ЖСК "РАН СССР" предлагает распределить ЖСК "РАН СССР", ведет проход в комнату N 5, которую ЖСК "РАН СССР" предлагает распределить Правительству Москвы.
При этом из комнаты N 4 (зал читальный площадью 294,5кв.м.) помещения XI этажа 4 осуществляется проход не только в комнату N 3 (коридор площадью 2,8кв.м.), которую ЖСК "РАН СССР" предлагает распределить Правительству Москвы, но и в комнату N 2 (венткамера площадью 14,2кв.м.), которая в редакции проектов обеих сторон относится к общему имуществу (т. 1 л.д. 17, т. 3 л.д. 7); также из комнаты N 4 (зал читальный площадью 294,5кв.м.) осуществляется проход в комнату N 13 (лестница площадью 16,1кв.м.), которую ЖСК "РАН СССР" предлагает распределить ЖСК "РАН СССР", а из комнаты N 13 (лестница площадью 16,1кв.м.) помещения XI этажа 4 осуществляется проход в комнату N 13 (лестница площадью 11,5кв.м.) помещения VII этажа 3, которую ЖСК "РАН СССР" предлагает распределить Правительству Москвы ЖСК "РАН СССР" (т. 1 л.д. 16), и откуда далее ведет проход в иные помещения, которые по проекту ЖСК "РАН СССР" подлежат распределению в собственность ЖСК "РАН СССР".
Также из комнаты N 4 (зал читальный площадью 294,5кв.м.) помещения XI этажа 4 осуществляется проход через комнату N 1 (холл площадью 18,4кв.м.) помещения XI этажа 1 и через комнату А (клетка лестничная площадью 15,8кв.м.) помещения XI этажа 4 как вниз в комнату А (клетка лестничная площадью 13,8кв.м.) помещения IX этажа 3, где все помещения по проектам обеих сторон подлежат распределению в собственность ЖСК "РАН СССР", так и вверх в комнату 2 помещения XII этажа антресоль, подлежащие распределению в собственность ЖСК "РАН СССР", где также все помещения по проектам обеих сторон подлежат распределению в собственность ЖСК "РАН СССР".
Резюмируя вышеизложенные обстоятельства, установленные судом апелляционной инстанции, следует акцентировать следующее:
- ни одна из комнат N N Б, 15, 4, 3, 6, 5, 14, которые ЖСК "РАН СССР" предлагает распределить Правительству Москвы, не является изолированной в том смысле, что через указанные комнаты также ведет проход или в комнаты, которые ЖСК "РАН СССР" предлагает распределить ЖСК "РАН СССР", или в комнаты, относящиеся к общему имуществу всех собственников помещений;
- комната N 6 (лестница площадью 10кв.м.) помещения XI этажа 4, которую ЖСК "РАН СССР" предлагает распределить Правительству Москвы, не может быть использована Правительством Москвы не только в качестве "полезной площади" для размещения людей или имущества, но вообще не может быть использована, поскольку она предназначена исключительно для прохода в комнаты, подлежащие распределению в собственность ЖСК "РАН СССР";
- комната N 3 (коридор площадью 2,8кв.м.) помещения XI этажа 4, которая по проекту ЖСК "РАН СССР" подлежит распределению в собственность Правительства Москвы, не может быть использована Правительством Москвы не только в качестве "полезной площади" для размещения людей или имущества, но вообще не может быть использована, поскольку она предназначена исключительно для прохода в комнату (вентиляционную камеру), подлежащую распределению в общую собственность всех собственников помещений (общее имущество);
- комнаты N Б (лестничная клетка площадью 16,1кв.м.) и N 15 (холл площадью 20,4кв.м.) помещения XI этажа 4, которые ЖСК "РАН СССР" предлагает распределить Правительству Москвы, не могут быть использованы Правительством Москвы в качестве "полезной площади" для размещения людей или имущества, поскольку они предназначены исключительно для прохода в иные комнаты, которые ЖСК "РАН СССР" предлагает распределить и Правительству Москвы, и ЖСК "РАН СССР", т.е. по сути являются имуществом общего пользования, которое подлежит распределению в общую собственность всех собственников;
- итого в причитающуюся Правительству Москвы полезную площадь неправомерно включены по меньшей мере помещения общего использования общей площадью 49,3кв.м. (10+ 2,8+16,1+20,4);
- комната N 5 (книгохранилище площадью 74,2кв.м.) и комната N 14 (уборная площадью 2,8кв.м.) помещения XI этажа 4, которые ЖСК "РАН СССР" предлагает распределить Правительству Москвы, вообще не могут быть использованы Правительством Москвы без получения доступа в комнату N 13, которую ЖСК "РАН СССР" предлагает распределить ЖСК "РАН СССР", и даже если ЖСК "РАН СССР" предоставит Правительству данный доступ и оформит право прохода юридически, то использование Правительством Москвы комнат N 5 и N 14 не будет отвечать признаку удобства, учитывая, что они отделены от иных помещений, которые ЖСК "РАН СССР" предлагает распределить ЖСК "РАН СССР".
При том, что комнаты N N Б, 15, 4, 3, 6, 5, 14, которые ЖСК "РАН СССР" предлагает распределить Правительству Москвы, не образуют отдельный функциональный блок и не имеют изолированного входа, являются проходными, доступ в которые осуществляется частично через помещения, подлежащие распределению в собственность ЖСК "РАН СССР", частично через помещения, предназначенные для всеобщего доступа, и часть их них вообще не может быть использована Правительством Москвы как предназначенная исключительно для прохода и исключительно в помещения, подлежащие распределению в собственность ЖСК "РАН СССР", - кроме того данные комнаты расположены на этаже 4, который со всех сторон окружен этажами 2, антресольным, 100% помещений "полезной площадью" в которых (необщего пользования) по проектам обеих сторон подлежат передаче в собственность ЖСК "РАН СССР".
Кроме того, помещения, которые ЖСК "РАН СССР" предлагает распределить Правительству Москвы, не только расположены на 4-м этаже и являются проходными для помещений антресольного этажа, но и не имеют выхода непосредственно на улицу, проход к ним с улицы возможен только через 3-й этаж, причем не через главный (парадный) вход, а через боковой (запасный, пожарный); при этом помещения, которые ЖСК "РАН СССР" предлагает распределить Правительству Москвы, имеют только один опосредованный через 3-й этаж выход на улицу, а не два, которые по пожарным нормам и правилам требуются для большинства видов использования нежилых помещений.
Все вышеуказанные обстоятельства свидетельствует о том, что проект Акта частичной реализации, предложенный ЖСК "РАН СССР", существенно нарушает права и законные интересы Правительства Москвы, и фактически лишает его того, на что город Москва рассчитывал, заключая Инвестиционный контракт, п. 5.2.10. которого прямо предусмотрено, что инвестор обязан обеспечить передачу городу Москве помещения, которые могут управляться и эксплуатироваться как единый объект недвижимости, отдельным функциональным блоком (блоками) с изолированным входом
и внося в качестве вклада земельный участок под застройку, который после строительства на нем в рамках Инвестиционного контракта многоквартирных жилых домов выбыл из собственности города Москвы и перешел в общую собственность собственников помещений многоквартирных жилых домов в силу ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ст. 413 ГК РФ, что установлено Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2016 г. по делу N А40-130924/2014.
Кроме того, то, что ЖСК "РАН СССР" предлагает распределить Правительству Москвы помещения на 4-м этаже, при том, что помещения на 1, 2, 3 и антресольном этажах отнесены к собственности ЖСК "РАН СССР", а проход в здание возможен только через 1-й и 3-й этаж, - делает использование предложенных городу Москве помещений неудобным и, соответственно, эти помещения характеризуются низкой коммерческой привлекательностью.
Между тем город Москва является крупнейшим субъектом, осуществляющим сдачу помещений в аренду в городе Москвы и извлекающим из этого прибыль.
Нарушение инвестором прав и законных интересов города Москвы как следствие нарушения инвестором п. 5.2.10. Инвестиционного контракта, в силу которого инвестор был обязан таким образом предусмотреть проектные решения, чтобы обеспечить передачу городу Москве нежилых помещений, которые могут управляться и эксплуатироваться как единый объект недвижимости, отдельным функциональным блоком (блоками) с изолированным входом, - может быть не устранено, но минимизировано посредством распределения Правительству Москвы помещений на первом этаже, расположенных непосредственно у входа с улицы, т.е. комнаты N 1 общей площадью 566,4кв.м. помещения II этажа 1, которая образуют отдельный функциональный блок с изолированным входом, как следует из данных поэтажного плана (т. 8 л.д. 7) и экспликации (т. 8 л.д. 60).
Но поскольку площадь комнаты N 1 помещения II этажа 1 превышает площадь, причитающуюся Правительству Москвы по условиям Инвестиционного контракта, данная комната подлежит передаче в долевую собственность сторон.
Исходя из площади, причитающейся Правительству Москвы по условиям Инвестиционного контракта, размер доли Правительства Москвы подлежит установлению равным 4208/5664.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об удовлетворении встречного иска Правительства Москвы и отмене решения суда первой инстанции об удовлетворении иска ЖСК "РАН СССР".
Руководствуясь ст.ст. 176, 266-271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.04.2019 г. по делу N А40-60364/2018 отменить.
В удовлетворении первоначального иска отказать.
Встречный иск удовлетворить.
Обязать ЖСК "Работники Академии Наук СССР" подписать с Правительством Москвы Акт о результатах реализации инвестиционного проекта согласно Инвестиционному контракту от 29.06.2005 г. (реестровый N 13-032085-5601-0026-00001-05) в редакции Дополнительных соглашений от 12.04.2007 г. N 1, от 07.11.2008 г. N 2, от 05.10.2009 г. N 3, от 05.04.2011 г. N 4, от 02.05.2012 г. N 5 в части распределения нежилой площади в отдельно стоящем здании общественного назначения с библиотекой многофункционального жилого комплекса со встроено-пристроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой по адресу: г. Москва, ул. Архитектора Власова, д. 8, корп. 1 (строительный адрес: Москва, ЮЗАО, район Ломоносовский, улица Архитектора Власова, (напротив вл. 13-21.), в редакции, предложенной Правительством Москвы.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Кузнецова Е.Е. |
Судьи |
Бодрова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-60364/2018
Истец: ЖСК "Работники Академии Наук СССР"
Ответчик: ПРАВИТЕЛЬСТВО Г.МОСКВЫ
Третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы, Департамент жилищно-коммунального хазяйства и благоустройства г. Москвы, ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ Г МОСКВЫ, префектура юго-заподного административного округа города москвы, Управление Росреестра по Москве
Хронология рассмотрения дела:
29.06.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16741/19
10.02.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30153/19
16.09.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16741/19
05.04.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-60364/18