г. Чита |
|
26 февраля 2020 г. |
Дело N А78-7264/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 февраля 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
при участии в судебном заседании представителей Государственного учреждения здравоохранения "Чернышевская центральная районная больница" Филипповой Д.Н. (доверенность от 21.03.2019), Зиминой В.П. (доверенность от 21.03.2019), Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края Резниковой А.Г. (доверенность от 05.12.2019), Яблонской О.А, (доверенность от 09.01.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения здравоохранения "Чернышевская центральная районная больница" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 декабря 2019 года по делу N А78-7264/2019,
установил:
Государственное учреждение здравоохранения "Чернышевская центральная районная больница" (ОГРН 1027500904397, ИНН 7525002184, далее - ГУЗ "Чернышевская ЦРБ") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Забайкальского края (ОГРН 1027501146518, ИНН 7536009199, далее - административный орган, ТФОМС Забайкальского края) о признании незаконным и отмене пункта 1 (стр. 32) раздела требования акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования без номера от 15.03.2019 и пункта 2 требования N 9 от 15.03.2019 в части требования восстановления в бюджет ТФОМС средств ОМС, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС в сумме 1 202 543,00 руб. и уплате штрафа за нецелевое использование в размере - 120 254,30 руб.; признании незаконным и отмене пункта 3 (стр. 33) раздела требования акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования без номера от 15.03.2019 года и пункта 4 требования N9 от 15.03.2019 года в части требований о возврате в бюджет ТФОМС Забайкальского края средства нормированного страхового запаса для финансового обеспечения мероприятий по приобретению медицинского оборудования, в сумме 1 202 543,00 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 17 декабря 2019 года по делу N А78-7264/2019 заявленное требование удовлетворено частично.
Пункт 3 раздела "Требование" акта плановой комплексной проверки от 15.03.2019 о возврате в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования средства нормированного страхового запаса для финансового обеспечения мероприятий по приобретению медицинского оборудования в сумме 1 202 543 руб. и пункт 4 требования об устранении нарушений от 15.03.2019 N 9 о возврате в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования средства нормированного страхового запаса для финансового обеспечения мероприятий по приобретению медицинского оборудования в сумме 1 202 543 руб. признаны недействительными.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
ГУЗ "Чернышевская ЦРБ" обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене акта плановой комплексной проверки использования средств медицинского страхования в части пункта 1 раздела требования акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования без номера от 15.03.2019 года и пункта 2 требования N 9 от 15.03.2019 года в части требования восстановления в бюджет ТФОМС средств ОМС, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС в сумме 1 202 543,00 руб. и уплате штрафа за нецелевое использование в размере - 120 254,30 руб.
По мнению апеллянта, судом неверно применены положения БК РФ, Федерального закона от 29.11.2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании", Приказа Минфина РФ от 01.12.2010 года N 157н., Приказа Минфина России от 16.12.2010 года N 174н.
Апеллянт считает, что суд ошибочно исходил из кассового метода бухгалтерского учета в учреждении, что не допускается Приказом Минфина от 01.12.2010 года N 157н. Из вышеуказанного следует, что фактически никакого нецелевого использования средств ОМС тарифа при оплате контакта не было.
По мнению заявителя, даже если исходить из выводов суда о нецелевом использовании средств, решение в части установки обязательств возвратить средства ОМС тарифа ТФОМС подлежит отмене, так как фактическое поступление денежных средств НСЗ от ТФОМС можно расценивать как "восстановление" средств ОМС на лицевом счете.
ТФОМС Забайкальского края в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 25.01.2020. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду, что если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
В связи с тем, что стороны не настаивали на проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, возражения в суд до начала судебного заседания не поступили, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой заявителем апелляционной жалобы части.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), пунктом 8.12 Положения о ТФОМС Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 19 апреля 2011 года N 127 (далее - Положение о ТФОМС), пунктом 2 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16 апреля 2012 года N 73, приказом ТФОМС Забайкальского края от 04.03.2019 N 23-к (т. 2 л.д. 24) фондом проведена плановая комплексная проверка средств обязательного медицинского страхования и средств для обеспечения мероприятий за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в ГУЗ "Чернышевская центральная районная больница", по итогам которой составлен акт от 15.03.2019 с приложениями (т.2 л.д.51-81).
В результате проверки, в том числе установлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме 1 202 543 руб. на приобретение основных средств стоимостью свыше 100 000 руб., расходование которых не включено в структуру тарифа на оплату медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, а также несоблюдение учреждением условий для использования средств нормированного страхового запаса для приобретения оборудования стоимостью 1 202 543 руб., что отражено в акте проверки от 15.03.2019 (стр. 20, 29 акта, пункты 1 и раздела "Требование" данного акта).
15.03.2019 учреждению фондом выставлено требование N 9 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки (т. 2 л.д.82), в том числе: о восстановлении в бюджет ТФОМС средств ОМС, полученные на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС, в сумме 1 556 702,36 руб. в срок до 29.03.2019 в соответствии с пунктом 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ и уплате штрафа в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования - 155 670,23 руб. путем перечисления на лицевой счет ТФОМС Забайкальского края (пункт 2 данного требования), а также о возврате в бюджет ТФОМС средства нормированного страхового запаса для финансового обеспечения мероприятий по приобретению медицинского оборудования, в сумме 1 202 543 руб. в срок до 29.03.2019 путем перечисления на лицевой счет ТФОМС в соответствии с пунктом 16 Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 N 332 (пункт 4 данного требования).
Учреждение не согласилось с актом проверки и выставленным требованием об использовании средств обязательного медицинского страхования в части необходимости восстановления в бюджет ТФОМС средств ОМС, полученные на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС, в сумме 1 202 543 руб. и уплате штрафа в размере 120 254,30 руб. (пункт 1 раздела "Требование" акта от 15.03.2019 и пункт 2 требования N 9), а также о возврате в бюджет ТФОМС средства нормированного страхового запаса для финансового обеспечения мероприятий по приобретению медицинского оборудования в сумме 1 202 543 руб. (пункт 3 раздела "Требование" акта от 15.03.2019 и пункт 4 требования N 9), обратилось в суд.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
На основании статьи 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 БК РФ определено, что отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в процессе утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением относятся к правоотношениям, регулируемым БК РФ.
В соответствии со статьей 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из указанного Кодекса и принятых в соответствии с ним, в том числе, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 БК РФ.
Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить Кодексу.
Согласно статье 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ).
На основании статьи 3 Федерального закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Частью 2 статьи 9 Федерального закона N 326-ФЗ установлено, что участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
Согласно пункту 2 части 7 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом.
В силу части 11 статьи 40 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
На основании подпункта 12 части 7 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ, подпункта 8.12, 9.4, 9.15 Положения о ТФОМС Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 19.04.2011 N 127, ТФОМС осуществляет следующие полномочия: контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями (медицинскими организациями), в том числе проводит проверки и ревизии; рассматривает дела и налагает штрафы, составляет акты о нарушении законодательства об ОМС; предъявляет к медицинской организации требования о возврате в бюджет территориального фонда средств, перечисленных медицинской организацией по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, использованных не по целевому назначению.
Данные полномочия территориального фонда осуществляются в порядке, установленном приказом ФФОМС от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" (далее - Приказ N 73).
Пунктами 5 и 7 Приказа N 73 определено, что проверки проводятся в соответствии с планом, утвержденным директором фонда (плановые проверки), для проведения проверки составляется программа проверки или используется типовая программа проверки, которые утверждаются директором территориального фонда.
В соответствии с абзацем 3 пункта 6 Приказа N 73 приказ о проведении плановой комплексной проверки доводится до руководителя медицинской организации не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до начала проверки.
Согласно пункту 24 Приказа N 73 акт проверки составляется в двух экземплярах, имеющих одинаковую силу. Руководителю медицинской организации (лицу, его замещающему) акт проверки в двух экземплярах для ознакомления и подписания представляется не позднее чем за 1 (один) день до окончания срока проверки, определенного приказом территориального фонда о проведении проверки.
Один экземпляр подписанного акта проверки вручается руководителю медицинской организации (лицу, его замещающему), второй экземпляр представляется в территориальный фонд.
В силу пунктов 26 и 27 приложения N 2 к Приказу N 73 не позднее 10 (десяти) рабочих дней после окончания проведения проверки руководитель комиссии (рабочей группы) представляет директору (заместителю директора) территориального фонда служебную записку о результатах проверки использования средств обязательного медицинского страхования медицинской организацией. Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Федеральным законом N 326-ФЗ.
В случае несогласия с результатом рассмотрения территориальным фондом письменных возражений на акт проверки медицинская организация вправе обжаловать данное решение в досудебном и (или) судебном порядке (пункт 28 приложения N 2 к Приказу N 73).
Таким образом, акт проверки ТФОМС - это окончательный документ, который подписывается должностными лицами от имени контролирующего органа, содержит в себе выводы, на основании которых фонд устанавливает и подтверждает в действиях проверяемого лица нарушения, содержит властно-распорядительные предписания, обязательные к применению, и является основанием для выставления требования о возврате в бюджет фонда средств, использованных не по целевому назначению (часть 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ).
Акт проверки ТФОМС является ненормативным правовым актом, который также может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражном суде в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Приказом ТФОМС от 09.01.2019 (т.2 л.д.85) утвержден план проверок использования средств ОМС и средств нормированного страхового запаса ТФОМС Забайкальского края медицинскими организациями на 2019 год.
Данным приказом ГУЗ "Чернышевская ЦРБ" включена в план проверок медицинских организаций на 1 квартал 2019 года (т. 2 л.д.86-88).
На основании приложения N 2 к Приказу от 09.01.2019 (Программа проверок на 2019 год, т.2 л.д.89-94) проверке подлежат направления использования средств, полученных медицинскими организациями из нормированного страхового запаса ТФОМС Забайкальского края для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования (пункт 5 Программы).
Пунктом 6 Приказа N 73 определено, что основанием для проведения проверки является приказ фонда, определяющий тему проверки, руководителя, состав комиссии (рабочей группы), сроки проведения проверки.
Приказом ТФОМС Забайкальского края от 04.03.2019 N 23-к (т. 2 л.д.24) фондом назначено проведение плановой комплексной проверки средств обязательного медицинского страхования и средств для обеспечения мероприятий за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в ГУЗ "Чернышевская центральная районная больница". Проведение проверки назначено с 11.03.2019 по 15.03.2019. Приказ получен 11.03.2019 (т.2 л.д.24 на обороте).
За один день до окончания проверки 14.03.2019 (окончание проверки приходилось на 15.03.2019), акт проверки вручен главному врачу ГУЗ "Чернышевская ЦРБ" (т.2 л.д.67 на обороте).
В соответствии с пунктом 9.15 Положения о ТФОМС Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 19.04.2011 N 127 фонд предъявляет к медицинской организации требование о возврате в бюджет территориального фонда средств, перечисленных медицинской организацией по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, использованных не по целевому назначению.
Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Федеральным законом N 326-ФЗ (пункт 27 Приказа N 73).
Согласно части 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В силу пункта 12 Постановления Правительства РФ от 21.04.2016 N 332 "Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования" (далее - Правила N 332) медицинская организация возвращает средства для финансового обеспечения мероприятий в бюджет территориального фонда в случае несоблюдения медицинской организацией условий, предусмотренных пунктами 4-7 настоящих Правил и соглашением о финансовом обеспечении мероприятий.
На основании пункта 16 данных правил средства для финансового обеспечения мероприятий, использованные медицинской организацией не по целевому назначению, подлежат возврату в бюджет территориального фонда в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с указанными нормами в адрес заявителя направлен акт и оспариваемое требование N 9 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки.
Не согласившись с выводами, изложенными в акте проверки относительно использования средств ОМС по приобретению оборудования - гастрофиброскопа - стоимостью 1 202 543 руб., а также выводами фонда о несоблюдении учреждением условий для использования средств нормированного страхового запаса, ГУЗ "Чернышевская ЦРБ" 19.03.2019 поданы возражения на акт проверки от 15.03.2019 (т.2 л.д.83-84).
Письмом от 25.03.2019 Фонд сообщил заявителю о результатах рассмотрения возражений на акт проверки, посчитав их необоснованными (т.2 л.д.25-26).
Рассмотрев проведение процедуры проведения проверки, оформление ее результатов, рассмотрение возражений, выставление требования суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что указанные действия произведены фондом в рамках действующего законодательства.
Заявитель оспаривает требование акта фонда в части нецелевого использования средств ОМС в размере 12 025 463 руб. по нецелевому использованию средств ОМС на оплату оборудования - гастрофиброскопа стоимостью свыше ста тысяч рублей (страница 20 описательной части акта, пункт 1 раздела "Требование" акта проверки и пункт 2 оспариваемого требования).
В обоснование ссылается на то, что использование средств на оплату оборудования - гастрофиброскопа стоимостью свыше ста тысяч рублей - не могут быть квалифицированы в качестве нецелевого расходования средств ОМС, а являются лишь превышением лимитов расходования, за которое не установлена ответственность в виде возврата израсходованных средств с начислением штрафа.
Кроме того, заявитель полагает, что в структуру тарифа на оплату медицинской помощи включены расходы на приобретение основных средств стоимостью до 100 000 руб. (оборудования, производственный и хозяйственный инвентарь), средства нормированного страхового запаса (далее - НСЗ) также являются средствами ОМС, так как нормированный страховой запас формируются в соответствии с частью 6.2 статьи 26 Федерального закона N 326-ФЗ.
Как указывает заявитель, при поступлении средств ТФОМС как средств ОМС по тарифу, так и средства нормированного страхового запаса ОМС поступают в ГУЗ "Чернышевска ЦРБ" на один лицевой счет 22916Ц34170 и учитываются как средства ОМС с КБК 00000000000000000130 (доходы от оказания платных услуг (работ, услуг, компенсаций, затрат). Отдельного счета, кодов дохода для поступления нет. ГУЗ "Чернышевская ЦРБ" платежным поручением от 06.09.2018 N 442066 (т.2 л.д.97) с лицевого счета N 22916Ц34170 перечислило ИП Полукову Э.А. по государственному контракту от 29.05.2018 сумму в размере 1 202 543 руб. Платежным поручением N 468968 от 10.09.2018 (т.2 л.д.98) ТФОМС ГУЗ "Чернышевская ЦРБ" перечислено на лицевой счет N 22916Ц34170 по КБК 00000000000000000130, то есть по тем же реквизитам, куда поступают денежные средства по тарифу ОМС.
Заявитель считает, что в бюджете ТФОМС из средств ОМС заложены расходы на приобретение оборудования и свыше 100 000 руб., источником приобретения оборудования как до 100 000 руб., так и свыше являются средства ОМС, в связи с чем, в действиях ГУЗ "Чернышевская ЦРБ" по приобретению за счет средств фонда медицинского оборудования по цене свыше 100 000 руб. за единицу не могут быть квалифицированы в качестве нецелевого расходования средств ОМС, а являются лишь превышением лимитов расходования средств, за которую не установлена ответственность в виде возврата (восстановления) израсходованных средств с начислением пеней и штрафа согласно Федерального закона N 326-ФЗ.
Заявитель указывает, что решение по перечислению денежных средств было принято в связи с недопущением просрочки исполнения условий заключенного контракта, поскольку в адрес учреждения поступила претензия поставщика (т.3 л.д.40), а ТФОМС затянул исполнение своих обязательств по Соглашению в части осуществления перечисления средств на оплату заключенного контракта, что в свою очередь не позволило учреждению произвести своевременный платеж по данному контракту.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что требования заявителя по данному эпизоду подлежат отклонению на основании следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по контракту от 18.05.2018 N Ф.2018.231748 осуществлена поставка гастрофиброскопа с принадлежностями, ввод в эксплуатацию и обучение специалистов заказчика стоимостью 1 202 543 руб. (т.2 л.д.99-116).
Платежным поручением от 06.09.2018 N 442066 (т.2 л.д.97) учреждением из средств ОМС оплачено данное оборудование, которое в соответствии с пунктом 9.1 названного контракта подлежало оплате из средств нормированного страхового запаса.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются положениями Федерального закона N 326-ФЗ.
Согласно статье 21 данного Федерального закона средства обязательного медицинского страхования формируются за счет:
1) доходов от уплаты:
а) страховых взносов на обязательное медицинское страхование;
б) недоимок по взносам, налоговым платежам;
в) начисленных пеней и штрафов;
2) средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование;
3) средств бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемых в бюджеты территориальных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
4) доходов от размещения временно свободных средств;
5) иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 37 Федерального закона N 326-ФЗ финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования осуществляется на основании заключенных между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В свою очередь, на основании условий договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, типовая форма которого утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.09.2011 N 1030, Территориальный фонд принимает на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования.
Финансирование страховых медицинских организаций осуществляется фондом дважды в месяц на основании заявок путем перечисления авансового платежа и окончательного расчета.
На основании статьи 28 Федерального закона N 326-ФЗ страховая медицинская организация направляет медицинской организации целевые средства обязательного медицинского страхования на оплату медицинской помощи на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, типовая форма которого утверждена приказом Министерства здравоохранения РФ от 24 декабря 2012 г. N 1355н в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Пунктом 6 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ, а также условиями договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию определено, что оплата медицинской помощи осуществляется страховой медицинской организацией на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением.
Согласно условиям договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, финансирование медицинской организации осуществляется страховой медицинской организацией дважды в месяц: в виде авансового платежа на основании заявки медицинской организации и окончательного расчета на основании реестра счетов и счета на оплату оказанной медицинской помощи.
После получения средств обязательного медицинского страхования от страховой медицинской организации медицинская организация вправе расходовать их в соответствии со структурой тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается Федеральным законом N 326-ФЗ.
В силу части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Аналогичная норма предусмотрена пунктом 3.4 Тарифного соглашения на медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования Забайкальского края на 2018 год, утвержденного 22 декабря 2017 года N 16 (т.2 л.д.30-50 Раздел III).
Между тем, ГУЗ "Чернышевская ЦРБ" в нарушение установленных требований использовало средства обязательного медицинского страхования на приобретение гастрофиброскопа стоимостью 1 202 543 руб., стоимость которого превышает сто тысяч рублей за единицу объекта основных средств.
Поскольку на основании пункта 3.4 Тарифного соглашения приобретение основных средств стоимостью свыше 100 000 руб. не включено в структуру тарифа на оплату медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, спорные расходы в размере 1 202 543 руб. правомерно расценены фондом как нецелевое использование средств ОМС.
Доводы заявителя относительно идентичности структуры расходов за счет средств нормированного страхового запаса структуре расходов за счет средств обязательного медицинского страхования, о направленности использования средств обязательного медицинского страхования и средств нормированного страхового запаса на одни и те же цели и нужды верно отклонены судом первой инстанции в силу следующего.
Частью 5 статьи 26 Федерального закона N 326-ФЗ определено, что расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения:
1) выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;
2) исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан;
3) исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в результате принятия законов и (или) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
4) ведения дела по обязательному медицинскому страхованию страховыми медицинскими организациями;
5) выполнения функций органа управления территориального фонда.
В соответствии с частями 6 и 6.2 статьи 26 Федерального закона N 326-ФЗ в составе расходов бюджета территориального фонда формируется нормированный страховой запас, включающий средства:
1) для дополнительного финансового обеспечения реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования;
2) для расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования;
3) для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования;
4) для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала.
Нормированный страховой запас территориального фонда в части средств, направляемых на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, формируется за счет средств от применения согласно статье 41 Федерального закона N 326-ФЗ санкций к медицинским организациям за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, и в объеме, определяемом в силу части 6.3 статьи 26 Федерального закона N 326-ФЗ.
На основании части 6.3 статьи 26 Федерального закона N 326-ФЗ объем средств нормированного страхового запаса территориального фонда на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования определяется как сумма:
1) средств от применения территориальным фондом к медицинским организациям санкций за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи: а) 50 процентов средств по результатам проведения медико-экономического контроля; б) 35 процентов сумм, необоснованно предъявленных к оплате медицинскими организациями, выявленных в результате проведения экспертизы качества медицинской помощи; в) 35 процентов сумм, необоснованно предъявленных к оплате медицинскими организациями, выявленных в результате проведения медико-экономической экспертизы; г) 25 процентов сумм, поступивших в результате уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества;
2) средств от применения страховыми медицинскими организациями к медицинским организациям санкций за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи: а) 50 процентов средств по результатам проведения медико-экономического контроля; б) 35 процентов сумм, необоснованно предъявленных к оплате медицинскими организациями, выявленных в результате проведения экспертизы качества медицинской помощи; в) 35 процентов сумм, необоснованно предъявленных к оплате медицинскими организациями, выявленных в результате проведения медико-экономической экспертизы; г) 25 процентов сумм, поступивших в результате уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества.
Частью 6.4. статьи 26 Федерального закона N 326-ФЗ определено, что общий размер средств нормированного страхового запаса территориального фонда и цели их использования устанавливаются законом о бюджете территориального фонда в соответствии с порядком использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда, утвержденным приказом ФФОМС от 1 декабря 2010 года N 227.
В соответствии со статьей 7 Закона Забайкальского края от 28 декабря 2017года N 1549-ЗЗК "О бюджете ТФОМС Забайкальского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" средства нормированного страхового запаса используются на следующие цели:
- дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования;
- расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования;
- финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования.
Таким образом, структура расходования средств нормированного страхового запаса и цели их использования установлены частью 6 статьи 26 Федерального закона N 326-ФЗ и статьей 7 Закона Забайкальского края от 28.12.2017 N 1549-ЗЗК "О бюджете ТФОМС Забайкальского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов", а структура и цели использования средств обязательного медицинского страхования установлены частью 7 статьи 35 Федерального закона об ОМС, в связи с чем, не являются идентичными и направлены на разные цели и нужды, средства нормированного страхового запаса ТФОМС Забайкальского края имеют иную природу, чем средства обязательного медицинского страхования и не могут рассматриваться как единый источник финансирования.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что обязанность Фонда по финансированию мероприятий по приобретению оборудования за счет средств нормированного страхового запаса возникает с момента включения медицинской организации в план мероприятий, утвержденный распоряжением Министерства здравоохранения Забайкальского края от 28 марта 2018 года N 737/р, и Соглашением о финансовом обеспечении мероприятий по приобретению медицинского оборудования от 30 июля 2018 года заключенного между Заявителем и Фондом (далее - Соглашение от 30 июля 2018 года).
Между тем согласно п. 6 и п.п "а" п. 7 Соглашения от 30 июля 2018 года Фонд перечисляет медицинской организации средства для финансового обеспечения мероприятий по приобретению медицинского оборудования на счета, на которых в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами обязательного медицинского страхования, поступающими медицинским организациям, в сроки и в размере, определенные графиком перечисления средств (приложение N 7 к Соглашению от 30 июля 2018 года) в соответствии с порядком расчетов, установленным государственным контрактом на поставку гастрофиброскопа.
Графиком перечисления средств (Приложение N 7 к Соглашению от 30 июля 2018 года) в графе "Порядок расчетов, установленный контрактом" предусмотрено следующее:
"Оплата за поставленный товар осуществляется в течение 30 дней в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика по факту поставки и ввода в эксплуатацию Оборудования на основании счета, счета-фактуры, товарной накладной и подписанного сторонами акта ввода Оборудования в эксплуатацию".
Аналогичный порядок расчетов предусмотрен разделом 9 государственного контракта от 29 мая 2018 года.
Заявитель также настаивает на том, что Фондом несвоевременно исполнены обязательства по перечислению средств нормированного страхового запаса медицинской организации, предусмотренные Соглашением от 30 июля 2018 года, что в свою очередь не позволило ГУЗ "Чернышевская ЦРБ" произвести своевременный платеж по государственному контракту на поставку гастрофиброскопа от 29 мая 2018 года.
Как следует из материалов дела, ГУЗ "Чернышевская центральная районная больница" только 07 сентября 2018 года нарочно письмом уведомила Фонд о том, что государственный контракт на поставку гастрофиброскопа выполнен в полном объеме, поставка оборудования завершена в полном объеме, просила произвести финансирование для оплаты данного контракта, представив в Фонд универсальный передаточный документ от 15 августа 2018 года N 102, акт ввода оборудования в эксплуатацию от 15 августа 2018 года и акт приема-передачи от 15 августа 2018 года.
Фонд на основании указанного письма заявителя и во исполнение п. 6 и п.п. "а" п. 7 Соглашения от 30 июля 2018 года в сроки и в размере, определенные графиком перечисления средств (приложение N 7 к соглашению от 30 июля 2018 года) в соответствии с порядком расчетов, установленным государственным контрактом на поставку гастрофиброскопа (т.е. в срок не позднее 14 сентября 2018 года и на основании документов, подтверждающих поставку гастрофиброскопа), платежным поручением от 10 сентября 2018 года N 468968 перечислил ГУЗ "Чернышевская ЦРБ" сумму в размере 1 202 543 руб., исполнив свои обязательства своевременно и в полном объеме.
В связи с чем судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что обязательства Фонда по перечислению средств нормированного страхового запаса подлежали исполнению до 15 сентября 2018 года включительно, а фактически исполнены 10 сентября 2018 года, то есть в пределах срока, предусмотренного графиком, и позволяющего учреждению своевременно исполнить обязательство по оплате поставленного оборудования без несения дополнительной ответственности перед поставщиком по контракту в виде начисления неустойки за просрочку оплаты.
По мнению апеллянта, медицинской организацией фактически произведено временное заимствование денежных средств в рамках одного лицевого счета, на который поступают средства нормированного страхового запаса и обязательного медицинского страхования, что предусмотрено пунктами 146 и 147 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учреждения, утвержденной приказом Минфина России о 16 декабря 2010 года N 174-н, и фактически использованные ранее средства обязательного медицинского страхования восстановлены медицинским учреждением на счете обязательного медицинского страхования в 2018 году в пределах одного финансового года, одного финансового месяца после получения денежных средств нормированного страхового запаса от Фонда.
Судебная коллегия полагает приведенную позицию неправомерной в силу следующего.
В соответствии с п. 10 постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2016 года N 332 и пунктом 6 Соглашения от 30 июля 2018 года средства нормированного страхового запаса Фонда поступают на лицевой счет по учету средств обязательного медицинского страхования.
Обязанность медицинской организации вести раздельный аналитический учет средств для финансового обеспечения мероприятий по организации по приобретению медицинского оборудования предусмотрена п.п. "д" пункта 9 Соглашения от 30 июля 2018 года.
В нарушение п.п. "д" пункта 9 Соглашения от 30 июля 2018 года раздельный учет со средствами обязательного медицинского страхования и средствами нормированного страхового запаса заявителем не велся, что указано в Акте проверки от 15 марта 2019 года (страница 29 Акта), данный вывод не оспорен медицинской организацией в возражениях на акт проверки от 19 марта 2019 года N 130, в досудебном порядке.
Кроме того, представленная ГУЗ "Чернышевская центральная районная больница" в материалы дела бухгалтерская справка не подтверждает факт ведения заявителем раздельного учета со средствами обязательного медицинского страхования и средствами нормированного страхового запаса в спорный период.
В связи с чем следует признать обоснованной позицию Фонда о том, что средства нормированного страхового запаса в сумме 1 202 543 руб. фактически не восстановлены заявителем на счете обязательного медицинского страхования, поскольку представленные заявителем документы не подтверждают данный факт.
При таких установленных обстоятельствах следует признать, что расходование средств на непредусмотренные структурой тарифа, установленного частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ и Тарифным соглашением, цели - приобретение основных средств стоимостью свыше 100 000 руб. за единицу, является нецелевым использованием средств ОМС.
Фондом по указанному основанию начислен штраф, подлежащий уплате учреждением в размере 120 254,30 руб. (10% *1 202 543 руб.).
Поскольку суд пришёл к выводу о законности требования фонда о восстановлении в бюджете ТФОМС суммы нецелевого использования в размере 1 202 543 руб., постольку начисление фондом в пункте 2 оспариваемого требования штрафа в размере 10% от данной суммы является обоснованным.
Доводов о наличии оснований для снижения размера начисленного штрафа учреждением не заявлено. Судом с учетом обстоятельств смягчающих ответственность обстоятельств не установлено.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемые пункт 1 акта и пункт 2 требования от 15.03.2019 соответствуют положениям Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, а также не нарушают права и законные интересы учреждения, в связи с чем, требование заявителя в этой части не подлежит удовлетворению.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 декабря 2019 года по делу N А78-7264/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-7264/2019
Истец: ГУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ЧЕРНЫШЕВСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Ойдопова Дулма Дугдановна
Хронология рассмотрения дела:
24.07.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2807/20
26.02.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-361/20
17.12.2019 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-7264/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-7264/19