г. Москва |
|
26 февраля 2020 г. |
Дело N А40-182910/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Шевцовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ДГИ г.Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2019 по делу N А40-182910/19
по заявлению 1)ООО "Кэмидж" (ОГРН: 1027700276119, ИНН: 7728204443),
2)АО "Гостиничная компания" (ОГРН: 1097746809709, ИНН: 7706729479)
к ДГИ г. Москвы (ОГРН: 1037739510423, ИНН: 7705031674)
об оспаривании отказов,
при участии:
от заявителя: |
1)Кирсанов В.А. по дов. от 10.02.2020; 2) Иванов С.Е. по дов. от 25.07.2019 |
от ответчиков: |
Хабаров Д.С. по дов. от 06.11.2019, Алиева Хадиджа Назим Кызы |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Кэмидж" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Департамента городского имущества города Москвы, выраженных в письме от 27.06.2019 N 33-5-63500/19-(0)-1, об обязании Департамента осуществить действия по предоставлению государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке" в отношении земельного участка с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Ярославская, д. 8, корп. 8 (кадастровый номер 77:02:0023007:9).
АО "Гостиничная компания" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Департамента городского имущества города Москвы (далее - Департамент, ДГИ г. Москвы), выраженных в письме от 27.06.2019 N 33-5-64471/19-(0)-1, об обязании Департамента осуществить действия по предоставлению государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке" в отношении земельного участка с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Ярославская, д. 8, корп. 5 (кадастровый номер 77:02:0023007:9).
Определением Арбитражного суда г.Москвы от 11.09.2019 объединены в одно производство дела N А40-182910/19-93-1538 по заявлению ООО "Кэмидж" и N А40- 204842/19-2-1284 по заявлению АО "Гостиничная компания" (далее - заявители) для совместного рассмотрения в рамках дела N А40-182910/19-93-1538.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.12.2019 требования заявителей удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт.
Заявители представили мотивированные отзывы на апелляционную жалобу.
Представители ДГИ г.Москвы в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители Заявителей возражали по доводам апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Как следует из обстоятельств дела, ООО "Кэмидж" в адрес Департамента был направлен запрос от 04 июня 2019 года N Б/Н (вх. от 04 июня 2019 года N 33-5-63500/19-(0)-0) по вопросу предоставления государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке" в отношении земельного участка с адресными ориентирами: город Москва, улица Ярославская, дом 8, корпус 5 (кадастровый номер 77:02:0023007:9).
АО "Гостиничная компания" также в адрес Департамента был направлен запрос от 05 июня 2019 года N Б/Н (вх. от 05 июня 2019 года N 33-5-64471/19-(0)-0) по вопросу предоставления государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке" в отношении земельного участка с адресными ориентирами: город Москва, улица Ярославская, дом 8, корпус 5 (кадастровый номер 77:02:0023007:9).
27 июня 2019 года Департаментом в адрес заявителей были направлены ответы за исх. N 33-5-63500/19-(0)-1 и N 33-5-64471/19-(0)-1, в соответствии с которыми было отказано в предоставлении указанной государственной услуги.
Департамент в обоснование оспариваемых отказов ссылается на то, что в рамках положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП, Департаментом в отношении земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Ярославская, вл. 8, корпус 5 получены Акты Госинспекции по недвижимости:
от 20.06.2017 N 9021609 о подтверждении факта незаконно размещенного объекта в отношении двухэтажной надстройки площадью 1 497,9 кв. м к зданию площадью 6 504,9 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Ярославская, д. 8, корпус 5;
от 20.06.2017 N 9021609/1, от 20.12.2017 N 9021609/1 о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта в отношении нежилого здания площадью 3 860,9 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Ярославская, д. 8, корпус 8.
В соответствии с информацией Госинспекции по недвижимости от 04.04.2019 объекты самовольного строительства не демонтированы.
Судом первой инстанции установлено, что доводы Департамента о незаконном размещении двух объектов недвижимости, находящихся на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0023007:9, со ссылкой на Акты от 20.06.2017 N N 9021609 и 9021609/1 о подтверждении факта незаконно размещенного объекта не соответствуют действительности.
Во исполнение Распоряжения Префекта Северо-Восточного административного округа города Москвы от 13.03.2000 N 830 между Московским земельным комитетом (правопредшественник Департамента городского имущества города Москвы) и Открытым государственным акционерным обществом (ГАО) "Москва" (правопредшественник Акционерного общества "Гостиничная компания") 28.04.2000 был заключен договор долгосрочной аренды земельного участка N М-02-015418 (далее также - Договор аренды).
Предметом договора является земельный участок площадью 4466 кв. м, кадастровый номер 770223007009 (современный кадастровый номер 77:02:0023007:9) с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Ярославская, вл. 8, кор. 5, предоставляемый сроком на 25 лет для использования территории и эксплуатации здания учебного центра (далее также - Земельный участок). На момент заключения Договора аренды на Земельном участке находилось пятиэтажное здание (далее также - Здание), площадью 4661 кв. м, адрес: г. Москва, ул. Ярославская, д. 8, корп. 5, принадлежащее на праве собственности Открытому государственному акционерному обществу (ГАО) "Москва", что подтверждается Свидетельством на право собственности номер 00-02341/98, выданным 26.10.1998 Департаментом государственного и муниципального имущества Правительства Москвы.
20.02.2016 Открытое акционерное общество "ГАО "Москва" (ОАО "ГАО "Москва") (ОГРН 1027700020260) прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Открытому акционерному обществу "Гостиничная компания" (ОГРН 1097746809709).
Таким образом, Открытое акционерное общество "Гостиничная компания" в силу закона является универсальным правопреемником ОАО "ГАО "Москва".
11.03.2016 Открытое акционерное общество "Гостиничная компания" изменило наименование на Акционерное общество "Гостиничная компания".
При этом изменения в договор долгосрочной аренды земельного участка N М-02-015418 от 28.04.2000 не вносились.
Таким образом, стороной по договору долгосрочной аренды земельного участка N М-02-015418 от 28.04.2000 со стороны арендатора и собственником Здания в настоящее время является Акционерное общество "Гостиничная компания".
Распоряжением Мэра Москвы от 13.07.1998 N 710-РМ было принято решение о создании на Земельном участке гостиницы и городского учебно-научно-производственного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов по малому бизнесу для работ в малых гостиницах и туристских фирмах города Москвы.
Распоряжением Префекта Северо-Восточного административного округа города Москвы от 28.05.2001 N 1256 разрешена реконструкция Здания и строительство пристройки.
Во исполнение указанных выше распоряжений Мэра Москвы и Префекта Северо-Восточного административного округа города Москвы между ГАО "Москва" и ООО "Кэмидж" 25.04.2002 был заключен Контракт N ИК/01-02 по реализации инвестиционного проекта на земельном участке ГАО "Москва" по адресу: г. Москва, ул. Ярославская, д. 8, корп. 5 в Северо-Восточном административном округе (СВАО).
Согласно п. 3.1 Контракта его предметом являлась совместная деятельность Сторон по реализации Инвестиционного проекта реконструкции под гостинично-офисные нужды корпуса 5 по адресу: ул. Ярославская, д. 8, предусматривающей строительство следующего Инвестиционного объекта: 2-х этажной (6 и 7 этажи) надстройки корпуса 5 с предполагаемой общей площадью 2050 кв. м и 7-ми этажной пристройки к корп. 5 с предполагаемой общей площадью 2328 кв. м.
На основании исходно-разрешительной документации, содержащей в том числе Протокол N 16(р)-3 от 14.06.2001 заседания рабочей группы окружной комиссии по имущественно-земельным отношениям и градостроительному регулированию СВАО г.Москвы, на котором была согласована реконструкция Здания в виде надстройки существующего и возведения гостиницы в виде пристройки к Зданию; Распоряжения префекта СВАО г. Москвы от 28.05.2001 N 1256; Договора долгосрочной аренды земельного участка N М-02-015418 от 28.04.2000, и иных документов, Москомархитектурой было выдано Разрешение на строительство, реконструкцию градостроительного объекта в городе Москве от 28.03.2005, регистрационный N 77-ГГК/3.7.1.000363 Государственного градостроительного кадастра г. Москвы.
После окончания строительства Мосгосстройнадзором было выдано Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU77102000-000640 от 20.03.2008, регистрационный N 77-ГК/3.7.2.000619 Градостроительного кадастра г. Москвы от 24.03.2008.
Согласно пункту 11 Распоряжения Мэра Москвы от 27.08.1992 N 306-РМ "О разграничении полномочий по системе управления строительным комплексом городского хозяйства", в действовавшей на 28.05.2001 редакции, в полномочия префекта административного округа входило утверждение проектов реконструкции и нового строительства предприятий на территории округа независимо от их ведомственной принадлежности при согласовании проектов в установленном порядке.
В соответствии со статьей 14 Закона г.Москвы от 09.07.2003 N 50 "О порядке подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве" (далее - Закон Москвы N 50) основанием для получения разрешения на строительство, реконструкцию градостроительного объекта являются:
1) документы, удостоверяющие право застройщика (заказчика) на использование для строительства, реконструкции земельного участка, иного объекта недвижимости;
2) проектная документация, на которую получено положительное заключение органа государственной вневедомственной экспертизы, утвержденная и зарегистрированная в установленном порядке.
Согласно статье 15 Закона Москвы N 50 документами, удостоверяющими право застройщика (заказчика) на использование земельного участка, иного объекта недвижимости для строительства, реконструкции градостроительного объекта, применительно к рассматриваемому случаю являются решение о строительстве, реконструкции и документы установленного законодательством вида, удостоверяющие право застройщика (заказчика) на земельный участок, иной объект недвижимости.
Префект является уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в силу части 2 статьи 46 Закона города Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы", Распоряжения Мэра Москвы от 6 апреля 2001 года N 316-РМ "О Положении об административном округе города Москвы и Примерной структуре префектуры административного округа города Москвы" и утвержденного затем Положения о Префектуре административного округа города Москвы.
Исходя из полномочий префекта административного округа, а так же из норм Закона Москвы N 50, следует вывод, что в рассматриваемом случае такими распорядительными актами полномочного органа власти г. Москвы являются: Распоряжения Мэра г. Москвы от 13.07.1998 N 710-РМ и Распоряжение префекта СВАО г. Москвы от 28.05.2001 N 1256, а также другие документы, на основании которых выдано Разрешение на строительство, т.к. такое разрешение не могло быть выдано без решения вопроса о наличии у застройщика соответствующих прав на Земельный участок.
Следует так же учесть, здание гостиницы и Здание с надстроенными двумя этажами были введены в эксплуатацию раньше, чем вступил в силу Закон города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве".
Таким образом, рассматриваемое строительство, как пристройки в виде гостиницы, так и надстройки двух этажей Здания, осуществлено застройщиком - ОАО "ГАО "Москва" на законных основаниях, с оформлением всей необходимой разрешительной документации, Земельный участок был предоставлен по реконструкцию и строительство в соответствии с вышеуказанными распорядительными актами полномочного органа власти г. Москвы.
В результате строительства и реконструкции была построена 10-ти этажная гостиничная пристройка к корпусу 5 и двухэтажная надстройка корпуса 5.
По итогам Контракта в настоящее время собственником 10-ти этажной гостиничной пристройки к корпусу 5 (г. Москва, ул. Ярославская, д. 8, корп. 8) является ООО "Кэмидж", а собственником 7-ми этажного корпуса 5 (г. Москва, ул. Ярославская, д. 8, корп. 5) - АО "Гостиничная компания".
Арбитражный суд, удовлетворяя требования заявителей, пришел к выводу, что оспариваемые отказы ДГИ г. Москвы являются незаконным.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них, в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ.
В силу пп. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружения, помещений в них и (или) лицам, котором эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ, на праве оперативного управления.
Согласно п. 6 ст. 39.14 ЗК РФ в случае, если в соответствии с ЗК РФ допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель.
В соответствии с п. 2 ст. 39.20 ЗК РФ в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора.
При этом согласно п. 6 ст. 39.20 ЗК РФ любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду. В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что заявители как собственники зданий, имеют право на заключение договора аренды Земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора, а оспариваемые отказы Департамента являются незаконными, и нарушающими права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы Департамента о том, что построенные заявителями на земельном участке объекты являются самовольной постройкой, опровергаются доказательствами, представленными заявителями в материалы дела, которым судом дана надлежащая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм права, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.12.2019 по делу N А40-182910/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
В.А.Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-182910/2019
Истец: адвокат Бердников Илья Анатольевич, АО "ГОСТИНИЧНАЯ КОМПАНИЯ", ООО "КЭМИДЖ"
Ответчик: ДГИ г.Москвы, Департамент городского имущества г.Москвы, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ