г. Санкт-Петербург |
|
27 февраля 2020 г. |
Дело N А56-99177/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Коршачек Е.О.
при участии:
от заявителя: Румянцевой Н.А. по доверенности от 20.08.2019
от заинтересованного лица: Денисенко Т.П. по доверенности от 31.12.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2133/2020) Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2019 по делу N А56-99177/2019, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СТРИМ СПб"
к Комитету по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга
о признании незаконным отказа в продлении срока действия лицензии,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СТРИМ СПб" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга (далее - заинтересованное лицо, Комитет) о признании незаконным отказа в продлении срока действия лицензии серия 78 АА N 0012422 рег.N 78РПА0008760 от 31.07.2018 на розничную продажу алкогольной продукции ООО "СТРИМ СПб", выраженном в уведомлении N ИСХ - 11988/19-0-0 от 30.07.2019.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) суд произвел процессуальное правопреемство и заменил заинтересованное лицо - Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга на Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга.
Решением от 28.11.2019 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области заявление удовлетворил в полном объеме, признал незаконным отказ Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга от 30.07.2019 N исх-11988/19-0-0 в продлении срока действия лицензии, выданной ООО "СТРИМ СПб" и обязал Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга устранить допущенное нарушение.
Комитет, ссылаясь на нарушение судом норм материального права при принятии решения, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В обоснование жалобы податель ссылается на то, что акту проверки от 02.07.2019 приложена схема расположения объекта, координаты расположения объекта, с которой была ознакомлена и согласна представитель Общества Кононученко Т.Л., что подтверждает факт нахождения обособленного подразделения Общества на территории, прилегающей к Автошколе.
Таким образом, податель жалобы считает, что исходя из положений пункта 5 статьи 23.2 Закона N 171-ФЗ, вопросы наличия предусмотренных законом прав на занимаемые Автошколой помещения, характера осуществляемой Автошколой деятельности находится вне пределов компетенции Комитета как лицензирующего органа. Кроме того, требования к обязательности непосредственного осуществления образовательной деятельности указанными в пункте 4 статьи 23.2 Закона N 171-ФЗ организациями в принадлежащих им зданиях, строениях, сооружениях, помещениях Законом N 171-ФЗ не установлены.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель Общества их отклонил.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 31.07.2018 ООО "Стрим СПб" выдана лицензия серия 78 АА N 0012422 рег.N 78РПА0008760 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции по адресу: Санкт-Петербург, Невский район, Шлиссельбургский пр., д. 17, корп.1, литера А (часть помещения 2-Н, сроком на 1 год).
14.06.2019 ООО "СТРИМ СПб" обратилось через СПб ГКУ "МФЦ" в Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга с заявлением о продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
30.07.2019 уведомлением N ИСХ -11988/19-0-0 Комитет проинформировал Общество об отказе в продлении срока действия лицензии по причине несоответствия лицензионному требованию, установленному абзацем вторым подпункта 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Общество, посчитав отказ Комитета в продлении срока действия лицензии незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании недействительным ненормативного правового акта может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершении оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, заявитель в силу статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности отказа Комитета в продлении срока действия лицензии, поскольку доказательств несоответствия Общества лицензионному требованию, установленному в п.п. 10 п. 2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ материалы дела не содержат.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, пришел к выводу о неправомерности вынесенного по делу решения в силу следующего.
Правоотношения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее Закон N 171-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрена выдача лицензий на право розничной продажи алкогольной продукции.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона N 171-ФЗ, выдача лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с положениями подпункта 1 статьи 2 Закона N 50-5, пунктов 3.51, 3.51.1 и 3.51.5 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 N 1040, на момент принятия оспариваемого решения Комитет осуществлял лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, вел государственную регистрацию выданных лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий.
Розничная продажа алкогольной продукции согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона осуществляется организациями.
Лицензии на вид деятельности "розничная продажа алкогольной продукции" выдаются в порядке, установленном статьей 19 Федерального закона (статья 18 Федерального закона).
Как следует из материалов дела, 14.06.2019 ООО "Стрим СПб" представило в Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" заявление о продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, бланк лицензии: серия 78 АА N 0012422, регистрационный номер 78РПА0008760 от 31.07.2018, сроком действия до 31.07.2019, выданной на основании распоряжения Комитета от 31.07.2018 N 4277-р, по следующему адресу места нахождения обособленного подразделения: Санкт-Петербург, Невский район, Шлиссельбургский пр., д. 17, корп.1, литера А, часть помещения 2-Н (часть помещения 36) (далее - обособленное подразделение) (далее - лицензия).
27.06.2019 с целью принятия решения о продлении срока действия лицензии Комитетом изданы распоряжения о проведении внеплановых выездной и документарной проверок соответствия (несоответствия) лицензиата лицензионным требованиям и условиям.
02.07.2019 на основании распоряжения Комитета "О проведении внеплановой выездной проверки ООО "Стрим СПб" Комитетом проведена внеплановая выездная проверка и по результатам составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N 3746/19 в соответствии с которым установлено, что обособленное подразделение ООО "Стрим СПб" находится на территории, прилегающей к помещениям, находящимся в пользовании Автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации Автошкола "Водитель".
В результате внеплановой выездной проверки было выявлено, что обособленное подразделение ООО "Стрим СПб" находится на территории, прилегающей к помещениям, находящимся в пользовании Автошколы.
Результаты внеплановой выездной проверки зафиксированы в акте проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 02.07.2019 N 3746/19, к акту приложены схема расположения объекта, координаты расположения объекта.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 19 Федерального закона основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 Федерального закона.
Абзацем вторым подпункта 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона запрещается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территориях, прилегающих в том числе к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования).
Запрет на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленный указанной нормой распространяется на территории, прилегающие к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, в которых непосредственно осуществляются соответствующие виды деятельности.
В соответствии с абзацем первым пункта 8 статьи 16 Федерального закона границы прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона, определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" (далее - Постановление Правительства N 1425) утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (далее - Правила).
Пунктом 7 Правил установлено, что способ расчета расстояния от организаций и (или) объектов на территориях, прилегающих к которым не допускается розничная продажа алкогольной продукции, до границ прилегающих территорий определяется органом местного самоуправления.
Обособленное подразделение ООО "Стрим СПб" находится на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Рыбацкое.
Во исполнение пунктов 2 и 4 статьи 16 Федерального закона, Постановления Правительства N 1425 главой местной администрации муниципального образования Рыбацкое издано постановление от 28.03.2018 N 72 "Об определении границ территорий внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Рыбацкое, прилегающих к некоторым организациям и объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории" (далее - постановление главы муниципального образования N 72).
В соответствии с пунктом 1 постановления главы муниципального образования N 72 границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории внутригородского муниципального образования муниципальный округ Рыбацкое на расстоянии 80 м от образовательных организаций.
Пунктом 2 постановления главы муниципального образования N 72 закреплено, что границы территорий, прилегающих к организациями объектам, в отношении которых в соответствии с федеральным законодательством устанавливаются прилегающие территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (далее - защищаемые объекты), определяются окружностями с радиусами, соответствующими расстояниям, указанным в пункте 1 постановления главы муниципального образования N 72, с центром на оси каждого входа (выхода) для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, а при наличии обособленной территории, - с центром на оси каждого входа (выхода) для посетителей на обособленную территорию.
При отсутствии схемы границ прилегающих территорий в соответствии с пунктом 7 постановления главы муниципального образования N 72 к вновь созданным (выявленным) защищаемым объектам границы прилегающих территорий определяются в соответствии с пунктами 1 и 2 постановления главы муниципального образования N 72.
Как следует из материалов дела, помещения, которые занимает обособленное подразделение ООО "Стрим СПб", находятся на расстоянии 25,8 м от обособленного подразделения АНПОО Автошкола "Водитель", которая в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) является профессиональной образовательной организацией и имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, бланк лицензии серия 78ЛОЗ N 0001959, регистрационный номер N 3161 от 12.10.2017.
Учитывая, что вход (выход) для посетителей в здание, внутри которого расположено обособленное подразделение ООО "Стрим СПб" находится в пределах окружности, указанной в пункте 2 постановления главы муниципального образования N 72, расчет расстояния проведен в соответствии с перечисленными нормами.
Расстояние между входами в организации составило 25,8 м, что отражено на схеме места расположения объекта лицензирования, являющейся приложением к акту проверки, о чем под подпись уведомлен представитель Общества.
Таким образом, обособленное подразделение ООО "Стрим СПб" размещено на территории, прилегающей к АНПОО Автошкола "Водитель".
В соответствии с пунктом 11 статьи 16 Федерального закона, если место нахождения стационарного торгового объекта организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, или место нахождения объекта общественного питания организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в период действия лицензии перестает соответствовать особым требованиям к розничной продаже алкогольной продукции, указанным в подпункте 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона, такие организации вправе продолжать осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции или розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в данных стационарном торговом объекте или объекте общественного питания и возникшие ограничения к ним не применяются. В этом случае дальнейшее продление срока действия лицензии производится лицензирующим органом без учета возникших в течение срока действия лицензии ограничений в порядке, установленном Федеральным законом для выдачи, продления и переоформления лицензии на розничную продажу алкогольной продукции или лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, но не более чем на пять лет.
Таким образом, положения пункта 11 статьи 16 Федерального закона подлежат применению только в случаях, если место нахождения стационарного торгового объекта организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, перестает соответствовать особым требованиям к розничной продаже алкогольной продукции, указанным в подпункте 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона, в период действия лицензии.
Лицензия АНПОО Автошкола "Водитель" выдана 12.10.2017, то есть до получения ООО "Стрим СПб" лицензии.
Абзац четвертый подпункта 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона вступил в силу 31.03.2017.
Таким образом, датой, когда место нахождения обособленного подразделения ООО "Стрим СПб" перестало соответствовать лицензионному требованию, установленному абзацем четвертым подпункта 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона является 31.03.2017. и изначально лицензия не могла быть выдана Обществу, в связи с тем, что Автошкола уже располагалась в непосредственной близости от места где планировалась розничная торговля алкоголем.
То есть получение Обществом первоначальной лицензии на розничную продажу алкогольной продукции серии 78 АА N 0012422 регистрационный номер 78РПА0008760 от 31.07.2018 с нарушением требований пункта 10 статьи 16 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 261-ФЗ), не может являться основанием для продления срока действия такой лицензии в порядке пункта 11 статьи 16 Федерального закона.
Таким образом, возможность применения пункта 11 статьи 16 Федерального закона у Комитета отсутствовала, так как место нахождения обособленного подразделения ООО "Стрим СПб" не соответствовало указанному лицензионному требованию уже на момент выдачи лицензии обособленному подразделению ООО "Стрим СПб", а не перестало им соответствовать в период действия лицензии.
Возможность продления срока действия лицензии в общем порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона, у Комитета также отсутствовала, в связи с несоответствием обособленного подразделения ООО "Стрим СПб" лицензионному требованию, установленному абзацем вторым подпункта 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона.
Доводы суда первой инстанции и Общества о том, что Автошкола фактически не осуществляет свою деятельность, Комитетом не доказано, что в школе обучаются несовершеннолетние лица, правового значения для разрешения данного спора не имеют. Законом строго определены критерии, которые запрещают розничную торговлю алкогольной продукции и самовольному, расширительному толкованию они не подлежат.
Учитывая, что оспариваемое распоряжение было издано в рамках имеющихся у Комитета полномочий в соответствии с действующим законодательством и не противоречит ему, совокупность условий, указанная в части 2 статьи 201 АПК РФ отсутствует, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2019 по делу N А56-99177/2019 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-99177/2019
Истец: ООО "СТРИМ СПБ"
Ответчик: Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ, ИННОВАЦИЯМ И ТОРГОВЛЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА