02 марта 2020 г. |
Дело N А83-7669/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 02 марта 2020 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Омельченко В.А.,
Приваловой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хлебинской Е.Г.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мемедляева Шевкета Сейтмеметовича на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 декабря 2019 года по делу N А83-7669/2019 (судья Осоченко И.К.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Мемедляева Шевкета Сейтмеметовича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Лесиной Татьяне Петровне, Администрации Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым о признании решения об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка незаконным и возложении обязанности по осуществлению регистрационного действия,
установил:
индивидуальный предприниматель Мемедляев Шевкет Сейтмеметович (далее - ИП Мемедляев Ш.С., Заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании решения государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Лесиной Татьяны Петровны, от 23.04.2019 N 90/011/001/2018-774 об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка N 3-109-2018/Ф от 15 июня 2018 года незаконным и обязании Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым зарегистрировать в течение десяти рабочих дней после вступления решения в законную силу, договор аренды земельного участка, заключенный 15 июня 2018 года между Муниципальным образованием Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым и индивидуальным предпринимателем Мемедляевым Шевкетом Сейтмеметовичем.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 17.12.2019, в удовлетворении требований ИП Мемедляева Шевкета Сейтмеметовича, было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ИП Мемедляев Шевкет Сейтмеметович обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 17.12.2019 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение суда первой инстанции является необоснованным, вынесено с неправильным применением норм материального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Участники судебного разбирательства, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства были надлежаще извещены, в связи с чем, судебное разбирательство в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, было проведено в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность решения от 17 декабря 2019 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что 15.06.2018 между Муниципальным образованием сельского поселения Ленинского района Республики Крым (Администрация Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым) (далее - Арендодатель) и ИП Мемедляевым Шевкетом Сейтмеметовичем (далее - Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N З-109-2018/Ф (далее - Договор аренды земельного участка).
Подпунктом 1 пункта 1 Договора аренды земельного участка установлено, что Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает во временное пользование и владение земельный участок площадью 500 кв.м., из категории земель населенных пунктов муниципального образования, с кадастровым номером 90:07:020102:825, расположенный по адресу: 298200, Республика Крым, Ленинский район, пгт. Ленино, ул. Фрунзе, район железнодорожного переезда.
Настоящий договор заключается на основании Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" и Постановления Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 "Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым" (п.п. 1.2 п. 1 Договора аренды земельного участка).
В соответствии с п.п. 1.4 п. 1 Договора аренды земельного участка, участок передается для размещения станции технического обслуживания разрешенный вид использования земельного участка - предпринимательство, код классификатора - 4.0.
В дальнейшем, 16.07.2018 представитель Администрации Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, Фазылова Л.С., обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации договора аренды (субаренды) в отношении объекта недвижимости - земельного участка, с кадастровым номером 90:07:020102:825, расположенного по адресу: Республика Крым, р-н Ленинский, пгт. Ленино, ул. Фрунзе (район железнодорожного переезда).
К заявлению, представителем Администрации были представлены следующие документы: договор аренды земельного участка от 15.06.2018 N 3-109-2018/Ф от 15.06.2018; акт приема передачи от 15.06.2018; выписка из Реестра муниципального имущества муниципального образования Ленинского сельского поселения ленинского района Республики Крым от 12.07.2018 N 336; кадастровый паспорт земельного участка от 02.09.2016 N 90-02/2016-447120; решение 23 сессии 4 созыва Лениновского поселкового совета АРК о разрешении на составление проекта отвода на земельный участок от 20.04.2005 и решение N 228-47/2010 г 47 сессии 5 созыва от 01.11.2010 о внесении изменений в решение 23 сессии 4 созыва от 20.04.2005 о продлении срока предоставления проектной документации на 2 года.
23.07.2018 Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в соответствии с пунктом 5, 10 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", было вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации, до 23.10.2018.
В дальнейшем, на основании заявления Муниципального образования сельского поселения Ленинского района Республики Крым от 23.10.2018, срок приостановления государственной регистрации был продлен до 23.04.2019.
В течение срока приостановления причины приостановления устранены не были, в связи с чем, 23.04.2019 государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Лесиной Т.П., было вынесено Сообщение от 23.04.2019 N 90/011/001/2018-774 об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка N 3-109-2018/Ф от 15 июня 2018 года с кадастровым номером 90:07:020102:825, расположенного по адресу: РК, Ленинский район, пгт. Ленино, ул. Фрунзе (район железнодорожного переезда).
Не согласившись с вышеназванным Сообщением, ИП Мемедляев Ш.С. обратился в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением, в удовлетворении которого было отказано.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия закону оспариваемого решения, действий (бездействия), наличия у органа или лица соответствующих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действие (бездействие).
Правоотношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлены Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно ст. 14 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом N 218-ФЗ порядке.
Перечень документов, являющихся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также требования к ним, установлен ст. 14, 21 Закона N 218-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в частности, документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (ст. 9 Закона N 218-ФЗ).
Частью 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, в том числе, документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установлены статьей 21 данного Закона.
Статьей 21 Закона N 218-ФЗ установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Пунктами 1, 2 части 3 статьи 3 Закона N 218-ФЗ, к компетенции органа, осуществляющего государственную регистрацию, отнесена проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
При осуществлении государственной регистрации проводится правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ).
Государственный регистратор, исходя из объема предоставленной ему компетенции, при проведении правовой экспертизы в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ обязан проверить: наличие у обратившегося лица полномочий на обращение с таким заявлением, представление им всех необходимых документов, соблюдение порядка обращения с заявлением о государственной регистрации и наличие обстоятельств, являющихся основанием для приостановления или отказа в регистрации в силу ст. ст. 26, 27 Федерального закона N 218-ФЗ.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона.
Из содержания оспариваемого решения следует, что основанием для отказа в государственной регистрации права, послужило непредставление Муниципальным образованием сельского поселения Ленинского района Республики Крым договора аренды земельного участка, который был заключен с ИП Мемедляевым Ш.С, до 21 марта 2014 года и который служил основанием его переоформления в порядке Закона Республики Крым N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" и Постановления Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313, для заключения договора аренды земельного участка N 3-109-2018/Ф от 15.06.2018.
Указанные выводы Госкомрегистра признаются судом апелляционной инстанции обоснованными, исходя из следующего.
Статьей 12 и частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности и пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым; до 01.01.2019 особенности регулирования отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В развитие положений статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ, Государственным Советом Республики Крым был принят Закон от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", который устанавливает особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
Пунктом 4 статьи 8 Закона N 38-ЗРК установлено, что перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Пунктом 4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденному постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313, определено, что завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу ФКЗ от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Из вышеприведенных законоположений следует, что процедура переоформления прав, фактически является процедурой приведения ранее возникших прав в соответствие с положениями законодательства Российской Федерации, введенной законодательством переходного периода с учетом различного правового режима использования земель по законодательству Украины и Российской Федерации, в целях приведения правоотношений, возникших по нормам законодательства Украины, в соответствие с положениями законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 3 раздела 2 "Заключительные положения" Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно содействия строительству" от 16.09.2008 N 509 - VI, вступившего в силу 14.10.2008, принятые и не исполненные до вступления в силу настоящего Закона решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о предоставлении разрешения на разработку проекта отвода земельного участка, сохраняли силу в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Закона.
Таким образом, основанием для завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, являются решения соответствующих органов местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, принятые в период с 14.10.2008 г. по 21.03.2014 (за исключением решений, в которых указан срок действия, истекший до 21.03.2014) Не исполненные решения, принятые до 14.10.2008, утратили действие 14.10.2010, в соответствие с законодательством, действовавшим до вступления в силу Федерального конституционного закона.
Также основанием для завершения оформления прав на земельные участки являются решения о разрешении разработки технической документации по землеустройству по установлением границ земельного участка в натуре (на местности) или по составлению Документов, удостоверяющих право на земельный участок (за исключением решений, в которых указан срок их действия, истекли до 31.03.2017).
Согласно ст. 39.9 Земельного кодекса РФ, предусмотрен перечень случаев предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Согласно ответа филиала Государственного Унитарного предприятия Республики Крым " Крым БТИ" в Ленинском районе за исх. N 02-03/4746 от 8.07.2018, полученного в порядке межведомственного запроса, установлено, что в материалах архива, инвентарное дело по вышеуказанному адресу отсутствует.
На основании вышеизложенного, коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что государственный регистратор, в строгом соответствии с вышеприведенными нормами закона, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для проведения государственной регистрации договора аренды земельного участка, о чем вынес Сообщение от 23.04.2019 N 90/011/001/2018-774 об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка N 3-109-2018/Ф от 15 июня 2018 года с кадастровым номером 90:07:020102:825, расположенного по адресу: РК, Ленинский район, пгт. Ленино, ул. Фрунзе (район железнодорожного переезда).
В соответствии частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда о том, что совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае не установлена, в связи с чем, заявителю в удовлетворении требований отказано обоснованно.
Также, судом первой инстанции обоснованно было отказано в удовлетворении требования ИП Мемедляева Шевкета Сейтмеметовича об обязании Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым зарегистрировать в течение десяти рабочих дней после вступления решения в законную силу договор аренды земельного участка, заключенный 15 июня 2018 года учитывая, что оно заявлено в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов Заявителя.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, выводов суда не опровергают и не могут служить основанием для отмены принятого судебного решения, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит. Оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 декабря 2019 года по делу N А83-7669/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мемедляева Шевкета Сейтмеметовича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-7669/2019
Истец: ИП Мемедляев Шевкет Сейтмеметович, Мемедляев Шевкет Сейтметович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Лесина Т.П.
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Лесина Т.П.