г. Санкт-Петербург |
|
03 марта 2020 г. |
Дело N А26-9101/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей Н. О. Третьяковой, Е. И. Трощенко
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания И. И. Царевым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2302/2020) ООО "Костомукшское электромеханическое предприятие" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.12.2019 по делу N А26-9101/2019 (судья А.Ю. Лазарев), принятое
по заявлению ООО "Костомукшское электромеханическое предприятие"
к ГУ - УПФ РФ в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное)
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: Максимова В. П. (доверенность от 14.01.2020)
от ответчика: не явился (извещен)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Костомукшское электромеханическое предприятие" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) (далее - фонд) от 06.06.2019 N 009V12190000038 в части выводов о привлечении к ответственности, доначислении страховых взносов и пени в связи с неуплатой страховых взносов по дополнительному тарифу за 2016 год и обязании фонда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением суда от 17.12.2019 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права. По мнению подателя жалобы, в данном случае существенное значение имеют условия труда работников, то есть фактически выполняемая работа. Судом не приняты во внимание следующие факты: основной вид деятельности заявителя - ремонт электрического оборудования (ОКВЭД 33.14); машинисты крана Москаленко И. А. и Нахтман О. В. выполняют подъем и перемещение грузов при производстве ремонтных работ, осуществляемых обществом; краны, на которых работают Москаленко И. А. и Нахтман О. В., предназначены исключительно для подъема и перемещения грузов в пределах грузовой и высотной характеристик крана, что подтверждается паспортами на краны; фотографии рабочего дня подтверждают, что фактическое использование указанных кранов - технологические работы, а именно: подъем и перемещение грузов при производстве ремонтных работ, осуществляемых обществом. По утверждению общества, документы о том, что фактически машинисты крана Москаленко И. А. и Нахтман О. В. работали в нормальных условиях труда, не связанных с тяжелыми условиями труда, фондом не исследовались и не оценивались. Должности Москаленко И. А. и Нахтман О. В. не входят в установленный перечень профессий и должностей, занятость в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение, в связи с чем, не имеет правового значения процент занятости работников в тяжелых и вредных условиях. Заявитель считает, что общество правомерно не включило в базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу спорную сумму выплат, руководствуясь разъяснениями ведомств (письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2013 N 17-3/10/2-2415, письмо Департамента Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.02.2015 N 17-3/В-67) о порядке начисления и уплаты страховых взносов.
Представитель фонда, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явился. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие фонда, поскольку он извещен надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без его участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, фондом проведена выездная проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2016 по 31.12.2016.
По результатам выездной проверки составлен акт от 30.04.2019 N 009V10190000054 и вынесено решение от 06.06.2019 N009V12190000038 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Указанным решением общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в сумме 2 847 руб. 72 коп., заявителю доначислены страховые взносы в сумме 14 238 руб. 65 коп. и пени в сумме 1 223 руб. 87 коп.
В ходе проверки фондом установлено, что обществом не включены в базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу выплаты работникам (машинистам крана), занятым на видах работ, указанных в пункте 3 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
Не согласившись с законностью решения фонда, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд отказал обществу в удовлетворении заявления.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, действующего в проверяемый период, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в частности, относятся организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для данных плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона (часть 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы; вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов.
В соответствии со статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) (с 1 января 2015 года - в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), с 1 января 2013 года установлены дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ)), применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи: на 2015 год и последующие годы - 6%.
Согласно части 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ применяются в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством РФ, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов.
Таким образом, частями 2 и 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ установлена обязанность страхователя уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу в определенном размере в отношении лиц, занятых на видах работ, указанных в пункте 2 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ.
Страховые взносы по дополнительным тарифам уплачиваются без учета предельной величины базы для начисления страховых взносов, установленной частью 4 и 5 статьи 8 Закона N 212-ФЗ (часть 3 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ).
Согласно нормам статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ обязанность страхователя начислять страховые взносы по дополнительным тарифам возникает в связи с осуществлением работниками видов деятельности с вредными и тяжелыми условиями труда, и не поставлена в зависимость от наличия или отсутствия у работников права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В случае полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, исчисление страховых взносов осуществляется организацией по соответствующим дополнительным тарифам со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии с положениями части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ, независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты.
В случае частичной занятости работника в течение месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в пунктах 1, 2-18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, так и на работах, не относящихся к вышеуказанным, исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам должно осуществляться плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ, пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.
Согласно части 6 статьи 30 Закона N 400-ФЗ периоды, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, имевшие место после 01 января 2013 года, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ, а после проведения специальной оценки условий труда - наличия вредного или опасного класса условий труда на соответствующих рабочих местах.
В штатном расписании общества за 2016 год указаны должности (профессии), пользующиеся правом на досрочное назначение страховой пенсии - машинист крана.
В 2013 году обществом в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (действующим в указанный период) проведена аттестация рабочих мест с вредными условиями труда.
Результаты аттестации рабочих мест по условиям работы труда утверждены приказом общества от 29.04.2013 N 32.
В соответствии с картой аттестации рабочего места "машинист крана" N 20 общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса составляет 3.2 "Вредный", в связи с чем, предусмотрено право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьей 27 Закона N 173-ФЗ.
С результатами оценки условий труда работники ознакомлены.
На основании трудовых договоров работники общества Москаленко И.А. и Нахтман О.В. приняты на должность "машинист крана 5 разряда" на полный рабочий день, место работы - основное.
Табели учета рабочего времени содержат информацию о выполнении трудовых обязанностей работников в должности "машинист крана 5 разряда", где прослеживается полная занятость сотрудников на занимаемой должности.
В соответствии с ведомостями начисления заработной платы (расчетным листкам) оплата труда произведена в проверяемый период согласно штатному расписанию за работу в должности "машинист крана 5 разряда".
Указанные работники в проверяемый период на работы в иных должностях с нормальными условиями труда не переводились.
Таким образом, сотрудники общества Москаленко И.А. и Нахтман О.В. в проверяемый период были заняты в должностях (профессиях), пользующихся правом на досрочное назначение страховой пенсии, вредные условия труда установлены по результатам аттестации рабочего места, следовательно, обществу на выплаты работникам, занятым в указанных должностях, необходимо исчислять страховые взносы по дополнительным тарифам в соответствии со статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ.
При этом согласно положениям статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по дополнительным тарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ с особыми условиями труда, независимо от режима этой занятости (полной или частичной). Федеральный Закон N 212-ФЗ не содержит каких-либо исключений относительно начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), менее 80% рабочего времени.
Кроме того, страховые взносы имеют ряд особенностей, вытекающих из сущности обязательного социального страхования, в том числе пенсионного страхования. Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных лиц, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений.
Так, в частности, принцип солидарности поколений реализуется посредством Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), статья 3 которого устанавливает, что тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации делится на солидарную и индивидуальную части. При этом солидарная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе на выплату досрочных пенсий, а индивидуальная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитывается на его индивидуальном лицевом счете в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, согласно положениям Закона N 212-ФЗ, Закона N 167-ФЗ и Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", дополнительный тариф страховых взносов, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение - обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе.
В апелляционной жалобе общество указывает, что должности Москаленко И. А. и Нахтман О. В. не входят в установленный перечень профессий и должностей, занятость в которых дает право на льготное пенсионное обеспечения, в связи с чем, не имеет правового значения процент занятости работников в тяжелых и вредных условиях.
Указанный довод отклонен апелляционной инстанцией.
В соответствии с пунктом 3 пункта 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
К погрузочно-разгрузочным машинам относятся краны, погрузчики, экскаваторы и другие машины, осуществляющие погрузочные и разгрузочные работы.
В случае, если машина выполняет или обеспечивает выполнение строительных, дорожных или погрузочных работ, то ее можно считать на данный момент строительной, дорожной и погрузочно-разгрузочной.
Правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются только женщины машинисты, осуществляющие непосредственное управление самоходными машинами (кранами) в процессе из передвижения.
В соответствии с картой аттестации рабочего места по условиям труда N 20 (по протоколу N 20-Т оценка условий труда по показателям тяжести трудового процесса) - работник (женщина) по профессии "Машинист крана" Электроремонтного цеха "Участка подготовки производства" выполняет работы: подъем, перемещение, погрузку, разгрузку, транспортировку различных материалов, деталей, узлов, блоков к месту сборки. Управляет краном в течение 80% времени смены. За смену проходит до 4 км.
В соответствии с нарядами сотрудники Москаленко И. А. и Нахтман О. В., машинисты крана 5-го разряда, выполняют работы по перемещению грузов, погрузки-разгрузки эл. машин, а/машин.
Доводы общества о том, что при проведении выездной проверки за предыдущие периоды (с 01.01.2012 по 31.12.2014) фондом не были установлены нарушения в исчислении предприятием страховых взносов по дополнительному тарифу на суммы выплат работникам (машинистам крана), отклонены апелляционной инстанцией, поскольку выводы по результатам выездной проверки за другой период не относятся к спорным правоотношениям.
Ссылки общества на то, с 01.01.2017 Закон N 212-ФЗ прекратил свое действие, в связи с чем, он не мог применяться фондом при вынесении оспариваемого решения, несостоятельны.
В соответствии с пунктом 5 статьи 18 и статьей 24 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) с 01.01.2017 утратил силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01.01.2017 Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен разделом XI "Страховые взносы в Российской Федерации".
При этом согласно статье 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 250-ФЗ.
Иное толкование норм действующего законодательства фактически лишает возможности государство применить меры ответственности в спорный период времени к плательщику страховых взносов за виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие).
Указанный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.01.2018 N 3-П.
Таким образом, фонд пришел к правильному выводу о том, что общество в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ (действовавшего до 01.01.2017) должно было осуществлять уплату страховых взносов по дополнительному тарифу с выплат работникам, занятым на должностях "машинист крана" в 2016 году.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.12.2019 по делу N А26-9101/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
Н.О. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-9101/2019
Истец: ООО "Костомукшское электромеханическое предприятие"
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. КОСТОМУКША РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ МЕЖРАЙОННОЕ