город Ростов-на-Дону |
|
03 марта 2020 г. |
дело N А53-34466/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Емельянова Д.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от заявителя: представитель Папушин С.Н. по доверенности от 17.09.2019,
от заинтересованного лица: представитель Бойко С.С. по доверенности от 07.10.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.12.2019 по делу N А53-34466/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр подготовки государственных и муниципальных служащих" (ИНН 6165202828, ОГРН 1166196094294) к Региональной службе по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области (ИНН 6164290476, ОГРН 1096164002967) об оспаривании ненормативных правовых актов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Центр подготовки государственных и муниципальных служащих" (далее - ООО "ЦПГМС", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Региональной службе по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области (далее - Ростобрнадзор, служба) о признании недействительным предписания от 22.07.2019 N 78-19л об устранении выявленных нарушений лицензионных требований и условий в части обязания общества с ограниченной ответственностью "Центр подготовки государственных и муниципальных служащих" ИНН 6165202828, ОГРН 1166196094294 в срок до 22.09.2019 устранить нарушения подпункта "г" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966, в отношении программ за 2018 год и за 2019 год, за исключением программ за 2019 год "Теория и методика преподавания предмета "Изобразительное искусство" в общеобразовательной школе: деятельность учителя изобразительного искусства", "Теория и методика преподавания предмета "Технология" в общеобразовательной школе: деятельность учителя технологии", "Теория и методика преподавания предмета "Физика" в общеобразовательной школе: деятельность учителя физики, "Теория и методика преподавания предмета "Биология" в общеобразовательной школе: деятельность учителя биологии", а также незаконным акт проверки от 22.07.2019 N 78-19л (с учетом уточнения заявления в порядке статьи 49 АПК РФ, принятого судом к рассмотрению).
Решением от 09.12.2019 суд признал недействительным предписание от 22.07.2019 N 78-19л об устранении выявленных нарушений лицензионных требований и условий в части обязания общества с ограниченной ответственностью "Центр подготовки государственных и муниципальных служащих" ИНН 6165202828, ОГРН 1166196094294 в срок до 22.09.2019 устранить нарушения подпункта "г" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966, в отношении программ за 2018 год и за 2019 год, за исключением программ за 2019 год "Теория и методика преподавания предмета "Изобразительное искусство" в общеобразовательной школе: деятельность учителя изобразительного искусства", "Теория и методика преподавания предмета "Технология" в общеобразовательной школе: деятельность учителя технологии", "Теория и методика преподавания предмета "Физика" в общеобразовательной школе: деятельность учителя физики, "Теория и методика преподавания предмета "Биология" в общеобразовательной школе: деятельность учителя биологии".
В части требования о признании незаконным акта проверки от 22.07.2019 N 78-19л суд прекратил производство по делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, Ростобрнадзор обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе служба просит отменить решение в части удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что выявленное нарушение в акте проверки и в обжалуемом предписании сформулировано абсолютно идентично и в полной мере отражает результаты проверки. При этом акт и приложенные к нему документы послужили основанием не только для выдачи ООО "Центр подготовки государственных и муниципальных служащих" обжалуемого предписания, но и для привлечения Арбитражным судом Ростовской области данной организации к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за грубое нарушение лицензионных требований и условий. Перечень реализуемых и/или планируемых к реализации дополнительных профессиональных программ переподготовки в соответствии с действующим законодательством определяется организацией самостоятельно и может быть в любой момент ею изменен. Предписание Ростобрнадзора об устранении нарушения N 78-19л от 22.07.2019 было выдано в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации с учетом специфики образовательной деятельности и было направлено на профилактику (предупреждение) нарушений требований законодательства в текущей и в дальнейшей деятельности ООО "Центр подготовки государственных и муниципальных служащих", а не только на формальное исправление перечисленных в акте уже реализованных образовательных программ, которые в дальнейшем возможно больше никогда данной организацией не будут реализовываться. Перечисление в предписании конкретного перечня программ может указывать на ограничение права организации на реализацию исключительно перечисленных в предписании программ, соответствие требованиям законодательства которых будет проверено Ростобрнадзором при осуществлении контроля за исполнением предписания. Ни при проведении проверки Ростобрнадзором, ни при подаче исковых заявлений в суд ООО "Центр подготовки государственных и муниципальных служащих" не представило ни одной программы профессиональной переподготовки, соответствующей ст. 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части требований к обеспечению содержанием программ получения слушателями новой квалификации.
Представитель Ростобрнадзора доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ООО "Центр подготовки государственных и муниципальных служащих" в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность решения суда.
Представитель общества заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных материалов, приложенных к дополнительному отзыву на апелляционную жалобу.
Протокольным определением суд в порядке статьи 268 АПК РФ приобщил к материалам дела дополнительный отзыв на жалобу и приложенные к нему документы - копию постановления решения мирового судьи, копию документа о прекращении лицензируемого вида деятельности, фототаблицу.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении ООО "Центр подготовки государственных и муниципальных служащих", проведенной 18.07.2019, 19.07.2019 и 22.07.2019 по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Текучева, д. 234, этаж 10, офис 5, главными специалистами отдела лицензирования образовательной деятельности Региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области, на основании приказа от 05.06.2019 N 1198 проведена плановая выездная проверка в части контроля соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.
Одним из лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности является наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании в РФ") (подпункт "г" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности).
Согласно лицензии серии 61Л01 N 0004141 (регистрационный N 6490 от 01.08.2016, приказ Ростобрнадзора о предоставлении лицензии от 03.11.2016 N 3065) ООО "Центр подготовки государственных и муниципальных служащих" реализует дополнительные профессиональные программы дополнительного профессионального образования по адресу: 344018, г. Ростов-на-Дону, ул. Текучева, 234, этаж 10, офис 5.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 22.07.2019 N 78-19л.
В акте указано, что в ходе проверки было установлено, что в ООО "Центр подготовки государственных и муниципальных служащих" отсутствуют образовательные программы дополнительного профессионального образования - программы профессиональной переподготовки, содержание которых соответствуют установленным требованиям, в том числе обеспечивает получение квалификации.
Содержание представленных в ходе проверки разработанных и утвержденных ООО "Центр подготовки государственных и муниципальных служащих" образовательных программ дополнительного профессионального образования (программ профессиональной переподготовки): "Теория и методика преподавания предмета "Изобразительное искусство" в общеобразовательной школе: деятельность учителя изобразительного искусства", "Теория и методика преподавания предмета "Технология" в общеобразовательной школе: деятельность учителя технологии", "Теория и методика преподавания предмета "Физика" в общеобразовательной школе: деятельность учителя физики", "Теория и методика преподавания предмета "Биология" в общеобразовательной школе: деятельность учителя биологии" и др., не направлено на достижение целей программ, планируемых результатов их освоения, в том числе на получение компетенций, необходимых для выполнения новых видов профессиональной деятельности, приобретение новых квалификаций.
Учебные планы вышеуказанных дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки при очно-заочной форме обучения (без использования электронного обучения) не содержат аудиторных часов по всем предусмотренным программами дисциплинам. Предусмотренные программами материально-технические условия реализации программ не обеспечивают возможность для освоения предусмотренных программами профессиональных компетенций. Рабочие программы отдельных дисциплин не предусматривают какого-либо объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися, что противоречит требованиям части 2 статьи 17 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федерального закона N 273-ФЗ), к очно-заочной форме обучения.
Представленные в ходе проверки разработанные и утвержденные ООО "Центр подготовки государственных и муниципальных служащих" образовательные программы дополнительного профессионального образования (программы профессиональной переподготовки) не соответствуют требованиям статей 12, 17, 76 Федерального закона N 273-ФЗ, пункта 7 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 (приказ N 499).
По результатам проверки должностным лицом Ростобрнадзора обществу выдано предписание, которым ООО "Центр подготовки государственных и муниципальных служащих" предписано в срок до 22.09.2019 устранить выявленные нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.
При этом, в качестве подлежащего устранению нарушения указано следующее "В ООО "Центр подготовки государственных и муниципальных служащих" отсутствуют образовательные программы дополнительного профессионального образования - программы профессиональной переподготовки, содержание которых соответствуют установленным требованиям, в том числе обеспечивает получение квалификации, что является нарушением пп. "г" п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966.
Считая незаконным акт проверки от 22.07.2019 N 78-19л и предписание в части требования устранить нарушения подпункта "г" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966, в отношении программ за 2018 год и за 2019 год, за исключением программ за 2019 год "Теория и методика преподавания предмета "Изобразительное искусство" в общеобразовательной школе: деятельность учителя изобразительного искусства", "Теория и методика преподавания предмета "Технология" в общеобразовательной школе: деятельность учителя технологии", "Теория и методика преподавания предмета "Физика" в общеобразовательной школе: деятельность учителя физики, "Теория и методика преподавания предмета "Биология" в общеобразовательной школе: деятельность учителя биологии", общество оспорило их в судебном порядке.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицо обязано соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
В силу статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии с подпунктом 40 пункта 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ, образовательная деятельность подлежит лицензированию. Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 (далее - Положение N 966).
На основании подпункта "а" пункта 9 Положения N 966 к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ, в том числе: нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 этого Положения.
Одним из лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности является наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об образовании в РФ" (подпункт "г" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности).
Согласно требованиям части 1 статьи 12 Федерального закона "Об образовании в РФ" образовательные программы определяют содержание образования.
Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.
В соответствии с частями 1, 2 и 5 статьи 76 Федерального закона "Об образовании в РФ" дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
Согласно частям 9 и 10 статьи 76 Федерального закона "Об образовании в РФ" содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.
При этом в соответствии с пунктом 7 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499, содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы и (или) отдельных ее компонентов (дисциплин (модулей), практик, стажировок) должно быть направлено на достижение целей программы, планируемых результатов ее освоения.
Согласно статье 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Статья 12 Федерального закона "Об образовании в РФ" определяет виды и подвиды образовательных программ, регламентирует порядки разработки программ, а также устанавливает требования к содержанию образования, определяемого образовательными программами.
Согласно частям 1 и 10 статьи 60 Федерального закона "Об образовании в РФ" по результатам дополнительного профессионального образования выдаются документы о квалификации, подтверждающие повышение квалификации (удостоверение о повышении квалификации) или присвоение квалификации (диплом о профессиональной переподготовке).
При этом квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (часть 11 статьи 60 Федерального закона "Об образовании в РФ").
Согласно части 15 статьи 76 Федерального закона "Об образовании в РФ" лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.
Исходя из вышеизложенного, Федеральный закон "Об образовании в РФ" при реализации программ профессиональной переподготовки в обязательном порядке предусматривает приобретение (получение) обучающимися новой квалификации, подтверждаемой соответственно по итогам успешного обучения дипломом о профессиональной переподготовке.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что задачей плановой проверки Ростобрнадзора являлся контроль соблюдения организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицензионных требований и условий при осуществлении этой деятельности.
Согласно акту проверки от 22.07.2019 по результатам проверки были выявлены следующие нарушения: содержание представленных в ходе проверки разработанных и утвержденных ООО "Центр подготовки государственных и муниципальных служащих" образовательных программ дополнительного профессионального образования (программ профессиональной переподготовки): "Теория и методика преподавания предмета "Изобразительное искусство" в общеобразовательной школе: деятельность учителя изобразительного искусства", "Теория и методика преподавания предмета "Технология" в общеобразовательной школе: деятельность учителя технологии", "Теория и методика преподавания предмета "Физика" в общеобразовательной школе: деятельность учителя физики", "Теория и методика преподавания предмета "Биология" в общеобразовательной школе: деятельность учителя биологии" и др., не направлено на достижение целей программ, планируемых результатов их освоения, в том числе на получение компетенций, необходимых для выполнения новых видов профессиональной деятельности, приобретение новых квалификаций.
Учебные планы вышеуказанных дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки при очно-заочной форме обучения (без использования электронного обучения) не содержат аудиторных часов по всем предусмотренным программами дисциплинам. Предусмотренные программами материально-технические условия реализации программ не могут обеспечить возможность для освоения предусмотренных программами профессиональных компетенций. Рабочие программы отдельных дисциплин не предусматривают какого-либо объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися, что противоречит требованиям части 2 статьи 17 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к очно-заочной форме обучения.
Из анализа дополнительно представленных ООО "Центр подготовки государственных и муниципальных служащих" суду первой инстанции программ профессиональной переподготовки, утвержденных 15 января 2019 года, следует, что в программах конкретизированы новые квалификации (например: учитель физики, учитель биологии и др.), перечень профессиональных компетенций приведен в соответствие с профессиональными и образовательными стандартами.
Суд признал обоснованными выводы Ростобрнадзора о том, что содержание исследуемых образовательных программ не позволит достичь обучающимися необходимых для присвоения новой квалификации знаний и умений, что заявителем не оспаривается.
Вместе с тем, как указано, согласно акту проверки нарушения выявлены по четырем программам, а именно: программ за 2019 год "Теория и методика преподавания предмета "Изобразительное искусство" в общеобразовательной школе: деятельность учителя изобразительного искусства", "Теория и методика преподавания предмета "Технология" в общеобразовательной школе: деятельность учителя технологии", "Теория и методика преподавания предмета "Физика" в общеобразовательной школе: деятельность учителя физики, "Теория и методика преподавания предмета "Биология" в общеобразовательной школе: деятельность учителя биологии".
Доказательств наличия нарушений в части иных программ общества за проверяемый период 2018-2019 годы, не представлено.
При этом, в предписании от 22.07.2019 N 78-19л не конкретизированы программы, которые по мнению проверяющего органа, не соответствуют нормам действующего законодательства.
Основания полагать, что приведенные в акте 4 программы составляют весь перечень реализуемых в центре программ, также отсутствуют. Ростобрнадзор на это обстоятельств не ссылается.
Таким образом, у органа отсутствовали основания указывать в предписании, что в обществе отсутствуют (вообще) программы дополнительного профессионального образования - профессиональной подготовки, содержание которых соответствует установленным требованиям, в том числе обеспечивает получение квалификации.
Соответственно, у органа также отсутствовали основания требовать устранения нарушения подпункта "г" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966, в отношении остальных реализуемых обществом программ.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что выдано в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации с учетом специфики образовательной деятельности и было направлено на профилактику (предупреждение) нарушений требований законодательства в текущей и в дальнейшей деятельности ООО "Центр подготовки государственных и муниципальных служащих", а не только на формальное исправление перечисленных в акте уже реализованных образовательных программ, которые в дальнейшем возможно больше никогда данной организацией не будут реализовываться. Перечисление в предписании конкретного перечня программ может указывать на ограничение права организации на реализацию исключительно перечисленных в предписании программ, соответствие требованиям законодательства которых будет проверено Ростобрнадзором при осуществлении контроля за исполнением предписания.
Независимо от специфики осуществляемой деятельности у Ростобрнадзора отсутствовали основания для выдачи предписания и требования устранить нарушения в той части, в которой соответствующие нарушения не выявлены, - в данном случае, в части тех программ, которые не указаны в акте проверки.
Предписание содержит конкретные сроки исполнения, что исключает возможность его применение в профилактических целях - в целях недопущения возможного нарушения при последующей реализации и иных образовательных программ (не указанных в акте проверки).
Не соответствуют действительности доводы жалобы о том, что выявленное нарушение в акте проверки и в обжалуемом предписании сформулировано абсолютно идентично и в полной мере отражает результаты проверки.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает ответственность.
Предписание как ненормативный правовой акт, направленный на устранение выявленных нарушений, должно соответствовать требованию исполнимости, то есть содержать четкие указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения, с тем, чтобы лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению предписания, могло однозначно определить, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений и приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также для избежания неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания.
Судом также не принимаются доводы Ростобрнадзора о том, что в связи с выявленными нарушениями общество было привлечено к административной ответственности и что ни при проведении проверки Ростобрнадзором, ни при подаче исковых заявлений в суд ООО "Центр подготовки государственных и муниципальных служащих" не представило ни одной программы профессиональной переподготовки, соответствующей ст. 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части требований к обеспечению содержанием программ получения слушателями новой квалификации.
При рассмотрении настоящего дела общество не опровергает наличие нарушений в части программ, указанных в акте проверки ("Теория и методика преподавания предмета "Изобразительное искусство" в общеобразовательной школе: деятельность учителя изобразительного искусства", "Теория и методика преподавания предмета "Технология" в общеобразовательной школе: деятельность учителя технологии", "Теория и методика преподавания предмета "Физика" в общеобразовательной школе: деятельность учителя физики, "Теория и методика преподавания предмета "Биология" в общеобразовательной школе: деятельность учителя биологии").
Предписание оспорено обществом в части требований устранить нарушения в отношении иных программ, кроме указанных.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление общества, признав незаконным предписание от 22.07.2019 N 78-19л об устранении выявленных нарушений лицензионных требований и условий в части обязания ООО "Центр подготовки государственных и муниципальных служащих" в срок до 22.09.2019 устранить нарушения подпункта "г" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966, в отношении программ за 2018 год и за 2019 год, за исключением программ за 2019 год "Теория и методика преподавания предмета "Изобразительное искусство" в общеобразовательной школе: деятельность учителя изобразительного искусства", "Теория и методика преподавания предмета "Технология" в общеобразовательной школе: деятельность учителя технологии", "Теория и методика преподавания предмета "Физика" в общеобразовательной школе: деятельность учителя физики, "Теория и методика преподавания предмета "Биология" в общеобразовательной школе: деятельность учителя биологии".
В части требования об оспаривании акта проверки производство по делу обоснованно прекращено в связи с тем, что данное требование не подлежит рассмотрению судом, в том числе в порядке главы 24 АПК РФ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Таким образом, решение суда от 09.12.2019 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.12.2019 по делу N А53-34466/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-34466/2019
Истец: ООО "ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ"
Ответчик: РЕГИОНАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ И КОНТРОЛЮ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Ибрагимов Николай Литвинович
Хронология рассмотрения дела:
26.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4096/20
03.03.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-23665/19
09.12.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-34466/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-34466/19