г. Москва |
|
03 марта 2020 г. |
Дело N А40-253533/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Шевцовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИП Ковалева Никиты Дмитриевича
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.12.219 по делу N А40-253533/19
по заявлению: ИП Ковалева Никиты Дмитриевича (ОГРНИП: 316774600138849, ИНН:770509497156)
к Управлению Росреестра по г.Москве
третье лицо: ФНС России
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
Горячева Н.В. по дов. от 11.09.2019, |
от ответчика: от третьего лица |
не явился, извещен; не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ИП Ковалев Н.Д. (далее - Заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным решения об отказе N 51-46666/19 от 19.08.2019 во внесении изменений в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:08:0003007:1104 по адресу: Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 7.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.12.2019 в удовлетворении требований Предпринимателя отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, в которой просил решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт.
Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Как следует из обстоятельств дела, заявитель обратился в Управление с заявлением о внесении изменений в сведения ЕГРН в части определения кадастровой стоимости нежилого здания на дату определения 01.01.2014 г. в размере 185 082 822 руб.
Управление Росреестра письмом от 19.08.2019 N 51-4666/2019 ответило Заявителю отказом, сославшись на установление кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:08:0003007:1104 в размере 218 397 730 руб. на основании решения Комиссии от 30.08.2016 г. N 51-4363/2016, а также на отсутствие полномочий у Комиссии при Управлении Росреестра по изменению величины рыночной стоимости объекта недвижимости, указанной в отчете об оценке.
Посчитав оспариваемое решение об отказе необоснованным и нарушающим права и законные интересы Предпринимателя, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый отказ является законным и обоснованным, принятым в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как следует из обстоятельств дела, ИП Ковалев Н.Д. является собственником нежилого здания (далее - объект недвижимости) с кадастровым номером 77:08:0003007:1104.
Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП была утверждена кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости.
Фактически заявитель оспаривает кадастровую стоимость, утвержденную Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП.
Решением Комиссии от 30.08.2016 N 51-4363/2016 на основании заявления ИП Ковалева Н.Д. и представленного отчета об оценке в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:08:0003007:1104 установлена кадастровая стоимость данного объекта недвижимости в размере рыночной, указанной в Отчете, а именно в размере 218 397 730 руб.
Размер итоговой величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости содержится в отчете об оценке, предоставленном заявителем на Комиссию.
Данное обстоятельство не оспаривается Предпринимателем.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 20 Кодекса административного судопроизводства РФ Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии.
Согласно ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В указанной статье определен порядок оспаривания кадастровой стоимости.
Как верно указано судом первой инстанции, споры, связанные с оспариванием результатов кадастровой стоимости недвижимого имущества в г.Москве, рассматриваются в Московском городском суде.
В соответствии со ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости).
В силу ст. 13 Закона о недвижимости внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав:
1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;
2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;
3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
Таким образом, пересмотр кадастровой стоимости объекта недвижимости возможен только в порядке, предусмотренном Законом об оценочной деятельности.
Управление не наделено полномочиями по изменению кадастровой стоимости по заявлению правообладателя. Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в соответствии с действующим законодательством не вправе изменять величину рыночной стоимости объектов недвижимости, указанную в представленных на Комиссию отчетах об оценке объектов недвижимости.
Судом первой инстанции установлено, что технических ошибок в сведениях ЕГРН в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:08:0003007:1104 не имеется.
Исходя из изложенного, оспариваемый отказ Управления является законным и обоснованным, при этом права и законные интересы заявителя не нарушены.
Единственный аргумент апелляционной жалобы о необходимости уменьшения кадастровой стоимости объекта недвижимости на включенный в нее НДС отклоняется судом апелляционной инстанции.
Как указал Верховный Суд РФ в Определении от 15.02.2019 N 305-КГ18-21673 по делу NА40-222618/2017, установленный законодательством порядок пересмотра результатов определения кадастровой стоимости не предполагает возможность произвольного изменения сведений о кадастровой стоимости, внесенных в государственный реестр, в том числе посредством ее уменьшения на суммы НДС расчетным способом или на основании иных данных.
Закон об оценочной деятельности допускает отражение в государственном реестре лишь тех сведений о кадастровой стоимости, которые указаны в решении комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решении суда, принятых по результатам рассмотрения спора в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности.
Соответственно, именно указанные в государственном реестре сведения о кадастровой стоимости, при условии, что они внесены без допущения технической ошибки, должны использоваться для налогообложения.
Учитывая изложенное, суд при рассмотрении спора не вправе давать оценку тому, является ли установленная в порядке статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности кадастровая стоимость правильной и необходимо ли её уменьшение на величину НДС, поскольку решение данного вопроса законом выведено в отдельную административную и судебную процедуру.
Таким образом, заявитель вправе обратиться в Московский городской суд с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд признает обжалуемое решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, что изложенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.12.219 по делу N А40-253533/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
В.А.Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-253533/2019
Истец: Ковалев Никита Дмитриевич
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: Федеральная налоговая служба
Хронология рассмотрения дела:
22.07.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-6311/20
03.03.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5231/20
06.12.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-253533/19
27.09.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-253533/19