город Москва |
|
4 марта 2020 г. |
дело N А40-117065/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 03.03.2020.
Полный текст постановления изготовлен 04.03.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.12.2019
по делу N А40-117065/19
по заявлению ООО "Стальпром-Омск" (ОГРН 1095543035411)
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом
(ОГРН 1087746829994)
об оспаривании отказа в принятии решения;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Аликина С.В. по доверенности от 30.12.2019;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.12.2019 признан незаконным отказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выразившееся в письме от 18.09.2018 N 10/31406 и на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом возложена обязанность устранить в течение месяца со дня вступления в законную силу судебного акта допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения вопроса по образованию земельного участка с кадастровым номером 55:36:050203:2608, площадью 3.891 кв.м., из земельного участка с кадастровым номером 55:36:050203:2024, площадью 240.018 кв.м., расположенного по адресу: Омск, Советский АО, Овощной проезд, дом 7 в установленном законном порядке, действовавшем на момент подачи ООО "Стальпром-Омск" 11.02.2015 заявления об образовании земельного участка.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, агентство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель общества в судебное заседание не явился, информация о принятии апелляционной жалобы размещена в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "Стальпром-Омск" является собственником объекта капитального строительства нежилого назначения: склада ГСМ, литер АН, кадастровый номер 55:36:050203:2268, адрес (местоположение): Омск, проезд Овощной, дом 7, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.10.2011 серии 55-АА N 521859.
В целях реализации права на приобретение права на земельный участок, на котором расположено принадлежащее заявителю здание, в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015), обществом предприняты действия по осуществлению государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположено указанное здание.
В результате выполнения кадастровых работ 23.01.2015 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 55:36:050203:2608, образованного при разделе земельного участка с кадастровым номером 55:36:050203:2024.
В связи с тем, что исходный земельный участок с кадастровым номером 55:36:050203:2024 является собственностью Российской Федерации, 11.02.2015 заявитель обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области в порядке ст. 11.3. Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) с заявлением об образовании земельного участка с кадастровым номером 55:36:050203:2608.
К заявлению прилагались документы, определенные п. 2 ст. 11.3. Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015), а именно: кадастровый паспорт земельного участка и выписка из ЕГРП на исходный земельный участок.
Территориальным управлением Росимущества по Омской области письмом от 10.03.2015 N ТУ-02/1633 отказано в принятии решения об образовании земельного участка, указав на отсутствие в представленных документах утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В соответствии с вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области по делу N А46-6660/2015 отказ Территориальным управлением Росимущества в Омской области признан незаконным и на ТУ Росимущества в Омской области возложена обязанность направить заявление общества от 11.02.2015 и приложенные к нему документы на образование земельного участка с кадастровым номером 55:36:050203:2608 в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для решения вопроса получения поручения на образование земельного участка с кадастровым номером 55:36:050203:2608.
В связи с неисполнением решения суда Территориальным управлением Росимущества в Омской области в добровольном порядке, на основании исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Омской области возбуждено исполнительное производство.
В ходе исполнительного производства документы, представленные обществом в Территориальное управление Росимущества в Омской области 11.02.2015 направлены в Росимущество.
Решение об отказе по данному вопросу Росимуществом принято 18.09.2018.
В обоснование отказа Росимущество указывает на то, что после 01.03.2015 образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. По мнению Росимущества земельный участок с кадастровым номером 55:36:050203:2608 сформирован без учета требований Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.03.2015), а в решении Арбитражного суда Омской области от 08.10.2015 по делу N А46-6660/2015 отсутствует информация о необходимости рассмотрения представленного обществом пакета документов с учетом положений Земельного кодекса Российской Федерации, действовавших до 01.03.2015.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно п. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым в ст. 11.3. Земельного кодекса Российской Федерации внесена норма об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной собственности, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или, при его отсутствии, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, не содержит указания на распространение данной нормы права на отношения, возникшие до введения ее в действие.
Формирование и государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 55:36:050203:2608 осуществлены заявителем в порядке, установленном действующим на момент образования и кадастрового учета казанного земельного участка земельным законодательством и законодательством о кадастровой деятельности.
Заявление общества об образовании земельного участка подано в уполномоченный орган в соответствии с нормами права, действовавшими на момент подачи соответствующего заявления, с приложением всех необходимых документов.
Признавая, что со стороны Росимущества имело место незаконное бездействие, суд апелляционной инстанции исходит из того, что Росимущество обязано было рассмотреть заявление общества об образовании земельного участка по существу в соответствии с нормами закона, действовавшими на момент подачи заявления, то есть не совершены действия, которые направлены на разрешение в установленном порядке обращения заявителя.
Таким образом, права и законные интересы заявителя нарушены, поскольку им соблюден установленный для обращения порядок необходимый для обоснованного разрешения обращения на законной основе.
Отказ заинтересованного лица в принятии решения об образовании земельного участка нарушает право заявителя на приобретение прав на земельный участок, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности здания, на основании положений главы V. 1. Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу полномочий, установленных п. 5.35-3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Согласно п. 4 указанного Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Учитывая изложенное, заявление общества об образовании земельного участка, поданное в Территориальное управление Росимущества в Омской области, считается поданным в орган, уполномоченный на принятие решения об образовании земельного участка, образуемого из земельного участка, находящегося в федеральной собственности.
Нормы права ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) не содержат оснований для отказа уполномоченных органов в принятии решения об образовании земельных участков.
Следовательно, заявление ООО "Стальпром-Омск" об образовании земельного участка от 11.02.2015, поданное в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, является поданным в Росимущество.
ООО "Стальпром-Омск" не имело возможности и правовых оснований подавать свое заявление 11.02.2015 по правилам земельного законодательства, которые вступили в действие после 01.03.2015.
Таким образом, отношения по рассмотрению заявления ООО "Стальпром-Омск" об образовании земельного участка возникли до 01.03.2015 и в силу ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулируются нормами права, действовавшими на момент возникновения таких отношений.
С целью восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя, судом первой инстанции правомерно возложена обязанность на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом устранить нарушения прав и законных интересов ООО "Стальпром-Омск" путем рассмотрения вопроса по образованию земельного участка с кадастровым номером 55:36:050203:2608, площадью 3.891 кв.м., из земельного участка с кадастровым номером 55:36:050203:2024, площадью 240.018 кв.м., расположенного по адресу: Омск, Советский АО, Овощной проезд, дом 7 в установленном законном порядке, действовавшем на момент подачи ООО "Стальпром-Омск" 11.02.2015 заявления об образовании земельного участка.
Доводы представителя Росимущества о невозможности исполнения судебного акта отклоняются, суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, Росимущество не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт.
Оснований для отмены судебного акта не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.12.2019 по делу N А40-117065/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-117065/2019
Истец: ООО "СТАЛЬПРОМ-ОМСК"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ