г. Самара |
|
04 марта 2020 г. |
дело N А55-28585/2019 |
Судья Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда Демина Е.Г., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 ноября 2019 года по делу N А55-28585/2019, принятое в порядке упрощенного производства (судья Агафонов В.В.), по иску некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" (ОГРН 1136300002365, ИНН 6315990666) к Министерству имущественных отношений Самарской области (ОГРН 1066315051824, ИНН 6315800964) о взыскании, третье лицо: государственное казенное учреждение Самарской области "Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Самарской области"
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" (далее - истец, Фонд) обратилась в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик, Министерство) о взыскании 5570,59 руб. задолженности за период с 15.03.2018 по 27.04.2018, 599,04 руб. пени за просрочку уплаты взносов на капитальный ремонт за период с 22.05.2018 по 27.08.2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Государственное казенное учреждение Самарской области "Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Самарской области".
Решением от 8.11.2019 исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом и обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования оставить без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме образовалась в период действия права оперативного управления государственного казенного учреждения Самарской области "Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Самарской области".
Право оперативного не только предоставляет учреждениям и предприятиям возможность владеть и пользоваться имуществом, но и возлагает на них бремя его содержания, что подразумевает и несение расходов на ремонт. Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.
Истец представил отзыв, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы как необоснованные.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта создана в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), законом Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" (далее - Закон N 60ГД) и постановлением Правительства Самарской области от 06.06.2013 N 247 "О создании некоммерческой организации - фонда "Фонд капитального ремонта" как не имеющая членства некоммерческая организация, преследующая общественно полезные цели, предусмотренные действующим законодательством, и является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, а также на реализацию иных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Самарской области, предусмотренных действующим законодательством, действует на основании Устава, утвержденного приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 20.03.2017 N 79, приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.03.2017 года N 357.
Одной из функций регионального оператора в соответствии с частью 1 статьи 180 ЖК РФ, части 2 статьи 28 Закона N 60-ГД, является функция по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора.
В соответствии частями 1, 3 статьи 169 ЖК РФ, частями 2, 3 статьи 7 Закона N 60-ГД собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области утверждена 29.11.2013 постановлением Правительства N 707 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области".
Для собственников помещений в многоквартирных домах, которые были включены в Региональную программу обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникла с августа 2014 года.
Согласно части 1 статьи 9 в ред. закона Самарской области от 11.07.2016 N 98-ГД собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт в срок не позднее двадцатого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на основании платежных документов, представленных региональным оператором в срок не позднее десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Расчет суммы взносов на капитальный ремонт за 2018 год производится на основании Постановлений Правительства Самарской области N 319 от 17.05.2017, которыми установлен минимальный размер взноса на - капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2018 на территории Самарской области в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащей собственнику такого помещения, в месяц: для многоквартирных, домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 5,45 руб.; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 6,27 руб.
Собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 53/ пер. Репина, д. 2, формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, ответчику в данном многоквартирном доме на праве собственности принадлежит нежилое помещение (705,7 кв.м. нежилое помещение: подвал N -1, этаж N 1).
Согласно выписке из ЕГРН N 99/2019/277061794 от 08.08.2019 и из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости N 99/2019/276875388 от 07.08.2019 в указанный спорный период собственником указанного помещения являлась Самарская область.
Однако, ответчик не исполняет своей обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, задолженность ответчика перед истцом за период с 15.03.2018 по 27.04.2018 составляет 5570,59 руб.
В порядке досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика была направлена претензия об оплате задолженности, которая была оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями статей 210, 249 ГК РФ, 158, 169 ЖК РФ в силу которых собственники нежилых помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество.
В соответствии со статей 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением собственников помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу. Данная обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает в силу закона из статьи 169 ЖК РФ и статьи 7 Закона Самарской области от 21.06.2013 М60-ГД " О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области".
В силу пунктов 1 и 2 статьи 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Как следует из пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", статья 8.1 ГК РФ содержит основополагающие правила государственной регистрации прав на имущество, подлежащие применению независимо от того, что является объектом регистрации (права на недвижимое имущество, доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью и др.).
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действовавшей в спорный период) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Право оперативного управления Государственного казенного учреждения Самарской области "Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Самарской области" зарегистрировано в ЕГРП только 28.04.2018, истец же просит взыскать задолженность за период с 15.03.2018 по 27.04.2018, то есть за более ранний период. При этом сведения о передаче в оперативное управление спорного имущества в указанный период ЕГРП не содержит.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296) (пункт 4 статьи 214 ГК РФ).
Статьей 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со статьей 5.1 Закона Самарской области от 03.04.2002 N 15-ГД "О порядке управления и распоряжения собственностью Самарской области" Правительство Самарской области в сфере управления и распоряжения имуществом Самарской области принимает решения, в том числе о принятии (приобретении) имущества в собственность Самарской области, Правительство Самарской области принимает решения по иным вопросам в сфере управления и распоряжения имуществом Самарской области, не отнесенным к полномочиям губернатора Самарской области и иных органов исполнительной власти Самарской области, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Самарской области.
Статьей 6 Закона Самарской области от 03.04.2002 N 15-ГД "О порядке управления и распоряжения собственностью Самарской области" установлено, что исполнительный орган государственной власти, исполняющий функции уполномоченного органа по управлению имуществом Самарской области представляет Самарскую область в процессе государственной регистрации права собственности Самарской области на недвижимое имущество, приобретает недвижимое и иное имущество, осуществляет иные действия, связанные с управлением и распоряжением имуществом Самарской области отнесенные к его компетенции федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 N 79 утверждено Положение о Министерстве имущественных отношений Самарской области (далее - Положение).
Согласно подпункту 1.1 Положения Министерство является органом исполнительной власти Самарской области, образованным в целях обеспечения управления и распоряжения собственностью Самарской области, осуществляющим функции уполномоченного органа по управлению имуществом Самарской области.
Таким образом, в рамках настоящего спора Министерство имущественных отношений Самарской области выступает не как самостоятельный субъект спорных правоотношений, непосредственно с которого и была взыскана задолженность, а как лицо, представляющее интересы и действующее от имени Самарской области (собственника имущества).
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Проверив представленный истцом расчет, суд признал его верным.
С учетом изложенного, требование о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 15.03.2018 по 27.04.2018 в размере 5570,59 руб. судом первой инстанции правомерно признано обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно части 14.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня (с 20.07.2016, в ред. ФЗ от 03.07.2016 N 355-ФЗ начиная с тридцать первого дня, следующего за днем) наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Согласно указаниям ЦБ РФ от 11.12.2015 N 3894-У ставка рефинансирования Банка России с 01 января 2016 года приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату. Ключевая ставка на дату подачи иска установлена в размере 7,25% годовых.
При этом ответчик расчет пени не оспорил, контррасчет в материалы дела не представил.
При таких обстоятельствах требование истца о взыскании пени судом первой инстанции также правомерно признано обоснованным и подлежащим удовлетворению в размере 599,04 руб.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
Довод заявителя жалобы о том, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку спорные помещения находятся в оперативном управлении управления государственного казенного учреждения Самарской области "Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Самарской области" приводился в суде первой инстанции, был исследован и обоснованно отклонен.
Других доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции заявителем жалобы не приведено. Обжалуемое решение является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
От уплаты государственной пошлины ответчик освобожден на основании части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации
Руководствуясь статьями 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 18 ноября 2019 года по делу N А55-28585/2019, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-28585/2019
Истец: Некомерческая организация "Региональный оператор Самаркой области "Фонд капительного ремонта"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: ГКУ СО "Агенство по обеспечению деятельности мировых судей Самарской области", НО "ФКР"