г. Самара |
|
03 марта 2020 г. |
Дело N А55-11089/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маскиным К.А., с участием:
от Департамента городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара- Максимова О.В., доверенность от 09.01.2020,
от Товарищества собственников жилья "Высотка"- председатель правления Валиуллина С.В., паспорт, Булатова Г.Р., доверенность от 26.07.2019,
от Контрольно-счетной палаты городского округа Самара- представитель не явился, извещена,
от Министерства строительства Самарской области- представитель не явился, извещено,
от Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области- представитель не явился, извещено,
от Счетной палаты Российской Федерации- представитель не явился, извещена,
от Потребительского кооператива жилищный кооператив "Вольская 87"- председатель правления Лазуткина Л.М., паспорт, Булатова Г.Р., доверенность от 15.07.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Департамента городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.10.2019 по делу N А55-11089/2019 (судья Агеенко С.В.),
по заявлению Департамента городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара, г. Самара,
к Товариществу собственников жилья "Высотка", г. Самара,
третьи лица:
Контрольно-счетная палата городского округа Самара, г. Самара,
Министерство строительства Самарской области, г. Самара,
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г.Самара,
Счетная палата Российской Федерации, г. Москва,
Потребительский кооператив жилищный кооператив "Вольская 87", г. Самара,
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Товариществу собственников жилья "Высотка" (далее - ответчик) о взыскании субсидии по соглашению о предоставлении из бюджета городского округа Самара от 18.12.2017 N 86-Ср/17 в размере 118 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 51 АПК РФ привлечены: Контрольно-счетная палата городского округа Самара, Министерство строительства Самарской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Счетная палата Российской Федерации, Потребительский кооператив жилищный кооператив "Вольская 87".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.10.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт об удовлетворении требований, считая, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители ответчика и ПК ЖК "Вольская 87" считают решение суда законным и обоснованным.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 18.12.2017 между заявителем и ответчиком в соответствии с Порядком предоставления субсидий за счет средств бюджета городского округа Самара юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения указанным лицам затрат в связи с проведением работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в части ремонта элементов фасада на территории городского округа Самара (далее - Порядок), утвержденным постановлением Администрации городского округа Самара от 23.10.2015 N 1166, заключено Соглашение о предоставлении из бюджета городского округа Самара субсидии N 86-Ср/17, согласно которому заявителю предоставлена субсидия в размере 118 000 руб. в целях ремонта элементов фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Калинина, д. 26 (л.д. 37-41).
Согласно представлению Счетной Палаты РФ от 26.12.2018 N ПР-366/14-03 дом N 26, расположенный по ул. Калинина г. Самары, не включен в Муниципальную программу городского округа Самара "Комфортная среда", утвержденную постановлением Администрации городского округа Самара от 30.06.2017 N 534 (л.д. 96-101).
В связи с чем заявителем в адрес ответчика направлена претензия от 23.01.2019 N 1-03/2-03-02/585 о возврате денежных средств (субсидии) в размере 118 000 руб. на счет Департамента.
Претензия заявителя оставлена ответчиком без удовлетворения.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения Департамента в суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Порядком устанавливается механизм предоставления субсидий за счет средств бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения указанным лицам затрат в связи с проведением работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в части ремонта элементов фасада на территории городского округа Самара (далее - субсидии).
Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета городского округа Самара в пределах лимитов бюджетных обязательств по предоставлению субсидий, утвержденных в установленном порядке Департаменту городского хозяйства и экологии на возмещение затрат в связи с проведением работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в части ремонта элементов фасада на территории городского округа Самара.
Получателями субсидий в соответствии с Порядком являются юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, а также физические лица - производители работ по ремонту элементов фасада многоквартирных домов на территории городского округа Самара (далее - получатели субсидий).
Критерием отбора юридических, физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей для предоставления субсидий за счет средств бюджета городского округа Самара является выполнение работ по ремонту элементов фасада многоквартирных домов в соответствии с адресным перечнем дворовых территорий, подлежащих благоустройству в 2017 году (приложение N 2 к муниципальной программе городского округа Самара "Комфортная городская среда" на 2017 год, утвержденной постановлением Администрации городского округа Самара от 30.06.2017 N 534).
Предоставление субсидий осуществляется при соблюдении получателями субсидий следующих условий:
1) наличие экономически обоснованных затрат, связанных с проведением работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в части ремонта элементов фасада на территории городского округа Самара, в соответствии с адресным перечнем дворовых территорий, подлежащих благоустройству в 2017 году (приложением N 2 к муниципальной программе городского округа Самара "Комфортная городская среда" на 2017 год, утвержденной постановлением Администрации городского округа Самара от 30.06.2017 N 534), в соответствии со строительными нормами и правилами, утвержденными для данного вида работ и являющимися общеобязательными;
2) завершение на день обращения с заявлением о предоставлении субсидий работ по ремонту элементов фасада многоквартирного дома на территории городского округа Самара;
3) наличие решения общего собрания собственников многоквартирного дома о проведении работ по благоустройству дворовых территорий в части ремонта элементов фасада;
4) наличие письменного согласия получателя субсидий (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление Департаментом городского хозяйства и экологии, органами муниципального финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий;
5) наличие соглашения о предоставлении субсидии из бюджета городского округа Самара в соответствии с типовой формой соглашения о предоставлении из бюджета городского округа Самара субсидии на возмещение затрат юридическому лицу (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальному предпринимателю, а также физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, утвержденной Департаментом финансов и экономического развития Администрации городского округа Самара (далее - соглашение о предоставлении субсидий);
6) запрет приобретения получателями субсидий за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий;
7) по состоянию на дату, не превышающую 30 календарных дней до даты подачи заявления о предоставлении субсидии, получатели субсидий не должны:
иметь неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
иметь просроченную задолженность по возврату в бюджет городского округа Самара Самарской области субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иную просроченную задолженность перед бюджетом городского округа Самара Самарской области;
являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;
находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства (для юридических лиц), прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей);
получать средства из бюджета городского округа Самара Самарской области в соответствии с иными муниципальными правовыми актами на цели, указанные в пункте 1 настоящего Порядка.
В целях получения субсидии заявители представляют в срок до 5 декабря текущего финансового года в Департамент городского хозяйства и экологии следующие документы:
письменное заявление о предоставлении субсидий;
выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, полученную не ранее первого числа месяца, предшествующего месяцу, в котором получатель субсидий обратился с заявлением о предоставлении субсидий, сведения о физическом лице, контактный телефон;
копию договора управления многоквартирным домом (для управляющих организаций), копию договора оказания услуг по содержанию (для обслуживающих организаций) или копию договора по выполнению работ по ремонту элементов фасада многоквартирного дома (для других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих функции заказчика в соответствии с протоколом общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома);
копии учредительных документов юридического лица, заверенные нотариально либо налоговым органом;
- копию свидетельства о постановке на учет индивидуального предпринимателя, заверенную нотариально либо налоговым органом;
- копию решения о назначении единоличного исполнительного органа (для юридического лица) либо копию протокола общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома о назначении председателя правления (для товариществ собственников жилья, жилищно-строительных и иных потребительских кооперативов);
- копию договора подряда на выполнение работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома с приложением сметы и ведомости работ (задания на проектирование) (в двух экземплярах);
- копии актов выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат по договору подряда по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома, копии первичных учетных документов, подтверждающих фактически произведенные затраты на выполнение работ по ремонту элемента фасада многоквартирного дома, или копии платежных документов (в двух экземплярах);
- положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости;
- копию протокола или выписку из протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, на котором принято решение о проведении работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в части ремонта элементов фасада;
- исполнительную документацию в соответствии с требованиями СНиП;
- письменное согласие на осуществление Департаментом городского хозяйства и экологии, органами муниципального финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) условий, целей и порядка предоставления субсидий по форме согласно приложению к настоящему Порядку;
- справку территориального органа Федеральной налоговой службы об отсутствии у получателя субсидий неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, на дату, не превышающую 30 календарных дней до даты подачи заявления о предоставлении субсидии;
- справку, подтверждающую отсутствие у получателя субсидий просроченной задолженности по возврату в бюджет городского округа Самара Самарской области субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед бюджетом городского округа Самара Самарской области и иных средств, предоставленных из бюджета городского округа Самара Самарской области, на дату, не превышающую 30 календарных дней до даты подачи заявления о предоставлении субсидии;
- справку о соблюдении получателем субсидий положений абзаца шестого пункта 5 настоящего Порядка;
- справку об отсутствии процесса реорганизации, ликвидации, банкротства (для юридических лиц), прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), на дату, не превышающую 30 календарных дней до даты подачи заявления о предоставлении субсидии.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ответчиком в адрес заявителя были представлены все необходимые документы, предусмотренные Порядком, и ответчик отвечал всем необходимым критериям, предусмотренным Порядком (л.д. 42-73). Указанное лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Довод заявителя о том, что дом N 26, расположенный по ул. Калинина г. Самары, не включен в Муниципальную программу городского округа Самара "Комфортная среда", утвержденную постановлением Администрации городского округа Самара от 30.06.2017 N 534 (л.д. 96-101), правомерно отклонен судом первой инстанции как необоснованный, поскольку в Муниципальную программу городского округа Самара "Комфортная среда", утвержденную постановлением городского округа Самара от 30.06.2017 N 534, включен многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Вольская, д. 89, с видом работ - благоустройство дворовой территории и ремонт элементов фасада.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, двор указанного многоквартирного дома является единым двором с многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Самара, ул. Калинина, 26, и многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Самара, ул. Вольская, 87 (л.д. 213).
Принимая во внимание, что Муниципальная программа городского округа Самара "Комфортная среда", утвержденная постановлением Администрации городского округа Самара от 30.06.2017 N 534, направлена на благоустройство дворовых территорий и в предмет которой входит, в том числе, и ремонт фасадов домов, составляющих единую дворовую территорию, а также, учитывая тот факт, что дворовая территория для многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Самара, ул. Вольская, д. 89, г. Самара, ул. Вольская, 87, и г. Самара, ул. Калинина, 26, является единой дворовой территорией, оснований полагать, что субсидия получена ответчиком в нарушение положений Порядка и постановления Администрации городского округа Самара от 30.06.2017 N 534, не имеется.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений в распределении судебных расходов арбитражным апелляционным судом не выявлено.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, были также рассмотрены судом первой инстанции и им была дана надлежащая правовая оценка, и, соответственно, они не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24.10.2019 по делу N А55-11089/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11089/2019
Истец: Департамент городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара
Ответчик: ТСЖ "Высотка"
Третье лицо: 11ААС, жилищный кооператив "Вольская 87", Контрольно-счетная палата городского округа Самара, Министерство строительства самарской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Счетная палата Российской Федерации