г. Саратов |
|
05 марта 2020 г. |
Дело N А06-9958/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей М.А. Акимовой, С.М. Степуры,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Астраханской области
в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционные жалобы Государственного бюджетного учреждения Астраханской области "Дирекция энергосбережения и ЖКХ", Прокуратуры Харабалинского района Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 20 ноября 2019 года по делу N А06-9958/2018,
по заявлению публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" (г. Астрахань, пл. Джона Рида, 3, ИНН 3017041554, ОГРН 1053000000041)
к Прокуратуре Харабалинского района Астраханской области (Астраханская область, г. Харабали, ул. Чапаева, 20б)
о признании недействительным представления N 7-44-2018 от 17.09.2018,
третьи лица: Государственное бюджетное учреждение Астраханской области "Дирекция энергосбережения и ЖКХ", Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области, Кузнецова Кристина Алексеевна, Досмухамбетов Ришад Адильжанович, Пугина Наталья Бисеновна, Федосова Мария Алексеевна, Мендигалиева Гулсара Абтузабуровна, Буранова Акжан Берикбаевна, Конарева Любовь Васильевна, Старцева Анастасия Владимировна, Курбанова Айнара Садыховна, Рулева Анна Андреевна,
при участии в судебном заседании с использованием ВКС при содействии Арбитражного суда Астраханской области:
- от Государственного бюджетного учреждения Астраханской области "Дирекция энергосбережения и ЖКХ" - И.В. Соловьева, по доверенности от 11.11.2019 N 20,
- от публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" - А.О. Вотинцева, по доверенности от 20.01.2020 N 7,
от иных лиц - не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Астраханской области обратилось публичное акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" (г. Астрахань, пл. Джона Рида, 3, ИНН 3017041554, ОГРН 1053000000041) (далее - Общество, ПАО "АЭК") с заявлением о признании недействительным представления Прокуратуры Харабалинского района Астраханской области (Астраханская область, г. Харабали, ул. Чапаева, 20б) (далее - Прокуратура, административный орган) N 7-44-2018 от 17.09.2018
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 20 ноября 2019 года по делу N А06-9958/2018 признано недействительным представление и.о. прокурора Харабалинского района Астраханской области N 7-44-2018 от 17.09.2018 об устранении нарушений жилищно-коммунального законодательства, вынесенное в отношении ПАО "АЭК".
Прокуратура Харабалинского района Астраханской области, не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Астраханской области от 20 ноября 2019 года, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что договоры на поставку коммунальных услуг являются публичными и ПАО "АЭК" обязано заключить такие договоры как с собственниками так и с нанимателями квартир. Управляющая организация в спорных домах не избрана, в связи с чем, наниматели квартир вправе заключить прямые договоры на поставку коммунального ресурса с ресурсоснабжающей организацией. Отношения в рассматриваемом случае возникают между ресурсоснабжающей организацией и непосредственно потребителями услуг.
Государственное бюджетное учреждение Астраханской области "Дирекция энергосбережения и ЖКХ" (далее-ГБУ АО "ДЭ и ЖКХ"), не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Астраханской области от 20 ноября 2019 года, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что жилые помещения в спорных домах переданы по договорам найма жилого помещения. Управляющая компания в указанных домах не избрана, соответственно коммунальные услуги должны оплачивать наниматели как абоненты ресурсоснабжающей организации. Договоры найма жилого помещения предусматривают заключение договоров с ресурсоснабжающей организацией. Государственное бюджетное учреждение Астраханской области "Дирекция энергосбережения и ЖКХ" считает, что не является исполнителем коммунальных услуг в спорных домах. Судебный акт по делу N А06-3742/2018 не имеет преюдициального значения для настоящего дела.
В судебное заседание явились представители ГБУ АО "ДЭ и ЖКХ" и ПАО "АЭК".
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в порядке ст. 123 АПК РФ.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 10 января 2020 года и 28 января 2020 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
Председательствующий в судебном заседании доводит до сведения, что в соответствии с определением председателя четвёртого судебного состава Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2020 года в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с нахождением в отпуске судьи Ю.А. Комнатной произведена замена судьи Ю.А. Комнатной на судью М.А. Акимову.
Представитель Государственного бюджетного учреждения Астраханской области "Дирекция энергосбережения и ЖКХ" поддерживает доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Просит решение Арбитражного суда Астраханской области от 20 ноября 2019 года по делу N А06-9958/2018 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Поддерживает доводы, изложенные в апелляционной жалобе Прокуратуры Харабалинского района Астраханской области,
Представитель публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" возражает против доводов, изложенных в апелляционных жалобах. Просит решение Арбитражного суда Астраханской области от 20 ноября 2019 года по делу N А06-9958/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой Харабалинского района Астраханской области проведена проверка соблюдения ПАО "АЭК" жилищно-коммунального законодательства.
Проверкой установлено, что нанимателям жилых помещений многоквартирных домов расположенные по адресу г. Харабали ул. Аэродромная д. 10 и 12-й квартал д.11, отказано в заключении договоров энергоснабжения на основании ч. 4, ч. 6.2 ст. 155, ч.1,ч.2 ст. 163 Жилищного Кодекса РФ.
В порядке статьи 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", Прокуратурой по итогам проведенной проверки ПАО "АЭК" внесено представление N 7-44-2018 от 17.09.2018 об устранении нарушений жилищно-коммунального законодательства. Согласно представлению прокуратура требует незамедлительно рассмотреть представление, принять меры по устранению нарушений и их прекращению; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц юридического лица.
В представлении прокуратурой со ссылками на п.4.4 ч.2 ст. 44, ч.6.2 ст. 155, п.1 ч.1 ст. 157.2 Жилищного Кодекса РФ, сделан вывод, что отказ в заключении договора энергоснабжения с нанимателями помещений по причине отсутствия в многоквартирных домах управляющей компании является незаконным. Заключение на поставку коммунальных услуг непосредственно с потребителем возможно при предоставлении ресурсоснабжающей организации протокола собрания собственников жилья о принятии решения о заключении договоров напрямую с нанимателями помещений.
ПАО "АЭК", не согласившись с указанным представлением прокуратуры, обратилось в суд с заявленными требованиями, указав, что представление нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, возлагая необоснованные обязанности.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что оспариваемое представление вынесено прокуратурой неправомерно, поскольку Государственное бюджетное учреждение Астраханской области "Дирекция энергосбережения и ЖКХ", Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области, обладающие правами собственников жилых помещений в спорных домах, в связи с отсутствием управляющей компании, являются исполнителями коммунальных услуг по отношению к нанимателям квартир, а в отношениях с ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" - абонентами (покупателями), то есть, лицами, обязанными оплатить электрическую энергию, поставленную в данные многоквартирные жилые дома. Суд исходил из того, что в непосредственных правоотношениях по потреблению коммунального ресурса с ресурсоснабжающей организацией находятся собственники помещений или выбранная ими организация по управлению многоквартирным домом, а не наниматели помещений. Обязанность по оплате потребленных нанимателями коммунальных ресурсов перед РСО лежит на Государственное бюджетное учреждение Астраханской области "Дирекция энергосбережения и ЖКХ", Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области, как уполномоченных, в силу закона, лицах на распоряжение спорными квартирами, которым в свою очередь наниматели оплачивают потребленные ими коммунальные ресурсы. С заявлениями о заключении договоров собственники не обращались.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из смысла указанных норм права усматривается, что для признания ненормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, необходимо наличие одновременно двух условий: не соответствие этого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим ненормативным актом прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица.
Положениями пункта 1 статьи 21, пункта 3 статьи 22, статьями 24, 28 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.
С учетом правовой позиции, содержащейся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 г. N 2-П, в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015) представление прокурора не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу г. Харабали ул. Аэродромная д. 10 и 12-й квартал д.11, являются специализированным жилищным фондом Астраханской области для обеспечения детей-сирот и детей, остававшихся без попечения родителей.
ГБУ АО "Дирекция энергосбережения и ЖКХ" переданы на праве оперативного управления жилые помещения: 17 квартир в 24-х - квартирном доме, расположенному по адресу: Астраханская область, Харабалинский район, г. Харабали, ул. Аэродромная, дом N 10; и 36 квартир в 36- квартирном доме, расположенному по адресу: Астраханская область, Харабалинский район, 12 квартал, дом N 11. Право оперативного управления зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, 22.12.2014 и 05.02.2015, соответственно.
Правообладателем двух квартир N 22 и N 24, по адресу: Астраханская область, Харабалинский район, г. Харабали, ул. Аэродромная, д. 10, согласно Выписки из единого реестра недвижимости, является субъект Российской Федерации - Астраханская область, а полномочиями по осуществлению действий с указанным имуществом наделено Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области.
Согласно части 1.5 Устава казённого предприятия Астраханской области "Фонд государственного имущества Астраханской области", учредителем предприятия является Астраханская область. Функции и полномочия учредителя и собственника имущества предприятия от имени Астраханской области осуществляет Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области.
Пунктом 1.4 Устава Государственного бюджетного учреждения "Дирекция энергосбережения и ЖКХ" определено, что бюджетное учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведении министерства ЖКХ Астраханской области (отраслевой орган). Функции учредителя и собственника бюджетного учреждения осуществляют отраслевой орган и Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области в соответствии с действующим законодательством РФ и Астраханской области.
Таким образом, уполномоченными лицами на распоряжение спорными квартирами (за исключением 5 квартир в доме N 10) в силу закона являются ГБУ АО "Дирекция энергосбережения и ЖКХ" и Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области.
Между ГБУ Астраханской области "Дирекция энергосбережения и ЖКХ" и физическими лицами нанимателями Кузнецовой Кристиной Алексеевной, Досмухамбетовым Ришадом Адильжановичем, Пугиной Натальей Бисеновной, Федосовой Марией Алексеевной, Мендигалиевой Гулсарой Абтузабуровной, Бурановой Акжан Берикбаевной, Конаревой Любовью Васильевной, Старцевой Анастасией Владимировной, Курбановой Айнарой Садыховной, Рулевой Анной Андреевной заключены договоры найма жилого помещения для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Астраханской области.
В пп.2 п. 2.2 договоров указано, что наниматель обязан в течение 10 дней после регистрации по месту пребывания заключить договоры с РСО и представить наймодателю копии таких договоров с указанием номеров лицевых счетов.
До 31.12.2016 г. указанные дома обслуживались управляющей компанией ООО "Квартал".
В период с 01 января 2017 года управляющая компания в отношении спорных многоквартирных домов не выбрана, договоры энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией не заключены.
В период в марте, июне 2018 года в публичное акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" поступили обращения нанимателей жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Астраханская область, Харабалинский район, г. Харабали, ул. 12-й квартал, д. 11, Кузнецовой Кристины Алексеевна, Досмухамбетова Ришада Адильжановича, Пугиной Натальи Бисеновны, Федосовой Марии Алексеевны, Мендигалиевой Гулсары Абтузабуровны, Бурановой Акжан Берикбаевны, Конаревой Любови Васильевны, Старцевой Анастасии Владимировны, Курбановой Айнары Садыховны, Рулевой Анны Андреевны, о заключении договоров поставки электроэнергии и открытии лицевого счета для оплаты электроэнергии.
ПАО "АЭК" в марте, июне 2018 г. на обращения указанных граждан даны ответы о невозможности заключения гражданином договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком - ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" на поставку коммунального ресурса в жилое помещение, находящееся в МКД N 11 квартал 12 г. Харабали на основании частей 1,2 статьи 163, ч.4 ст. 161, ч.4, ч.6.2 ст. 155 Жилищного Кодекса РФ, ввиду отсутствия необходимых решений, форм управления МКД, неопределенности в наличии исполнителя коммунальных услуг.
31.07.2018 г. состоялось общее собрание в форме очного голосования собственников МКД N 11 квартал 12 г. Харабали. Собственником указанного дома - Государственного бюджетного учреждения "Дирекция энергосбережения и ЖКХ" принято решение о заключении нанимателями помещений в МКД, действующими от своего имени, договора электроснабжения с ресурсоснабжающей организацией и определено считать 01.08.2018 г. датой заключения прямых договоров о предоставлении коммунальных услуг между нанимателями и РСО.
18.09.2018 г. состоялось общее собрание в форме очного голосования собственников МКД N 10 ул. Аэродромная г. Харабали. Собственником указанного дома - Государственного бюджетного учреждения "Дирекция энергосбережения и ЖКХ" принято решение о заключении нанимателями помещений в МКД, действующими от своего имени, договора электроснабжения с ресурсоснабжающей организацией и определено считать 20.09.2018 г. датой заключения прямых договоров о предоставлении коммунальных услуг между нанимателями и РСО.
Указанные протоколы общих собраний на момент обращения нанимателей с заявлениями и на момент отказа ПАО "АЭК" в заключении с нанимателями договоров энергоснабжения, в адрес РСО не были представлены.
ПАО "АЭК", являясь ресурсоснабжающей организацией, в отсутствии заключённого договора энергоснабжения, осуществляет поставку электроэнергии в дома, расположенные по адресу: Астраханская область, г.Харабали, ул. Аэродромная, д.10 и ул. 12 квартал, д. 11 и выставляет ГБУ АО "Дирекция энергоснабжения и ЖКХ", Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области счета-фактуры для оплаты.
Прокуратура обосновывает свою позицию необходимостью заключения нанимателями прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией, в свою очередь ГБУ АО "ДЭ и ЖКХ" также считает, что коммунальные услуги должны оплачивать ресурсоснабжающей организации наниматели на основании заключенных прямых договоров на оплату коммунальных услуг.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статьей 210 ГК РФ определено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Вместе с тем, нормы действующего гражданского законодательства, в частности статья 210 ГК РФ, допускает возможность возложения обязанности по содержанию имущества собственника, в том числе общего имущества многоквартирного дома на иное лицо посредством заключения соответствующего договора.
В соответствии счастью 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Пунктом 1 статьи 539 ГК РФ установлено, что по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 7.5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (действующей с 03.04.2018) в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключается на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется (часть 6 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 части 7 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией считается заключенным со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Положения настоящей статьи также распространяются на отношения с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе, с участием нанимателя жилого помещения по договору социального найма; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных Федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В Жилищный кодекс Российской Федерации внесен специальный раздел IV "Специализированный жилищный фонд", который определяет виды жилых помещений специализированного жилищного фонда, их назначение, а также основания предоставления специализированных жилых помещений.
Специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
В соответствии со ст. ст. 98.1, 99 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Согласно ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.
Порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду установлены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, а также типовые договоры найма специализированных жилых помещений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года N 42.
Пунктом 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42, предусмотрено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.
Как следует из материалов дела, жилые помещения в МКД N 11 12-й квартал г. Харабали отнесены к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании распоряжения Правительства Астраханской области от 26.12.2014 г. N 555-ПР "О включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд Астраханской области".
На основании распоряжения Министерства социального развития и труда Астраханской области от 29.12.14г. N 356 " О предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированного жилищного фонда" между ГБУ "Дирекция энергосбережения и ЖКХ" и нанимателями жилых помещений в доме N 11 12-й квартал г. Харабали заключены договоры найма жилого помещения для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Астраханской области.
Жилые помещения в МКД N 10 ул. Аэродромная г. Харабали отнесены к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании распоряжения Правительства Астраханской области от 28.11.2014 г. N 516-ПР "О включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд Астраханской области".
На основании распоряжения Министерства социального развития и труда Астраханской области от 26.11.14г. N 285 " О предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированного жилищного фонда" между ГБУ "Дирекция энергосбережения и ЖКХ" и нанимателями жилых помещений в доме N 10 ул. Аэродромная г. Харабали заключены договоры найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Астраханской области.
Из указанных договоров следует, что наймодатель передает нанимателю жилое помещение для временного проживания в нем. В договоре указаны сроки действия договора (5 лет). По окончании срока договора при наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен с нанимателем однократно на новый 5-летний срок.
ГБУ АО "Дирекция энергосбережения и ЖКХ" переданы на праве оперативного управления жилые помещения: 17 квартир в 24-х - квартирном доме, расположенному по адресу: Астраханская область, Харабалинский район, г. Харабали, ул. Аэродромная, дом N 10; и 36 квартир в 36- квартирном доме, расположенному по адресу: Астраханская область, Харабалинский район, 12 квартал, дом N 11. Право оперативного управления зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, 22.12.2014 и 05.02.2015, соответственно.
Правообладателем двух квартир N 22 и N 24, по адресу: Астраханская область, Харабалинский район, г. Харабали, ул. Аэродромная, д. 10, согласно Выписки из единого реестра недвижимости, является субъект Российской Федерации - Астраханская область, а полномочиями по осуществлению действий с указанным имуществом наделено Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области.
Правительством Астраханской области приняты решения о включении указанных жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда (для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
В системной взаимосвязи вышеназванных норм права, суд апелляционной инстанции считает, что прямые договорные отношения на предоставление коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией с нанимателями специализированного жилищного фонда, законодательством не предусмотрены.
Решений об исключении спорных жилых помещений из категории специализированного фонда уполномоченным органом в установленном порядке не принималось. Доказательств обратного, не представлено.
ГБУ АО "Дирекция энергосбережения и ЖКХ" и прокуратурой не представлены доказательства принятия уполномоченным органом решений о предоставлении спорных жилых помещений на условиях социального найма.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что жилые помещения в спорных домах предоставлены во временное пользование в качестве специализированного жилого помещения.
Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре найма, в том числе, найма специализированного жилого помещения (пункт 11 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, далее - Правила N 354).
При этом собственник жилого помещения, выступающий наймодателем, ссудодателем или арендодателем жилого помещения, в целях обеспечения предоставления нанимателям, ссудополучателям или арендаторам коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства жилого помещения, заключает с исполнителем договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 и 10 Правил (пункт 12 Правил N 354).
Согласно части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных этим кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Таким образом, договоры социального найма жилых помещений государственного и муниципального фондов и договор найма специализированного жилищного фонда различны по своей правовой природе, основаниям возникновения и основаниям прекращения.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что собственники помещений в МКД N 10 ул. Аэродромная (5 квартир) обращались с заявлением в ПАО "АЭК" о заключении прямых договоров энергоснабжения.
В период с 01 января 2017 года управляющая компания в отношении спорных многоквартирных домов не выбрана, договоры энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией не заключены.
По общему правилу потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 63 Правил N 354).
Исходя из перечисленных норм права, уполномоченные на распоряжение спорными квартирами лица, в отношении спорных жилых помещений специализированного жилищного фонда, являются исполнителями коммунальных услуг (поскольку не выбрана управляющая организация), которым наниматели оплачивают потребленные коммунальные ресурсы, а в отношении с ПАО "АЭК" - абонентами (покупателями), т.е. лицами, обязанными оплатить электроэнергию, поставленную в данные многоквартирные дома.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2019 по делу N А06-3742/2018, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 08.08.2019 с государственного бюджетного учреждения "Дирекция энергосбережения и ЖКХ" в пользу публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" взыскана задолженность за потреблённую электроэнергию в сумме 414 920 рублей 30 копеек, с агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области в пользу публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" взыскана задолженность за потреблённую электроэнергию в размере 8 453 рублей 70 копеек.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое представление прокуратуры не соответствует закону и нарушает права ПАО "АЭК", в связи с чем, подлежит признанию недействительным.
Доводы апелляционных жалоб суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
Основания для отмены судебного акта отсутствуют, апелляционные жалобы следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 20 ноября 2019 года по делу N А06-9958/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-9958/2018
Истец: ПАО "Астраханская энергосбытовая компания"
Ответчик: Прокуратура Харабалинского района Астраханской области
Третье лицо: Агенство по управлению государственным имуществом Астраханской области, АО ГБУ "Дирекция энергоснабжения и ЖКХ", Кузнецова Кристина Алексеевна, Буранова Акжан Берикбаевна, Досмухамбетов Ришад Адильжанович, Конарева Любовь Васильевна, Курбанова Айнара Садыховна, Мендигалиева Гулсара Абтузабуровна, Прокуратура Харабалинского района, Пугина Наталья Бисеновна, Рулева Анна Андреевна, Старцева Анастасия Владимировна, Федосова Мария Алесеевна