г. Саратов |
|
05 марта 2020 г. |
Дело N А06-691/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "27" февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "05" марта 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никольского С.В.,
судей Цуцковой М.Г., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой Т.С.,
при участии в судебном заседании представителя публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" - Савочкина Е.Н., действующего на основании доверенности N 128 от 20 декабря 2019 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Астраханской области от 26 декабря 2019 года по делу N А06-691/2019 (судья Цепляева Л.Н.)
по исковому заявлению Публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" (ОГРН 1053000000041, ИНН 3017041554) к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Селена" (ОГРН 1153019000551, ИНН3019014235) о взыскании задолженности за электрическую энергию, поставленную в целях содержания общедомового имущества многоквартирных жилых домов за период с января по май 2018 г. в сумме 921 982 руб. 03 коп., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО "Межрегиональный расчетный центр", ПАО "МРСК Юга" в лице филиала "Астраханьэнерго",
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" (далее - ПАО "АЭСК", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Селена" (далее - ООО УК "Селена", ответчик) о взыскании основного долга за период с января по май 2018 года в сумме 938 726 руб. 81 коп.
Истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил ходатайство об уменьшении исковых требований до суммы 921 982 руб. 03 коп.
Уменьшение исковых требований судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято.
Также истец заявил отказ от иска в сумме 16 744,78 руб.
Судом частичный отказ от иска принят.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ООО "Межрегиональный расчетный центр" и ПАО "МРСК Юга" в лице филиала "Астраханьэнерго".
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 26 декабря 2019 года с ООО УК "Селена" в пользу ПАО "АЭСК" взыскана задолженность за электрическую энергию, поставленную в целях содержания общедомового имущества многоквартирных жилых домов за период с января по май 2018 г. в сумме 447 397 руб. 72 коп., судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 10 404 руб. В части взыскания 16 744,78 руб. производство прекращено.
В остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "АЭСК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Апелляционный суд, изучив материалы дела в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, считает, что судебный акт не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО УК "Селена" в спорный период осуществляло управление многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Астрахань, пер. Смоляной д. 6; 1-я Железнодорожная д. 39; ул. 1-я Железнодорожная д. 26; ул. 1-я Железнодорожная д. 32; ул. 8-я Железнодорожная д. 59, корп. 3; ул. Татищева корп. 10; ул. Татищева д. 10 А; ул. Татищева корп. 11, ул. Татищева д. 11 А; ул. Татищева д. 42, ул. Татищева д. 17; ул. Татищева д. 43а; ул. Татищева д. 44; ул. Татищева д. 57; ул. 28 Армии д. 6.; ул. 28 Армии д. 8, корп. 1, ул. 28 Армии д. 10; ул. 28 Армии д. 10, корп. 2; ул. 28 Армии д. 14; ул. 28 Армии д. 12; ул. 1 -я Железнодорожная д. 14; ул. 1 -я Железнодорожная д. 16; бульвар Победы д. 3; б-р. Победы д. 5; ул. Володарского д. 22; ул. Савушкина д. 7, корп. 2; ул. Савушкина д. 13; ул. Савушкина д. 27; ул. Савушкина д. 11; ул. Савушкина д. 19, корп. 2; ул. Татищева корп. 19; ул. Латышева д. 6; ул. Латышева д. 6, корп. Б; (сведения размещенные на официальном сайте государственной корпорации - фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Реформа ЖКХ).
В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 8, 9, 10 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, ООО УК "Селена" являлось исполнителем коммунальных услуг в спорный период в указанных многоквартирных жилых домах.
Договор энергоснабжения мест общего пользования между ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" и ООО УК "Селена" не заключался. Однако, в силу ст. 161, 162 ЖК РФ ООО УК "Селена" обеспечивает предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таких домах. Факт поставки и потребления электроэнергии не оспаривается сторонами.
Согласно пункту 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30, отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.
Пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), установлен порядок взаимоотношений между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией по поставке в многоквартирные жилые дома энергоресурсов.
Согласно позиции Верховного суда РФ, отраженной в определениях от 24.01.2017 г. дело N 36-КГ116-22, от 24.01.2017 г. N 36-КГ16-23, от 01.12.2015 г. N 87-КГПР15-9: при отсутствии договорных отношений между РСО и организацией, управляющей имуществом МКД, ресурсоснабжающая организация в силу закона обязана поставлять электрическую энергию в дом. При этом счета за потребленную электрическую энергию выставляются не гражданам, а организации, осуществляющей управление имуществом МКД.
ООО УК "Селена" самостоятельно не производит электрическую энергию, а электроэнергия в многоквартирные дома, управление которым осуществляется управляющей компанией, поставляется по магистральным сетям сетевой компании филиала ПАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго", между Истцом и Ответчиком договор на поставку электроэнергии заключен посредством совершения конклюдентных действий (п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений, утв. постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011).
Согласно расчетам истца, стоимость коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, в спорном периоде составила:
- в январе 2018 года - 65 659, 661 кВт.ч., на общую сумму 297 438, 26 руб.;
- в феврале 2018 года - 28 908, 281 кВт.ч., на общую сумму 130 954, 51 руб.;
- в марте 2018 года - 44 654, 96 кВтч., на общую сумму 202 286,96 руб.;
- в апреле 2018 года - 40 101, 331 кВтч., на общую сумму 181 659, 01 руб.;
- в мае 2018 года - 27 900, 235 кВт на общую сумму 126 388, 07 руб.
Указанный объем потребленной электроэнергии ответчиком не оплачен.
ПАО "АЭСК" направило в адрес ООО УК "Селена" претензии требованием оплаты потребленной электрической энергии на общедомовые нужды за период с января 2018 по май 2018 года.
Неисполнение ответчиком требований, изложенных в указанных претензиях, явилось основанием обращения истца в суд с иском.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доводы сторон, доказательства и обстоятельства по делу, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что требования истца обоснованы и подлежат частичному удовлетворению, на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что товарищество собственников жилья обязано осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса.
Согласно статьям 155 и 161 Жилищного кодекса Российской Федерации абонентами, приобретающими электрическую энергию в целях предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме (собственники, наниматели), являются управляющие организации многоквартирными домами (за исключением непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений), товарищества собственников жилья, жилищный кооператив или специализированный потребительский кооператив.
В соответствии с частью 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья товарищество несет ответственность за предоставление коммунальных услуг.
Часть 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что товарищества собственников, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354) "исполнитель" это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Пунктом 13 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Согласно подпункту "б" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
С 01.01.2017 года изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном жилом доме (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). А именно, расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном жилом доме, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Соответствующие изменения были внесены в Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила N 354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491 (далее - Правила N 491), Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306 (далее - Правила N 306), а также в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года N 124 (далее - Правила N 124).
Бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в указанных нормах имеется прямое указание на приобретение исполнителем у ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса.
Частью 6.3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено право собственников помещений в многоквартирном доме и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма принять на общем собрании членов товарищества собственников жилья решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Однако, положениями названной правовой нормы разъясняется, что при этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом собственников жилья, которое отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Следовательно, внесение жильцами дома платы за электрическую энергию непосредственно ресурсоснабжающей организации не связывает этих жильцов в их правоотношениях по поводу приобретения электрической энергии с такой ресурсоснабжающей организацией.
В этом случае продолжают иметь место правоотношения между жильцом и товариществом собственников жилья как исполнителем коммунальных услуг.
Таким образом, отсутствие заключенного в письменной форме договора на приобретение коммунального ресурса в виде электрической энергии не освобождает исполнителя коммунальных услуг от оплаты фактически приобретенного коммунального ресурса (электрической энергии).
Как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161 ЖК РФ, пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом.
При выборе собственниками помещений многоквартирного дома в качестве способа управления им управление товариществом собственников жилья последнее несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должно заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Товарищество собственников жилья как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает его заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил N 354).
В соответствии с частью 6.2 статьи 155 ЖК РФ, пунктом 63 Правил N 354 по общему правилу потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Товарищество собственников жилья, которое получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми таким товариществом собственников жилья заключены договоры ресурсоснабжения.
Таким образом, из названных правовых норм следует, что при наличии в МКД товарищества собственников жилья как избранного способа управления домом в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует это товарищество как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик.
Абонентом (потребителем) по договору энергоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является товарищество собственников жилья. В свою очередь, потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам (пункт 44 Правил N 354).
Указанная формула предусматривает расчет, исходя из объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение, умноженного на тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: г. Астрахань, ул. 1 -я Железнодорожная д. 32; ул. 8-я Железнодорожная д. 59, корп. 3; ул. Латышева д. 6, корп. Б; ул. Латышева д. 6; ул. Савушкина д. 11; ул. Савушкина д. 27; ул. Савушкина д. 19, корп. 2; ул. Савушкина д. 13; ул. Татищева корп. 19; ул. Татищева д. 17; ул. Татищева д. 44; ул. Татищева д. 10; ул. Татищева д. 10 А; ул. Володарского д. 22; б-р. Победы д. 3; б-р. Победы д. 5; ул. Савушкина д. 7, корп. 2; не оборудованы общедомовыми приборами учета.
Пунктом 21(1) Правил N 124 определено, что при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом следующего:
в) объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, либо после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил менее 3 месяцев, либо по истечении 3 месяцев с момента выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил более 3 месяцев, либо при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, либо при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяется за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
где ОДН определяется в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил, как объем (количество) коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, определенный за расчетный период исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Минстроя Астраханской области от 30.05.2017 N 16 "Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей вод и электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Астраханской области" установлены следующие нормативы:
- многоквартирные дома, не оборудованные лифтами, электроотопительными и электро-нагревательными установками для целей горячего водоснабжения - 0,37 кВт.ч./1 кв.м.;
- многоквартирные дома, оборудованные лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения - 1,94 кВт.ч./1 кв.м.
Перечень помещений, входящих в состав общего имущества, площади которых применяются при расчете платы за коммунальные услуги на общедомовое потребление, определен постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Это площади помещений: межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома).
В связи с чем, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в период с января по май 2018 года должен определяться в соответствии с формулой, указанной в п.п. "в" п. 21 (1) Правил N 124, и правильно определен исходя из площади мест общего пользования, с учетом норматива на ОДН в месяц на 1 кв.м - 0,37 кВт - установленным в приложении N 2 к постановлению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства АО от 30.05.2017 г. N 16 и повышающего коэффициента в размере 1,5 (установлен пп. ж) п. 22 Правил обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утв. Постановлением Правительства РФ N 124 от 14.02.2012 г.)
Согласно расчету, размер платы за коммунальную услугу - электроснабжение, предоставленную в период январь - май 2018 г. на общедомовые нужды в МКД, расположенные по указанным адресам составляет 86 412 руб. 20 коп.
Многоквартирные дома, расположенные в г. Астрахани по следующим адресам оборудованы общедомовыми приборами учета: пер. Смоляной д. 6; ул. 28 Армии д. 6.; ул. 28 Армии д. 8, корп. 1; ул. 28 Армии д. 10; ул. 28 Армии д. 10, корп. 2; ул. 28 Армии д. 12; ул. 28 Армии д. 14; ул. 1 -я Железнодорожная д. 14;1 -я Железнодорожная д. 16; 1-я Железнодорожная д. 26; ул. 1 -я Железнодо-рожная,16, корп.2; ул.1-я Железнодорожная д. 39; ул. Татищева д. 11; ул. Татищева д. 11 "А"; Татищева д. 42.; ул. Татищева д. 43а; ул. Татищева д. 57.
В связи с чем, расчет количества потребленной электроэнергии определялся на основании показаний общедомовых приборов учета, зафиксированных в актах контрольного снятия показаний расчетных приборов учета, по формуле, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации
Vд = Vодпу - Vпотр, где:
Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям общедомового прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);
Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
На основании показаний общедомовых приборов учета, с применением вышеуказанной формулы, истцом было рассчитано количество электроэнергии, потребленной в период с января по май 2018 г. на общедомовые нужды в МКД, расположенных по адресам составило 938 726,81 руб. Оплата ответчиком не производилась.
Представители ответчика в отзыве расчеты истца не признали, пояснили, что все приборы учета, на показания которых ссылается истец, были установлены в жилых домах истцом без участия как управляющей компании, так и собственников квартир, какие-либо уведомления об установке приборов учета в адрес управляющей компании не направлялись.
В соответствии с п. 154 Основных положений процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются в том числе: характеристики прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), заводской номер и состояние прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), допуск которого в эксплуатацию осуществляется, его показания на момент завершения процедуры допуска; фамилия, имя и отчество уполномоченных представителей лиц, которые в соответствии с пунктом 152 Основных положений принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию и явились для участия в указанной процедуре; результаты проведения измерений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию (при наличии) и др.
Имеющиеся в материалах дела акты допуска в эксплуатацию ОПУ и акты проверки приборов учета составлены без участия представителей УК либо собственников квартир.
Акты контрольного снятия показаний приборов учета также составлены без каких-либо представителей потребителя, уведомления о снятии показаний не направлялись.
Ответчик указал, что при проверке расчетов истца выявлены несоответствия, которые влекут за собой завышение суммы ОДН по каждому дому.
Так, согласно расчету потребления по жилому дому по ул. Татищева, корп. 42 за январь 2018 показания общедомового прибора учета составили 12 080 кВтч. При этом, по квартире N 3 1 потребление в январе составило минус 649 кВтч, а по квартире 79 - минус 7 599,142 кВтч. Такого потребления не существует. Итого в текущем месяце потребление электроэнергии квартирами всего дома составило минус 575,29 кВтч. То есть, по логике истца, квартиры в жилом доме в январе не потребляли электроэнергию совсем.
При этом минусовой объем поквартирного потребления прибавлен истцом к показаниям общедомового прибора учета и сумма ОДН за январь 2018 составила 12 655,29 кВтч, то есть больше, чем весь месячный объем потребления, зафиксированный общедомовым прибором. Сумма к оплате, заявленная истцом в результате вычисления, составила 57 328 руб., что, по мнению ответчика, нереально, поскольку в доме 5 этажей и каких-либо общих помещений, кроме лестничных клеток, не имеется.
Аналогичная ситуация по дому по ул. 28 Армии, д. 6, за март 2018 г.: минусовое потребление квартирами N 38 (минус 2 389,956 кВтч), кв. N 78 (минус 1 265), кв. N39 (минус 189), кв. N20 (минус 877,18), сумма к оплате за ОДН - 30 647.79 руб.
По ул. Татищева корп. 11 за январь 2018: квартирами 23 (минус 506,72 кВтч), кв. N 3 (минус 111,26 кВтч), кв. N 25 (минус 5 455,131 кВтч).
Исходя из положений пунктов 59-60(2) Правил N 354 плата за коммунальные ресурсы, предоставленные потребителям квартир, может быть рассчитана тремя способами: по показаниям квартирного прибора учета, по среднемесячному потреблению и по нормативу.
Согласую подп. б) п. 59 Правил, в случае непредставления потребителем показаний индивидуального прибора учета за расчетный период плата определяется исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного за предыдущие 6 месяцев.
При этом, в соответствии с п. 60 Правил 354, плата по среднемесячному потреблению, может взиматься не более 3 месяцев подряд, затем взимается плата по установленному нормативу.
В представленных истцом расчетах отсутствует информация о способе расчета платы по каждой квартире. В связи с этим у ответчика отсутствует возможность проверить правильность исчисления поквартирного потребления, а, значит, и объема энергии, потребленной на ОДН.
Ответчик указал, что согласно расчетам истца, потребление в квартирах часто необъяснимо низкое. Так, за январь 2018 в кв. N 40 дома 26 по ул. 1-ая Железнодорожная указано потребление 4 кВтч.; по кв. N 43 по ул. Татищева, корп. 42 - потребление 10 кВтч.; в кв.72 этого же дома -12 кВтч.; по кв. 11- 4,17 кВтч; в кв. 42 дома по ул. 28 Армии, 6, потребление 11 кВтч (т. 4 л.д. 93).
Неучтенный объем потребления квартирами автоматически переходит в ОДН, и происходит взимание с управляющей компании платы за электроэнергию, потребленную жильцами дома.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний прибора учета. Формула подпункта "а" пункта 21 (1) Правил N 124 включает переменные, значения которых основаны на показаниях приборов учета.
Положения подпункта "а" пункта 21 (1) Правил N 124 об объеме коммунального ресурса, под-лежащего оплате исполнителем, равном 0, в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период (Vпотр) превышает или равна величине объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (Vодпу), не исключают перерасчет.
Абзац четвертый пункта 25 Правил N 124 предписывает, что в договоре ресурсоснабжения устанавливаются порядок и сроки составления ресурсоснабжающей организацией и исполнителем акта сверки расчетов по договору ресурсоснабжения и форма такого акта.
В случае, когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета.
Данное правовое регулирование нашло свое подтверждение в правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в решении Верховного суда РФ от 20 июня 2018 года N АКПИ18-386.
Ответчиком представлен контррасчет, который составлен на основании карточек лицевых счетов, представленных истцом. При таких обстоятельствах расчет предоставленный ответчиком, уменьшенный на отрицательные величины суд признает верным (т. 6 л.д. 125-126).
Как указано выше, истец уменьшил исковые требования до размера 921 982 руб. 03 коп.
Уменьшение исковых требований связано с тем, что с 28 марта 2018 г. дома N N 14 и 16 по ул. 1-я Железнодорожная исключены из управления ООО УК "Селена", поэтому истцом был произведен перерасчет исковых требований.
Уменьшение исковых требований судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ, если истец частично отказался от иска в сумме 16 744,78 руб., арбитражный суд прекращает производство по делу.
Судом частичный отказ от иска принят, производство по делу в части взыскания 16 744,78 руб. прекращено.
Согласно подпункту "а" пункта 16 Правил N 491, части 2.3 статьи 161 и статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг.
По правилам статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Таким образом, ответчик в силу закона наделен правомочиями по управлению жилыми домами, и именно он обязан предоставлять коммунальные услуги жильцам и оплачивать поставленную электрическую энергию истцу, которая была потреблена для нужд жилых домов.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность по оплате электроэнергии за содержание общего имущества в сумме 447 397 руб. 72 коп.
ПАО "АЭС", обжалуя постановленный судебный акт, указывает, что расчеты потребленной электроэнергии основаны на показаниях ОДПУ взятых из актов контрольного съема показаний, составленных сетевой организацией ПАО "МРСК - Юга" - "Астраханьэнерго" и данных индивидуальных приборов учета, представленных ООО "Астраханский расчетный центр".
Судебная коллегия отклоняет данные доводы жалобы, как противоречащие материалам дела и направленные на переоценку выводов арбитражного суда первой инстанции.
Представленный истцом расчет не подтвержден первичной документацией.
Каких-либо ходатайств с целью определения объема отпущенной электроэнергии истцом не заявлено.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение принято судом на основании полного исследования фактических обстоятельств дела и правильном применении норм права, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 26 декабря 2019 года по делу N А06-691/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Никольский |
Судьи |
М.Г. Цуцкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-691/2019
Истец: ПАО "Астраханская энергосбытовая компания"
Ответчик: ООО Управляющая компания "Селена"
Третье лицо: ООО "Астраханский расчетный центр", ООО "Межрегиональный расчетный центр", ПАО "МРСК-Юга" филиал "МРСК-Юга" "Астраханьэнерго"