г. Челябинск |
|
05 марта 2020 г. |
Дело N А76-23971/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Карпачевой М.И., Аникина И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Микушиной А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоснабжение Златоустовского городского округа" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.12.2019 по делу N А76-23971/2019.
В судебном заседании принял участие представитель муниципального унитарного предприятия "Водоснабжение Златоустовского городского округа" - Аплетаев А.В. (доверенность от 09.01.2020).
Муниципальное унитарное предприятие "Водоснабжение Златоустовского городского округа" (далее - МУП "Водоснабжение ЗГО", предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к муниципальному казённому учреждению Златоустовского городского округа "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - МКУ ЗГО "УЖКХ", учреждение, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии, оформленного письмом от 21.06.2019 N 1609/УЖКЖ и обязании Администрации Златоустовского городского округа (далее - Администрация) заключить соглашение с МУП "Водоснабжение ЗГО" о предоставлении целевой субсидии ресурсоснабжающей организации, имеющей муниципальную форму собственности, на возмещение затрат по погашению задолженности за топливно-энергетические ресурсы за 2016 год в соответствии с заявкой о предоставлении субсидии N 238 от 10.06.2019.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 25.12.2019 (резолютивная часть от 18.12.2019) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С указанным решением суда не согласилось МУП "Водоснабжение ЗГО" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Полагает, что порядок и основания для предоставления предприятию субсидии должны регулироваться Постановлением Администрации Златоустовского городского округа N 60-П от 28.02.2013, которым заявленные ответчиками основания для отказа в предоставлении субсидии не указаны. Применение судом первой инстанции для оценки правоотношений сторон Порядка предоставления субсидий, утв. Постановлением Администрации Златоустовского городского округа N 116-П от 28.03.2017, апеллянт считает необоснованным, поскольку его применение на ранее возникшие правоотношения сторон ответчиками не доказано, и оснований для такого применения не имеется в силу статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. Для оценки права истца на получение субсидии должен применяться нормативный акт, действовавший на момент возникновения у истца права на получение недополученного дохода, то есть с момента возникновения разницы плана отпуска воды за 2016 год, а последующее обращение истца в 2019 году с заявлением о предоставлении субсидии обусловлено длящимся характером правоотношений сторон.
К дате судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ответчика не явились.
С учётом мнения представителя истца и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия ответчика.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, 10.06.2019 МУП "Водоснабжение ЗГО", на основании подпункта "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 603 от 01.07.2014 "О порядке расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах обращения с твердыми коммунальными отходами, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и определения размера компенсации за счет средств федерального бюджета расходов бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, возникших в результате возмещения недополученных доходов" (далее - Постановление Правительства РФ N 603), Постановления Администрации ЗГО N 60-П от 28.02.2013 "Об утверждении порядка предоставления субсидии ресурсоснабжающим организациям, осуществляющим деятельность на территории Златоустовского городского округа на возмещение недополученных доходов от оказания населению услуг по тепло- и водоснабжению" (далее - Постановление Администрации ЗГО N 60-П), обратилось в Администрацию Златоустовского городского округа с заявлением о заключении соглашения на возмещение недополученных предприятием доходов за 2016 год в размере 20 591 870 рублей (л.д. 5).
21.06.2019 письмом МКУ ЗГО "УЖКХ" N 1609/УЖКЖ предприятию отказано в предоставлении субсидии, со ссылкой на несоответствие обращения заявителя порядку предоставления ресурсоснабжающим организациям субсидии на возмещение затрат по погашению задолженности за топливно-энергетические ресурсы, утверждённому Постановлением Администрации Златоустовского городского округа от 28.03.2017 N 116-П "Об утверждении Порядка предоставления субсидии ресурсоснабжающим организациям на возмещение затрат по погашению задолженности за топливно-энергетические ресурсы" (далее - Постановление Администрации ЗГО N 116-П).
Полагая, что решение в отказе в предоставлении субсидии является незаконным и необоснованным, предприятие обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявка предприятия от 10.06.2019 не соответствовала пунктам 2.1. и 2.2. Порядка предоставления субсидий, утв. Постановлением Администрации Златоустовского городского округа N 116-П от 28.03.2017, действовавшего на момент обращения предприятия в уполномоченный орган, что в силу пункта 2.6. того же Порядка является основанием для отказа в предоставлении субсидии. Кроме того, в нарушение
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы истца, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам относится к бюджетным ассигнованиям.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 данной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В целях создания единого механизма расчета размера возмещения недополученных доходов организаций независимо от уровня бюджета Правительством Российской Федерации принято постановление от 01.07.2014 N 603 "О порядке расчета размера возмещения организациям, осуществляемым регулируемые виды деятельности в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности, за счет средств федерального бюджета расходов бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, возникших в результате возмещении недополученных доходов".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 названного Порядка обязательным условием предоставления регулируемым организациям возмещения недополученных доходов является наличие договора (соглашения), заключенного регулируемой организацией и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, содержащего порядок возврата средств в размере величины корректировки размера возмещения недополученных доходов, рассчитанной в соответствии с Правилами, утвержденными абзацем вторым пункта 1 настоящего постановления. Указанный договор (соглашение) должен предусматривать возврат средств в бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет в последний год долгосрочного периода регулирования, а применительно к решениям, не связанным с изменением долгосрочных параметров регулирования, и к решениям, связанным с применением долгосрочных параметров регулирования, отличных от утвержденных или согласованных органами регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, - в году, следующем за годом исполнения обязательств по возмещению недополученных доходов.
В качестве причины отказа в предоставлении субсидии Администрация сослалась, в том числе, на несоблюдение заявителем требований, установленных постановлением Администрации N 116-П от 28.03.2017 (л.д.6).
Пунктом 2.2 Порядка предоставления субсидий, утвержденного Постановлением Администрации N 116-П от 28.03.2017 (далее - Порядок N 116-П), определен перечень документов, необходимых для предоставления субсидии ресурсоснабжающей организации, и представляемых совместно с заявкой на получение субсидии (л.д.9-11).
Вместе с тем, как обоснованно указано судом первой инстанции, материалы дела не содержат доказательств представления предприятием документов, приложенных к заявлению от 10.06.2019, и подтверждающих соблюдение предприятием условий для получения испрашиваемой субсидии.
Согласно положениям статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 этого Кодекса.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости применения к правоотношениям сторон Постановления Администрации Златоустовского городского округа N 60-П от 28.02.2013 (далее - Порядок N 60-П) не могут в данном случае являться основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Пунктом 5 Порядка N 60-П были также установлены критерии отбора ресурсоснабжающей организации, имеющей право на получение субсидии, среди которых, является наличие обоснованных и документально подтвержденных недополученных доходов от оказания населению услуг по тепло- и водоснабжению по регулируемым тарифам (л.д.12-14).
Для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии организации предоставляют в Администрацию заявку на получение субсидии с приложением документов, указанных в пункте 6 ПорядкаN 60-П.
В случае несоответствия предоставленных документов настоящему Порядке и/или отсутствия средств в бюджете Златоустовского городского округа на данные цели МКУ ЗГО "УЖКХ" в течение 5 дней с момента рассмотрения заявки и приложенных к ней документов уведомляет организацию об отказе в предоставлении субсидии (пункт 7 Порядка N 60-П).
С учетом отсутствия документов, подтвержденных недополученные доходы от оказания населению услуг по тепло- и водоснабжению по регулируемым тарифам, на что правомерно указано судом первой инстанции, у учреждения отсутствовали основания для заключения соглашения с предприятием о предоставлении субсидии на возмещение затрат по погашению задолженности за топливно-энергетические ресурсы за 2016 год.
Таким образом, поскольку поданное истцом заявление о предоставлении субсидии не соответствовало как требованиям Порядка N 116-П, так и требованиям Порядка N 60-П, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
С учетом изложенного в мотивировочной части настоящего постановления, решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.12.2019 по делу N А76-23971/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоснабжение Златоустовского городского округа" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-23971/2019
Истец: МУП "ВОДОСНАБЖЕНИЕ ЗЛАТОУСТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА"
Ответчик: Администрация Златоустовского городского округа, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗЛАТОУСТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА"
Третье лицо: МКУ ЗГО "Управление жилищно-коммунального хозяйства"