город Воронеж |
|
04 марта 2020 г. |
Дело N А36-5917/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем Малюгиным П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транспортно-Экспедиционная Компания "ЛКТранс" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.11.2019 по делу N А36-5917/2019 (судья Истомина Е.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транспортно-Экспедиционная Компания "ЛКТранс" (ОГРН 1164827062839, ИНН 4825118032) о признании незаконными постановлений инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г.Липецка о производстве выемки, изъятия документов и предметов; действия по выемке документов; об обязании устранить допущенные нарушения законных прав путем возврата документов,
при участии:
от инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г.Липецка: Азарина С.Ю., представитель по доверенности от 15.07.2019; Луговских И.А., представитель по доверенности от 25.02.2020;
от общества с ограниченной ответственностью "Транспортно-Экспедиционная Компания "ЛКТранс" - представители не явились, надлежаще извещено,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Транспортно-экспедиционная Компания "ЛКТранс" (далее - ООО ТЭК "ЛКТранс", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконными постановлений инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г.Липецка (далее - ИФНС по Правобережному району г.Липецка, налоговый орган, инспекция) от 26.07.2018 N 1/1, от 09.08.2018 N 1/2 "О производстве выемки, изъятия документов и предметов"; о признании незаконными действия налогового органа по выемке документов по данным постановлениям.; об обязании устранить допущенные нарушения путем возврата изъятых документов.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 14.1.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом в части, ООО ТЭК "ЛКТранс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда области и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Указывает на то, что вынесенные постановления и приняты инспекцией действия являлись избыточными, проверка длится уже более 18 месяцев, в постановлениях отсутствуют указания на основания для производства выемки. Сам по себе факт указания на проведение экспертизы не позволяет идентифицировать экспертизу и ее род, при этом постановление о назначении экспертизы в порядке ст.95 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) налоговым органом не выносилось.
Кроме того, выездная проверка проводилась по месту нахождения общества по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), что исключает обоснованность такого основания производства выемки как отсутствия общества по адресу регистрации. При этом поручение о проведении осмотра датировано 26.06.2018, в то время как проверка проводилась с 23.07.2018.
В ходе судебного заседания представители налогового органа возражали против доводов апелляционной жалобы, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения.
ООО ТЭК "ЛКТранс" явку своих представителей не обеспечило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие не явившегося участника процесса в порядке ст. ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Решением от 23.07.2018 N 2 на основании ст.89 НК РФ в отношении ООО ТЭК "ЛКТранс" была начата выездная налоговая проверка по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на добавленную стоимость за период с 01.10.2016 по 31.12.2017. Копия решения вручена 26.07.2018 генеральному директору Ильину А.Е.
26.07.2018 налоговым органом было вынесено постановление N 1/1 производстве выемки, изъятия документов и предметов, основанием для вынесения которого послужило непредставление (представление не в полном объеме) документов по требованиям от 15.08.2017 N 29177 и от 14.06.2018 N 10/35658; отсутствие общества в офисе N 11 по адресу, заявленному в ЕГРЮЛ, а также необходимость проведения экспертизы в рамках выездной проверки и наличие у инспекции оснований полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.
В соответствии с указанным постановлением изъятию подлежали документы и предметы бухгалтерского и налогового учета, документы финансово-хозяйственной деятельности общества за периоды 4 квартал 2016 года, 1-4 кварталы 2017 года. Выемка производилась по адресу г.Липецк, ул.Тельмана, д.116, офис 11, 14, 16, 36, 37.
Постановление о производстве выемки вручено генеральному директору общества Ильину А.Е. в день его вынесения.
Из протокола выемки от 26.07.2018 N 1 следует, что выемка проводилась в присутствии понятых и представителя общества по доверенности Семченко М.Ю., в отсутствие применения технических средств. Права и обязанности разъяснены. Документы по списку выданы добровольно.
Документы пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью общества на 95 листах. Подробный список с указанием реквизитов изъятых документов содержится в протоколе. Копии не изготавливались. Все изымаемые документы и предметы предъявлены понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, изъятия.
Также в протоколе отражено, что при производстве выемки выявлено отсутствие в офисах 14 и 16 документов по контрагентам ООО "Лидер" (представлены только счета-фактуры, отраженные в протоколе), ООО "Транс-Порт", ООО "Бизне Логистика", ООО АТК "Контакт-Авто", ООО "Кронос" отсутствуют. Согласно пояснениям Ильина А.Е. отсутствие документов на момент проведения выемки обусловлено спецификой деятельности предприятия, возможностью нахождения данных документов у контрагента либо в другом месте. Руководитель общества указал на возможность нахождения документов по адресу г. Липецк, Грязинское шоссе, д.9а.
Протокол о производстве выемки, а также копии изъятых документов был получен генеральным директором общества, что подтверждается его подписью.
В связи с непредставлением части документов, налоговым органом 09.08.2018 было вынесено постановление N 1/2 о производстве выемки, изъятия документов и предметов по адресу г. Липецк, ул. Тельмана, д.116, офис 14, 16.
Основанием для вынесения которого послужило непредставление (представление не в полном объеме) документов по требованиям от 15.08.2017 N 29177 и от 14.06.2018 N 10/35658; отсутствие общества в офисе N 11 по адресу, заявленному в ЕГРЮЛ, а также необходимость проведения экспертизы в рамках выездной проверки и наличие у инспекции оснований полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.
В соответствии с указанным постановлением изъятию подлежали документы и предметы бухгалтерского и налогового учета, документы финансово-хозяйственной деятельности общества за периоды 4 квартал 2016 года, 1-4 кварталы 2017 года.
Постановление о производстве выемки вручено генеральному директору общества Ильину А.Е. в день его вынесения.
Из протокола выемки от 09.08.2018 N 2 следует, что выемка проводилась в присутствии понятых и представителя общества по доверенности Семченко М.Ю., в отсутствие применения технических средств. Права и обязанности разъяснены. Документы по списку выданы добровольно.
Документы пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью общества. Всего изъято 700 документов по 57 позициям в 11 прошитых томах Подробный список с указанием реквизитов изъятых документов содержится в протоколе. Копии не изготавливались. Все изымаемые документы и предметы предъявлены понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, изъятия. Замечаний на протокол не поступило.
Протокол о производстве выемки, а также копии части изъятых документов был получен генеральным директором общества, что подтверждается его подписью.
ООО ТЭК "ЛКТранс" обжаловало постановления о выемке в управление Федеральной налоговой службы по Липецкой области, которое решением от 29.04.2019 N 66 оставило жалобу без удовлетворения.
Полагая постановления налогового органа от 26.07.2018 N 1/1 и от 09.08.2018 N 1/2, а также действия по изъятию документов и предметов незаконным и необоснованным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО ТЭК "ЛКТранс" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с соответствующим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции в формах, предусмотренных Кодексом.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право производить выемку документов в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.
Так, пунктом 14 статьи 89 Кодекса предусмотрено, что при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ.
Из абзаца 2 пункта 4 статьи 93 НК РФ следует, что таким же правом налоговые органы наделены при отказе проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставления их в установленные сроки. В этом случае должностное лицо налогового органа, проводящее выездную налоговую проверку, также вправе произвести выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 Кодекса.
Согласно пункту 8 статьи 94 НК РФ в случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов в порядке, предусмотренном названной статьей.
Приведенными нормами налогового законодательства закреплено право налогового органа произвести у налогоплательщика выемку необходимых для проверки документов в случаях, если имеется обоснованная необходимость выемки.
В частности, такая необходимость может возникнуть тогда, когда для проведения проверки недостаточно копий документов и у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц имеются достаточные основания полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, а также в случаях отказа проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставления их в установленные сроки.
На наличие указанных обстоятельств указывается в постановлении о проведении выемки, которое, в силу положений пункта 1 статьи 94 НК РФ, выносится должностным лицом налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, и утверждается руководителем этого налогового органа.
Согласно пункту 3 статьи 94 НК РФ выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.
Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно (пункт 4 статьи 94 Кодекса).
Из пункта 6 статьи 94 НК РФ следует, что о производстве выемки (изъятия) документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных статьей 99 Кодекса.
Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов (пункт 7 статьи 94 НК РФ).
Из изложенных правовых норм следует, что действия по выемке документов могут быть произведены налоговым органом в рамках осуществления мероприятий налогового контроля лишь при наличии оснований, установленных налоговым законодательством, а именно - при недостаточности копий документов и (или) при наличии у лиц, осуществляющих выездную налоговую проверку, на момент вынесения постановления о производстве выемки достаточных основания полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, либо при отказе проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставлении их в установленные сроки.
При возникновении спора о законности постановления о производстве выемке и действий налогового органа по производству налоговый орган, в силу положений части 5 статьи 200 АПК РФ, должен доказать наличие этих оснований. Налогоплательщик, в свою очередь, на основании ст.65 АПК РФ должен доказать, что действия налогового органа по осуществлению выемки не соответствуют закону и нарушают его права.
Из представленных в материалы дела документов, включая содержания постановлений о производстве выемки и протоколов выемки следует соблюдение налоговым органом требований процедуры проведения соответствующих процессуальных действий. Как следует из пояснений налогового органа, данных в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, выемка проводилась в связи с возникновением необходимости проведения почерковедческой экспертизы подлинников документов.
При указанных обстоятельствах тот факт, что налогоплательщик фактически располагается по юридическому адресу, не опровергает наличие оснований для производства выемки и изъятия документов.
Доводы об избыточности действий налогового органа по изъятию документов подлежат отклонению, поскольку определение круга документов, необходимых для проверки предположений налогового органа, возможно только самим налоговым органом в ходе контрольных мероприятий.
Необходимость изъятия документов: счетов-фактур, договоров с соответствующими контрагентами, иных документов по сделкам с такими контрагентами, их отношение к предмету проверки, а равно и действия налогового органа по проведению проверки в течение 18 месяцев, отсутствие постановления о назначении экспертизы в рамках настоящего дела проверке не подлежит. Процедура проверки подлежит исследованию при проверке законности ненормативного акта, принятого по результатам выездной налоговой проверки.
В указанной связи апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины в соответствии с положениями ст.110 АПК РФ и исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, подлежат отнесению на общество.
Руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.11.2019 по делу N А36-5917/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-5917/2019
Истец: ООО "ЛКТранс"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Липецка
Третье лицо: Тишинский Николай Анатольевич