город Омск |
|
06 марта 2020 г. |
Дело N А46-19488/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-754/2020) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 23.12.2019 по делу N А46-19488/2019 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Омскэнерго" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (ИНН 5503217827, ОГРН 1105543000782) о признании недействительным решения об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
от публичного акционерного общества ""Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Омскэнерго" - Хирт Алексей Владимирович (по доверенности N 55/38/55/186 от 24.09.2018 сроком действия по 16.06.2020);
установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ПАО "МРСК Сибири", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ Росимущества в Омской области, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером 55:31:111101:2826, выраженного в письме от 18.09.2019 N ТУ-03/6616, а также об обязании в течение 10 дней со дня вступления в законную силу судебного акта, рассмотреть по существу заявление о выдаче разрешения на использование земельного участка, содержащееся в письме ПАО "МРСК Сибири" от 05.08.2019 N 1.5/01- 05/9571-исх.
Решением Арбитражного суда Омской области от 23.12.2019 по делу N А46-19488/2019 требования ПАО "МРСК Сибири" удовлетворены, признано незаконным решение ТУ Росимущества в Омской области об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером 55:31:111101:2826, выраженное в письме от 18.09.2019 N ТУ-03/6616. Суд обязал ТУ Росимущества в Омской области рассмотреть и подготовить ответ на заявление о выдаче разрешения на использование земельного участка, содержащееся в письме ПАО "МРСК Сибири" от 05.08.2019 N 1.5/01-05/9571-исх. в течение 30 дней со дня вступления в законную силу судебного акта.
Этим же судебным актом с ТУ Росимущества в Омской области в пользу ПАО "МРСК Сибири" взысканы 3 000 руб. по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ПАО "МРСК Сибири".
В обоснование апелляционной жалобы ее податель заявляет о том, что представленная Обществом схема границ сервитута на кадастровом плане территории не соответствует требованиям, установленным статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Приказу Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (далее - Приказ N 762).
ТУ Росимущества в Омской области указывает, что в связи с несоответствием схемы границ сервитута на кадастровом плане территории, а также отсутствии проектной документации на линии электропередачи классом 35 кВ, принять решение об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:31:111101:2826, не представлялось возможным.
ТУ Росимущества в Омской области утверждает, что письмо от 18.09.2019 N ТУ-03/6616 не является отказом, а носит уведомительный характер.
В предоставленном до начала судебного заседания отзыве ПАО "МРСК Сибири" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в его отсутствие.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ПАО "МРСК Сибири" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, проверив в соответствии со статьей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, филиалом ПАО "МРСК Сибири" заключен договор об осуществлении технологического присоединения от 13.05.2019 N 20.5500.893.19 с Порывай Евдокией Павловной.
Строительство линии электропередачи (далее - ЛЭП) планировалось на земельном участке с кадастровым номером 55:31:111101:2826.
В соответствии со статьями 39.33-39.36 ЗК РФ, Постановлением Правительства Омской области от 24.06.2015 N 170-п "О порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление N170-п) в адрес ТУ Росимущества в Омской области направлено письмо от 18.06.2019 N 1.5/16-19/7903-исх с приложением заявления о выдаче разрешений на использование земельного участка с кадастровым номером 55:31:111101:2826.
В ответ получено письмо от 17.07.2019 N ТУ-03/4884 (N 1.5/1812-вх-пов от 26.07.2019), в котором содержится отказ на установление сервитута на земельный участок с кадастровым номером 55:31:111101:2826.
В ответ на полученный отказ в адрес ТУ Росимущества в Омской области направлено письмо от 05.08.2019 N 1.5/01 -05/9571-исх, в котором уточнялось, что ПАО "МРСК Сибири" обращалось с заявлением за выдачей разрешения на использование земельного участка, а не за установлением сервитута, в связи с чем требования, устанавливаемые к заявлению о выдаче публичного сервитута, к заявлению ПАО "МРСК Сибири" о выдаче разрешения на использование земельного участка применяться не могут.
Также к письму приложено повторное заявление о выдаче разрешения на использование с заверенными копиями доверенности представителя заявителя и документа, удостоверяющего личность представителя заявителя.
26.09.2019 в ответ на данное письмо ПАО "МРСК Сибири" от ТУ Росимущества в Омской области получено письмо от 18.09.2019 N ТУ-03/6616 (N 1.5/2447-вх-пов от 26.09.2019), содержащее повторный отказ на установление сервитута. Вопрос о выдаче разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером 55:31:111101:2826 рассмотрен не был.
Полагая отказ ТУ Росимущества в Омской области незаконным и нарушающим его права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в суд с требованием о признании недействительным решения об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка.
23.12.2019 Арбитражный суд Омской области принял решение, которое обжаловано Росимущества в Омской области в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Порядок технологического присоединения, в том числе объектов, принадлежащих сетевым организациям, урегулирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В соответствии с пунктом 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами N 861.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в том числе в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно пункту 5 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, к таким объектам относятся ЛЭП классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Постановлением Правительства Омской области от 24.06.2015 N 170-п утвержден Порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Порядок).
Данный порядок регулирует вопросы, связанные с размещением объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Омской области, перечень которых определен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее соответственно - объекты, Перечень).
В соответствии с пунктом 4 порядка к заявлению прилагаются:
1) копии документов, удостоверяющих личность заявителя, а также документ, подтверждающий полномочия представителя (в случае, если заявление подается представителем);
2) схема размещения объектов, содержащая адресные ориентиры, площадь (протяженность) объектов;
3) схема границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории.
4) копия согласованного в установленном порядке проекта благоустройства территории, если для размещения объекта необходима подготовка такого проекта.
Как следует из пункта 5 порядка кроме документов, указанных в пунктах 3, 4 Порядка, представляются:
1) в случае, если предполагается размещение объектов на земельном участке:
- кадастровая выписка о земельном участке или кадастровый паспорт земельного участка;
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на земельный участок;
2) в случае размещения объектов, предусмотренных пунктами 1 - 3, 5 - 7, 9 - 12, 15 Перечня, - документы, подтверждающие отнесение объекта к видам объектов, установленным Перечнем.
Документы, указанные в настоящем пункте, представляются заявителем (представителем) по собственной инициативе. Если данные документы не представлены, они запрашиваются уполномоченным органом самостоятельно в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 8 Порядка решение об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в случае, если:
1) заявление и прилагаемые к нему документы не соответствуют пунктам 3, 4 Порядка либо в представленных документах содержатся недостоверные сведения;
2) в заявлении указаны предполагаемые к размещению объекты, не предусмотренные Перечнем;
3) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
4) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, используется на основании разрешения, выданного в соответствии с Порядком, либо разрешения, выданного в порядке, установленном статьей 39.34 ЗК РФ;
5) размещение объектов повлечет нарушение ограничения использования земельных участков в случаях, установленных ЗК РФ, федеральными законами, либо ведет к нарушению требований градостроительных, противопожарных, санитарных норм и иных требований законодательства;
6) размещение объектов не соответствует установленному виду разрешенного использования земельных участков либо повлечет за собой ограничение использования земельного участка (территории) общего пользования, а также ограничение доступа на территорию общего пользования третьих лиц.
Как следует из материалов дела, ПАО "МРСК Сибири", обращаясь в ТУ Росимущества в Омской области с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка, к которому приложило схему размещения объекта (л. д.15), схему границ, предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории, с указанием координат характерных точек границ территории (оборотная сторона л. д.15), копию доверенности и паспорта заявителя.
Таким образом, ПАО "МРСК Сибири" предоставило все необходимые документы в соответствии с утвержденным Порядком.
В апелляционной заинтересованное лицо ссылается на то, что представленная Обществом схема границ сервитута на кадастровом плане территории не соответствует требованиям, установленным статьей 11.10 ЗК РФ и Приказу N 762.
Суд апелляционной инстанции признает данные доводы несостоятельными, поскольку в порядке части 3 статьи 39.36 ЗК РФ размещение объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута не требует образования земельных участков, соответственно, требования Приказа N 762 на схему границ, предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории, являющуюся приложением к заявлению о выдаче разрешения на использование, не распространяются.
Утвержденным Порядком также не предусмотрено предоставление проектной документации на линии электропередачи классом 35 кВ при выдаче разрешения на использование земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитута.
Доводы ТУ Росимущества в Омской области о том, что письмо от 18.09.2019 N ТУ-03/6616 не является отказом, а носит уведомительный характер, являются необоснованными и подлежат отклонению, поскольку данное письмо влечет для заявителя юридические значимые последствия, фактически является отказом регистрирующего органа в выдаче разрешения.
В соответствии с пунктом 6 Постановления N 170-п по результатам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов уполномоченным органом принимается решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня их поступления.
Иного ответа по результатам рассмотрения обращения ПАО "МРСК Сибири" от 05.08.2019 N 1.5/01 в материалы дела заинтересованным лицом не представлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив заявленные ПАО "МРСК Сибири" требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы Администрации не имеется.
В соответствии подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ТУ Росимущества в Омской области освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственная пошлина по его апелляционной жалобе распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 23.12.2019 по делу N А46-19488/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-19488/2019
Истец: ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ СИБИРИ", ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - филиал "Омскэнерго"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
02.07.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2264/20
06.03.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-754/20
23.12.2019 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-19488/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-19488/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-19488/19