город Воронеж |
|
03 марта 2020 г. |
Дело N А14-17819/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем Малюгиным П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аукционы Федерации" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.12.2019 по делу N А14-17819/2019 (судья Соколова Ю.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аукционы Федерации" (ОГРН 1110280063563, ИНН 0278184720) о признании недействительным решения управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН 1033600046908, ИНН 3664022568) от 10.09.2019 (дело N 036/10/18.1-638/2019),
третьи лица: Беспалов Сергей Николаевич, организатор торгов конкурсный управляющий; Корепанов Роман Михайлович,
в отсутствие представителей ООО "Аукционы Федерации", управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области, Беспалова Сергея Николаевича и Корепанова Романа Михайловича, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Аукционы Федерации" (далее - ООО "Аукционы Федерации", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным решения управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - УФАС по Воронежской области, управление, антимонопольный орган) от 10.09.2019 по делу N 036/10/18.1-638/2019.
Определением от 17.10.2019 указанное заявление было принято судом к своему производству. Этим же определением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Беспалов Сергей Николаевич (организатор торгов конкурсный управляющий, далее - Беспалов С.Н.) и Корепанов Роман Михайлович (далее - Корепанов Р.М.).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 19.12.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Аукционы Федерации" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой содержится просьба об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что в силу специфики используемого программного обеспечения не имеет доступа к сведениям о наличии технического сбоя при проведении торгов. Данная информация поступила в адрес заявителя лишь 19.08.2019.
При этом у оператора отсутствует обязанность по круглосуточному контролю проведения торгов без учета правил трудового распорядка. Обязанность по размещению электронного сообщения о техническом сбое была выполнена немедленно по получению данной информации.
Ссылается на отсутствие причинно-следственной связи между наступившими последствиями и техническим сбоем. Восстановить право продажи по лоту N 47 невозможно в связи с недобросовестным поведением участника торгов ООО ПЦ "Антикризис".
УФАС по Воронежской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором содержится просьба оставить решение суда без изменения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседания явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
05.07.2019 на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ) и 06.07.2019 в интернет-версии газеты "Коммерсантъ" организатором торгов - конкурсным управляющим Беспаловым Сергеем Николаевичем было размещено извещение о проведении торгов по продаже имуществе должника ООО "Крыша".
В соответствии с информацией указанной в сообщении о проведении торгов, начало аукциона 14.08.2019 в 14 часов на ЭТП "Аукционы Федерации" на сайте www.alfalot.ru. Победителем признается участник, предложивший наиболее высокую цену за лот. Решение об определении победителя торгов принимается организатором торгов не позднее одного рабочего дня со дня окончания торгов и оформляется протоколом о результатах подведения итогов торгов, который размещается на электронной площадке в день проведения торгов.
Торги по продаже имущества должника ООО "Крыша" - лоты N 48,47,34 с открытой формой предложения начались 14.08.2019 в 14:06:41 и закончились 16.08.2019 в 23:59:22. Победителем признан участник - ООО "Правовой центр "Антикризис".
Как следует из письменных пояснений генерального директора ООО "Аукционы Федерации" Кульбаева Л.З., организатора торгов и заявителя, оператор электронной площадки размещает в личном кабинете информацию о том, что торги приостанавливаются на время выходных дней с 16.08.2019 00:00:00 по 18.08.2019 00:00:00.
Согласно протоколам о результатах торгов от 17.08.2019 N 8125-48, 8125-47, 8125-34 торги проводились до 23:59:57 16.08.2019 и 17.08.2019 (выходной день) были подведены итоги аукциона.
23.08.2019 в УФАС по Воронежской области поступила жалоба Корепанова Романа Михайловича на действия организатора торгов и оператора электронной площадки ООО "Аукционы Федерации" при организации открытых торгов о продаже имущества должника ООО "Крыша" (код торгов 3996191, лоты N 34, 47, 48).
По мнению Корепанова Р.М., организатором торгов и ЭТП ООО "Аукционы Федерации" были нарушены его права и законные интересы вследствие неправомерного подведения итогов аукциона 17.08.2019 (в выходной день).
В ходе проведения проверки по указанной жалобе, УФАС по Воронежской области было установлено, что в соответствии с п.п. "д" пункта 5.1 регламента проведения электронных торгов на электронной площадке Альфалот, утвержденного генеральным директором Кульбаевым Л.З. 01.07.2019, электронная площадка обеспечивает свободный круглосуточный бесперебойный доступ к электронной площадке через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" в течение всего времени проведения открытых торгов организаторам торгов, заявителям на участие в открытых торгах, а также участникам открытых торгов в соответствии с правами, предоставленными указанным лицам согласно законодательству Российской Федерации, в том числе согласно порядку проведения открытых торгов.
В соответствии с информацией, предоставленной оператором электронной площадки в системе произошел технический сбой и подведение итогов 17.08.2019 произошло в результате технического сбоя.
Как следует из информации, размещенной на сайте ЭТП Альфалот, письменных пояснений генерального директора ООО "Аукционы Федерации" Кульбаева Л.З., 17.08.2019 года в 00.00 на ЭТП Альфалот произошел технический сбой в результате которого прекратилось проведение аукциона N 8125 по лотам N 34, 47, 48.
Уведомление о произошедшем техническом сбое поступило в адрес организатора торгов и участников торгов и было размещено на сайте ЭТП Альфалот 19.08.2019.
Согласно ответу на запрос антимонопольного органа, поступившего от ООО "Аукционы Федерации" (исх. N 59 от 06.09.2019) приостановка торговой сессии открытого аукциона в выходные дни не регламентируется действующим законодательством и информация об этом имеется только в личном кабинете, что подтверждается и письмами ООО "Фогсофт" - разработчика электронной площадки.
Из информационных писем ООО "Фогсофт" следует, что в ходе анализа рассматриваемой ситуации было выявлено, что причиной внепланового завершения торгов является некорректная логика работы сервиса приложения в ситуации, когда в графике работы ЭТП объявлены два выходных дня подряд и торговая сессия аукциона приостанавливается на нерабочее время ЭТП.
Приостановка торговой сессии аукциона на выходной день не регламентируется законодательством. Решение о приостановке торговых сессий аукционов на выходные дни и вечернее время принимается оператором ЭТП для повышения удобства работы участников торгов.
Логика системы реализована таким образом, что в нерабочее время ЭТП пользователям системы доступны все действия и функции системы, за исключением проведения торговой сессии открытых по форме подачи ценового предложения аукционов и конкурсов.
Такая реализация обусловлена тем, что участие в торговой сессии требует постоянного присутствия пользователей, а некоторые торги могут затягиваться на несколько дней. Для того чтобы пользователи имели возможность на перерыв, активные торговые сессии аукционов приостанавливаются на нерабочее время площадки. Торги N 8125 были корректно приостановлены на нерабочее время торговой площадки в соответствии с графиком работы.
Проблема с внезапным завершением торга связана с несвоевременным и некорректным возобновлением торговой сессии, вызванным неверной логикой работы сервиса ЭТП.
По результатам рассмотрения жалобы Комиссией УФАС по Воронежской области 10.09.2019 было принято решение N 036/10/18.1-638/2019.
Пунктом 2 указанного решения оператор электронной площадки ООО "Аукционы Федерации" признан нарушившим порядок проведения торгов, установленного в пункте 6.2 Приказа Минэкономразвития от 23.07.2015 N 495.
Полагая решение УФАС по Воронежской области необоснованными и нарушающими его права и законные интересы, ООО "Аукционы Федерации" обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Воронежской области.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198, пунктов 4 и 5 ст. 200 АПК РФ оспаривание ненормативных правовых актов допускается в случае, когда такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на лицо какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания возлагается на орган, который принял оспариваемый ненормативный правовой акт.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N135-ФЗ) антимонопольный орган по правилам данной статьи рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с ч. 20 ст. 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности "банкротстве", для целей настоящего Федерального закона под оператором электронной площадки понимается любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, государственная регистрация которых осуществлена в установленном порядке на территории Российской Федерации, которые проводят торги в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом и являются членами саморегулируемой организации операторов электронных площадок.
Для проведения торгов в электронной форме оператор электронной площадки должен владеть сайтом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором проводятся торги в электронной форме (далее - электронная площадка).
Порядок проведения торгов в электронной форме, требования к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утверждаются регулирующим органом.
Приказом Минэкономразвития от 23.07.2015 N 495 утвержден порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве и требования к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.
В соответствии с пунктом 6.2. Приказа Минэкономразвития от 23.07.2015 N 495, при возникновении технического сбоя в работе электронной площадки, препятствующего проведению торгов (далее - технический сбой), оператор электронной площадки размещает на электронной площадке в соответствии с подпунктом "ж" пункта 8.1 настоящего Порядка информацию в форме электронного сообщения с указанием даты и точного времени возникновения технического сбоя, предполагаемых сроков его устранения.
После возобновления работы электронной площадки оператор электронной площадки в соответствии с подпунктом "ж" пункта 8.1 настоящего Порядка размещает на электронной площадке информацию в форме электронного сообщения с указанием даты и времени возобновления работы электронной площадки, о мерах, принятых оператором для устранения технического сбоя. Указанная информация в форме электронного сообщения одновременно с ее размещением на электронной площадке направляется организаторам торгов, лицам, представившим заявки на участие в торгах, участникам торгов, проведению которых препятствовал технический сбой.
Организатор торгов принимает решение об установлении новых сроков, предусмотренных при проведении торгов, с учетом положений пунктов 6.2.1 и 6.2.2 настоящего Порядка и направляет такое решение оператору электронной площадки в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью, не позднее десяти рабочих дней со дня получения от оператора электронной площадки информации о возобновлении работы электронной площадки.
Оператор электронной площадки в соответствии с подпунктом "з" пункта 8.1 настоящего Порядка размещает на электронной площадке указанное в абзаце третьем настоящего пункта электронное сообщение и одновременно с размещением на электронной площадке направляет его лицам, представившим заявки на участие в торгах, участникам торгов.
Электронные сообщения о возникновении технического сбоя, а также о возобновлении работы электронной площадки, размещение которых предусмотрено абзацами первым и вторым пункта 6.2 настоящего Порядка, - не позднее тридцати минут после возникновения указанных обстоятельств или возобновления работы электронной площадки (п.п. "ж" п.8.1 Приказа Минэкономразвития от 23.07.2015 N 495).
В связи с изложенным и исходя из приведенных фактических обстоятельств дела судом области был сделан верный вывод о наличии в действиях оператора электронной площадки ООО "Аукционы Федерации" нарушений порядка проведения торгов, установленных в пункте 6.2 Приказа Минэкономразвития от 23.07.2015 N 495. Также суд обосновано принял во внимание отсутствие регламентированных документов о возможности приостановки торговой сессии.
При указанных обстоятельствах подлежат отклонению доводы общества об установленном рабочем режиме и отсутствии обязанности по круглосуточному контролю за проведением торгов.
Ссылки апелляционной жалобы на специфику программного обеспечения, которое не позволяет своевременно получить информацию о произошедшем техническом сбое, подлежит отклонению с учетом информационных писем ООО "Фогсофт" (разработчик программного обеспечения). Доказательств, свидетельствующих о принятии оператором торговой площадки предусмотренных законом мер, не имеется.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 руб. в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.12.2019 по делу N А14-17819/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-17819/2019
Истец: ООО "Аукционы Федерации"
Ответчик: УФАС по Воронежской области
Третье лицо: Беспалов Сергей Николаевич, Корепанов Роман Михайлович, Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области