г. Санкт-Петербург |
|
05 марта 2020 г. |
Дело N А56-33118/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Баженовой Ю.С., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самсоновой Е. В.,
при участии:
от истца: Марков А. А., по доверенности от 05.12.2019; Репринцева О. П., по доверенности от 23.09.2019;
от ответчика: Лапина М. Г., по доверенности от 23.09.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31271/2019) Гатчинской городской и районной общественной организации Всероссийское общество автомобилистов на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.08.2019 по делу N А56-33118/2019 (судья Сайфуллина А.Г.),
принятое по иску Гатчинской городской и районной общественной организации Всероссийское общество автомобилистов к Комитету по управлению имуществом Гатчинского муниципального района об обязании произвести перерасчет арендной платы,
установил:
Гатчинская городская и районная общественная организация Всероссийское общество автомобилистов обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Комитету по управлению имуществом Гатчинского муниципального района (далее - Комитет) об обязании произвести перерасчет арендной платы за 2019 год по договорам аренды земельных участков от 10.07.2000, от 07.03.2007 N 3547-07, от 16.03.2007 N 3553-07, от 16.03.2007 N 3551-07, от 26.06.2007 N3588-07, от 20.01.2009 N3733-09, от 25.08.2010 N3837-10/16 в соответствии с базовой ставкой арендной платы по пункту 2.1 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 28.12.2015 N 520.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.08.2019 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, иск удовлетворить.
Податель жалобы полагает, что расчет арендной платы за 2019 год необходимо производить на основании пункта 2.1 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 28.12.2015 N 520.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца доводы жалобы поддержал.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, сторонами спора заключены договоры аренды земельных участков от 10.07.2000, от 07.03.2007 N 3547-07, от 16.03.2007 N 3553-07, от 16.03.2007 N 3551-07, от 26.06.2007 N3588-07, от 20.01.2009 N3733-09, от 25.08.2010 N3837-10/16, по условиям которых Комитетом - арендодателем предоставлены во временное пользование Гатчинской городской и районной общественной организации Всероссийское общество автомобилистов - арендатору земельные участки для размещения кирпичных, металлических и каменных гаражей (том N 1 л.д. 66, 73, 90,131, том N 2 л.д. 1, 27, 46).
Условия пользования земельными участками, а также размер и порядок внесения арендной платы определен сторонами в разделах 3 договора.
Согласно пункту 3.5 договоров от 07.03.2007 N 3547-07, от 16.03.2007 N 3553-07, от 16.03.2007 N 3551-07, от 26.06.2007 N3588-07, от 20.01.2009 N3733-09, от 25.08.2010 N3837-10/16, арендодатель вправе в одностороннем порядке изменить размер арендной платы в случае изменения методики расчета арендной платы, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством и муниципальными правовыми актами, но не чаще одного раза в год, что оформляется расчетом арендной платы.
Полагая, что расчет арендной платы за 2019 год по договорам аренды земельных участков от 10.07.2000, от 07.03.2007 N 3547-07, от 16.03.2007 N 3553-07, от 16.03.2007 N 3551-07, от 26.06.2007 N3588-07, от 20.01.2009 N3733-09, от 25.08.2010 N3837-10/16 произведен ответчиком на основании пункта 2.4 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 28.12.2015 N520, тогда как, по мнению истца, расчет необходимо производить в соответствии с пунктом 2.1 Порядка, Гатчинская городская и районная общественная организация Всероссийское общество автомобилистов обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы процессуального и материального права, сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является платность землепользования, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Арендная плата за пользование земельными участками, относящимся к государственной или муниципальной собственности, является регулируемой, поэтому стороны обязаны руководствоваться нормативными положениями и установленными ими ставками при аренде земельных участков.
Из материалов дела усматривается, что Комитет по управлению имуществом Гатчинского муниципального района при расчете арендной платы по спорным договорам за 2019 год руководствовался пунктом 2.4 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 28.12.2015 N 520.
Гатчинская городская и районная общественная организация Всероссийское общество автомобилистов считает, что при расчете арендной платы по спорным договорам за 2019 год необходимо руководствоваться пунктом 2.1 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 28.12.2015 N 520.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы на основании следующего.
В отношении земельных участков, расположенных на территории Ленинградской области, Постановлением Правительства Ленинградской области от 28.12.2015 N 520 утвержден Порядок, пунктом 2.4 которого установлено, что при предоставлении земельных участков в аренду в соответствии с областным законом от 14 октября 2008 года N 105-оз "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области" размер арендной платы определяется по формуле: А = 0,12 руб. x S x Кз x Кио x Ку.
В данном случае, судом установлено, что на земельных участках размещены не кооперативные гаражи, следовательно, Комитет правомерно применил при расчете арендной платы за 2019 год пункт 2.4 Порядка.
Таким образом для прочих гаражей следует принимать ставки, установленные пунктом 2.4., составляющие в 2019 году: 44,3217 руб. за кв.м. в г.Гатчина, 25,437 руб. за кв.м. в городских населенных пунктах, 2,8311 руб. за кв.м. в сельских населенных пунктах.
Произвольное установление размера арендной платы за землю без соответствующего экономического обоснования нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности, противоречит принципам федерального законодательства.
Методика определения размера арендной платы не содержит каких-либо льготных ставок (коэффициентов) в отношении категории арендаторов, относящихся к общественным организациям.
Таким образом, внесение изменений в методику расчета размера арендной платы за использование земельных участков, а также разрешение применять базовые ставки при расчете арендной платы за земельные участки под гаражами членов общественной организации - Всероссийское общество автомобилистов как для кооперативных гаражей, без соответствующего экономического обоснования противоречит принципам действующего законодательства.
Исходя из представленных в материалы дела документов, принимая во внимание разъяснения Леноблкомимущества, данные в письме от 07.03.2018 N 11-1552/2018, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что истец является общественной организацией, осуществляющей деятельность в соответствии с уставом, целью которого является объединение граждан для совместного решения задач по безопасному использованию, содержанию, эксплуатации автотранспортных средств, содействие развитию культуры вождения автотранспортных средств и образовательной деятельности в сфере безопасности дорожного движения, а так же защита прав, законных интересов членов общества.
Суд апелляционной инстанции также считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 01.03.2015, пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ в редакции, действующей с 01.03.2015, стоимость аренды земельных участков, государственная собственность, на которые не разграничена, относится к категории регулируемых цен и устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон и предусмотренного договором механизма изменения арендной платы.
Истец, обращаясь с требованием об обязании Комитета произвести перерасчет арендной платы за 2019 год по договорам аренды земельных участков от 10.07.2000, от 07.03.2007 N 3547-07, от 16.03.2007 N 3553-07, от 16.03.2007 N 3551-07, от 26.06.2007 N3588-07, от 20.01.2009 N3733-09, от 25.08.2010 N3837-10/16 в соответствии с базовой ставкой арендной платы, установленной пунктом 2.1 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 28.12.2015 N 520, не представил в материалы дела документы, обосновывающие позицию истца относительно необоснованности произведенного Комитетом расчета арендной платы в соответствии с пунктом 2.4 Порядка.
Что касается договора аренды от 10.07.2000, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Необходимость регулирования арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, была установлена пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 30.10.2001.
Как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 (в редакции постановления от 25.01.2013 N 13), регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу соответствующего федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям, а также если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором.
Договор аренды от 10.07.2000 заключен до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающего необходимость регулирования арендной платы за земельные участки, находящиеся в публичной собственности. При этом из условий договора не следует, что арендодателю было предоставлено право на одностороннее изменение размера арендной платы, на возможность изменения размера арендной платы в связи с изменением соответствующих нормативных правовых актов в договоре также не указано. Напротив, пунктом 5 договора предусмотрена необходимость согласования сторонами изменения размера арендной платы.
При этом пункт 4.1 договора аренды от 10.07.2000 предусматривает право арендодателя изменять размер арендной платы в случае изменения цен на материально - технические ресурсы, а также в соответствии с индексацией и налоговым законодательством.
С учетом изложенного, в удовлетворении иска отказано правомерно.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.08.2019 по делу N А56-33118/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-33118/2019
Истец: ГАТЧИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ И РАЙОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО АВТОМОБИЛИСТОВ
Ответчик: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ ГАТЧИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА