г. Москва |
|
05 марта 2020 г. |
Дело N А41-37938/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Виткаловой Е.Н., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от ОАО "АПК "Старониколаевский": Мигель А.А., представитель по доверенности от 10.01.2020;
от Администрации Рузского городского округа Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства имущественных отношений Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, ТУ ФАУГИ в МО: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ТУ ФАУГИ в МО: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Федерального агентства лесного хозяйства: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ПАО "Московская объединенная электросетевая компания" ПАО "МОЭСК": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от АО "МОСВОДОКАНАЛ": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства экологии и природопользования Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Московско-Окского бассейнового водного управления федерального агентства водных ресурсов: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "АПК "Старониколаевский" на решение Арбитражного суда Московской области от 30.12.2019 года по делу N А41-37938/19, принятое по заявлению ОАО "АПК "Старониколаевский" к Администрации Рузского городского округа Московской области, третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, ТУ ФАУГИ в МО; Федеральное агентство лесного хозяйства, ПАО "Московская объединенная электросетевая компания" ПАО "МОЭСК", АО "МОСВОДОКАНАЛ", Министерство экологии и природопользования Московской области, Московско-Окское бассейновое водное управление федерального агентства водных ресурсов о признании,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "АПК "Старониколаевский" обратилось в суд с заявлением к Администрации Рузского городского округа Московской области со следующими требованиями:
-признать решение об отказе в предоставлении Государственной услуги Администрацией Рузского муниципального района Московской области от 14.03.2019 г. Исх- 420 в предоставлении ОАО "АПК "Старониколаевский" на основании и в порядке ст.36 Земельного кодекса РФ за плату в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:19:0040313:665, площадью 219015+/-164 кв.м. расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, сельское поселение Дороховское, д. Старониколаево, категория земель: Земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, незаконным;
-обязать Администрацию Рузского муниципального района Московской области принять решение о предоставлении в собственность ОАО "АПК "Старониколаевский" на основании и в порядке ст.36 Земельного кодекса РФ за плату в собственность, с размером выкупной цены 2.5 % от кадастровой стоимости, земельного участка с кадастровым номером 50:19:0040313:665, площадью 219015+/-164 кв.м. расположенного по адресу: Московская область. Рузский район, сельское поселение Дороховское, д. Старониколаево, категория земель: Земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства;
-обязать Администрацию Рузского муниципального района Московской области в месячный срок, с момента принятия решения суда подготовить договор купли-продажи на основании и в порядке ст.36 Земельного кодекса РФ за плату в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:19:0040313:665, площадью 219015+/-164 кв.м. расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, сельское поселение Дороховское, д. Старониколаево, категория земель: Земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства и направить ОАО "АПК "Старониколаевский".
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.12.2019 года по делу N А41-37938/19 в удовлетворении заявленных ОАО "АПК "Старониколаевский" требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ОАО "АПК "Старониколаевский" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм процессуального и материального права.
В судебном заседании представитель ОАО "АПК "Старониколаевский" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представители ответчика и третьих лиц, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество является собственником следующих объектов недвижимого имущества:
-Здание: кормоцех, общая площадь 1620,30 кв.м., инв. N 74-14136-17, лит. У, адрес объекта: Московская область, Рузский район, Старониколаевский с.о., д.Старониколаево, о чем в ЕГРП 02.04.2004 сделана запись регистрации 50-01/00-20/2004-62;
-Здание: гараж для автомашин, навес для с/машин, общей площадью 293,80 кв.м.. инв. N 74-14136 5, адрес объекта: Московская область, Рузский район, Старониколаевский с.о., д.Старониколаево, о чем в ЕГРП 02.04.2004 сделана запись регистрации N 50-01 /00-20/200465;
-Здание: коровник, общей площадью 1946,80 кв.м., инв. N 74-14136/4, адрес объекта: Московская область, Рузский район, Старониколаевский с.о., д.Старониколаево, о чем в ЕГРП 02.04.2004 сделана запись регистрации N 50-01/00-20/2004-61;
-Здание: навозохранилище, общей площадью 800 кв.м., инв. N 74-14136/16 адрес объекта: Московская область, Рузский район. Старониколаевский с.о., д.Старониколаево, о чем в ЕГРП 02.04.2004 сделана запись регистрации N 50-01/00-20/2004-59;
-Здание: гараж для автомашин, общей площадью 1095,60 кв.м.. инв. N 74-1413/8, адрес объекта: Московская область, Рузский район, Старониколаевский с.о., д.Старониколаево, о чем в ЕГРП 02.04.2004 сделана запись регистрации N 50-01/00-20/200457;
-Здание: картофелесортировочный пункт, общей площадью 534,70 кв.м., инв. N 74 - 14136/3. адрес объекта: Московская область, Рузский район. Старониколаевский с.о., д.Старониколаево, о чем в ЕГРП 02.04.2004 сделана запись регистрации N 50-01/00-20/200455;
-Здание: картофелехранилище, общей площадью 822,40 кв.м., инв. N 74-14136/4. адрес объекта: Московская область, Рузский район, Старониколаевский с.о., д.Старониколаево, о чем в ЕГРП 02.04.2004 сделана запись регистрации N 50-01/00-20/2004-54;
-Здание: зернохранилище, общей площадью 1076.30 кв.м.. инв. N 74-14136/13, адрес объекта: Московская область, Рузский район, Старониколаевский с.о., д.Старониколаево, о чем в ЕГРП 02.04.2004 сделана запись регистрации N 50-01/00-20 2004-53;
-Здание: корнеплодохранилище 1500 т, обшей площадью 1048,90 кв.м, инв. N 74 - 14136/2, адрес объекта: Московская область, Рузский район, Старониколаевский с.о., д.Старониколаево, о чем в ЕГРП 02.04.2004 сделана запись регистрация N 50-01/00-20/200452;
-Здание: склад горючего, обшей площадью 31.60 кв.м.. инв. N 74-14136-17. адрес объекта: Московская область Рузский район, Старониколаевский с.о., д.Старониколаево, о чем в ЕГРП 02.04.2004 сделана запись регистрации N 50-01/00-20/2004-51;
-Здание: РММ на 70 мест, стоянка для с\машин, общей площадью 616,40 кв.м., инв. N 74-14136-9, адрес объекта: Московская область, Рузский район, Старониколаевский с.о., д.Старониколаево, о чем в ЕГРП 02.04.2004 сделана запись регистрации N 50-01/00-20/200450;
-Здание: коровник, телятник и молочный блок, обшей площадью 3992,60 кв.м., инв. N 74-14136/15, адрес объекта: Московская область, Рузский район, Старониколаевский с.о., д.Старониколаево, о чем в ЕГРП 02.04.2004 сделана запись регистрации N 50-01/00-20/200458;
-Здание: автовесовая 30 т, общей площадью 76,90 кв.м., инв. N 74-14136/7, адрес объекта: Московская область, Рузский район, Старониколаевский с.о., д.Старониколаево, о чем в ЕГРП 02.04.2004 сделана запись регистрации N 50-01/00-20/2004-56;
-Здание: склад минеральных удобрений, обшей площадью 126,70 кв.м., инв. N 74 - 4136-11, адрес объекта: Московская область Рузский район, Старониколаевский с.о., д.Старониколаево, о чем в ЕГРП 02.04.2004 сделана запись регистрации N 50-01/00-20 200460.
Постановлением администрации Рузского муниципального района Московской области от 10.03.2015 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории под объектами недвижимого имущества действующими как производственный центр, для последующего предоставления в собственность за плату
Земельный участок с кадастровым номером 50:19:0040313:665, площадью 219015+/-164 кв.м согласно пункту 2 постановления от 28.05.2010 N 1459 поставлен на кадастровый учет.
Общество 23.01.2019 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена в собственность за плату без проведения торгов" земельного участка с кадастровым номером 50:19:0040313:665.
Уведомлением от 14.03.2019 ИСХ.-420 администрация отказала обществу в предоставлении государственной услуги по следующим основаниям:
-пункт 13.2.40 "Согласно заключения Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области (МГЗ-СМЭВЗ-137603688 от 28.01.2019) земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка. Земельный участок расположен в береговой полосе р. Елица. На основании абз.2 п.2 ст.27 и п.п.14 п.5 ст.27 ЗК РФ испрашиваемый земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте и не предоставляется в частную собственность.";
-пункт 13.2.9 "Согласно информационной системе обеспечения градостроительной деятельности земельный участок имеет наложение на земли лесного фонда (пересечение с сельскими лесами 4,71 %; пересечение с сельским лесом 2018-0,38)".
Считая указанный отказ незаконным, нарушающим права и обязанности общества в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
-решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
-договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статья 39.16 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно данной статье Земельного кодекса, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из указанный в ней оснований, в т.ч. если испрашиваемый земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Отказывая обществу в предоставлении земельного участка в собственность, администрация сослалась на то, что испрашиваемый обществом земельный участок является ограниченным в обороте и не предоставляется в частную собственность, а также на то, что испрашиваемый земельный участок имеет наложение на земли лесного фонда.
Определением Арбитражного суда Московской области от 17.10.2019 суд первой инстанции назначил по делу судебный экспертизу.
Согласно экспертному заключению от 10.12.2019 N 334073 земельный участок с кадастровым номером 50:19:0040313:665 частично расположен в зоне береговой полосы реки Елица.
Площадь части земельного участка, расположенной в зоне береговой полосы реки Елица, составляет 8650 кв.м. (План части земельного участка с кадастровым номером 50:19:0040313:665, вошедшей в состав береговой полосы реки Елица указан в Приложение N 6).
На земельном участке с кадастровым номером 50:19:0040313:665 расположена река Елица (Приложение N 3).
10 частей реки Елица общей площадью 510 кв.м входят в состав земельного участка с кадастровым номером 50:19:0040313:665 (План частей земельного участка с кадастровым номером 50:19:0040313:665, вошедших в состав водного объекта река Елица" указан в Приложение N 5)
Земельный участок с кадастровым номером 50:19:0040313:665 не расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории - I пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Земельный участок с кадастровым номером 50:19:0040313:665 расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории - II пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (Приложение N 3):
-полностью входит в состав II пояса ЗСО в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.11.1971 N 640 (Приложение N 4).
-на основании СанПиН 2.1.4.2625-10 с учетом СанПиН 2.1.4.1110-02 входит частично; часть земельного участка (площадью 200701 кв.м, большая часть участка) входит в состав II пояса ЗСО, установленного от реки Елица (Приложение N 7), часть земельного участка(площадью 89087 м2) входит в состав 2 пояса ЗСО, установленного от реки Москва (расстояние от реки Москва до земельного участка 278 метров) (Приложение N 8).
В соответствии с частью 1 статьи 86 АПК РФ на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дает заключение в письменной форме и подписывает его.
Требования к заключению экспертов предусмотрены частью 2 статьи 86 АПК РФ.
Экспертное заключение оформлено в соответствии с требованиями статей 82, 83, 86 АПК РФ, в нем отражены все предусмотренные частью 2 статьи 86 АПК РФ сведения, экспертное заключение основано на материалах дела, является ясным и полным, противоречия в выводах эксперта отсутствуют. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В экспертном заключении содержатся ответы на поставленные судом вопросы, заключение мотивировано, выводы эксперта предельно ясны, обоснованы исследованными им обстоятельствами, содержат ссылки на представленные судом для производства экспертизы доказательства.
Таким образом, заключение экспертов правомерно признано судом первой инстанции надлежащим доказательством по делу.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Учитывая доказанность того обстоятельства, что испрашиваемый обществом земельный участок является ограниченным в обороте, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы относительно того, что проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы не разработаны и не отображены графически в градостроительных документах, подлежат отклонению ввиду следующего.
В силу абзаца второго пункта 4 и абзаца второго пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, а также границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Согласно апелляционному определению Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 28.11.2018 N 51-АПГ18-21, судебная коллегия, с учетом приведенных норм федерального законодательства, а также анализа положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", установила то, что вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, установленные с соблюдением требований законодательства.
Таким образом наличие в градостроительных документах графического нанесения зон санитарной охраны не является обязательным.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30.12.2019 года по делу N А41-37938/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-37938/2019
Истец: ОАО "АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС "СТАРОНИКОЛАЕВСКИЙ", ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ РУЗСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство имущественных отношений МО
Третье лицо: АО "МОСВОДОКАНАЛ", Министерство экологии и природопользования МО, Московско-Окское бассейное водное управление, ПАО "МОЭСК", Федеральное агенство лесного хозяйства, Администрация Рузского муниципального района Московской области