г. Пермь |
|
05 марта 2020 г. |
Дело N А71-13697/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 марта 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Муравьевой Е.С.,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании по правилам суда первой инстанции дело N А71-13697/2019
по иску Казенного учреждения Удмуртской Республики "Управление автомобильными дорогами Удмуртской республики" (ОГРН 1031800554235, ИНН 1831088158)
к обществу с ограниченной ответственностью "Ветла-оил" (ОГРН 1141832005292, ИНН 1832121136)
о взыскании ущерба,
установил:
Казенное учреждение Удмуртской Республики "Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики" (далее - учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ветла-оил" о взыскании 206 руб. 51 коп. ущерба.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, решением суда от 25.10.2019 года требования удовлетворены.
Ответчик с решением суда не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что ООО "Ветла-оил" является ненадлежащим ответчиком, поскольку в материалах дела есть сведения, что у перевозчика ООО "УДС НЕФТЬ" было специальное разрешение на перевозку груза большой массой и что водитель Тепляков С.А. не являлся работником ответчика, а также, что транспорт находился в аренде у ООО "УДС НЕФТЬ". Учитывая, что пост взвешивания не был стационарным, условие 2.2.2. руководства по эксплуатации весы BA-15 С-2 о том, что указанные весы размещаются в специально оборудованном приямке не было выполнено. Акт N 32 подписан только специалистом ПВК Никулиным А.С. Ни водитель Тепляков С.А., ни инспектора ДПС Шаймарданов И.И. акт не подписали. Истец не является контрольно-надзорным органом, полномочным принимать решение по акту. Истец так и не указал участки дорог, которые использовал для расчета суммы ущерба, в расчете ущерба имеются необъяснимые данные.
Истец в возражениях на дополнения к жалобе просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением от 27.12.2019 суд перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "УДС НЕФТЬ". Стороны извещены, что дело подлежит рассмотрению без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в срок до 07 февраля 2020 года.
От вновь привлеченного третьего лица поступили пояснения по апелляционной жалобе, в которых указано, что третье лицо полностью поддерживает апелляционную жалобу ответчика, указывает, что расчет исковых требований не соответствует положениям действующего законодательства, а также ставит суд в известность, что 30.12.2019 завершена реорганизация в форме присоединения ООО "Ветла-ойл" к ООО "УДС нефть".
Также от третьего лица 23.01.2020 поступили дополнения к пояснению, из которых следует, что расчет неверен, поскольку не соответствует Правилам, с применением нормы, не соответствующей специальному разрешению, соответственно истец пытается взыскать ущерб, уже оплаченный по специальному разрешению.
29.01.2020 от ООО "УДС нефть" поступили дополнения к пояснению, в которых указано на неверное значение применяемого коэффициента Рисх.
От истца никаких пояснений или возражений на пояснения третьего лица не поступило.
Определением от 04.02.2020 судебное разбирательство отложено. Дело назначено к рассмотрению в судебном заседании, о чем стороны извещены.
Явку лица, участвующие в деле, не обеспечили.
От истца поступило заявление о процессуальном правопреемстве, замене ответчика - общество с ограниченной ответственностью "Ветла-оил" (ОГРН 1141832005292, ИНН 1832121136) на его правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "УДС НЕФТЬ" (ОГРН 1151840005690, ИНН 1840040191).
Представлены возражения на возражения ответчика, содержащие пояснения по расчету.
В силу ч. 1 ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Согласно п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В соответствии с п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
До момента внесения записи об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц юридическое лицо сохраняет свою правоспособность, под которой понимается способность иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности в соответствии с его учредительными документами, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В абз. 2 п. 4 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" реорганизация юридического лица в форме присоединения с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной.
Из совокупного толкования изложенных норм материального права следует, что момент перехода к правопреемнику всех прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица и прекращения правоспособности последнего связывается законодателем с моментом внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Согласно общедоступным сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, ООО "УДС нефть" реорганизовано в форме присоединения к нему нескольких юридических лиц.
В отношении ООО "Ветла-оил" 30.12.2019 внесена запись о прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения к ООО "УДС НЕФТЬ".
С учетом изложенного, принимая во внимание, что ответчик реорганизован в форме присоединения к обществу с ограниченной ответственностью "УДС НЕФТЬ", апелляционный суд на основании заявления истца в порядке ст. 48 АПК РФ производит процессуальное правопреемство и заменяет ответчика - общество с ограниченной ответственностью "Ветла-оил" на его правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "УДС НЕФТЬ".
По существу спора судом установлено, что 03 мая 2018 года на пункте весового контроля, расположенном на автомобильной дороге Ижевск-Сарапул 16 км, установлен факт нарушения допустимых весовых параметров транспортным средством - МАН TGS 33480 государственный регистрационный номер У518ТР/18, принадлежащим ООО "Ветла-оил" на праве собственности (свидетельство о регистрации транспортного средства серии 18 45 N 126574, карточка учета транспортного средства).
Поскольку перевозка груза осуществлялась вышеназванным автотранспортом с превышением установленного предельного значения осевой массы транспортных средств, составлен акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось N 32 от 03.05.2018.
На основании данного акта произведен расчет размера вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования, который составил 206 руб. 51 коп.
Не оплата ответчиком в добровольном порядке указанной суммы в счет возмещения вреда, явилось основанием для обращения истца в суд с иском о взыскании 206 руб. 51 коп. ущерба.
Исследовав и оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных в материалы дела доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь данных доказательств в их совокупности, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах).
Согласно пунктам 11 и 13 статьи 11 Закона об автомобильных дорогах, установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда; порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и(или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов; порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и(или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В части 1 статьи 30 названного Закона закреплены случаи временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам. Временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 30 названного Закона).
В силу части 1 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 13той же статьи).
Порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 12 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах).
В соответствии с пунктами 2, 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств; размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от:
а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений, в том числе: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства;
б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог;
в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;
г) базового компенсационного индекса текущего года.
В таблице 2 Приложения к названным Правилам установлен размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Исходя из приведенных положений, превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства наряду с превышением значения предельно допустимой массы транспортного средства является самостоятельными основаниями для возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам.
Из представленных в дело документов и положений действующего законодательства следует, что истец является уполномоченным органом, осуществляющим управление дорогами республиканского значения, наделенного полномочиями по выдаче специальных разрешений на провоз тяжеловесных грузов в с взиманием соответствующей платы в бюджет Удмуртской Республики, по проверке весовых параметров транспортных средств, осуществляющих перевозки грузов, по осуществлению деятельности по расчету, начислению и взиманию платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
Актом N 32 от 03.05.2018 установлено, что при эксплуатации, принадлежащего обществу "Ветла-оил" транспортного средства МАН TGS 33480 государственный регистрационный номер У518ТР/18, находящегося в аренде у ООО "УДС-Нефть", допущено превышение по осевой нагрузке: на четвертую ось 7.51 тонн, с учетом погрешности 7.47 тонн, при допустимой нагрузке 4.50 тонн, на пятую ось 7.61 тонн, с учетом погрешности 7.57 тонн, при допустимой нагрузке 4.50 тонн, на шестую ось 7.69 тонн, с учетом погрешности 7.65 тонн, при допустимой нагрузке 4.50 тонн.
Измерение фактических нагрузок на оси автомобиля произведено посредством автоматических весов N 1714 и N 1850, которые проверены 11.12.2017, что подтверждается свидетельствами о поверке N 198425 и N 198417.
Акт в установленном законом порядке не оспаривался, иного материалы дела не содержат (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 Правил N 934 установлено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Учитывая, что материалами дела подтвержден факт осуществления перевозки тяжеловесного груза по дорогам общего пользования федерального значения с превышением осевой нагрузки транспортного средства, при этом выданное разрешение учитывало минимальные нагрузки на ось, а при взвешивании были выявлены иные, превышающие указанные в спецразрешении осевые нагрузки, и при расчете ущерба определена разница между нагрузками, указанными в спецразрешении, и фактически выявленными, произведенный истцом расчет признается верным.
Доводы ответчика о том, что взыскивается ущерб, который уже оплачен по спецразрешению, признаются несостоятельными.
27.12.2019 в апелляционный суд поступил расчет вреда, который соответствует Правилам N 934. Иного судом не установлено.
С учетом изложенного заявленные учреждением требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению на основании ст. 15, 1067, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 48, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести процессуальное правопреемство, заменив ответчика, общество с ограниченной ответственностью "Ветла-оил" (ОГРН 1141832005292, ИНН 1832121136) на его правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "УДС НЕФТЬ" (ОГРН 1151840005690, ИНН 1840040191).
Решение Арбитражный суд Удмуртской Республики от 25 октября 2019 года, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А71-13697/2019 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "УДС НЕФТЬ" (ОГРН 1151840005690, ИНН 1840040191) в пользу Казенного учреждения Удмуртской Республики "Управлениеавтомобильными дорогами Удмуртской Республики", г. Ижевск (ОГРН 1031800554235, ИНН 1831088158) 206 (двести шесть) руб. 51 коп. ущерба.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "УДС НЕФТЬ" (ОГРН 1151840005690, ИНН 1840040191) в доход федерального бюджета 2000 (две тысячи) руб. государственной пошлины по иску.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Ю.В. Скромова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-13697/2019
Истец: Казенное учреждение Удмуртской Республики "Управление автомобильными дорогами Удмуртской республики"
Ответчик: ООО "Ветла-оил"
Третье лицо: ООО "УДС НЕФТЬ"