г. Киров |
|
05 марта 2020 г. |
Дело N А28-5165/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной Н.Н.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя: Клеценко С.С., действующего на основании доверенности от 21.03.2019,
представителя ответчика: Денисовой Е.Ю., действующей на основании доверенности от 28.05.2019 N 04/130,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кировского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Кировской области от 29.11.2019 по делу N А28-5165/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дамир"
(ИНН: 4345307093, ОГРН: 1114345017588)
к Государственному учреждению - Кировскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
(ИНН: 4348004467, ОГРН: 1024301317920),
о признании недействительными решений от 20.02.2019 N 133 и N 173,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Дамир" (далее - ООО "Дамир", Общество, страхователь) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Кировской области к Государственному учреждению - Кировскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, Отделение) о признании недействительными решений от 20.02.2019:
- N 133 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения,
- N 173 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 29.11.2019 заявленные требования удовлетворены.
Фонд с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, настаивая, что установленные им в ходе проверки обстоятельства и изученные документы свидетельствуют о создании ООО "Дамир" искусственной ситуации, направленной на неправомерное получение средств ФСС, что не было учтено судом первой инстанции, который фактические обстоятельства оценил неверно, нормы материального права к рассматриваемой ситуации применил неправильно, что привело к принятию незаконного решения, которое, по мнению заявителя апелляционной жалобы, подлежит отмене.
ООО "Дамир" в отзыве на апелляционную жалобу против изложенных в ней доводов возражает, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании апелляционного суда 05.03.2020 представители сторон изложили свои позиции по рассматриваемому спору.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области от 29.11.2019 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24.10.2019 ООО "Дамир" обратилось в Фонд за выделением средств на выплату страхового обеспечения в общей сумме 118 637 руб., в связи с чем Отделением была проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2018 по 30.09.2018, по результатам которой составлен Акт проверки N 133/А-ВНиМ от 24.01.2019 и вынесены решения от 20.02.2019:
- N 133 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 118 637 руб.,
- N 173 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 119 975 руб.
Основанием для отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения и непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством послужил вывод Фонда о создании Обществом искусственной ситуации с целью получения денежных средств из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации при отсутствии доказательств фактического осуществлении Волченко В.З. трудовой деятельности, которая состояла с ООО "Дамир" в формальных трудовых отношениях.
ООО "Дамир" с решениями Отделения не согласилось и обратилось с заявлением в суд.
Арбитражный суд Кировской области, руководствуясь Федеральными законами от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ), от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), требования ООО "Дамир" признал правомерными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, выслушав представителей__., исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации гарантируется каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Законодательством определены случаи (социальные страховые риски), с которыми связано осуществление гражданами конституционного права на социальное обеспечение в системе обязательного социального страхования, и установлены в рамках специального правового регулирования соответствующих отношений принципы, правила и особенности различных видов обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В соответствии со статьей 1 Закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с Федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Согласно статье 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 6 Закона N 165-ФЗ организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию.
Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу подпунктов 5, 7, 8, 10, 11 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка являются видом страхового обеспечения.
Исходя из положений статей 7 и 8 Закона N 165-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком, при рождении ребенка, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, являются страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая.
Право граждан на получение пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам закреплено также Законом N 255-ФЗ.
Согласно частям 1, 5 статьи 2 Закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам. При этом лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.
В силу пункта 2 части 1 статьи 7 Закона N 165-ФЗ, части 1 статьи 1.3 Закона N 255-ФЗ одним из видов социальных страховых рисков является утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.
Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с частью 1.1 статьи 7 Закона N 165-ФЗ, пунктом 2 части 2 статьи 1.3 Закона N255-ФЗ признаются беременность и роды, рождение ребенка (детей).
Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен в статье 14 Федерального закона N 255-ФЗ.
На основании части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, одной из основных задач которого является обеспечение гарантированных государством пособий, в том числе пособий при рождении ребенка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9, подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ, статьями 4 и 6 Закона N 81-ФЗ страхователи обязаны выплачивать состоящим с ними в трудовых отношениях застрахованным лицам пособие по беременности и родам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, за счет собственных средств.
В силу статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно статье 3 Закона N 81-ФЗ пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, пособие на рождение ребенка и пособие по уходу за ребенком до полутора лет отнесены к видам государственных пособий гражданам, имеющим детей.
В силу статей 4, 6, 8 Закона N 81-ФЗ женщины, подлежащие государственному социальному страхованию, имеют право на пособие по беременности и родам в размере среднего заработка (дохода) по месту работы. Выплата пособия по беременности и родам осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Страховщик (Фонд социального страхования Российской Федерации и его исполнительные органы) осуществляет контроль за целевым использованием средств обязательного социального страхования и в случаях, установленных законодательством, возмещает страхователям расходы, произведенные на выплату пособий.
Положениями подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Согласно статьям 132 и 135 ТК РФ установление работнику размера заработной платы относится к исключительным полномочиям работодателя.
Из анализа приведенных выше норм права, а также с учетом пункта 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", возмещение средств из Фонда социального страхования Российской Федерации является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание искусственной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.06.2004 N 2901/04).
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами и должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 24.02.2004 N 3-П, судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов.
При этом Фонд не наделен полномочиями по оценке целесообразности тех или иных действий хозяйствующего субъекта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, основанием для отказа страхователю в возмещении спорных расходов послужил вывод Отделения о том, что расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, а именно: ООО "Дамир", злоупотребив своими правами, создало искусственную ситуацию, целью которой являлось получение денежных средств из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
С 01.08.2018 Волченко В.З. был предоставлен отпуск по беременности и родам на 125 календарных дней по 03.12.2018 и начислено пособие по беременности и родам на основании листка нетрудоспособности N 307681596187, что подтверждает наступление страхового случая.
Спора по арифметическому расчет пособия между сторонами не имеется.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции генеральный директор ООО "Дамир" пояснил, что должность заместителя генерального директора была вакантна с 2017 года. На данную должность требовался работник на неполный рабочий день, заработная плата, соответственно, предлагалась небольшая. В связи с необходимостью безотлагательного ведения кадровой работы, деловой переписки, составления различных документов, связанных с деятельностью фирмы, возникла острая потребность в кадрах.
Ранее Волченко В.З. работала в иных организациях инспектором отдела кадров, менеджером по персоналу, секретарем-референтом, секретарем руководителя. Волченко В.З. имеет высшее образование (квалификация биолог, преподаватель по специальности "биология"), прошла обучение по повышению квалификации по программе "Возрастная и педагогическая психология".
В период с 01.06.2018 по 31.07.2018 Волченко В.З. осуществляла трудовую деятельность в ООО "Дамир".
Согласно должностной инструкции заместителя генерального директора, утвержденной 01.06.2018, к должностным функциям относятся: контроль своевременности представления директору установленной отчетности; делегирование и поручение решения определенных вопросов другим должностям; утверждение штатного расписания; установление должностных окладов, надбавок; ведение надзора за организацией работы по стимулированию персонала; принятие мер по разрешению вопросов, относящихся к финансово-экономической и производственной деятельности; содействие выполнению задач, связанных с текущей организационно-исполнительной работой организации; обеспечение выполнения в полной мере обязательств предприятия перед поставщиками, заказчиками, кредиторами, а также хозяйственных, трудовых договоров; принятие мер по своевременному заключению хозяйственных и финансовых договоров, обеспечение выполнения договорных обязательств; принятие мер по совершенствованию планирования экономических показателей деятельности организации, по созданию и совершенствованию нормативов трудовых затрат, использованию производственных мощностей, расходованию товарно-материальных ценностей; контроль ведения учета расходования и поступления средств, использования товарно-материальных ценностей; реализация мер по соблюдению бережливого отношения к материалам, трудовым и финансовым ресурсам; контроль соблюдения финансовой дисциплины.
Фактическое выполнение Волченко В.З. трудовых функций подтверждается материалами дела:
- табелями учета рабочего времени, подписанными Волченко В.З.,
- перепиской Волченко В.З. по электронной почте,
- коммерческими предложениями, подготовленными и направленными Волченко В.З. адресатам,
- копиями договоров, заключенных в результате рассмотрения коммерческих предложений,
- письмами организаций и индивидуальных предпринимателей, которые подтвердили факт получения в июне-июле 2018 коммерческого предложения,
- товарными чеками от 19.06.2018 и 04.07.2018, подтверждающими факт приобретения Волченко В.З. канцелярских товаров,
- проектами договоров и заявлений, подготовленных Волченко В.З. в рамках исполнения поручений генерального директора.
Общество пояснило также, что при осуществлении своей деятельности оно пользовалось электронной торговой площадкой "Сбербанк ACT - Автоматизированная система торгов", в которой была создана учетная запись на имя руководителя ООО "Дамир" Кайгородова Дениса Михайловича. Вход в учетную запись осуществлялся при помощи электронной цифровой подписи Кайгородова Дениса Михайловича. В период своей работы Волченко В. З. оказывала содействие при составлении заявок-спецификаций и других документов, представляемых на электронную торговую площадку. Авторизация в электронной торговой площадке осуществлялась с персонального компьютера, за которым работала Волченко Виктория Заурбековна.
К личному кабинету Кайгородова Д. М. привязан адрес электронной почты a785659@mail.ru, которым пользовались Волченко В.З. и другие работники ООО "Дамир" при работе с электронной торговой площадкой. На адрес данной электронной почты приходили уведомления о ходе рассмотрения документов и заявок.
Таким образом, судом первой инстанции был сделан правильный вывод о наличии трудовых отношений между ООО "Дамир" и Волченко В.З., а также о выполнение Волченко В.З. своих трудовых обязанностей.
Также апелляционный суд обращает внимание заявителя жалобы, что целесообразность принятия новых работников и определение порядка осуществления своей деятельности является прерогативой ООО "Дамир" и не входит в компетенцию Фонда.
При таких обстоятельствах апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о недоказанности Отделением действий страхователя по созданию искусственной схемы, направленной на неправомерное получение средств ФСС и считает, что у Фонда не имелось оснований для отказа страхователю в возмещении спорных сумм расходов на выплату пособий застрахованному лицу.
Довод заявителя апелляционной жалобы о злоупотреблении страхователем своими правами подлежит отклонению по причине недоказанности недобросовестного поведения ООО "Дамир".
Рассмотрев жалобу Отделения, апелляционный суд считает, что в обоснование своей позиции заявитель жалобы фактически настаивает на иной трактовке норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и установленных по делу обстоятельств, что в отсутствие доводов, опровергающих выводы, сделанные судом первой инстанции, не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Предлагаемая Фондом оценка и трактовка документов, представленных страхователем, а также обстоятельств, фактически имевших место в деятельности ООО "Дамир", позицию Отделения по жалобе также не подтверждает и о наличии в действиях страхователя признаков злоупотребления правом не свидетельствует.
Довод Фонда о представлении ООО "Дамир" в судебные заседания суда первой инстанции новых документов, апелляционный суд не принимает, так как Общество, также как и Фонд, в качестве лица, участвующего в рассмотрении дела, имеет право представлять доказательства в подтверждение своей позиции по делу.
Иные доводы жалобы о незаконности обжалуемого судебного акта также не свидетельствуют.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Кировской области от 29.11.2019 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального права и с учетом фактических обстоятельств по делу. Оснований для удовлетворения жалобы Фонда по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 29.11.2019 по делу N А28-5165/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кировского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН: 4348004467, ОГРН: 1024301317920) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-5165/2019
Истец: ООО "Дамир"
Ответчик: ГУ Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Третье лицо: Представитель истца Клеценко Сергей Сергеевич, представитель истца Чистов Александр Анатольевич