город Томск |
|
5 марта 2020 г. |
Дело N А02-2071/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2020 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Павлюк Т.В.,
Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А. с использованием видеоконференц-связи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Крестьянского хозяйства "Фокин" (N 07АП-129/2020) на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 28.11.2019 по делу N А02-2071/2017 (судья Борков А.А.) по заявлению Крестьянского хозяйства "Фокин" (ОГРН 1020400665560, ИНН 0408002357, ул. Центральная, д. 13, с. Алферово, Майминский район, Республика Алтай) к Исполнительно-распорядительному органу местного самоуправления - администрации города Горно-Алтайска (ОГРН 1030400726938, ИНН 0411112575, пр-т Коммунистический, д. 18, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай) о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставлении земельного участка и обязании в течение 5 дней с момента вынесения решения согласовать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной в целях установления границ земельного участка с условным номером 04:01:011201:160:ЗУ1 площадью 665904 кв. м.
С участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно заявленного спора, муниципального учреждения "Управление имущества, градостроительства и земельных отношений г. Горно-Алтайска" (пр-т Коммунистический, д. 18, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай).
Путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Алтай в заседании участвовали представители:
от Администрации города Горно- Алтайска:Чонина Т.В. по доверенности от 14.05.2019 (на 1 год),
от третьего лица - муниципального учреждения "Управление имущества, градостроительства и земельных отношений г. Горно-Алтайска": Майманова С.А. по доверенности от 09.01.2020 (на 1 год).
УСТАНОВИЛ:
крестьянское хозяйство "Фокин" (далее - КХ "Фокин") обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай к Исполнительно-распорядительному органу местного самоуправления - администрации города Горно-Алтайска (далее - Администрация) с заявлением о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставлении земельного участка, обязании в течение 5 дней с момента вынесения решения согласовать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной в целях установления границ земельного участка с условным номером 04:01:011201:160:ЗУ1, площадью 665904 кв.м.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное учреждение "Управление имущества, градостроительства и земельных отношений г. Горно-Алтайска" (далее - Учреждение).
Решением от 28.11.2019 Арбитражного суда Республики Алтай в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе КХ "Фокин" просит состоявшийся судебный акт отменить полностью, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что судом первой инстанции необоснованно сделан вывод о том, что земельный участок, за схемой расположения которого обратился заявитель, на кадастровый учет не поставлен, права КХ "Фокин" на него не зарегистрированы, в связи с чем несостоятельны доводы заявителя о неприменении в рассматриваемом случае подпункта 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), поскольку спорный участок не является вновь образуемым.
Земельный участок был представлен КХ "Фокин" на основании договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 29.01.1993 N 1, действующее на тот период законодательство не предусматривало его постановку на кадастровый учет и регистрацию права.
Отказав в согласовании схемы расположения земельного участка, Администрация лишила заявителя всех прав, принадлежащих ему как арендатору, втом числе права выкупа его в собственность.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что территориальные зоны Ж-3 (зона жилой застройки) и Р-1 (рекреационная зона отдыха) размещены именно в границах земельного участка, за схемой расположения которого обратился заявитель.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация просит состоявшийся судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Отзыв на апелляционную жалобу от третьего лица к началу судебного заседания не поступил.
В судебном заседании представители Администрации и Учреждения возражали против удовлетворения жалобы.
КХ "Фокин", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции, представлено ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с плановым лечением в условиях стационара его представителя. Судом указанное ходатайство оставлено без удовлетворения в связи с отсутствием оснований для отложения судебного заседания, поскольку КХ "Фокин" не представлено доказательств невозможности направления в судебное заседание иного представителя и наличием возражений представителей Администрации и Учреждения против удовлетворения ходатайства.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1, 3 и 5 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя КХ "Фокина".
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Республики Алтай в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей Администрации и Учреждения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, заявителю по договору от 29.01.1993 N 1 был предоставлен в аренду с правом последующего выкупа земельный участок общей площадью 65,1 га сроком на 25 лет в соответствии с планом земель, предоставленных в аренду (приложение N 1 к договору).
В ответ на заявление Фокина Н.М. от 21.07.2017 о согласовании схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале 04:01:011201 письмом Администрации от 22.09.2017 N Ф-607 отказано в согласовании схемы расположения земельного участка общей площадью 665 904 кв. м.
В обоснование отказа указала на то, что согласно территориальному зонированию в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Горно-Алтайска, утвержденными решением Горно-Алтайского городского совета депутатов от 15.09.2005 N 29-З, часть земельного участка с кадастровым номером 04:01:011201:160 находится в зоне Ж3 - зона жилой застройки. Данная территориальная зона предназначена для низкоплотной застройки усадебными и жилыми домами блокированной застройки до 3-х этажей, в которой допускается размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам. Часть земельного участка расположена в зоне Р1 - рекреационная зона отдыха общегородского значения с преимущественным размещением городских объектов отдыха, зеленых насаждений общего пользования и объектами обслуживания культурного и спортивно-оздоровительного назначения. Указанная территориальная зона предназначена для размещения объектов, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения.
Считая отказ незаконным, КХ "Фокин" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что данный отказ соответствует подпункту 4 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем признается судом законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения таких требований является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение им прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 4 статьи 200, части 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки предоставляются на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Органы местного самоуправления распоряжаются в силу статьи 11 ЗК РФ земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также с учетом абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации определены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с положениями статьи 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель (пункт 1).
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В целях предоставления несформированного земельного участка необходимо его образование, первичным в котором является подготовка схемы расположения земельного участка (подпункт 1 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Отказывая крестьянскому хозяйству в согласовании схемы расположения земельного участка, Администрация указала, что согласно территориальному зонированию в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Горно-Алтайска, утвержденными решением Горно-Алтайского городского совета депутатов от 15.09.2005 N 29-З, часть земельного участка с кадастровым номером 04:01:011201:160 находится в зоне Ж3 - зона жилой застройки. Данная территориальная зона предназначена для низкоплотной застройки усадебными и жилыми домами блокированной застройки до 3-х этажей, в которой допускается размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам. Часть земельного участка расположена в зоне Р1 - рекреационная зона отдыха общегородского значения с преимущественным размещением городских объектов отдыха, зеленых насаждений общего пользования и объектами обслуживания культурного и спортивно-оздоровительного назначения. Указанная территориальная зона предназначена для размещения объектов, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения.
Из материалов дела усматривается, что спорный земельный участок с условным номером 04:01:011201:160:ЗУ1 на кадастровый учет как самостоятельный объект недвижимости не поставлен, право аренды КХ "Фокина" не зарегистрировано, в связи с чем несостоятельны доводы заявителя о неприменении в рассматриваемом случае подпункта 4 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, поскольку спорный участок не является вновь образуемым.
Отклоняя доводы КХ "Фокина" о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что территориальные зоны Ж-3 (зона жилой застройки) и Р-1 (рекреационная зона отдыха) размещены именно в границах земельного участка, за схемой расположения которого обратился заявитель, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В рамках дела N А02-500/2018 по иску КХ "Фокин" к исполнительно-распорядительному органу местного самоуправления - администрации города Горно-Алтайска, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об обязании снять с государственного кадастрового учета земельные участки по ходатайству истца судом назначалась землеустроительная экспертиза, на разрешение эксперта был поставлен вопрос: имеются ли наложения границ земельных участков с кадастровыми номерами 04:01:011201:2472 и 04:01:011201:2481 на границы земельного участка, определенные в схеме расположения земельного участка 04:01:011201:160ЗУ1.
В заключении эксперта от 09.11.2018 N 0508/24102018/А02-500/2018 указано на то, что имеется наложение границ земельного участка с кадастровым номером 04:01:011201:2472 на границы земельного участка, определенные в схеме расположения земельного участка 04:01:011201:160ЗУ1 в юго-восточной части на площадь, равную 1 216,8 кв. м; имеется наложение границ земельного участка с кадастровым номером 04:01:011201:2481 на границы земельного участка, определенные в схеме расположения земельного участка 04:01:011201:160ЗУ1 в северо-западной части на площадь, равную 5 882,3 кв. м.
По результатам экспертизы суд первой инстанции пришел к выводу, что земельные участки с кадастровыми номерами 04:01:011201:2472 и 04:01:011201:2481 полностью либо частично пересекаются с земельным участком с номером 04:01:011201:160ЗУ1.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из Правил землепользования и застройки в городе Горно-Алтайске, в том числе карты территориального зонирования муниципального образования "город ГорноАлтайск", являющейся приложением к данным Правилам, утвержденным решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 15.09.2005 N 29-р, усматривается, что предполагаемый к образованию земельный участок находится в зоне Ж3 - зона жилой застройки, при этом часть земельного участка расположена в зоне Р1 - рекреационная зона отдыха общегородского значения с преимущественным размещением городских объектов отдыха, зеленых насаждений общего пользования и объектами обслуживания культурного и спортивно-оздоровительного назначения.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что отказ в согласовании схемы расположения земельного участка общей площадью 665 904 кв.м, изложенный в письме Администрации от 22.09.2017 N Ф-607, соответствует указанным выше нормам права, а именно подпункту 4 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ и не нарушает права и законные интересы КХ "Фокин", в связи с чем признается судом законным и обоснованным, а, следовательно, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 рублей за подачу апелляционной жалобы на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится судебной коллегией на заявителя, а в оставшейся части подлежит возврату из бюджета как излишне уплаченная в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 104, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 28.11.2019 по делу N А02-2071/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Крестьянского хозяйства "Фокин" - без удовлетворения.
Возвратить Шевцову Александру Витальевичу из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей по чеку - ордеру от 24.12.2019 номер операции 4993.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-2071/2017
Истец: КФХ "Фокин"
Ответчик: Исполнительно-распорядительный - администрация города Горно-Алтайска
Третье лицо: МУ "Управление имущества, градостроительства и земельных отношений г. Горно-Алтайска", Швецов Александр Витальевич