город Воронеж |
|
03 марта 2020 г. |
Дело N А14-14389/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем Малюгиным П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.11.2019 по делу N А14-14389/2019 (судья Симонова И.В.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВоронежТехноГазСервис" (ОГРН 1043600003260, ИНН 3665043553) о признании незаконным отказа управления Федеральной службы кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254, ИНН 3664062360) от 17.07.2019N КУВД-001/2018-4557158/4 в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ВоронежТехноГазСервис": Герасименко Ю.В., представитель по доверенности от 11.02.2020 сроком на один год;
от управления Федеральной службы кадастра и картографии по Воронежской области - представители не явились, надлежаще извещено,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ВоронежТехноГазСервис" (далее - ООО "ВоронежТехноГазСервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным отказа управления Федеральной службы кадастра и картографии по Воронежской области (далее - управление Росреестра по Воронежской области, управление, регистрирующий орган) от 17.07.2019 N КУВД001/2018-4557158/4 в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - наружный газопровод среднего давления по адресу г. Воронеж ул. Газовая д. 1А.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 26.11.2019 заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, управление Росреестра по Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Указывает на применение судом области закона, не подлежащего применения к спорным правоотношениям - ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и п.1 ст.5.1 Закона Воронежской области от 07.07.2006 N 61-ОЗ "О регулировании градостроительной деятельности в Воронежской области" (далее - Закон ВО от 07.07.2006 N 61-ОЗ, Закон ВО N 61-ОЗ), поскольку газопровод не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота и не обладает качествами самостоятельного объекта недвижимости. Таким образом, данный объект не подлежит постановке на государственный кадастровый учет, а право собственности на него не подлежит государственной регистрации независимо от его физических характеристик и возможного наличия элементов, обеспечивающих прочную связь с земельным участком.
В судебном заседании представитель ООО "ВоронежТехноГазСервис" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение суда области без изменения.
Управление Росреестра по Воронежской области в судебное заседания явку своих представителей не обеспечило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
28.09.2018 ООО "ВоронежТехноГазСервис" обратилось в управление Росреестра по Воронежской области с заявлением MFC-0309/2018-38745-1 о постановке на государственный кадастровый чет и государственной регистрации права в связи с созданием, образованием объекта недвижимости - наружный газопровод среднего давления протяженностью 73,0 м. по адресу г. Воронеж, ул.Газовая, д.1А.
Уведомлением от 27.11.2018 постановка на государственный кадастровый учет и государственная регистрация права была приостановлена на срок до 27.02.2019, поскольку наружный газопровод среднего давления не является самостоятельным объектом гражданских правоотношений, а также в связи с непредставлением технического плана в отношении спорного объекта.
17.07.2019 управлением Росреестра по Воронежской области было принято решение об отказе в государственной регистрации права и в государственном кадастровом учете спорного объекта.
Основанием для отказа в осуществлении регистрационных действий послужили выводы регистрирующего органа о том, что подводящий газопровод, транспортирующий газ к конкретному потребителю (предприятию) по технологическому назначению не может быть идентифицирован как "газораспределительная система", поскольку является ее частью. Соответственно, наружный газопровод среднего давления не является самостоятельным объектом гражданских правоотношений.
Полагая данный отказ незаконным, нарушающим его права и законные интересы, ООО ВоронежТехноГазСервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости, Закон N 218-ФЗ).
Статьей 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Законом порядке.
В части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ перечислены документы, являющиеся основаниями для осуществления государственной регистрации прав, к которым, в том числе, относятся: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Порядок осуществления государственной регистрации прав регламентирован статьей 29 Закона N 218-ФЗ и включает в себя следующие стадии: прием заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; возврат прилагаемых к заявлению о государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 названного Закона; проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав; внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных названным Законом сведений, необходимых для осуществления государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных главой 3 названного Закона, либо уведомление об отказе в осуществлении государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных главой 3 Закона, либо уведомление о прекращении государственной регистрации прав; выдача документов после осуществления государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственной регистрации прав, либо после прекращения государственной регистрации прав.
В силу положений части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случаях, в частности, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Основанием для отказа в государственной регистрации прав является, как это следует из статьи 27 Закона N 218-ФЗ, неустранение в течение срока приостановления государственной регистрации причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, указанных в статье 26 названного Закона.
Согласно части 1 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи.
Частью 10 статьи 40 Закона о регистрации установлено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Пунктом 17 статьи 51 ГрК РФ установлено, что в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, получение разрешения на строительство не требуется.
в силу требований пункта 10.1 статьи 1 ГрК рФ линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Исходя из установленных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления", "ГОСТ Р 53865-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Термины и определения" понятий, объектом недвижимости, входящим в Единую систему газоснабжения, может быть как имущественный комплекс, представляющий собой сеть газораспределения или сеть газопотребления, так и отдельные сооружения - газопроводы, разновидностью которых является наружный газопровод среднего давления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Пунктом 6 в указанный перечень включены газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа включительно, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Согласно представленным в материалы дела документам (техническому плану сооружения, разрешению на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитутов с целью размещения объектов, акту приёмки строительством объекта газораспределительной системы) заявленный к государственной регистрации объект представляет собой наружный (подземный и наземный) газопровод-ввод среднего давления - 0,3 МПа протяжённостью 73 м., а, соответственно, подпадает под указанный выше перечень и является самостоятельным объектом недвижимости.
Законом Воронежской области от 07.07.2006 N 61-03 в пункте 1 статьи 5.1 предусмотрены такие случаи. В частности, выдача разрешения на строительство на территории Воронежской области не требуется:
- при строительстве и (или) реконструкции подземных, надземных, наземных газопроводов проектным рабочим давлением до 0,3 мегапаскаля включительно с диаметром до 200 миллиметров, в том числе газопроводов-вводов от точки присоединения к распределительному газопроводу до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления, при условии, что расстояние, измеренное по прямой линии, составляет не более 200 метров, и сооружений на них, а также при строительстве средств электрохимической защиты от коррозии данных газопроводов, не выходящих за пределы элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона);
- при строительстве и (или) реконструкции подземных, надземных, наземных газопроводов проектным рабочим давлением от 0,3 до 1,2 мегапаскаля включительно, пунктов редуцирования газа, средств электрохимической защиты от коррозии газопроводов и иных сооружений, не выходящих за пределы элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона).
Права на объекты, соответствующие признакам, установленным в статье 5.1 Закона Воронежской области от 07.07.2006 N 61-03, подлежат государственной регистрации в соответствии с указанными выше положениями и на основании предоставленных документов.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерном применении указанных положений градостроительного законодательства подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норма права применительно к фактическим обстоятельствам дела.
Понятие недвижимого объекта раскрывается в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в пункте 1 которой содержится указание на то, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
При разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью в каждом конкретном случае следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.
По смыслу указанных положений гражданского законодательства право собственности может быть зарегистрировано в ЕГРП лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
Правовой статус объекта связан с его функциональным назначением.
Как усматривается из представленных в дело документов, заявленные на государственную регистрацию газопроводы-вводы являются самостоятельными объектами недвижимости.
Регистрация совокупности объектов в качестве единого комплекса в соответствии со статьей 133.1 ГК РФ является правом, а не обязанностью правообладателя.
Поскольку права на все заявленные объекты подлежат государственной регистрации, и регистратору были представлены все необходимые документы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленного требования.
Выводы суда соответствуют правовой позиции, сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.12.2016 N 310-КГ16-17068.
Аналогичные выводы признаны верными Арбитражным судом Центрального округа по делу N А14-21720/2018.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Вопрос о распределении государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом не решается, поскольку в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.11.2019 по делу N А14-14389/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-14389/2019
Истец: ООО "ВоронежТехноГазСервис"
Ответчик: Управление Росреестра по Воронежской области