г. Саратов |
|
05 марта 2020 г. |
Дело N А12-20987/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Борисовой Т.С., Никольского С.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мальцевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Волгоградской области апелляционную жалобу Департамента муниципального имущества администрации Волгограда на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 ноября 2019 года по делу N А12-20987/2019,
по иску Департамента муниципального имущества администрации Волгограда, (ИНН 3444074200, ОГРН 1023403446362, адрес регистрации: 400066 Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Волгодонская, д.16),
к обществу с ограниченной ответственностью "Концессии водоснабжения", (ИНН 3460019060, ОГРН 1143443032468, адрес регистрации: 400050 Волгоградская область, г. Волгоград, ул. им. Пархоменко, дом 47А),
о взыскании задолженности, пени,
при участии в судебном заседании в Арбитражном суде Волгоградской области:
- представитель Департамента муниципального имущества администрации Волгограда - Кузнецова Л.В., по доверенности от 07.05.2019 N 35.
- представитель общества с ограниченной ответственностью "Концессии водоснабжения" - Щегарева Е.В., по доверенности от 16.12.2019 N 14-00,
УСТАНОВИЛ:
Департамент муниципального имущества администрации Волгограда (далее истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области к обществу с ограниченной ответственностью "Концессии водоснабжения" (далее ответчик) с исковым заявлением о взыскании задолженности по уплате арендной платы по договору аренды земельного участка N 187-М от 20.11.2015 за период с 08.06.2015 по 30.04.2019 в размере 18 588 руб. 06 коп., неустойки за период с 20.11.2015 по 30.04.2019 в размере 12 625 руб. 99 коп.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15 ноября 2019 года по делу N А12-20987/2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Департамент муниципального имущества администрации Волгограда обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит состоявшийся по делу судебный акт отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебном заседании представители сторон поддержали позицию по делу.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
08.06.2015 муниципальным образованием городской округ город-герой Волгоград (концедент), муниципальным унитарным предприятием "Городской водоканал г. Волгограда" (предприятие) и обществом с ограниченной ответственностью "Концессии водоснабжения" (концессионер) заключено концессионное соглашение (том 1 л.д. 73-93).
По условиям концессионного соглашения (п. 1.1) концессионер обязался за свой счет в порядке, в сроки и на условиях, установленных соглашением:
- обеспечить проектирование, создание, реконструкцию и ввод в эксплуатацию недвижимого и технологически связанного с ним движимого имущества, входящего в объект соглашения, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту;
- осуществлять холодное водоснабжение и водоотведение, включая водоподготовку, очистку сточных вод, с использованием объекта Соглашения и иного имущества,
а концедент обязался предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения и иным имуществом для осуществления указанной деятельности.
20.11.2015 администрацией Волгограда (арендодатель) и ООО "Концессии водоснабжения" (арендатор) заключен договор аренды N 187-М от 20.11.2015 (том 1 л.д. 21-24).
В преамбуле договора аренды указано, что он заключен на основании концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры (централизованные системы холодного водоснабжения и водоотведения) на территории муниципального образования городского округа город-герой Волгоград) от 08.06.2015.
В соответствии с пунктом 1.1 договора арендодатель предоставил, а арендатор принял в пользование земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 34:03:130004:2511, площадью 342 кв.м., расположенный по адресу: г.Волгоград, Дзержинский район, пос.Аэропорт, 12а.
Участок предоставлен для эксплуатации административного здания. На участке имеется административное здание. (пункты 1.2, 1.3 договора).
На основании пункта 2.1. договор распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 08.06.2015 (дата подписания концессионного соглашения).
Согласно пункту 2.3 договора арендатор обязался вносить ежегодную арендную плату, определяемую в соответствии с пунктом 2.9 раздела 2 договора.
В приложении к договору приведен расчет годовой арендной платы на 2015 год 5 107 руб. 24 коп. исходя из кадастровой стоимости земельного участка, на основании решения Волгоградской городской Думы от 16.07.2013 N 79/2438 "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда", постановления Губернатора Волгоградской области от 18.12.2014 N 253 "Об установлении коэффициента индексации, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области", с учетом кадастрового паспорта земельного участка от 25.05.2015 (том 1 л.д. 24).
В соответствии с пунктом 2.5 договора арендная плата вносится арендатором ежемесячно равными частями до 10-го числа текущего месяца.
Как указывает истец, общество ненадлежащим образом исполняло обязанности по внесению арендной платы, в связи с чем у него образовалась задолженность за период с 08.06.2015 по 30.04.2019 в размере 18 588 руб. 06 коп.
В претензионном порядке задолженность не погашена.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Волгоградской области исходил из того, что по спорному договору аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и предоставленного на основании концессионного соглашения ООО "Концессии водоснабжения" годовой размер арендной платы на 2015-2019 гг. установлен 1 рублю, арендная плата внесена обществом в полном объеме, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, аналогичных, приведенным в обоснование иска, Департамент муниципального имущество указывает, что спорный земельный участок не занят объектами коммунальной инфраструктуры, поэтому оснований для применения п. 2.1.2 решения Волгоградской городской Думы от 15.12.2015 N 37/1155, п. 1.1 решения Волгоградской городской Думы от 23.12.2016 N 52/1506, абз. 2 пп. 2.1.2. решения Волгоградской городской Думы от 11.07.2018 N 68/2048 не имеется.
Приведенный в жалобе довод получил надлежащую оценку в судебном акте и обоснованно отклонен, как несостоятельный в силу следующего.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Этой же нормой установлено, что концессионным соглашением может предусматриваться предоставление концедентом во владение и в пользование концессионера имущества, принадлежащего концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (далее - иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество). В этом случае концессионным соглашением устанавливаются состав и описание такого имущества, цели и срок его использования (эксплуатации) концессионером, порядок возврата такого имущества концеденту при прекращении концессионного соглашения. Концессионным соглашением могут устанавливаться обязательства концессионера в отношении такого имущества по его модернизации, замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, иному улучшению характеристик и эксплуатационных свойств такого имущества, а также по осуществлению за свой счет страхования риска его случайной гибели и (или) случайного повреждения.
Постановлением главы администрации Волгограда N 877 от 25.06.2015 ООО "Концессии водоснабжения" определена гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения Волгограда и установлена зона её деятельности - в границах городского округа город-герой Волгоград с 01.07.2015.
08.06.2015 заключено Концессионное соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры (централизованные системы холодного водоснабжения и водоотведения) на территории муниципального образования городского округа город-герой Волгоград (далее по тексту - Концессионное соглашение) (том 1 л.д. 73-93).
В силу п. 2.1. Концессионного соглашения Объектом Соглашения является система коммунальной инфраструктуры, а именно централизованные системы водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования городской округ город-герой Волгоград, предназначенная для осуществления деятельности, указанной в пункте 1.1. настоящего соглашения. Согласно п. 2.2. Концессионного соглашения сведения о составе и описании объектов имущества в составе Объекта Соглашения приведены в Приложении N 1 к Соглашению.
Пунктом 6.1 Концессионного соглашения закреплена обязанность концедента предоставить концессионеру земельные участки, на которых располагаются или будут расположены объекты имущества в составе Объекта Соглашения и которые необходимы для осуществления концессионером деятельности по настоящему Соглашению в соответствии с пунктом 1.1 настоящего Соглашения.
Администрацией Волгограда заключены с ООО "Концессии водоснабжения" договоры аренды земельных участков, на которых расположены объекты коммунальной инфраструктуры, переданные обществу по концессионному соглашению от 08.06.2015, в том числе и спорный договор от 20.11.2015 N 187-М аренды земельного участка (кадастровый номер 34:03:130004:2511), расположенный по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, пос. Аэропорт, 12а (том 1 л.д. 21-24).
Согласно п. 1.2. указанного договора участок предоставлен для эксплуатации здания финского дома. В соответствии с п. 1.3. договора на земельном участке имеется здание финского дома.
Из содержания приложения N 7 к концессионному соглашению следует, что на земельном участке с кадастровым номером 34:03:130004:2511 расположено здание финского дома (том 1 л.д. 91-92).
Согласно приложению N 3 (пункт 153) к концессионному соглашению объект недвижимого имущества, перечисленный в пункте 1.3 договора аренды N 187-М от 20.11.2015, передан ответчику в составе иного имущества (том 1 л.д. 88).
Из содержания пунктов 2.1 и 2.4 концессионного соглашения следует вывод о том, что объекты, переданные концессионеру по концессионному соглашению в составе иного имущества (в том числе объекты, расположенные на земельном участке, переданном по спорному договору аренды) являются неотъемлемой частью системы коммунальной инфраструктуры Волгограда, предназначенной для осуществления деятельности по оказанию услуг холодного водоснабжения и водоотведения в границах данного муниципального образования. Данный вывод в полной мере соотносится с определениями понятия "система коммунальной инфраструктуры", предусмотренными ст. 2 ФЗ от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и п. 24 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, на которые ссылается истец в возражениях на отзыв. Доказательств обратного в материалы дела истцом не представлено.
Таким образом, у суда имелись законные основания прийти к выводу, что годовая арендная плата по договору аренды земельного участка N 187-М от 20.11.2015 за период 2015-2019 г.г., составляла 1 руб. в год. Арендная плата за спорный период внесена обществом в полном объеме, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями (том 1 л.д. 53-55).
Приведенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к иной оценке заявителем юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения возникшего спора.
Между тем по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определен круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу; правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения; дана оценка всем имеющимся в материалах дела доказательствам с соблюдением требований части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для переоценки выводов суда по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 ноября 2019 года по делу N А12-20987/2019 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба Департамента муниципального имущества администрации Волгограда - без удовлетворения.
Департамент муниципального имущества администрации Волгограда в соответствии со статьей 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, судебной коллегией не разрешается.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 ноября 2019 года по делу N А12-20987/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-20987/2019
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
Ответчик: ООО "КОНЦЕССИИ ВОДОСНАБЖЕНИЯ"